Саша — владелец одной из минских компаний, которая продает подарки. У Миши и Жени — совместный строительный бизнес. Все трое уже хорошо поняли, что такое зарабатывать деньги и выстраивать отношения в коллективе. Следующий уровень — самый сложный и самый важный: построить крепкую гармоничную семью и воспитать детей. Разрушая советские стереотипы о том, что путь к «правильному» ребенку лежит через ремень и «постоять в углу», наши герои ходят на занятия в минскую папа-школу — клуб для отцов, где мужчины разных возрастов и профессий делятся друг с другом личным опытом и учатся быть самыми лучшими папами. «Имена» записали их истории.
Слово «отец» окружено стереотипами. Суровый, зарабатывает деньги, сильный, может где-то прикрикнуть, стукнуть кулаком по столу, часто занят. Создатели белорусской папа-школы говорят, что по статистике среднестатистический белорусский отец включается в воспитание ребенка только тогда, когда тому исполняется 7–12 лет. Многие папы используют при этом «физическое воздействие». Иначе говоря, ремень.
— У многих логика такая, — объясняет сооснователь школы Михаил Мацкевич. — Пока ребенок мелкий и говорить с ним не о чем, я заработаю денег. Цацкается пусть жена. Потом, когда малышу стукнет четыре года, подойду и познакомлюсь с ним. С пяти — можно ставить в угол. Дисциплина! Лет в 10 — возьму сына первый раз с собой в гараж или на рыбалку. В 17 — вместе бахнем пивас. Вот мужик вырастет! Нормально такое? Очевидно, что нет.
Папа-школа — это волонтерский клуб по интересам для сознательных отцов и тех мужчин, которые еще только готовятся к отцовству. Которые понимают, что бить, кричать или игнорировать — это не воспитание. Готовы это обсуждать и учиться новому друг от друга. Инициатива пришла в Беларусь в 2009 году из Швеции. Ее организаторы в Минске — благотворительное общественное объединение «Клуб Львов» и Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей.
Александр Даркович: «семейный совет», счастье как правило и филиал папа-школы в Гоа
— На что похожи наши собрания? Сидим, беседуем. А потом кто-то вспоминает: «Я вчера своему сыну говорю: «Миша, может когда-нибудь была такая ситуация, что я тебе что-то пообещал, но не сделал. Забыл, вылетело из головы. Ты мне, пожалуйста, напомни. Я очень хочу это сделать». И все остальные папы: «Аааах! Как здорово!» И лезут в блокнот записывать, чтобы не забыть и использовать дома, — смеется наш первый папа Александр Даркович и приглашает в свой дом.
В папа-школе Саша волонтерит полтора года — сначала был учеником, теперь стал модератором занятий. Он рассказывает, что поскольку уроки в папа-школе проходят по принципу шведских учебных кружков (неформальная обстановка, 6–10 человек в группе, равенство всех участников), то модератор отличается от ученика только тем, что координирует беседу, готовит дополнительные материалы по теме и, если необходимо, приглашает специалиста — психолога, нарколога, акушера, юриста. Модератор, так же, как и ученики, ошибается. И так же учится новому.
Еще одна особенность школы: тут нет привычной программы занятий — все темы папы выбирают исходя из того, кому что интересно: как решить семейный спор и не повысить голос? Что делать, если ребенок не выпускает из рук планшет и любит кровавые стрелялки? Как реагировать, если застал ребенка за просмотром порно? Может ли папа часто целовать сына или это вредно? Как помочь жене после родов? В папа-школе нет табуированных вопросов, запрещенных или неважных тем. Как и нет правильных или неправильных ответов. Есть только личный опыт каждого говорящего, желание делиться и принимать.
— Вспомните те плакаты, где ребенка шлепают по заднице за плохую оценку! Это было нормально на уровне государства.
Саша и его дочка Вика, которая только что вернулась из школы, проводят экскурсию: вот тут настольный футбол, здесь — стол для собраний «семейного совета», а там — большая карта Минска на полстены, «чтобы захватывать город».
