Герои

Кина не будет? Молодая режиссер учит детей из интерната делать мультики, но денег на это больше нет

Помогаем проекту Особенная мультстудия
Собрано...
)Помочь

Молодая девушка Маша Иванова, художник-мультипликатор «Беларусьфильма», попала в детский психоневрологический интернат в Новинках (Минск) случайно — еще шесть лет назад. Один раз заглянула детей проведать и впечатлилась. Тому, что ребята, которые там живут, большую часть жизни проводят в четырех стенах. Маша решила сделать их жизнь ярче — она стала делать вместе с ними мультики. Занятия переросли в целую студию, куда сегодня ходят заниматься и самые обычные дети. Правда, в этом году оказалось, что запуск нового сезона проекта, судя по всему, придется заморозить: закончилось финансирование. Маша Котова специально для журнала «Имена» посетила необыкновенную мультстудию и поняла: если в этом месте умрет искусство, то дети-интернатовцы снова окажутся в изоляции от мира — там, где нет ни общения, ни малейшего намека на волшебство.

Манка, смальта и спичечные коробки

К тому моменту, как Маша Иванова попала в этот интернат, девушка уже была практикующим режиссером-мультипликатором. В свободное время она навещала церковь при Свято-Елисаветенском монастыре. А однажды случайно узнала о том, что поблизости с монастырем есть детский психоневрологический интернат. Маша, любопытная сказочная девушка, решила туда заглянуть. Заглянула и впечатлилась — тому, что дети, которые там живут, большую часть жизни проводят фактически взаперти. Подопечные интерната — это не только брошенные родными родителями ребята (большая часть обитателей — сироты). Все дети там имеют серьезные проблемы со здоровьем: и с физическим, и с психическим одновременно. Многие из них по 5–10, а то и по 20 лет вообще вынуждены лежать в кроватях, потому что слишком слабы для каких-либо активностей.

Маша, которая по работе занималась мультиками, да и сами мультики любила еще с детства, стала заниматься с детьми арт-терапией, рассказывать им про мультфильмы, про то, как они делаются. Маша горела своей идеей — окунуть детей, пусть и чужих для нее, в мир волшебства, в который однажды влюбилась сама. Посещения интерната становились всё более регулярными, ведь дети, по словам Маши, очень живо реагировали на всё, что она им рассказывала. Поэтому еще через пару лет девушка поняла, что занятия можно сделать еще интересней. К детям-интернатовцам Маша стала приглашать и обычных городских детей.

Вот уже более 6 лет художник-мультипликатор «Беларусьфильма» Маша Иванова занимается с детьми-инвалидами, которые большую часть жизни проводят в четырех стенах интерната Фото: Алексей Сипачев, Имена.

Маша мечтала о том, чтобы на ее занятиях смогли встречаться и трудиться дети, которые живут и растут в очень разных условиях. Творческий процесс — содание совместных мультиков — позволит их сблизить и познакомить друг с другом, верила Маша, ведь именно мультипликация — тот мир, где исчезают понятия нормальных и ненормальных, обычных и особенных. Так и появился проект «Особая мультстудия». Помещение и даже оборудование для таких занятий предоставил Свято-Елисаветенский монастырь. Ребята создали вместе уже не один мультфильм и оживили десятки персонажей, ими же придуманных. Сегодня под руководством взрослых специалистов дети не только изучают и воплощают технику создания мультфильмов, но и учатся таким важным вещам, как терпимость и терпение, сотрудничество и сострадание. Не зря Маша мечтала.

