После случившегося в августе Виталию, Ивану и Дмитрию нужны серьезное лечение и длительная реабилитация. У Виталия в машине взорвалась светошумовая граната. Ивана вытащили из машины и избили. Дмитрий получил травмы в автозаке и на Окрестина. В августе ИМЕНА запустили проект «Центр медицинской помощи и реабилитации для пострадавших во время мирных демонстраций». Мы организуем и оплачиваем исследования, лечение (в том числе психотерапевтическое), реабилитацию, покупку медицинского оборудования. В проект могут обратиться люди с травмами, полученными во время демонстраций — вне зависимости от политических убеждений.
Дмитрий Житько, рабочий в УП «Минскметрострой», 26 лет

Что произошло: Дмитрий подошел к милиции спросить, как безопасно попасть домой. Через два блокпоста его пропустили, на третьем задержали
Повреждения: многочисленные гематомы и кровоподтеки, ЧМТ, травмы спины, коленного и локтевого сустава, кисти, ушиб паховой области, бронхит (из-за долгого нахождения на бетонном полу)
Как помогли ИМЕНА: организовали консультацию невролога, оплатили и доставили лекарства
10 августа Дмитрий вместе с другом возвращался домой из торгового центра. Он сильно торопился: дома его ждала жена и грудной ребенок. Проспект был перекрыт ОМОНом. Дмитрий нервничал — было видно, что обстановка накаленная.
— Мы подошли с другом к первому блокпосту ОМОНа и поинтересовались, как беспрепятственно добраться домой. Я сразу же объяснил, что дома меня ждет маленький ребенок, а мой друг — инвалид второй группы, он лечился от рака легких. Нам сказали проследовать вперед.
У второго блокпоста друзьям тоже сказали двигаться вперед. А на третьем «пригласили» в автозак.

— У нас не было выбора. Нас продержали в автозаке минут десять. Я спрашивал, почему нас задержали, но на вопросы никто не отвечал. Потом под автозак подогнали тонированный бус, пересадили нас туда и сказали ждать. Через пару минут в бус забежали семь-восемь человек в балаклавах, шлемах и с дубинками, уложили нас на пол и начали наносить удары с разных сторон.
Дмитрия привезли в ИВС на Окрестина. Там он провел трое суток, а затем его перевели в слуцкое ЛТП. Он подписал бумагу о том, что больше не будет участвовать в массовых мероприятиях, и молодого человека отпустили.
— Меня дома ждал маленький ребенок, я готов был подписать, что угодно. Я вышел и увидел потрясающих людей. Меня накормили, обогрели, шнурки мне завязали, оказали психологическую помощь, проконсультировал юрист. Не думал до этого, что белорусский народ настолько сильный и сплоченный.
Позже молодой человек снял побои. У него болели все части тела. Было много ушибов, кровоподтеков, гематом, ссадин.

— Мы с женой потратили всю семейную заначку мне на лекарства. Дошло до того, что не на что было купить питание сыну. Все это время я был на больничном, денег не зарабатывал. Потом на меня как-то вышли волонтеры Центра медпомощи ИМЕН и помогли с лекарствами, организовали консультацию невролога. У меня долго болела нога, я жутко хромал и не мог работать, по несколько раз в неделю меня забирала «скорая». Сейчас все время приходится ходить с астматическим баллончиком, иначе просто задыхаюсь — так меня обморозили на бетонных полах, когда обливали водой. Мы с женой решили уехать из страны, здесь мы не чувствуем себя в безопасности. Но очень хочется вернуться.
Иван Томашевич, индивидуальный предприниматель, водитель такси, 36 лет

Что произошло: машину Ивана остановили сотрудники ГАИ за то, что мужчина посигналил. По словам мужчины, милиционеры разбили авто и доставили Ивана в РУВД, откуда его позже увезла «скорая»
Повреждения: гематомы на ногах, ягодицах, спине, ЧМТ, смещение позвонка
Как помогли ИМЕНА: организовали прием невролога, ревматолога, а также бесплатную диагностику — УЗИ мягких тканей и МРТ. После комплексного обследования оплатили двухнедельную реабилитацию в белорусском частном санатории
11 августа Иван ехал на встречу с бывшими сослуживцами-десантниками. 2 августа друзьям собраться не получилось, поэтому решили перенести встречу.
— День в итоге выбрали неудачный. Я посигналил в ненужное время в ненужном месте — меня остановил сотрудник ГАИ. Я подчинился требованию. И тут подбежала «бригада» в масках, я немного испугался и заблокировал двери. В итоге ударили по стеклам, меня вытащили, избили и отвели в автобус. Машину еще не восстановил до конца. До сих пор если включить обдув, то могут вылететь мелкие осколки.

