Любимые читатели! Всего за год существования журнала «Имена» через нас и нашего партнера краудплатформу Talaka.by на помощь друг другу пришли 10 000 человек! Вот так вы откликнулись на наше простое предложение «Делать Беларусь лучше». Мы запустили 22 общественно значимых, остросоциальных проекта и собрали в их поддержку (включая и сам проект «Имена») — 283 000 рублей! И этой статьей мы анонсируем наш масштабный и уникальный арт-проект о белорусах, который готовили целых полгода!
10 современных художников на протяжении шести месяцев работали с героями журнала «Имена», представителями местных сообществ, государственными и частными институциями, экспертами, журналистами. Итогом совместной работы стали 10 инсталляций — 10 площадок для встречи, общения, сопереживания, рефлексии, обсуждения, критики. Художники работали не только на основании статей «Имен» — они работали «в поле», взаимодействовали с героями, выходили из зоны комфорта, преодолевали свои стереотипы, выстраивали отношения. Теперь и вы сможете увидеть наших героев, их жизни и самих себя. Мы наблюдали метаморфозы всех участников проекта. А еще визуализировали на большущих экранах каждого, кто помогал через «Имена» и «Именам»! Сейчас приглашаем вас увидеть то, что у нас получилось, своими глазами.
Сделать это можно будет в Минске с 11 по 25 мая c 12.00 до 21.00 (Культ. центр «КОРПУС», пр-т Машерова 9, корпус 8), а летом проект поедет в Брест и Витебск.
Знакомьтесь с участниками проекта:
Андрей Ленкевич, фотограф
Герой: Виктор Золотилин (деревня Куписк, расположена на берегу Немана недалеко от Налибокской пущи и Новогрудка)
Статья: Земля Золотилина. Как низкорослый бизнесмен бросил в Минске всё и перебрался в родную деревню
Всё, о чем говорит этот человек, — это любовь и страсть. Любовь к женщине, которую любил всю жизнь, любовь к месту, где он родился и ради которого от всего отказался.
Андрей:
— Когда я начал работать над проектом, сразу понял, что хочу показать картины Виктора. В этих картинах всё. И, может быть, даже ответ на название моего проекта — «Любовь». Всё, о чем говорит этот человек, — это любовь и страсть. Любовь к женщине, которую любил всю жизнь, любовь к месту, где он родился и ради которого от всего отказался. В его картинах запечатлено то, что он по-настоящему любит, понимает, чувствует. На них нет людей. Он хочет говорить о любви к природе. Он каждое утро приходит на реку, чтобы поздороваться с Неманом.
Я несколько раз работал с людьми с ограниченными возможностями. Существующая в Беларуси система воспитывает людей, которые становятся заложниками своей болезни. Система работает так, что тебе должны помочь, поддержать, принести, подать и сделать поблажку. Люди попадают в зависимость от этой поддержки и не представляют возможности существования вне такой системы координат. Главный герой моего проекта — полная противоположность, который не замечает трудностей. Он намного больше и шире тех, у кого нет ограничений. Я даже не мог представить, что встречу человека такой силы. Он максималист, открыт к общению, настоящий «спадар» — приглашает, кормит. Все его решения в жизни безоговорочные, но наполнены не только пониманием, зачем он это делает, но и чувством. Эта чувственность меня восхитила. Но самое главное, Виктор - настоящий художник. Когда он рисует, рядом с ним должна царить тотальная тишина, он максимально концентрируется на происходящем. Не нарушает тишины даже его любимая собака. Когда он творит, она спит.
Для меня честь участвовать в этом проекте. «Имена» стоят особняком от других СМИ. Они единственные в Беларуси, кто существует за счет читателей. Если честно, когда мне сказали, что «Именам» год, я очень удивился. Думал, что журналу уже пять лет. Столько за это время уже сделано.
Маша Святогор, художница
Герой: Саша Зимноха, сирота (Минск)
Статья: Саша и «девки». Как правительство не научило Сашу жить
Саша согласился встретиться и поговорить, однако в назначенный день исчез: или передумал, или забыл — неизвестно. И я его понимаю: изливать душу и делиться подробностями своей жизни он не обязан.
