Больше двух тысяч человек пришли на выставку журнала «Имена», которая проходила в Минске с 11 по 25 мая. За это время в поддержку журнала было собрано более 6100 рублей. Посетители выставки гуляли в лесу под звуки арфы, узнали, что творится с женщинами за закрытыми дверями, побывали в гостях у художника, живущего на берегу Немана, и увидели, каково это, быть заложником своего тела.
10 историй журнала, воссозданных художниками в своих работах, действительно заставили зрителей выйти из своей зоны комфорта, увидеть проблемы, вспомнить о своих личных историях и рассказать о том, что их беспокоит. Сегодня «Имена» вспоминают, как это было.
«Важно, что человек остается человеком»
Программист Леня и фотограф Катя приезжали на выставку из Харькова. Пять лет назад Леня был беззаботным студентом, учился на филолога в Киевском университете и собирался на стажировку в Индонезию. А в один из вечеров, вспоминает молодой человек, «была шумная компания, много алкоголя, и был седьмой этаж». Леня выпал из окна, остался жив, но получил тяжелые травмы, из-за которых почти год был полностью парализован. Врачи говорили, что, скорее всего, он останется «говорящей головой» навсегда. Через год руки начали двигаться, но Леня так и не может ходить. Передвигается на коляске. Вместе с женой Катей они прилетели в Минск на несколько дней и сразу отправились на выставку «Имена», «чтобы позвучать сердцами». Вместе эта жизнерадостная пара два года, хотя знакомы почти 10 лет.
![](/system/resources/95581503/original/eb273d6332de212adde5d923.jpg)
Больше всего им понравилась инсталляция «135 часов», которую делал витебский художник Кирилл Демчев. Кирилл впечатлился историями парализованных людей, о которых писали «Имена», и на протяжении всей выставки лежал в кровати, а рядом с ним на экране беспрерывно транслировался один и тот же вид из окна. Так он показывал проблему обездвиженных людей, которые стали заложниками своих тел, комнат, квартир, и о жизни которых многие из нас даже не догадываются.
![](/system/resources/95581503/original/7d1e24565c684570348664a6.jpg)
Анна Бодяко, журналист: «135 часов — это такая экстремальная практика, довольно необычная для Беларуси. Она поражает степенью погружения самого художника. Я думаю, такие истории есть у многих. Мой дедушка лежал так несколько лет, и это то, о чем ты постоянно думаешь, то что ты пытаешься пропустить, представить себе этот опыт, прожить».
![](/system/resources/95581503/original/87c6445b4a9b9cf4fc4da119.jpg)
У меня папа тоже лежал несколько лет. И я даже не думала, что ему так тяжело
![](/system/resources/95581503/original/3dd5bb492545056782576f6a.jpg)
Ольга Вараксина: «У меня была похожая ситуация с моим отцом, он тоже был прикован к кровати. И я сидела, смотрела с этим парнем в окошко и думала, что папа так лежал. Меня это впечатлило очень сильно».
![](/system/resources/95581503/original/d2536adc2b3487a5b6eb0b5e.jpg)
Нелли Сосункевич, инженер-электрик: «Про 135 часов я только прочитала, но подойти так и не решилась — страшно. Меня это лично касалось. И у меня папа тоже лежал несколько лет. А я даже не думала, что ему так тяжело».
![](/system/resources/95581503/original/c460d615f599fd15a0bfe8be.jpg)
Мой дедушка глухонемой, поэтому мне всегда было очень интересно узнать о таких людях.
![](/system/resources/95581503/original/a4833ca50bcacf9e40cf825d.jpg)
Вероника Рудюк, студентка: «Мне очень понравилась история про дискотеки для глухих. Это очень-очень здорово. Я не знала, что такое существует. Мой дедушка глухонемой, поэтому мне всегда было очень интересно узнать о таких людях. Я очень люблю слушать музыку, люблю голоса людей. И я не понимала и не понимаю, как можно без этого жить. Очень здорово, что для людей организовывают такое». Вероника говорит про одну из инсталляций, которая была посвящена жизни глухих и слабослышащих людей в Беларуси. Художница Ольга Сосновская отталкивалась от истории про неслышащего фотографа Михаила, которую ранее рассказала «Имена»: ее вдохновил рассказ парня про дискотеки для людей с нарушением слуха, которые слышат музыку через вибрации.