Вадима перевели в интернат из дома ребенка. Он живет здесь с 4-х лет. Воспитатели отмечают его творческие способности. Вадик очень любит музыкальные инструменты, особенно барабаны. А еще Вадик романтик. Говорит, что любит наблюдать за тем, как ветер колышет листья на деревьях. Фото: Алексей Сипачев, Имена

Захожу в просторную светлую комнату, уютно обставленную деревянной мебелью, и недоуменно оглядываюсь по сторонам: туда ли я попала. Собираясь к Маше на занятие, по правде говоря, ожидала увидеть обычный изо-кружок, где дети, усевшись за парты или мольберты, неуверенно поглядывают на своего учителя в ожидании очередного задания или теории, как правильно рисовать. А тут невероятное количество всякой всячины: полочек, каталок, губок всевозможных размеров и форм, пузырьков, банок с краской и тушью, пластилин, глина, штампы и валики, цветной песок, мыльные пузыри и даже манка.

«А манка-то зачем?» — удивляюсь про себя я.

Работа с манной крупой — первый этап в подготовке мультика Фото: Алексей Сипачев, Имена

Маша, как будто отвечая на мой вопрос, высыпает крупу на сочно-красный лист бумаги большого формата и раздает ребятам трубки. Через них ученики начинают дуть на манку, и крупинки разлетаются в разные стороны, оставляя на листе красные кружки и дорожки. Подуешь сильнее — получится ярко выраженный круг. А если дуть легко — можно создавать целые узорчатые вселенные. Увлекательные манные эксперименты продолжилась и захватывали: на фактурном фоне то и дело появлялись изображения, ловко выводимые кисточками, щетками и валиками. А затем в ход пустили баночки с тушью. Оказывается, тушь, попадая на манную крупу, образует нежные голубоватые комки, и когда ребятам дали «на растерзание» большую коробку мозаичной смальты, начался настоящий полет фантазии. На бумаге возникли планеты, острова, вулканы и цветные смальтовые возвышенности. Это — первый этап подготовки к созданию мультфильма.

Мы не даем Коле почувствовать себя маленьким и слабеньким

У Маши занимаются дети с особенностями психофизического развития. С них вообще-то вся эта история и началась. Но на занятиях их ак сразу и не заметишь. Ребята склонились над листом бумаги и рисуют, лепят, перемещают, двигают, шелестят, барабанят, приклеивают и размазывают. Разве только один парнишка (как стало известно в дальнейшем, Денис из психоневрологического интерната в Новинках) ходит поодаль с фонарем, в котором меняются фильтры: красный, желтый, синий, зеленый. Денис, в отличие от Вадима, еще одного интернатовского ребенка, более замкнут и погружен в свой собственный мир, из которого его периодически нужно выдергивать и подключать к общему делу. Поэтому Маша просит его посветить волшебным фонарем на манно-смальтовые художества. Денис с удовольствием отзывается. А буквально через несколько минут он уже наравне с другими увлеченно мастерит куклу из спичечного коробка со своей фотографией.

Всем мальчишкам — и с особенностями, и без — очень нравится работать с техникой и светом Фото: Алексей Сипачев, Имена.

Фотографии ребята сделали сами еще в начале занятия. Распечатывали тоже сами на небольшом фотопринтере. Это — будущие герои мультика. И когда Маша предлагает привести в движение спичечных персонажей, ребята заметно оживляются. Над монтажным столом закреплен фотоаппарат, подключенный к компьютеру. Дети перемещают фигуры, двигают руками и ногами — и все их действия записываются и отображаются на экране. А еще ребята сами выступают в роли операторов — нажимая на «волшебную» кнопку, помеченную звездочкой.

— Почему мультфильмы? — улыбается Маша. — Мультфильмы — это мир творчества, свободы и волшебства. Было необходимо создать одинаковые для всех условия, в которых не будет преимущества одних над другими. И здесь пригодился мой опыт художника-мультипликатора. Я вдруг четко поняла, что единственный способ — это сделать так, чтобы реальный мир исчезал, а появлялось что-то волшебное, одинаково сказочное для всех.

Обычно в одной группе у Маши занимаются восемь детей: трое из интерната, один мальчик с особенностями развития из семьи, и четверо — из других семей.

Лена — очень отзывчивая и добрая. В студии ее любимые занятия — анимировать персонажей, работать со светом и рисовать гуашью Фото: Алексей Сипачев, Имена.