Маша:
— Изучив большинство историй в «Именах», я остановилась на Сашиной. Видимо, я настолько вошла в резонанс с ней, что без колебаний решила работать именно с темой сиротства. Я согласилась участвовать в выставке, потому что это совершенно новый для меня опыт. Но самый главный импульс, и то, что меня вдохновило в первую очередь, — это идея, лежащая в основе проекта-выставки и того, чем занимаются «Имена». Каждый человек и история, которую он рассказывает, заслуживают внимания. Они должны стать видимыми. Мой проект называется «Переход». Это серия коллажей, где центральным героем является ребенок, отправившийся «в свободное плавание». Другими словами, он выходит из закрытого пространства в открытый мир — взрослую, самостоятельную жизнь. И вот этот процесс он не в состоянии осознать, потому что, без преувеличения, переход от жизни в замкнутой системе, которой является детский дом или интернат, к жизни «большой», «взрослой», «самостоятельной» — очень болезненный, переломный.
Саша согласился встретиться и поговорить, однако в назначенный день исчез: или передумал, или забыл — неизвестно. И я его понимаю: изливать душу и делиться подробностями своей жизни он не обязан. Честно говоря, у меня успел сформироваться довольно целостный образ этого человека после знакомства с его историей в журнале. В публикации Саша признался, что ничего в жизни не понимает, не представляет, чем заниматься, где и кем работать, что вообще делать. Выйдя из интернатов и детских домов «на волю», большинство сирот не знают, как самостоятельно строить свою жизнь. Они одни: без проводника и какого-либо фундамента, ориентиров, опыта. Как встроиться в общество и «взрослую» жизнь, где, по словам умудренных опытом интернатовских психологов, «тебя никто не ждет»?
Сергей Шабохин, художник
Герой: Саша Жидович (Молодечно)
Статья: 18 лет на заводе, зарплата — 62 рубля. История незрячего мужчины, который несет людям свет
Я не раз озвучивал, что журнал «Имена» — лучшее, что произошло с гражданским обществом в Беларуси за последний год.
Сергей:
— Специально для выставки я подготовил инсталляцию «Источник света». Эта работа основана на истории Александра Жидовича — жителя Молодечно, который довольно рано потерял зрение. Уже 18 лет он работает на предприятии «Энва», входящем в «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» («БелТИЗ»), которое специализируется на изготовлении электрических изделий. Александр, как и многие другие незрячие или слабовидящие работники, ожидает заказы от предприятия, но они появляются нерегулярно и за копейки. Но мой герой любит свою работу, ему нравится собирать розетки и вилки. В своей истории журналу «Имена» Александр рассказал о том, что, когда возвращается домой после работы, он включает свет, который не видит. «Здесь живет человек!» — гордо объясняет Саша свою традицию. После прочтения статьи об Александре я посетил его в Молодечно, где мы проговорили несколько часов о его жизни. Он многое показал, проявив невероятную открытость и гостеприимство.
Меня как художника история Александра заинтересовала именно потому, что визуальная культура, которой я занимаюсь, основана на зрительном восприятии. Герой же лишен возможности воспринимать электромагнитное излучение света, но отдает свет иначе: буквально собирая электрические изделия, включая свет, делясь своим заразительным оптимизмом, несмотря на жизненные перипетии. Я усилил его высказывание в виде изображения пятиэтажного вытянутого блочного дома, где за окнами горит фраза «Здесь живет человек». Изображение светового лозунга помещено на длинную столешницу с лавкой. Перед столешницей располагается огромное изображение розетки.
Я не раз озвучивал, что журнал «Имена» — лучшее, что произошло с гражданским обществом в Беларуси за последний год. Основным стержнем этой инициативы и выставки является понятие инклюзии. Именно практика включения людей с инвалидностью или какими-то другими особенностями в общественную жизнь обогатит эту жизнь всем.