![](/system/resources/95581503/original/d42d234105faa375b43fe6a9.jpg)
Степан Вольский, тестировщик: «Мне понравился проект с дверью, когда из-за двери доносятся крики, и ты можешь посмотреть в глазок и попытаться понять, что происходит. Это очень жутко. Мне кажется, это хорошо доносит мысль о том, что все мы эти крики слышим, можем заглянуть, но не можем зайти за дверь». Инсталляция «За закрытыми дверями», о которой говорит Степан, была посвящена теме домашнего насилия.
![](/system/resources/95581503/original/05ced60d431fea7371d03497.jpg)
Каждый желающий на выставке мог подойти к двери, заглянуть в глазок, надеть наушники и услышать истории женщин, пострадавших от домашнего насилия.
![](/system/resources/95581503/original/b44912d762c6b1317c2c7ad9.jpg)
Елена Горелышева, сотрудник НКО «Новая Евразия»: «Мне больше всего понравилась инсталляция с розеткой «Здесь живет человек», потому что это сильно, для меня это было сильнее всего. Это история о человеке, у которого есть работа, есть квартира, вроде как всё замечательно, но он каждый вечер включает свет, чтобы люди видели, что он существует — и это, знаете, неожиданно.
![](/system/resources/95581503/original/c3d08793cd6f259edb0277df.jpg)
Саша Жидович из Молодечно, о котором говорит Лена, — это человек, который работает на заводе уже 18 лет. Он незрячий, но делает розетки и разные другие электрические изделия. В интервью Саша рассказал «Именам», что и в самом деле каждый день, когда возвращается с работы, включает дома свет, несмотря на то, что ничего не видит. «Здесь живет человек», — объяснил нам Саша. Эта фраза легла в основу инсталляции художника Сергея Шабохина, который нарисовал розетку на всю стену. Вдоль самой стены поставил лавочку, на которой были изображены окна и в которых горит свет. На выставку Саша Жидович приехал вместе с мамой.
![](/system/resources/95581503/original/288c5aa281d56379a03b85e0.jpg)
![](/system/resources/95581503/original/1cd6023ed237008f89ae24e4.jpg)
Алина Петрова, графический дизайнер: «Я какое-то время жила в Чехии и удивлялась, что там на улицах очень много инвалидов. И потом до меня дошло, что у нас просто для таких людей нет возможности выйти. Я общаюсь с девочкой, у которой ДЦП. У нее столько энергии, столько желания просто общаться. И для нее самое ужасное — это уехать за город, где нет интернета, потому что там ей не с кем переписываться. Я помню, она чуть не плакала, когда говорила, что ее на две недели в деревню увозят».
![](/system/resources/95581503/original/7ad63ad1c9b6b4e13e68e126.jpg)
Герой инсталляции Сергея Гудилина — молодой человек с диагнозом ДЦП Павел Ращинский. Парень научился не только набирать текст на компьютере пальцами ног, но и рисовать. Фотограф знаком со своим героем уже шесть лет. И на выставке представил свои фотографии и картины, которые рисует Павел.
Помимо картин Павла, на выставке стояли большие мониторы, которые воспроизводили процесс того, как художник ногой набирает текст. Зрители не раз делились с нами мыслями о том, что, наблюдая за процессом, очень хотели помочь Павлу «допечатать» простой текст.
«Помочь» художнику пробовали даже дети.
![](/system/resources/95581503/original/5aae3de65b7ff4e3b4c62ecd.jpg)
![](/system/resources/95581503/original/2a3482765b27eb6de45e07b2.jpg)
![](/system/resources/95581503/original/31ea0012b3efefd1d8ac9abe.jpg)
Здесь, на выставке, ты понимаешь, что вы живете вместе и никто не особенный. Никто не лучше, не хуже, вы просто вместе.
