Чуть больше недели назад ИМЕНА получили запрос из ОБЭП УВД Центрального района Минска. Милиция захотела ознакомиться с информацией, на какие цели мы тратили иностранные пожертвования с 1 января 2020-го. Как нам рассказали в самом УВД, такие сведения милиция запрашивает/будет запрашивать и в других некоммерческих организациях, которые принимают иностранные пожертвования.
Информация о целях, на которые приходят как белорусские, так и иностранные пожертвования, размещена прямо у нас на сайте. Дополнительно, согласно законодательству, отчет о расходовании иностранных пожертвований мы регулярно предоставляем Департаменту по гуманитарной деятельности управделами президента. Без разрешения этого ведомства (без регистрации этих денег) нельзя потратить ни одного цента от иностранных жертвователей. Эта же информация стекается и в Нацбанк. То есть информация о том, куда идут иностранные деньги, регулярно поступает в госорганы.
Мы решили рассказать о том, как расходовали иностранные пожертвования и вообще о правилах использования таких пожертвований в Беларуси и вам, нашим читателям и помощникам.
Кто делает иностранные пожертвования в ИМЕНА?
Платформа ИМЕНА собирает пожертвования на работу самых разных некоммерческих организаций, которые делают социальные проекты, — через краудфандинг. До января 2018-го года поддерживать наши проекты могли только пользователи из Беларуси. С января 2018-го мы открыли прием пожертвований от физлиц из других стран. И с тех пор наши проекты поддержали пользователи почти из 40 стран мира.
Поддержать проекты, как и работу самих ИМЕН, иностранцы могут двумя путями:
- Через наш сайт, нажав кнопку Помочь в том проекте, который выбирает сам пользователь.
- Через платформу Benevity. Эта платформа объединяет крупные иностранные бизнес-корпорации и дает возможность сотрудникам этих компаний «донатить» на проекты корпоративно. Их пожертвования платформа аккумулирует и перечисляет нам, как правило, раз в месяц также с указанием проектов, которые хотят поддержать. С января 2018-го нас поддерживали сотрудники таких крупных мировых компаний как Google, Apple, Microsoft, Twitter и другие.
Что такое регистрация иностранных пожертвований и кто контролирует их распределение?
Каждый проект имеет свое назначение платежа. Мы не можем перераспределять деньги самостоятельно между проектами. Например, если человек выбирает проект «Дом для детей с онкологией», то все иностранные пожертвования должны быть перечислены на этот проект. Если человек выбирает поддержать сами ИМЕНА, то деньги могут быть потрачены только на работу самих ИМЕН.
При этом собрать иностранные пожертвования на счет еще не значит, что мы получим разрешение на использование этих денег.
На официальном языке иностранные пожертвования называются иностранной безвозмездной помощью или, сокращенно, ИБП. И для использования ИБП надо пройти сложную процедуру.
Вот как выглядит цепочка на примере перевода пожертвований через наш сайт:
- Жертвователь через платежную систему WEBPAY (встроена в наш сайт) делает разовый платеж или оформляет подписку на основании пользовательского соглашения.
- Деньги приходят на счет ИМЕН за минусом комиссии банковского эквайринга. Перед тем, как использовать поступившие деньги, их надо зарегистрировать в Департаменте по гуманитарной деятельности управделами президента. То есть получить разрешение на использование этих денег.
- Как правило, в течение месяца (законодательство дает на это 3 месяца) деньги аккумулируются, и далее мы готовим пакет «разрешительных» документов в Департамент.
Сколько иностранных пожертвований собрали и потратили ИМЕНА?
Всего за время работы мы собрали 477 355, 33 белорусских рублей (все суммы иностранной помощи приводим в рублях после конвертации).
С 1 января 2020 по 16 сентября 2020 мы перечислили на работу 20-ти проектов 76 908,71 белорусских рублей.