Кирилл Демчев, художник
Герои: Игорь Цурилов и Юра Кашин (Минск)
Статья: «Как живут люди, ставшие заложниками своего тела»
Я думал: как показать эту тему? И понял. Я буду лежать, прикованный к кровати. Приходить с утра перед открытием выставки и лежать до самого вечера. Заложники своего тела не могут даже сходить в кино, потому что кинотеатры не обустроены под инвалидные коляски.
Кирилл:
— Я выбрал тему о заложниках своего тела, потому что она для меня самая понятная и близкая. Недавно умер мой дедушка. У него был рак, и он не мог двигаться последние три недели. Он был мне очень близок, как отец. Я находился рядом с ним, помогал. А потом меня пригласили в этот проект. Всё сошлось.
Я думал: как показать эту тему? Думал, сделать инсталляцию, декорировать ее. Но потом понял, что лучше всего, если я сам буду участвовать в инсталляции и стану ее частью. Я буду лежать, прикованный к кровати. Приходить с утра перед открытием выставки и лежать до самого вечера. Понять проблему можно только тогда, когда ты с ней соприкасаешься, когда ты пропускаешь ее через себя, не даешь себе шанса абстрагироваться, отойти на безопасную дистанцию.
Мы ограничиваемся от этих людей, как будто их не существует. На самом деле они живут в каждом доме. Это общественная, наша общая проблема. Заложники своего тела не могут элементарных вещей. Даже сходить в кино, потому что кинотеатры не обустроены под инвалидные коляски. Их комнаты — это тюрьма повседневности. Я думаю, что просто нужно не забывать об этом. Если каждый задумается, что есть возможность помочь этим людям. Мне понравился этот формат выставки. Ты делаешь два дела в одном: освещаешь свой проект и помогаешь.
Оля Сосновская, художница
Герой: Михаил Золотовский, глухой фотограф (Минск)
Статья: «Нас — не уважают». Глухой фотограф из Минска рассказал, как жить в стране, где тебя не хотят слышать
Он обычно не танцует, а, как и многие, слушает музыку через вибрации
Оля:
— При создании проекта я отталкивалась от истории про неслышащего фотографа Михаила. В интервью меня задел его рассказ о том, как он слушает музыку и посещает дискотеки, которые проводятся для слабослышащих и неслышащих в РДК имени Н. Ф. Шарко. Хотя он обычно не танцует, а, как и многие, слушает музыку через вибрации. Я давно работаю с танцем, и в этих дискотеках для меня важно то, что ключевым является именно физическое, телесное переживание звука, его материальность. Наконец, тишину можно рассматривать политически, как отказ слышать голоса угнетенных групп, как протест через отказ от лозунгов.
Михаил показался мне очень открытым, добрым и чутким, он очень много помогал на разных этапах проекта. Кроме того, он участвовал в нем как фотограф, его фотографии с дискотеки включены в создание арт-объекта, который будет представлен на выставке.
Максим Ясинский, художник
Герой: Галина Осипович и ее сын Рома (Бобруйск)
Мы знаем мало об аутизме правдивого, а не иллюзорного, как в фильме «Человек дождя». Ситуация реальная намного серьезнее и жестче, чем многие думают
Максим:
— Я готовил работу на основе статьи в «Именах» о мальчике с аутизмом из Бобруйска. Ездил к героине с ее сыном, искал тексты об аутизме и понял, что главное краеугольное преткновение у таких людей — это проблема коммуникации. В первую очередь, родителей с детьми. Травматичным для всей семьи может стать простой выход на детскую площадку или поход в магазин, не говоря уже о посещении врача.
На системе альтернативной коммуникации PECS (обмен карточками с изображениями) основана интерактивная часть проекта. Мне хотелось также вовлечь людей, которые с проблемой незнакомы. Мы знаем мало об аутизме правдивого, а не иллюзорного, как в фильме «Человек дождя». Ситуация реальная намного серьезнее и жестче, чем многие думают. Я хотел найти правильный визуальный образ. И нашел его у американского художника-концептуалиста Сола Левитта. За базу я взял его работу, состоящую из квадратов с прямыми линиями, находящимися в четырех возможных положениях. Это базовые элементы, различные сочетания которых дают огромную вариативность. С одной стороны, в расстройстве аутичного спектра всё именно так — каждый человек индивидуален. С другой стороны — это условный образ структур, лежащих в основе наших ценностей, смыслов, норм. Чья статичность и предзаданность на самом деле иллюзорна. И это дает основание для понимания и принятия.