— Я стараюсь применять экспериментальные техники рисования. Всегда получается что-то необычное, интересное. Я не использую простые карандаши, чтобы не было возможности исправлений. Приветствую художественную свободу. Например, для создания фонов мы используем большие листы. Когда я впервые дала детям эти листы и гуашь, они устроили что-то невероятное. Потрясающий креатив! Фоны — это только начало анимационной работы. Затем разрабатываем вместе с детьми сюжет, создаем персонажей, делаем раскадровку. Дальше анимируем героев с помощью покадровой съемки цифровым фотоаппаратом. Для этого используем сделанный на заказ монтажный стол. Всё как на профессиональных мультстудиях! Изображение проецируется на экран компьютера, и дети, оживляя персонажей, глубже вживаются в образ героев, как бы попадают в сказочный мир. Для ребят это хорошая психологическая разрядка — возможность перенести собственные эмоции и переживания на своих героев.

Дети полностью создают мультик сами: рисуют фоны, придумывают и оживляют персонажей, фотографируют и записывают звуки Фото: Алексей Сипачев, Имена

— А вообще, идея создать интегрированную или, как сейчас принято называть, инклюзивную группу, возникла у меня на самом деле очень давно, — вспоминает руководитель студии Маша Иванова. — А когда у меня самой родился сын, появилось четкое ощущение, что нужно действовать немедленно, иначе этот важный проект никогда не реализуется. Наша команда начала активные поиски финансирования. И на старте нас поддержал благотворительный фонд «ЮниХелп». Правда, постоянно вкладывать средства в проект у них нет возможности. Деньги шли на оплату специалистам, покупку художественного материала. Свято-Елисаветинский монастырь бесплатно предоставил помещение. Помогли отзывчивые волонтеры: на каждом занятии необходимо присутствие минимум 3–4 человек. Они помогали во время занятий. Им и самим это интересно, ведь они — будущие родители. Будет чем заняться со своими малышами (смеется).

Первая встреча, или Особенный мальчик Коля

Час, отведенный для занятий в интегрированной студии, проходит совсем незаметно. Никто не хочет расходиться. Но вот дверь кабинета открывает улыбчивая Елена — мама мальчика Коли с синдромом Дауна. Коля — невероятно добродушный мальчишка. Первое, что он сделал, когда меня увидел — обнял. И обнял так легко и ненавязчиво, что представить по-другому нашу первую встречу было уже невозможно. Пока детвора доедала сладости и помогала прибираться, мне удалось расспросить Елену о сыне и его занятиях в анимационной студии.

Мальчик Коля 7 лет с синдромом Дауна из многодетной семьи ходит в студию вместе с братом Ваней Фото: Алексей Сипачев, Имена.

— Коля — жизнерадостный, дружелюбный и легкий на подъем, — начинает свой рассказ Елена, мама пятерых детей. — Всегда встает с хорошим настроением. Моментально находит общий язык со всеми: и с детьми, и со взрослыми. Даже слегка липучий. Конечно, ответная реакция не всегда поступает. Но Коле достаточно того, что он сам — с распростертыми объятиями ко всем. Иногда может покукситься, закиснуть, когда что-то не получается. Любит помогать. Только дайте задание — и он тут же бросится на помощь. Иногда берется даже за то, что ему не под силу, но все равно будет пытаться.

Сейчас мало кто таким полезным делом занимается, к сожалению. Мы впервые столкнулись с тем, что кто-то нами интересуется

Елена говорит, что сейчас, в своем возрасте, Коля не чувствует себя иным. По большому счету он отличается только тем, что плохо разговаривает. Но семья прилагает все усилия, чтобы преодолеть и этот момент.

Коля — жизнерадостный, дружелюбный и легкий на подъем. После года занятий в студии Колина мама отмечает появление в речи сына новых звуков и слов Фото: Алексей Сипачев, Имена.