Пока Вика позирует фотографу, а мама Нина готовит чай, Александр рассказывает, как повлияло на него его собственное детство:
— Я могу понять своих родителей, — пожимает плечами Саша. — Время было такое. Люди не имели возможности воспитывать нас по-другому. Был Советский союз и определенные рамки. Вспомните те плакаты, где ребенка шлепают по заднице за плохую оценку! Это было нормально на уровне государства. А до плакатов была война, которая, например, по моей семье прокатилась капитально и не могла не повлиять на воспитание детей. Все эти случаи, когда люди друг друга спасали от голода, смерти, насилия. И детей воспитывали по этим канонам. Делали из мужчины защитника: а вдруг война?
Александр добавляет, что в целом ему нравится его воспитание, но он помнит, как в детстве ему не хватало, чтобы папа с мамой учитывали его мнение при принятии важных решений. И сегодня, в своей семье, Александр придумал, как дать голос своему ребенку, чтобы дочка чувствовала свою важность. С тех пор, как Вике исполнилось пять, в семье Дарковичей практикуют семейные советы (эту «фишечку» взяли на карандаш многие папы из папа-школы). На нем можно обсудить, как прошел день, спланировать поездку или разрешить спорную ситуацию. Собрать такой совет за большим столом в зале может любой член семьи, и ребенок пользуется этим правом довольно часто.
Последний раз совет собирался за день до нашего прихода: Вика попросила родителей написать заявление, что те согласны не забирать ее из школы и разрешают ей ходить домой самостоятельно. Дело в том, что в первом классе, где учится девочка, всем родителям положено отводить детей и забирать лично. Из рук в руки. Но если есть заявление от родителей, правилу можно не следовать. Вика решила, что готова к самостоятельности, и родители ее поддержали. До этого случая Вика собирала совет, чтобы попросить маму и папу праздновать ее день рождения не за границей.
— Она собрала совет, сказала: «Папа с мамой, я больше не хочу ехать на день рождения в Берлин, в Краков, в Индию… Хочу дома. Пригласить друзей, бабушку и дедушку». Даже на байдарках не захотела! — смеются Саша и Нина. - Мы, конечно, очень удивились, но сделали, как просит именинница. Это же ее праздник. Она имеет право решать.
— Идеальный папа, он какой? — спрашиваю у Александра.
— Не знаю. Самое главное правило для ребенка в нашей семье — быть счастливым. И в школе главное правило — быть счастливым. Оценки? Не важно. Слушать учительницу? Эмм… Честно? Тоже не очень.
Мы не учим пап пылесосить, мыть посуду и гладить одежду. Мы учим уделять внимание ребенку и семье и быть ответственными.
Если бы была возможность, воспитывал бы своего ребенка по принципам Вальдорфской педагогики, где учителя и родители — все общаются на одном уровне. В каждом классе по пять-восемь учеников и после основных уроков учителя, родители и дети трудятся и играют вместе с детьми, по пять-шесть часов проводят на воздухе. Когда мы из-за Викиной аллергии ездили на несколько месяцев жить на Гоа (я и Вика, вдвоем), я ее записал в такую школу. Было здорово! Я строю забор, другой папа — качели. Дети помогают, что-то носят, подают. При этом все общаемся на ты, веселимся… Красиво! Она минут 15 плакала, когда мы уезжали оттуда.
В этой удивительной школе на Гоа Александр, кстати, открыл филиал белорусской папа-школы. Провел первые три занятия, и папы так втянулись, что, хоть Александр и уехал, школа продолжает работать до сих пор.
— Почему женщин категорически не пускают на занятия в папа-школах? Что такого может «принести» мама?
— Все правильно запрещено. Мужчины без женщин абсолютно другие. Не то, что они ругаются матом или говорят пошлости. Нет. Они не стесняются говорить о своих проблемах. Нет ни одного человека, который скажет после выступления другого: «Что за чепуха?» Но вот представьте ситуацию. Кто-то спросит: «Так, мужики, а вот памперс менять, — это на спину ребенка класть или на живот? Все почешут лицо и станут вспоминать. И все поймут, потому что — действительно! — на спину или на живот? А женщина скажет: «Э, вы че? Вы че собрались здесь? Вы не знаете такой элементарщины?!" И дело не в том, что кто-то хуже, а кто-то лучше. Мы просто разные. И по отдельности мы меньше стесняемся.
— Мама не ревнует?
— Хороший вопрос, — задумывается Александр. — Думаю, маме самой это все интересно. Я, как и другие папы, все самое классное, что мы на курсах друг от друга узнаем, с мамой обсуждаю. Некоторые мамы думают, что папа-школа учит хорошему отношению папы с мамой. Это не так. Папа-школа учит хорошему отношению папы с ребенком, а это уже улучшает отношения с мамой. Мы не учим пап пылесосить, мыть посуду и гладить одежду. Мы учим уделять внимание ребенку и семье и быть ответственными.