Вот какие это проекты:
- «Клубный дом»
- «Выездная служба Белорусского детского хосписа»
- «Геном»
- «Служба помощи людям с БАС»
- «Наставничество для подростков-сирот» («Центр помощи детям-сиротам «Нити Дружбы»)
- «Помощь бездомным»
- «Убежище для женщин и детей»
- «Рожденные рано»
- «Театр для детей с аутизмом»
- «Уроки для детей с аутизмом»
- «Дистанционное обучение для людей с инвалидностью»
- «Сирин-центр помощи диким животным и птицам»
- «Родные люди»
- «Дом для детей с онкологией»
- «Няня вместо мамы»
- «Патронажная служба в регионах»
- «Коронавирус: средства защиты для соцработников и пожилых»
- «Поисково- спасательный отряд «Ангел»
- «Помощь медработникам в борьбе с COVID-19»
113 610,47 белорусских рублей были одобрены и использованы на работу самих ИМЕН (журнал и фонд).
Еще 286 836,15 белорусских рублей поступили на счет и либо зарегистрированы, но еще не использованы. Либо еще подлежат регистрации, то есть пока не разрешены для использования (по части проектов документы мы уже подали на регистрацию, по остальным — готовим для подачи).
Из них пришли:
- 221,499,93 белорусских рублей на работу проектов
- 65,336,22 белорусских рублей на работу самих ИМЕН.
Где можно посмотреть цели, на которые расходуются пожертвования и которые запросила милиция?
На странице каждого проекта на нашем сайте есть описание целей проектов и сметы. При этом на работу самих ИМЕН как организации мы собираем деньги точно также: ИМЕНА — один из проектов, в котором работают сотрудники, есть редакция журнала ИМЕНА и фонд, есть смета.
Информация о целях пожертвований (в том числе, иностранных), которую запрашивает РУВД, — есть в публичном доступе в двух местах:
- на странице проектов (сметы, цели) https://imenamag.by/projects
- на главной странице сайта в разделе Отчеты https://imenamag.by/pages/reports (мы выкладываем платежные поручения о перечислении иностранных пожертвований проектам с детальной информацией о том, на какие именно статьи затрат перечислены деньги).
Какие документы надо подготовить Департаменту по гуманитарной деятельности, чтобы получить разрешение на использование иностранных пожертвований?
- заявление на регистрацию;
- план целевого использования (расписываем по проектам суммы и на что они будут использоваться — детально по смете);
- выписка из банка, подтверждающая поступление денег на благотворительный счет с текущего;
- сведения платежной системы WEBPAY в разрезе: имя, фамилия (если пользователь это указал на сайте. Если нет — пишется «анонимный»), суммы по каждому пожертвованию и назначение платежа (на какой проект) и страна, из которой совершен платеж (Важно! Мы никому не предоставляем данные о номерах карточек самих жертвователей, и сами ИМЕНА не имеют таких данных и не хранят их).
- копия свидетельства о госрегистрации (регистрация ИМЕН в Мингорисполкоме)
После этого можно пользоваться иностранными платежами?
Нет. Дальше мы ждем, пока деньги зарегистрируют. Обычно ждать надо 2-3 месяца, хотя были случаи, что иностранные пожертвования нам регистрировали всего за 2 недели.
То есть вся процедура устроена таким образом, что быстро помочь из-за рубежа социальным проектам невозможно. Именно поэтому, несмотря на то, что уже января 2018-го мы иностранные пожертвования стали аккумулировать, бОльшую часть этих пожертвований проектам мы смогли перечислить (а они — использовать) только с января 2020-го.
Что происходит после того, как Департамент зарегистрирует деньги?
Еще несколько процедур:
- Департамент почтой высылает нам Удостоверение о регистрации ИБП с приложением к нему нашего плана распределения и банковской выписки, заверенные штампами Депаратмента. Всего за время работы ИМЕНА получили 39 таких удостоверений, подтверждающих, что мы можем использовать иностранные пожертвования на те цели проектов, которые заявили.
