Мише Рунцевичу 38 лет, он сирота. Когда ему было 12, в Весновский дом-интернат для детей с особенностями психофизического развития пришел работать мастер Альфред, который и научил Мишу чинить обувь. Теперь у него своя мастерская и туманные представления о будущем. В Беларуси люди с диагнозом «умственная отсталость» обязаны пройти сложную судебно-медицинскую экспертизу, чтобы получить право на самостоятельную жизнь.
В 6 утра как по расписанию в доме начинают скрипеть двери и деревянные ступеньки лестницы, ведущей на второй этаж. Восемь мужчин, среди которых и Миша, проснулись и готовы приступить к уборке своих «объектов». Это обязательный ритуал жителей Глусского дома независимого проживания, который появился в городе в 2014 году благодаря спонсорской помощи ирландской благотворительной организации Chernobyl Children’s Project International. Ирландцы уже более 15 лет сотрудничают с Весновским домом-интернатом, помогая и рублем, и делом.
Именно ирландцы настояли, чтобы Миша поселился в доме. Четыре года назад в его второй приемной семье случилась беда, и Миша опять вернулся в Весново. Но его ангел-хранитель, ирландская «мама Анн», не позволила ему сидеть без дела в четырех стенах. Вместе с волонтерами организации и директором интерната Вячеславом Климовичем они отправили Мишу в Глуск.
«У Мишика»
Первоначально Мишина «зимняя» мастерская располагалась в одном здании с магазином, где дом-интернат продает изделия. Там была печка и все удобства, но почти не было клиентов. Поэтому директор дома-интерната «переселил» Мишу к себе во двор, приватизировав землю и за свои же деньги все обустроив. Так мастерская стала ближе к центру.
— «Ты смотри внимательно и не спеши делать сразу, » — так говорил Альфред, когда я учился. Теперь если чего-то не знаю, смотрю урок на ютубе. Вот, например, шов, сделанный вручную. Раньше молнию тоже менял вручную, но теперь у меня есть специальная машинка. Я стараюсь! — говорит Миша и открывает банку с ирландским кремом для чистки обуви. — У меня много чего из Ирландии, мама Анн передает.
Зимой Миша часто подолгу ждет работы в компании любимой группы «Руки вверх!». Хорошо, что есть планшет и колонка. Ее он особенно бережет. Это дорогой во всех смыслах подарок на день рождения от ирландских родителей. Вся пенсия воспитанников дома-интерната идет на их содержание и питание, на «карманные» расходы средств нет. Исключение — подарки на дни рождения и «передачки» от европейских гостей. Поэтому Мише повезло больше других — он единственный, кто в интернате зарабатывает самостоятельно.
Цены на услуги Миша устанавливает сам. Говорит, что некоторые виды ремонта выполняет только он. Половину от заработанного отдает в дом-интернат, а со своей половины оплачивает коммунальные услуги и материалы для мастерской, телефон и откладывает на подарки для ирландских родителей.
Первым посетителем мастерской в этот день стала бывшая работница дома-интерната. Много Мишиных клиентов узнают о нем именно благодаря работникам учреждения. Глуск город небольшой и «сарафанное радио» здесь самая надежная и эффективная реклама.
Во время обеда в доме независимого проживания, который находится в 5 минутах ходьбы от мастерской, кроме нас с Мишей никого нет. Он допивает свой любимый ирландский кофе и собирается в мастерскую. Закончить начатую работу нужно сегодня, ведь завтра — четверг, день, когда Миша ездит в Весново на занятия. Да, ему 38 лет, но только недавно он научился писать и читать.
После обеда усидеть в мастерской почти невозможно — Миша ставит «профилактику» на подошву и пыль от полиуретана заполняет всю комнату. Я смотрю на его работу через окно, пытаясь разглядеть «ненормальность», которая может стать помехой на пути к возвращению дееспособности. Недееспособным человека признает суд. Причина — наличие психического заболевания, которое не позволяет оценивать и анализировать свои действия. Вердикт выносит комиссия, состоящая из целого ряда специалистов. Такой «экзамен» проходит каждый воспитанник белорусских домов-интернатов по достижению 18-летия.
В свое совершеннолетие Мишик и всего его друзья были признаны «недееспособными». Но благодаря совместному проекту дома-интерната и ирландских партнеров ребята получили шанс избавиться от этого клейма. Сейчас они учатся читать и писать, получают все необходимые навыки, чтобы успешно сдать экзамен.
— Такая у меня работа, — улыбается Миша и вытирает полиуретановую пыль с лица, шеи и рук. Я остаюсь ждать на улице, пока он закончит уборку и закроет мастерскую. Дома его ждут ужин и обсуждение новостей, главная из которых — Весновский дом-интернат получил президентскую премию «За духовное возрождение».
Научить «необучаемых»
Два года назад Зинаида Синкевич в рамках программы Chernobyl Children’s Project International взялась учить Мишу и других ребят чтению и правописанию. Работа, как оказалось, не из легких. Специальных программ для такой категории учеников нет, книги и учебные пособия, которые должны помогать, еще больше запутывают и усложняют работу. Спасает педагогический опыт и интуиция, иногда на помощь приходит интернет. Но действительно стоящих разработок и методических пособий практически не найти.
— У наших ребят хорошо развиты социально-бытовые навыки, интернат здесь отработал на все 150%. Но научить грамоте людей, которые в школьном возрасте считались «необучаемыми», на которых столько лет никто не обращал внимания? Сколько стараний ушло только на то, чтобы вернуть им веру в себя! — объясняет педагог.
Сейчас, спустя почти два года с начала занятий, Миша бегло читает, красиво и быстро пишет печатными буквами, реже — прописью. Это огромный успех, отмечает его учительница. Но вначале учебы приходилось по десять раз перечитывать одно и то же и уже Зинаиде Павловне, педагогу с 30-летним стажем, искать новые и понятные для учеников слова и объяснить, объяснять, объяснять… Нередко уроки заканчивались мокрой спиной и радостью от успеха, временами — досадой и слезами разочарования. Не научила, не смогла.
Вопрос возвращения дееспособности для Миши — вопрос жизненно важный. Он уже прошел судмедэкспертизу и теперь ждет вердикт суда. Если решение будет положительное, то Миша получит социальное жилье и продолжит работать в мастерской. Если суд откажет, борьба продолжится. По уставу дома-интерната у него есть еще три года, чтобы добиться возвращения дееспособности. Ведь если у него не получится это сделать, то в 41 год он по закону станет подопечным ближайшего к Весново дома для взрослых и уедет «доживать» туда. Но уезжать из Глуска Мишик не собирается — еще не время.
Имена работают на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы делаем новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Имена — для читателей, читатели — для Имен. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!