— Если честно, мы не даем Коле почувствовать себя маленьким и слабеньким, — продолжает Колина мама. — Никогда не указываем на его инвалидность. И требования к нему предъявляем такие же, как и ко всем другим детям. Он должен знать, что на многое способен. И не должен опускать руки, жаловаться, что я маленький и слабенький, помогите мне. Нет, это у нас неприемлемо. При этом мы всегда поддерживаем, говорим: «Ты можешь, давай-давай». И он пытается, старается. Всегда должен быть позитивный посыл ребенку: все хорошо, не волнуйся — мы рядом и всегда тебе поможем. Мы семья.

Педагог Екатерина объясняет детям, как в анимации используют игру света Фото: Алексей Сипачев, Имена.

По словам Елены, в студию их пригласила Маша, когда они случайно встретились в монастыре. Может показаться странным, но Колиных родителей удивил тот факт, что на них обратили внимание и позвали заниматься в проект.

— Мы с мужем даже не сразу ответили на Машино предложение. Потом уже почитали о студии в интернете — и идея нам очень понравилась. Сейчас мало кто таким полезным делом занимается, к сожалению. Мы впервые столкнулись с тем, что кто-то нами интересуется. Как правило, это какие-то разовые мероприятия. А вот так, чтобы плотно втянуть в занятия, — впервые. Не просто прийти куда-то и показаться, а быть постоянным участником, причем полноценным.

Хотела сделать так, чтобы реальный мир исчезал, а появлялось что-то волшебное, одинаково сказочное для всех

В анимационную студию создавать свои мультфильмы вместе с Колей ходит и его старший брат Ваня. У Вани нет никаких отклонений, но занимается он с таким же интересом вместе со всеми.

— Сначала, еще не совсем понимая, что будет происходить на студии, мы предложили Ване побыть на занятии с Колей, — отвечает Елена. — Да и были уверены, что первое время Коле может понадобиться помощь. А потом Ваня и сам заинтересовался, втянулся. Он с радостью едет на занятия, постоянно рассказывает, как они проходят. Вербально Коля еще многое не может передать, зато Ваня с удовольствием делится: «Мама, мы создаем мультфильмы!» Ого, серьезное дело! А к тому, что занятия проходят вместе с особенными детьми, мы уже привыкли. Ваню, например, это абсолютно не смущает. Помимо Коли, у него уже был опыт общения с другими особенными ребятами.

Ваня создает пейзажи из песка при помощи кисточек, валиков и своих рук Фото: Алексей Сипачев, Имена.

— Каждое яркое событие и впечатление в жизни ребенка — стимул для его развития, — делится Елена. — Мы стараемся, чтобы Коля был в гуще событий. Даже дефектолог заметила, что в Колиной речи появились новые звуки. То есть помимо упражнений у специалиста, занятия в студии также влияют на положительную динамику в Колиной речи, ведь и круг общения у него значительно расширился. Я была приятно удивлена, что сегодня молодые люди, у которых уже свои семьи и маленькие дети, находят время и делают такое полезное дело. Это замечательный шанс для особенных детей выйти из довольно замкнутого и привычного круга, получить новые положительные эмоции, которых у них, к сожалению, не так много.

Фотокамера снимает все, что происходит на монтажном столе. Маленькие участники проекта увлечены процессом оживления персонажей Фото: Алексей Сипачев, Имена.

Совместная работа особенных и обычных ребят уже завоевала обширную аудиторию и получила много положительных откликов. За плечами у Маши и ее команды — три инклюзивные выставки в галерее TUT.BY, Доме Москвы и пространстве Space. Это были выставки искусства особенных детей и презентации мультфильмов, созданных в анимационной студии. («Разноцветное путешествие», «Воскрешение Лазаря»). Один из любимых, созданных самими ребятами мультфильмов, — «Лесной Добрый Носорог» — даже стал лауреатом Международного конкурса детских анимационных фильмов «Это меня волнует!» А один из последних мультфильмов под названием «Разноцветное путешествие» наградили специальным дипломом Международного фестиваля анимационных фильмов «Анимаевка-2015».