Михаил Шукайло, 33 года: «Было как? Я — мужчина, я сильнее. И мне так удобнее — быть сильным и громким».
Дочка Михаила Шукайло — Оля — мечтает стать археологом, потому что ей нравится раскапывать кости. Или художником, потому что рисовать — это красиво. Пока она воспитывает собаку Лори, которая пытается облизать все, что двигается. И ходит на дополнительные уроки английского, математики и русского. А ее папа Михаил вспоминает, что до того, как он попал в папа-школу, вопросов вроде «Кем ты хочешь стать?» в семье почти не поднимали — всё решал папа. Еще Миша признается, что его главной проблемой, когда он пришел на уроки, были сложности с контролем эмоций — любил повышать голос.
— Сейчас я учусь девчонок своих — дочку Олю и жену Татьяну — меньше подавлять. Было как? Я — мужчина, я сильнее. И мне так удобнее — быть сильным и громким. Вот честно, казалось, что все глухие, а если повысить голос, то тебя лучше услышат и поймут. Всё решалось на повышенных тонах. Сейчас я понимаю, что вся моя агрессия — это проявление слабости. Добиваться своих интересов можно иначе. И когда разговариваешь спокойно, возрастает качество жизни и комфорт семьи. Проверено на себе, гордо отмечает Миша.
И вспоминает полезные приемы, которые помогли ему лучше понять своего ребенка. Вспоминает "папа-лагерь" — выезд пап с детьми на природу, который летом устраивает «Клуб Львов». Там дети вместе с папами заполняли анкеты с одинаковыми простыми вопросами (какой любимый цвет? любимый актер?), а потом сверяли результаты.
Еще одно простое, но важное упражнение: ответить самому себе на вопросы о том, что вы делали, когда были в том же возрасте, что и ваш ребенок. Какая была любимая одежда? Любимое занятие? С кем можно было поговорить, когда было тяжело на душе?
— Кажется, что это лежит на поверхности, что это ерунда, но удивительное дело! Когда ты все это пишешь, ты как бы сам становишься ребенком. И коммуникация идет!
Люди живут по принципу «меня били, и я буду, и это нормально». Мы все этим заражены. И надо много работать, чтобы сбросить это наследие, как лишнюю кожу.
Иду спрашивать у жены Татьяны, правда ли, что муж перестал повышать голос, и девушка подтверждает. Добавляет, что после папа-школы Михаил начал ее разгружать с обязанностями по «маминым» делам: пойти куда-то с ребенком — без проблем. Отвести к врачу — пожалуйста. Провести выходные на велосипедах — с удовольствием. Последние пару лет Михаил взял за правило брать Олю с собой на Кубок мастеров академической гребли:
— Я раньше занимался профессионально. А теперь каждый год ребята возрождают что-то вроде ветеранского движения. Спортивным мероприятием это не назовешь — участников немного, у всех уже животики, дистанция в три раза короче, но нам приятно. И ребенку радость. Я бы, может, и поленился, — смеется Миша, — но теперь это же ответственность! Как это я, участник такого проекта, и соскочу? Надо соответствовать.
Михаил показывает обновку для Оли из Швеции — крохотные детские рабочие перчатки. Прочные, красивые и готовые к работе.
— Такая малявка, и ее размер! — радуется Михаил. — Это мелочь, но она показывает отношение разных стран к воспитанию детей. У нас детей принудительно отправляют грядки копать (при школе, например), и в лучшем случае дают огромные грубые мужские рукавицы. А у шведов труд деткий запрещен, но, если есть желание, все условия созданы для комфорта и безопасности.
Вот к этому мы должны идти, добавляет папа.
— Меня в моей семье могли наказать ремнем. Судя по эффективности — средство очень спорное. Но самое доступное. Я в своей сфере, на стройке, разных вижу людей, — сетует наш герой. — Мы же во многом живем по законам зоны: в хате плевать нельзя, шконка заправлена, а дальше — никого не волнует. Делай, что хочешь. Квартира чистая, но подъезд — грязный. Люди живут по принципу: меня били, и я буду, и это нормально. Мы все этим заражены. И надо много работать, чтобы сбросить это наследие, как лишнюю кожу.
