Больше двух тысяч человек пришли на выставку журнала «Имена», которая проходила в Минске с 11 по 25 мая. За это время в поддержку журнала было собрано более 6100 рублей. Посетители выставки гуляли в лесу под звуки арфы, узнали, что творится с женщинами за закрытыми дверями, побывали в гостях у художника, живущего на берегу Немана, и увидели, каково это, быть заложником своего тела.
10 историй журнала, воссозданных художниками в своих работах, действительно заставили зрителей выйти из своей зоны комфорта, увидеть проблемы, вспомнить о своих личных историях и рассказать о том, что их беспокоит. Сегодня «Имена» вспоминают, как это было.
«Важно, что человек остается человеком»
Программист Леня и фотограф Катя приезжали на выставку из Харькова. Пять лет назад Леня был беззаботным студентом, учился на филолога в Киевском университете и собирался на стажировку в Индонезию. А в один из вечеров, вспоминает молодой человек, «была шумная компания, много алкоголя, и был седьмой этаж». Леня выпал из окна, остался жив, но получил тяжелые травмы, из-за которых почти год был полностью парализован. Врачи говорили, что, скорее всего, он останется «говорящей головой» навсегда. Через год руки начали двигаться, но Леня так и не может ходить. Передвигается на коляске. Вместе с женой Катей они прилетели в Минск на несколько дней и сразу отправились на выставку «Имена», «чтобы позвучать сердцами». Вместе эта жизнерадостная пара два года, хотя знакомы почти 10 лет.
Больше всего им понравилась инсталляция «135 часов», которую делал витебский художник Кирилл Демчев. Кирилл впечатлился историями парализованных людей, о которых писали «Имена», и на протяжении всей выставки лежал в кровати, а рядом с ним на экране беспрерывно транслировался один и тот же вид из окна. Так он показывал проблему обездвиженных людей, которые стали заложниками своих тел, комнат, квартир, и о жизни которых многие из нас даже не догадываются.
Анна Бодяко, журналист: «135 часов — это такая экстремальная практика, довольно необычная для Беларуси. Она поражает степенью погружения самого художника. Я думаю, такие истории есть у многих. Мой дедушка лежал так несколько лет, и это то, о чем ты постоянно думаешь, то что ты пытаешься пропустить, представить себе этот опыт, прожить».
У меня папа тоже лежал несколько лет. И я даже не думала, что ему так тяжело
Ольга Вараксина: «У меня была похожая ситуация с моим отцом, он тоже был прикован к кровати. И я сидела, смотрела с этим парнем в окошко и думала, что папа так лежал. Меня это впечатлило очень сильно».
Нелли Сосункевич, инженер-электрик: «Про 135 часов я только прочитала, но подойти так и не решилась — страшно. Меня это лично касалось. И у меня папа тоже лежал несколько лет. А я даже не думала, что ему так тяжело».
Мой дедушка глухонемой, поэтому мне всегда было очень интересно узнать о таких людях.
Вероника Рудюк, студентка: «Мне очень понравилась история про дискотеки для глухих. Это очень-очень здорово. Я не знала, что такое существует. Мой дедушка глухонемой, поэтому мне всегда было очень интересно узнать о таких людях. Я очень люблю слушать музыку, люблю голоса людей. И я не понимала и не понимаю, как можно без этого жить. Очень здорово, что для людей организовывают такое». Вероника говорит про одну из инсталляций, которая была посвящена жизни глухих и слабослышащих людей в Беларуси. Художница Ольга Сосновская отталкивалась от истории про неслышащего фотографа Михаила, которую ранее рассказала «Имена»: ее вдохновил рассказ парня про дискотеки для людей с нарушением слуха, которые слышат музыку через вибрации.
Степан Вольский, тестировщик: «Мне понравился проект с дверью, когда из-за двери доносятся крики, и ты можешь посмотреть в глазок и попытаться понять, что происходит. Это очень жутко. Мне кажется, это хорошо доносит мысль о том, что все мы эти крики слышим, можем заглянуть, но не можем зайти за дверь». Инсталляция «За закрытыми дверями», о которой говорит Степан, была посвящена теме домашнего насилия.
Каждый желающий на выставке мог подойти к двери, заглянуть в глазок, надеть наушники и услышать истории женщин, пострадавших от домашнего насилия.
Елена Горелышева, сотрудник НКО «Новая Евразия»: «Мне больше всего понравилась инсталляция с розеткой «Здесь живет человек», потому что это сильно, для меня это было сильнее всего. Это история о человеке, у которого есть работа, есть квартира, вроде как всё замечательно, но он каждый вечер включает свет, чтобы люди видели, что он существует — и это, знаете, неожиданно.