Я решил участвовать в выставке «Имен», потому что мне кажется, что об этих темах нужно говорить разными способами. Лично мне самому интересно разобраться в них и понять.
Арт-группа Hutkasmachnа
Герои: Бездомные Минска
Статья: БОМЖИзнь. Истории бездомных белорусов, живущих на свалке и в столице
Статья: «Последний подарок я получал в школе». Как отметят Новый год минские бездомные
Герои «Имен» произвели впечатление своим спокойствием, принятием своего положения, показывая как бы другую сторону жизни на собственном примере.
Андрей Бусел, Сергей Кравченко:
— Мы работали с темой бездомных, встречались с героями на свалке и в общественной бане. Эта тема интересна нам по нескольким причинам. Во-первых, это напрямую связано с улицей, с городом, с обществом и его правилами, которые подразумевают плату за встроенность в его жизнь, плату от каждого. А за невстроенность ты платишь еще больше. Это в некотором роде параллель с паблик-артом и его мытарствами в условиях Беларуси.
Во-вторых, герои «Имен» произвели впечатление своим спокойствием, принятием своего положения, показывая как бы другую сторону той самой встроенности, возможность другой жизни на собственном примере. Причем, если привычное возникающее в таких историях чувство — это сострадание, сочувствие или даже жалость, то здесь мы столкнулись с другим. Скорее, с интересом и ощущением, что изначально заложенный поиск свободы, убежища, своего места, может реализовываться и по-другому: через утрату статуса, через выживание вопреки правилам. Так что иногда непонятно, кто счастливее — человек, который имеет всё, или человек, который не имеет ничего, но научился с этим справляться.
Александр Васюкович, фотограф. Дарья Царик, журналист
Герои: общественная организация «Радислава»
Проблема в том, что обычно насилие происходит за закрытыми дверями. И если кто-то догадывается о том, что происходит у соседей, то, скорее, предпочтет не встревать.
Даша, Саша:
— Вместе мы работаем над темой домашнего насилия более трех лет. И для нас стало открытием, что инструмент журналистики конкретно в этой теме решает очень много и действительно может менять жизни. Наша работа будет называться «За закрытыми дверями». Это видеоинсталляция, посвященная теме домашнего насилия. Она добавляет еще больше интерактива. У человека, который отрицал проблему или ее не замечал, будет возможность в нее вовлечься. Если ты молчишь, тебя не видно. Но чтобы увидеть какую-либо проблему, ее надо сперва обозначить. Проблема в том, что обычно насилие происходит за закрытыми дверями. И если кто-то догадывается о том, что происходит у соседей, то, скорее, предпочтет не встревать.
Сергей Гудилин, фотограф
Герой: Павел Ращинский, художник с ДЦП (Минск)
Это попытка встать в позицию героя, пережить его опыт и сделать для себя усилие по преодолению границы.
Сергей:
— Моего героя зовут Павел Ращинский, ему 25 лет, у него детский церебральный паралич (ДЦП). Инсталляция основана на фотографиях, которые я делал на протяжении шести лет. Павел научился ногами набирать текст, в интернете работать, рисовать. Он рисует пальцами левой ноги в лежачем положении. Его рисунки также будут представлены на выставке, чтобы отразить его внутренний мир и взгляд на жизнь и то, как он понимает цвет. Инсталляция — это подиум и кровать. Мне было сложно перейти эту границу: познакомиться, прийти к нему домой, сидеть с ним рядом. Точно такие же эмоции я испытывал, когда начинал эту историю. Как журналист я хотел показать жизнь человека в других условиях, который стеснен какими-то обстоятельствами — физическими и психологическими.
Это было очень сложное чувство и его можно экстраполировать на общество, когда люди пытаются принять жизнь героя с особенностями.