— Папа-школа работает, как и всякий тренинг, — силой туда затаскивать не имеет смысла. Человек сам должен понять, что ему это нужно. И многих мы так звали, но они потом отказывались. Среднестатистическая белорусская семья со среднестатистическим отцом — это ведь что? У тебя на диване место забито, когда вот он, пивасик, под боком — все хорошо. Дети послушные, жена по стойке смирно стоит, зачем тут папа-группа?
Вести борьбу с ветряными мельницами глупо. Что мы правда можем делать — развиваться, развивать школу, показывать своим примером, как это круто. И вводить настоящую моду на осознанное отцовство. Рано или поздно это сработает.
Евгений Уласевич, 30 лет: «Многие думают, что папа-школа как секта»
Наш третий герой Евгений Уласевич, тоже предприниматель, по утверждению коллег, входит в тройку самых сильных модераторов папа-школы. Он в браке уже пять лет. И вместе с женой Анной (по профессии она маркетолог) воспитывает четырехлетнюю Мирославу. В папа-клуб вступил спустя год после того, как узнал о проекте. Говорит, все время казалось, что какая-то там школа для мужика — дело несолидное. Подумал про папа-школу всерьез только когда понял, что грядут серьезные проблемы в семье.
— Был момент, когда жена была в декретном отпуске, постоянно находилась дома, ей не хватало общения и внимания, — рассказывает Евгений. — А я постоянно был на работе, был занят зарабатыванием денег. Мне казалось, что так и надо, что это нормально. Ну, я ж мужик, да. Зарабатываю. А ребенком пусть занимается жена. Стали портиться отношения, расти конфликты. Звали в папа-школу друзья, но я все не шел. Мне казалось, что это какая-то секта.
А когда все-таки попробовал, то так втянулся, что пропустил «ученичество» и сразу стал модератором. Женя говорит, что в папа-школе пришло понимание того, что стоит что-то делать не только для себя. Работа работой, но время идет, ребенок растет, а ты — бац, и не видел его маленьким.
Женя уточняет, что не каждый опыт другого отца принимается другими участниками. Есть и спорные штуки. Например, недавно один папа рассказывал, как отвел своего ребенка в детдом, чтобы тот посмотрел, что есть и дети, которые живут без семьи. Не для того, чтобы потом говорить «будешь себя плохо вести, мы тебя тут оставим», конечно. А чтобы ребенок понимал, что дети могут расти в разных жизненных ситуациях.
— Мы много спорили, но, что самое важное в папа-школе, — тебя никто никогда не осудит. Даже если ты у себя в семье эту конкретную вещь повторять не будешь.
— Настоящий папа отличается от просто отца тем, что проводит со своим ребенком время, занимается им. Но тут многое решает среда: было пару ребят, которым все нравилось, но которые ушли из-за того, что их «не поняли пацаны». В тренажерном зале, на работе, во дворе — уж не знаю где. Думаю, до папа-школы надо дорасти. Сюда приходят те люди, которые работают в разных сферах, но все по пирамиде Маслоу удовлетворили уже свои базовые потребности. Те, кто думают только о том, как прокормить семью, в папа-школу не придут. Надо чтобы человек имел возможность остановиться, передохнуть и прийти к осознанному отцовству головой.
Мой ребенок удивительный. Я раньше, до того как стать отцом, не думал, что дети в два-три года настолько сообразительные и все понимают. Я думал, что это наступает только лет в восемь. Мирослава наша и в два, и в три выдавала такие откровения! Ей четыре сейчас. Она как раз входит в фазу «почемучки». Но мы уже готовы ко всем вопросы. Откуда берутся дети, в том числе. А если чего-то не будем знать, думаю, папа-школа выручит.
Как попасть в папа-школу
Группы начинают работу по мере наполнения. И прямо сейчас идет набор. Для тех пап, кто хочет пообщаться с участниками проекта перед записью лично, в феврале у папа-школы запланировано несколько меропритияй: боулинг-турнир для модераторов в семейном формате и открытие выставки о мужчинах в торговом центре. Следить за всеми новостями папа-школы можно на их сайте.
Или связавшись с соорганизаторами (активнее всего отвечают в Вайбере):
Роман: +375 29 6275027
Михаил: +375 29 6232365
И еще один Михаил: +375 29 6696866