Оформленные в рамы-окна кадры из мультика «Разноцветного путешествия» успели выставить уже в трех галереях: TUT.BY, Доме Москвы и пространстве SPACE, где проходили итоговые праздники-презентации студии Фото: Алексей Сипачев, Имена

— Все время, которое я работаю в интернате, — говорит Маша, — наблюдаю, насколько необходимо особенным людям общение с другими детьми и взрослыми из большого мира. Давайте начистоту: многие ведь опасаются людей с особенностями, сторонятся их. И вовсе не потому, что такие люди действительно могут быть опасны и создавать какую-то угрозу, а потому, что не понятно, как с ними общаться, как к ним подойти, как себя вести. Родители, как правило, сами не получившие должного опыта, ограждают своих детей от общения с особенными людьми. Дети впоследствии также избегают такого взаимодействия. Круг замкнут. А мы пытаемся его разомкнуть. И многое уже получается. Здесь разные дети встречаются друг с другом и учатся взаимодействовать, дружить. Правда, Игнат?

Свой мультфильм ребята создают на специальном столе, как в профессиональных анимационных студиях. В распоряжении команды — все необходимое техническое оборудование, с приоретением которого на старте помогли благотворители, спонсоры и волонтеры Фото: Алексей Сипачев, Имена.

Игнат — 9-летний мальчик здоровый ребенок. Его отец Владислав приводит сына в студию два раза в неделю и сам активно помогает во время занятий. Иногда присматривает за интернатовскими ребятами, иногда нянчится с Машиным сыном Веней.

— А тебя не пугало, что здесь будут особенные ребята? — спрашиваю у Игната.

— А чего их бояться? — смело парирует Игнат.

А потом рассказывает, что он никогда сам не создавал мультфильмы и именно поэтому с удовольствием ходит на занятия.

— Больше всего мне нравится фотографировать и видеть, как оживают персонажи. А еще было здорово, когда мы сами озвучивали свой собственный мультфильм, — делится Игнат.

Чувствуется, что мальчик и правда не замечает инаковости других ребят. Просто они все вместе работают на общее дело — создают новый мультфильм.

Самым важным для руководителя проекта Маши и ее команды является то, что на занятиях встречаются и трудятся вместе разные дети: особенные ребята из интерната в Новинках, ребята с особенностями развития, которые воспитываются в семьях, и дети из семей с обычным развитием Фото: Алексей Сипачев, Имена.

— Я и Маше говорил, — дополняет сына Владислав. — Такие совместные занятия больше полезны нам, чем особенным ребятам. В студии занимается девочка из психоневрологического интерната в Новинках по имени Лена. Она передвигается на коляске. И когда Лену привозят на занятия, Вадим — интернатовский мальчик с синдромом Дауна — всегда спешит вперед и открывает дверь, чтобы Лена могла свободно проехать. И вообще всякий раз старается помочь ей управиться с коляской. Вот я и говорю сыну: видишь, Игнат, пусть он и не решит сложных задач по математике, зато посмотри, какой Вадим внимательный, заботливый и обходительный. Особенные дети многому могут научить.

Кина не будет?

Сегодня интегрированный кружок-студия детской мультипликации находится на грани исчезновения. В этом году стало известно, что запуск нового сезона мультстудии замораживается в связи с отсутствием финансирования. А это значит, что обычные и особенные ребята не смогут встречаться друг с другом: вместе творить и общаться. Также это значит, что дети с особенностями могут лишиться не только возможности соприкасаться с искусством, но и общаться со своими сверстниками из обычных семей. Они останутся жить в психоневрологическом интернате в изоляции от внешнего мира.

Мультипликация позволяет использовать широкий спектр арт-терапевтических приемов: художественные, музыкальные, театральные и звуко-ритмические занятия Фото: Алексей Сипачев, Имена.