Саша Жидович из Молодечно, о котором говорит Лена, — это человек, который работает на заводе уже 18 лет. Он незрячий, но делает розетки и разные другие электрические изделия. В интервью Саша рассказал «Именам», что и в самом деле каждый день, когда возвращается с работы, включает дома свет, несмотря на то, что ничего не видит. «Здесь живет человек», — объяснил нам Саша. Эта фраза легла в основу инсталляции художника Сергея Шабохина, который нарисовал розетку на всю стену. Вдоль самой стены поставил лавочку, на которой были изображены окна и в которых горит свет. На выставку Саша Жидович приехал вместе с мамой.
Алина Петрова, графический дизайнер: «Я какое-то время жила в Чехии и удивлялась, что там на улицах очень много инвалидов. И потом до меня дошло, что у нас просто для таких людей нет возможности выйти. Я общаюсь с девочкой, у которой ДЦП. У нее столько энергии, столько желания просто общаться. И для нее самое ужасное — это уехать за город, где нет интернета, потому что там ей не с кем переписываться. Я помню, она чуть не плакала, когда говорила, что ее на две недели в деревню увозят».
Герой инсталляции Сергея Гудилина — молодой человек с диагнозом ДЦП Павел Ращинский. Парень научился не только набирать текст на компьютере пальцами ног, но и рисовать. Фотограф знаком со своим героем уже шесть лет. И на выставке представил свои фотографии и картины, которые рисует Павел.
Помимо картин Павла, на выставке стояли большие мониторы, которые воспроизводили процесс того, как художник ногой набирает текст. Зрители не раз делились с нами мыслями о том, что, наблюдая за процессом, очень хотели помочь Павлу «допечатать» простой текст.
«Помочь» художнику пробовали даже дети.
Здесь, на выставке, ты понимаешь, что вы живете вместе и никто не особенный. Никто не лучше, не хуже, вы просто вместе.
Елизавета Елиневич, музеевед: «Всегда будут люди, которые будут переживать этот мир по-другому, которые не будут видеть, не будут слышать, люди, у которых будут проблемы с движениями, люди с аутизмом или другим видом расстройств. Тебе кажется, что это те люди другие, они живут в гетто, а ты — нет. А здесь, на выставке, ты понимаешь, что вы живете вместе и никто не особенный. Никто не лучше, не хуже, вы просто вместе».
Екатерина Доманькова: «Молодцы, так держать!»
Познакомиться с нашей выставкой приходили немало известных людей. Олимпийская чемпионка Александра Герасименя, супермодель Екатерина Доманькова, председатель правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктор Бабарико, основатель первой управляющей компании фондами прямых инвестиций «Зубр Капитал» в Беларуси и международного автомобильного холдинга «Атлант-М» Олег Хусаенов, директор Национального центра усыновления Беларуси Михаил Черепенников и другие.
«Имена» сегодня не просто сделали наш день, но и показали лично мне, как нужно организовывать показ (выставку): с душой и открыто, продуманно и эффективно…», — написал на своей странице в Facebook Михаил Черепенников, директор Национального центра усыновления Беларуси, который приходил вместе с семьей.
— Отличная выставка, отличная работа! Мы обменялись мнениями с Сергеем Осиповым (главного советника генерального директора Wargaming — прим. Имена)— он тоже очень высокого мнения! — поделился мнением бизнесмен Олег Хусаенов.
А супермодель Екатерина Доманькова написала в своем Instagram так: «Сегодня с удовольствием посетила арт-проект «Имена» о людях с непростой судьбой человеческом неравнодушии. За самим журналом я слежу давно, и за это время он превратился в полноценное социальное медиа. Радостно наблюдать трансформации, перемены, новые форменные воплощения! Молодцы, так держать!»
Завершилась выставка вкусным именным тортом и словами благодарности всем, кто помогал выставке «Имена».
— Самый главный результат — это люди. Это зрители, которые приходили, и мы видели, как в процессе выставки менялись их глаза, менялось их представление, их ощущение. Люди проходили через инсталляции и находили отклики в своих собственных историях, — поделилась куратор выставки Антонина Серякова.
Друзья, редакция журнала «Имена» благодарит всех вас за то, что вы так активно делились с нами и своими мнениями, и своими историями. Мы обязательно будем рассказывать эти истории в журнале, обязательно поедем к тем героям, о которых вы нам рассказали. А если будет казаться, что ситуация, в которую вы попали, — безвыходна, мы будем вместе с вами искать выход.
Ваша поддержка и ваша искренность дала нам ту важную энергию, которая, мы уверены, поможет идти дальше и продолжать делать вместе с вами жизнь в Беларуси лучше.
Все пожертвования, которые мы получили от вас во время выставки, уже перечислены на наш благотворительный счет. Все они пойдут на развитие журнала «Имена». А за помощь в организации выставки благодарим наших партнеров:
Даты показа выставки в Бресте и Витебске еще согласовываются.
До новых встреч!
Читайте также:
Десять тысяч помощников. «Имена» открывают уникальную арт-выставку о белорусах
Жизнь по карточкам. Десятки минчан побывали в «шкуре» людей с аутизмом. И вот что они поняли