- ИМЕНА заключают отдельные соглашения с каждым проектом (с каждой некоммерческой организацией, реализующий тот или иной проект) — на каждую сумму (даже если пришел 1 цент).
- После подписания соглашений ИБП мы перечисляем эти пожертвования на благотворительные счета проектов.
- После того, как проекты полностью используют сумму, по каждому «Удостоверению» проекты подают отчет ИМЕНАМ. А мы — вам, нашим пользователям, и Департаменту.
Потратить иностранные пожертвования на цели, не согласованные с Департаментом, не удастся — при перечислении иностранных пожертвований сам банк требует предоставить документы, заверенные Департаментом.
Почему так сложно? Можно ли проще?
Пока нет. С августа 2020-го надо будет собирать ЕЩЕ БОЛЬШЕ ДОКУМЕНТОВ, чтобы получить разрешение на использование иностранных пожертвований.
Дело в том, что вся описанная выше процедура работала до 27 августа 2020 года. А с 27 августа вступил в силу новый Декрет президента № 3 и ряд постановлений к нему, регулирующий по-новому порядок использования ИБП.
В чем отличия?
Если раньше вся эта сложная процедура государственной регистрации иностранных пожертвований регулировалось одним Декретом, то сейчас их регулирует Декрет + еще три постановления Совмина и управделами президента.
Увеличился сам пакет документов, предоставляемый нами в Департамент. Теперь к каждому заявлению о регистрации нам нужно:
- написать информацию об ожидаемой социальной эффективности использования ИБП
- приложить «Справку» о том, что представляют собой ИМЕНА и рассказать в ней о том, какую гуманитарную деятельность мы сделали за текущий и прошлый год (то есть раз в месяц снова и снова описывать то, что мы сделали хорошего в прошлом)
- уплатить сбор за регистрацию. Да, за процедуру регистрации теперь надо еще и платить государству 0,5% от пришедшей суммы. Хотя раньше такая «волокита» происходила полностью за счет государства. Платить этот сбор нужно в случае, если иностранные пожертвования не освобождаются от налогов. Решение об освобождении от налогов теперь будет принимать межведомственная комиссия на основании заключений, выдаваемых компетентными органами в зависимости от профиля проекта: медицинские — Минздрав, социальные — Минсоцзащиты и т. д.
Изменился срок и порядок предоставления отчетов. Раньше по каждому удостоверению отчет предоставлять можно было только после того, как пожертвования по этому удостоверению были потрачены полностью. А сейчас отчеты надо будет подавать ежеквартально вне зависимости от того, использованы деньги по удостоверению или нет. Даже если они просто лежат на счету — за них надо будет отчитываться.
Нынешний Декрет при этом устанавливает четкие сроки, когда должна быть зарегистрирована ИБП. Новым законодательством вообще декларируется, что регистрировать иностранную помощь теперь будут быстрее. Но как будет на практике — мы пока не знаем. Первый раз документы для регистрации «по-новому» мы подали на прошлой неделе. Ждем.
А если деньги не зарегистрируют?
Если деньги не регистрируют, то могут дать время на исправления недочетов или ошибок и разрешить подать на повторную регистрацию. Если и повторно не регистрируют, то иностранные пожертвования подлежат возврату отправителю.
При этом полученная иностранная помощь от анонимного жертвователя в таком случае изымается в пользу республиканского бюджета.
Случаев возврата или изъятия иностранных пожертвований в госбюджет пожертвований, которые перечислялись в ИМЕНА, не было.
Сколько человек готовит все эти документы?
Для подготовки и подписания пакета документов в ИМЕНАХ задействованы, как минимум, три постоянных сотрудника: бухгалтер-супермэн, координатор проектов, директор. И это не считая бухгалтеров и координаторов проектов в каждой отдельной некоммерческой организации, на проекты которой мы собираем и перечисляем пожертвования.