Антонина Слободчикова, художница
Герои: Арфист с аутизмом Глеб Попов и его мама (Минск)
Статья: Арфист из Чижовки. Одна отважная женщина борется за сына с аутизмом уже 48 лет
Женщина вынуждена жить в этой ситуации — быть в изоляции, заботиться о ребенке и свою жизнь в него встраивать. Очень нелегкая жизнь, но, когда ты подчиняешься таким условиям, и в них можно найти гармонию.
Антонина:
— Меня сегодня интересует тема художественного высказывания, аскетичности, лаконичности жеста — такого «абсолютного молчания», в основе моих размышлений лежат слова Пазолини, самое чистое искусство — это полное молчание поэта.
По сути, каждый человек изначально изолирован и одинок. Ты можешь заниматься семьёй, политикой, наукой, чем угодно. Общество предлагает много шаблонов поведения, чтобы не чувствовать себя одиноким. Но все равно наступают минуты экзистенциального страха, когда человек понимает, что он один на один сам с собой.
Второй год я работаю над проектом «Полное молчание», это серия инсталляций, основой которых являются реальные истории людей. Первую инсталляцию я реализовала в прошлом году в проекте «Всё было по-другому» — она была связана с историей очень близкого мне человека, который умер несколько лет назад.
Вторая часть этой работы называется «Ее голос». В этой работе я продолжаю тему изоляции и одиночества, но отталкиваюсь от другой истории. Когда меня пригласили участвовать в проекте «Имена», я прочитала много статей журнала, посвятила этому несколько дней. Искала то, на что смогу откликнуться. Одна из первых историй, которая меня заинтересовала, была история про арфиста из Чижовки. И я к ней вернулась.
Сначала я думала, что моя история будет про удивительного арфиста Глеба. Но когда я позвонила и услышала его маму, я поняла, что меня больше интересует она сама. Глеб живет гармоничной жизнью: рано встает, бегает, занимается спортом, кушает, играет. Его образ жизни для меня практически идеален. Но мама… когда я её услышала по телефону, она смеялась. Такой красивый, переливающийся смех меня очень заинтриговал.
Она рассказала о себе, о своей жизни, о том, как потеряла мужа, это до такой степени невыносимо трагично. Посмотрев на этого человека, я поняла, что хочу сделать работу именно о ней. Ведь это она вынуждена жить в этой ситуации — быть в изоляции, заботиться о ребенке, и свою жизнь в него встраивать. Это очень нелегкая жизнь, но, наверное, когда ты подчиняешься таким условиям, вынужденным условиям, в них можно найти гармонию.
Меня как художницу всегда интересует возможность создания работы. Это чрезвычайно важно, потому что не так часто у нас делают такие масштабные проекты. А как для человека чувствительного мне важно реагировать на такие истории. Самый продуктивный метод общения между людьми — это помощь и участие. Наверное, единственное, что мы можем предложить — свое ухо, чтобы послушать, и свою руку, чтобы обнять.
Антонина Стебур, Анна Карпенко, кураторы выставки
— Когда мы приступали к работе над выставочным проектом, мы отталкивались прежде всего от самого журнала «Имена», от его духа, целей, влияния. Мы задавали себе вопросы. Что объединяет людей? И что их разъединяет? Как нам кажется, «Имена» — это журнал о формировании сообщества, которое можно охарактеризовать как сообщество небезразличных людей. Это люди, которые объединены не просто тем, что, скажем, едут в одном общественном транспорте. Связи между героями, читателями, командой журнала гораздо сильнее, они строятся на взаимодействии и взаимопомощи. «Имена» демонстрируют нам, что подобного рода связи формируются не вертикально, а горизонтально. Вся выставка построена на трех идеях — это идеи взаимодействия, взаимопомощи и сообщества.
«Имена» — это медиа, которое финансируется самими читателями. На выставке будет действовать система билета-пожертвования (стоимость от 3-х рублей и до бесконечности). Вся сумма от проданных билетов будет направлена на развитие журнала «Имена».
Приходите, друзья. Приходите, чтобы окончательно осознать, что будущее нашей страны зависит только от нас с вами.
#намнужныимена