В запасе команды — неиссякаемый источник энтузиазма и творчества, а также постоянно обновляющиеся знания и опыт. Свято-Елисаветинский монастырь до сих пор предоставляет специально оборудованное помещение, также в распоряжении команды — полный комплект оборудования для мультипликации. Но проекту необходимы материалы для работы и деньги на оплату специалистов, которых по опыту предыдущих лет очень не хватало: психолога, дефектолога, профессиональных арт-педагогов. Организаторы студии уверены, что без мультиков дети многое потеряют. Обычные и особенные ребята не смогут встречаться: вместе творить, общаться, узнавать, учиться. Они снова окажутся в замкнутых и таких далеких, чуждых друг другу, системах. А главное, в их жизни станет меньше волшебства.

Сейчас мульстудия ищет спонсоров, а также надеется, что в скором времени у нее появятся новые ученики. Журнал «Имена» совместно с краудплатформой Talaka.by начинают сбор средств на полугодовую работу студии. В течение шести месяцев группа из 7–10 человек успеет овладеть техникой мультипликации и создать цельную работу. Занятия проводятся 2–3 раза в неделю. Нужно собрать 8500 рублей.

На что нужны средства:

— художественные материалы для 10 детей

— оплата привлеченного психолога воспитателя

— оплата работы арт-терапевта и театрального педагога

— оплата работы руководителя проекта и педагога-мультипликатора

Как вы можете помочь

Поддержать студию вы можете:

  • Через платформу Talaka.by, щелкнув на кнопку «Помочь» в этой статье и выбрав сумму поддержки;
  • Через ЕРИП. Система «Расчет» (ЕРИП) > Финансовые услуги > Электронные деньги > Пополнение эл. кошелька > Пополнение эл. кошелька belgi > Номер кошелька: 32058395.

P. S.

7 ноября — уже в ближайший понедельник — мультстудия приглашает всех желающих познакомиться с ними поближе. На площадке «Корпус 8» (Минск, проспект Машерова, 9, к. 8) участники проекта познакомят зрителей с миром особенного искусства. Обещают много сюрпризов. На детской инклюзивной площадке гостей ожидает много сюрпризов. Во-первых, вы свими глазами сможете увидеть выставку картин и фотографий детей с особенностями. А, во-вторых, поддержать ребят приедут интересные личности. Например, вас ждет выступление лидера группы «Серебряная свадьба» Светланы Бень, спектакль «Доктор Айболит» с участием актера Русского драматического театра Александра Ждановича, а также встреча с легендарным Маляванычем из «Калыханкі» и музыкантом Юрием Науменко. Программу можно посмотреть здесь.

Герои

Молодые учительницы из Светлогорска вытаскивают из темноты 130 незрячих

Помогаем проекту Дети-детям «Яркий мир»
Помоги проекту делом
Герои

«Зарплату отправляю родственникам». Как африканец работает футболистом в Слуцке

Герои

Земля Золотилина. Как низкорослый бизнесмен бросил в Минске все и перебрался в родную деревню

Герои

Как юный Паваротти. Фотоистория о жизни незрячего мальчика, покорившего «Минск-Арену» на ЧМ по хоккею

Герои

18 лет на заводе, зарплата — 62 рубля. История незрячего мужчины, который несет людям свет

Герои

Бумажный скульптор. Как минчанин поборол свои слабости и стал чемпионом мира по оригами

Герои

Особенная Ира. Как девочка без будущего доказала белорусским врачам, что будущее у нее есть

Герои

Семь минчан-инвалидов доказали, что работу можно найти даже в кризис

Герои

Право на школу. Родители Ромы и Насти из Бобруйска добились, чтобы их дети с аутизмом могли учиться

Помогаем проекту Тьюторы для детей с аутизмом
Собрано...
Герои

«Нас — не уважают». Глухой фотограф из Минска рассказал, как жить в стране, где тебя не хотят слышать