![](/system/resources/95581503/original/89436c7176b0f9717b2ae529.jpg)
Елизавета Елиневич, музеевед: «Всегда будут люди, которые будут переживать этот мир по-другому, которые не будут видеть, не будут слышать, люди, у которых будут проблемы с движениями, люди с аутизмом или другим видом расстройств. Тебе кажется, что это те люди другие, они живут в гетто, а ты — нет. А здесь, на выставке, ты понимаешь, что вы живете вместе и никто не особенный. Никто не лучше, не хуже, вы просто вместе».
![](/system/resources/95581503/original/7a0b7adad524dfc94e0aed0a.jpg)
Екатерина Доманькова: «Молодцы, так держать!»
Познакомиться с нашей выставкой приходили немало известных людей. Олимпийская чемпионка Александра Герасименя, супермодель Екатерина Доманькова, председатель правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктор Бабарико, основатель первой управляющей компании фондами прямых инвестиций «Зубр Капитал» в Беларуси и международного автомобильного холдинга «Атлант-М» Олег Хусаенов, директор Национального центра усыновления Беларуси Михаил Черепенников и другие.
![](/system/resources/95581503/original/9dc3e310573db0f986d14a73.jpg)
«Имена» сегодня не просто сделали наш день, но и показали лично мне, как нужно организовывать показ (выставку): с душой и открыто, продуманно и эффективно…», — написал на своей странице в Facebook Михаил Черепенников, директор Национального центра усыновления Беларуси, который приходил вместе с семьей.
![](/system/resources/95581503/original/245a95860259d577af0fd21b.jpg)
— Отличная выставка, отличная работа! Мы обменялись мнениями с Сергеем Осиповым (главного советника генерального директора Wargaming — прим. Имена)— он тоже очень высокого мнения! — поделился мнением бизнесмен Олег Хусаенов.
![](/system/resources/95581503/original/baf4248155c13de90d6cd90e.jpg)
А супермодель Екатерина Доманькова написала в своем Instagram так: «Сегодня с удовольствием посетила арт-проект «Имена» о людях с непростой судьбой человеческом неравнодушии. За самим журналом я слежу давно, и за это время он превратился в полноценное социальное медиа. Радостно наблюдать трансформации, перемены, новые форменные воплощения! Молодцы, так держать!»
![](/system/resources/95581503/original/d3b869a23212b9ae218b5e91.jpg)
Завершилась выставка вкусным именным тортом и словами благодарности всем, кто помогал выставке «Имена».
![](/system/resources/95581503/original/24dacfa2524fec77e4dec7c7.jpg)
— Самый главный результат — это люди. Это зрители, которые приходили, и мы видели, как в процессе выставки менялись их глаза, менялось их представление, их ощущение. Люди проходили через инсталляции и находили отклики в своих собственных историях, — поделилась куратор выставки Антонина Серякова.
![](/system/resources/95581503/original/6c4149ba5a368f821d3dfce9.jpg)
Друзья, редакция журнала «Имена» благодарит всех вас за то, что вы так активно делились с нами и своими мнениями, и своими историями. Мы обязательно будем рассказывать эти истории в журнале, обязательно поедем к тем героям, о которых вы нам рассказали. А если будет казаться, что ситуация, в которую вы попали, — безвыходна, мы будем вместе с вами искать выход.
Ваша поддержка и ваша искренность дала нам ту важную энергию, которая, мы уверены, поможет идти дальше и продолжать делать вместе с вами жизнь в Беларуси лучше.
![](/system/resources/95581503/original/afba793222617353e3c0b2a6.jpg)
Все пожертвования, которые мы получили от вас во время выставки, уже перечислены на наш благотворительный счет. Все они пойдут на развитие журнала «Имена». А за помощь в организации выставки благодарим наших партнеров:
![](/system/resources/95581503/original/a213c30b17f8e3640c91756e.jpg)
Даты показа выставки в Бресте и Витебске еще согласовываются.
До новых встреч!
![](/system/resources/95581503/original/dcb3aaf85a6d84427c07b534.jpg)
Читайте также:
Десять тысяч помощников. «Имена» открывают уникальную арт-выставку о белорусах
Жизнь по карточкам. Десятки минчан побывали в «шкуре» людей с аутизмом. И вот что они поняли