В автобусе обнаружилось, что у Ивана сильно шла кровь из головы. «Вся не вытечет» — бросили милиционеры, но все-таки вызвали «скорую». Сказали врачам остановить кровь — и уезжать. Но медики настаивали на том, что мужчине нужно наложить швы и госпитализировать.
— Уже потом мне в больнице сказали, что шить, собственно, нечего. То есть врачи понимали, что здесь с людьми происходит, и хотели их забрать. Но меня завезли не в больницу, а в РУВД. Там меня начало тошнить, потому что было легкое ЧМТ. В итоге мне опять вызвали «скорую» — и уже отпустили в больницу.
Иван снял побои. Судмедэксперты зафиксировали гематомы на ногах и ягодицах, чмт, рассечение на голове.
— Со временем я обнаружил новые синяки на ногах. Когда ходил в шортах, люди сзади шептались: «О, смотри, с Окрестина, точно с Окрестина». Появились боли в пояснице, начало «стрелять» в правую ногу.
В поликлинику за помощью Иван решил не обращаться. Весной он ходил туда к неврологу с подозрением на артроз: были проблемы с пальцами руки.
— Мне сказали — вот вам мазь и пластырь, для вашего возраста все нормально. А тут уже так не пройдет — мазь и пластырь не помогут. Я заполнил анкету в Центре медпомощи — и мне начали помогать с медицинскими осмотрами. Сделали МРТ — и диагностировали межпозвоночную грыжу и смещение позвонка. И это все в таком неудачном месте, что позвонок давит на нервный корешок. В итоге — болевые ощущение идут в правую сторону, особенно в ногу. Сама по себе спина не особо беспокоит. Но если это все запустить — все может дойти вплоть до паралича нижних конечностей. Врачи назначили лечение, а волонтер Центра медпомощи предложила продолжить лечение в санатории.

Работать Иван пока не может. После долгого сидения снова появляется боль. К тому же, пришлось долго восстанавливать машину. Все услуги по ремонту Ивану сделали бесплатно в знак солидарности, пришлось оплатить только запчасти.
— Не спешу начинать работать, хочу полностью восстановиться. Психологических проблем сейчас нет. Может, где-то глубоко и отбилось в сознании. Но такого нет: вижу руль — меня трясет. Вижу гаишника — глаз дергается. Я вполне спокойно езжу. Мы не в той стране, чтобы зацикливаться на чувстве несправедливости. Жизнь в принципе несправедливая. Я сделал то, что от меня зависит — прошел судмедэкспертизу и подал заявление в Следственный комитет. Из Беларуси я уезжать не хочу. Я хочу быть дома.
Виталий Рубин, детейлер, 36 лет

Что произошло: по словам мужчины, люди в форме бросили на ходу в машину светошумовую гранату. После этого Виталий попал в гродненский РОВД, где провел сутки
Повреждения: травма колена, ушибы ног, многочисленные гематомы и ссадины, сломанный нос
Как помогли ИМЕНА: организовали консультацию невролога, травматолога и психолога
Вечером 11 августа Виталий вышел из дома, чтобы отвезти посылку по работе. По дороге подобрал голосующих на остановке трех ребят. Направлялся в центр Гродно — там сотрудник ГАИ сказал, что проезд закрыт. Виталий развернулся и поехал обратно. Возле бусика уже стояла машина с разбитыми стеклами, а рядом — люди в форме.
— Мне прямо в глаза посветили фонариком. Потом на ходу открыли дверцу и бросили в машину светошумовую гранату. Меня оглушило и ослепило. Когда пришел в себя — уже лежал на асфальте. Машина покатилась дальше. Как потом рассказал один из пассажиров, в нее впрыгнул человек в форме и остановил. Меня же сразу начали бить двое в светло-зеленом камуфляже — дубинкой, ботинками и кулаками.

Машину обыскали и нашли там рацию. Виталий увлекается спортивной ездой по бездорожью, поэтому рация нужна для мест, где нет интернета. Но милиция решила, что это атрибут координатора — и отвезла в гродненский РОВД.
— Ближе к вечеру 12 августа после суда меня отпустили и вернули автомобиль. Там не оказалось моих документов: ни водительского удостоверения, ни техпаспорта. Ремень безопасности с детского кресла зачем-то срезали. На колесах — черные кресты.
Несмотря на стресс и усталость Виталий с женой поехал в больницу зафиксировать побои. А на следующий день прошел судмедэкспертизу.
– Врачи расписали все на несколько страниц. Но если вкратце — ушибы, нос сломан, на лице были синяки — из-за этого проблемы с глазами. Руки поцарапаны, по телу отпечатки ботинок. Теперь проблемы с кистями и с коленом. Плюс по голове сильно получил — бывает, что слова забываю. Не знаю, пройдет или нет. Мне подсказал приятель, что есть такой проект по медпомощи в ИМЕНАХ. Сказал: «Напиши, попробуй». Мне сразу ответили волонтеры и помогли с консультациями врачей.
После обследования Виталий решил временно уехать из Беларуси.
— Я до сих пор ночами не сплю. Постоянно всплывает эта картина. Не могу понять, как это вообще возможно. Хотя я на улице вырос, всякое было. Синяки прошли, но ноги все равно болят. А вот шрамы на руках от наручников уже никуда не денутся — это навсегда. Не знаю, буду ли их сводить, ведь это напоминание. Хотя даже если убрать шрамы, вряд ли забуду. Я считаю, надо помнить.

Помощь
Если вы получили травмы во время демонстраций, и вам нужны лекарства, лечение, реабилитация, вы можете обратиться к нам. Для этого нужно заполнить заявку здесь.
Вы также можете позвонить на КРУГЛОСУТОЧНУЮ «горячую» линию по номеру +375 44 709-79-11 и вам подскажут, как получить юридическую, медицинскую или психологическую помощь.
Наши медицинские кураторы и волонтеры подберут клинику или нужный пострадавшему медицинский/реабилитационный центр в Беларуси или за рубежом. Помощь можно получить абсолютно бесплатно.