35-летний Виталик из Минска пошел за грибами в хорошо знакомый лес и увяз в болоте. Когда трясина засасывала по пояс, он ложился на кочки, хватался за кусты и пытался вытащить ноги. Но не это было самым страшным. Дома его жена Настя и дети понятия не имели, где Виталик, жив ли он еще. Соседи готовили Настю к худшему, говорили, что он утонул или его разорвали медведи. Настя обращалась и в милицию, и в МЧС, но там помочь не смогли. Последней надеждой стал поисково-спасательный отряд «Ангел», волонтеры которого приехали в дождь, ночью и отправились в глухой лес искать заблудившегося мужчину.
Виталий Комаровский приехал с семьей в деревню Волча Докшицкого района погостить у родственников на выходные. Здешние места мужчина знал отлично, наведывался сюда более девяти лет подряд.
— Я вышел в 8 утра за грибами и пошел по тем местам, где хожу обычно, — рассказывает Виталик. — Я знал, что рядом находится болото, думал, дойду до него, посмотрю, есть ли там грибы, и вернусь обратно. Дошел до болота, смотрю — воды по колено. Разворачиваюсь назад — воды еще больше. И понимаю, что уже заблудился.
Виталик попытался вернуться назад, но вскоре понял, что только глубже заходит в болото. Он высыпал собранные грибы из ведра, чтобы не таскать, взял за ориентир сломанное дерево и пошел прямо, как ему казалось, в сторону деревни, стараясь не отступать ни влево, ни вправо. Но через полчаса вернулся ровно на то место, где высыпал грибы. Попробовал еще раз — и понял, что ходит кругами. На одно и то же место приходил три раза!
Позже мужчина вышел к реке и пошел против течения, надеясь выйти к деревне. По пути он видел змей, следы диких зверей, медвежий помет. Но все равно попал в болото, которое становилось только глубже, а места — еще более глухими. Настолько, что и птицы встречались редко.
— Я зашел уже туда, где совсем топь: вода где-то на дне, сантиметров двадцать, остальное все — тина. Становишься — и сразу по пояс засасывает. Засасывало так, что приходилось ложиться на кочки, хвататься за ветки, траву, чтобы вытащить ноги.
Шел дождь. Было мокро и сверху, и снизу. Постоянно наполовину в грязи. Когда стемнело, мужчина решил больше никуда не идти. Нашел кочку побольше, наломал еловых веток, вспомнив детство, сделал шалаш и лег туда.
Больше всего Виталик переживал не за себя. Сильный мужчина, 10 лет проживший в деревне, отслуживший в армии, он понимал, что сможет продержаться в лесу.
— Мне было страшно за родных. Я-то осознавал, что со мной пока все нормально, выживу, но они-то этого не знали. Связи никакой не было.
«Мама, а что, у нас папа умер?»
Когда через четыре часа Виталик не вернулся домой, его жена Настя заподозрила неладное. Обычно ее муж не уходил за грибами надолго.
— Уже в 11 часов почувствовала тревогу, — Настя снова переживает тот холодный день. — Погода была ужасная. Лил дождь. Почему Виталика до сих пор нет?
Соседи посоветовали: если муж к часу не придет — звони в милицию. Настя так и сделала. Приехавшие милиционеры заполнили необходимые бумаги, взяли зубную щетку Виталика (для снятия биологического материала), проверили деревенские бани, сараи, чердаки, допросили родственников, соседей. И уехали. Сказали, если к вечеру Виталик не выйдет — вернемся, запустим ракетницу.
Настя старалась держаться изо всех сил и гнала плохие мысли, потому что рядом были дети. Трехлетний Максим смотрел на все с любопытством, а вот старший Ваня, понимал, что случилось что-то плохое. Мальчик постоянно плакал и спрашивал:
— Мама, а что, у нас папа умер?
Настя не могла просто сидеть и ждать. Она ездила к лесу на своей машине и сигналила.
— Еду за рулем, а слезы сами льются, — вспоминает она, — Я знала, что Виталик владеет навыками выживания, но все равно волновалась. Человека нет столько времени, где он, что с ним? От одной мысли, что муж не вернется, становилось жутко.
Вечером вернулась милиция и просигналила ракетницей, но вряд ли Виталик мог ее заметить: было еще светло.
Вызвали МЧС. К девяти вечера к краю леса подъехала и их машина, включили СГУ (сигналиьные говорящие устройства), полчаса посигналили и уехали. Сказали, что будут ждать распоряжения, а ночью в лес никто не пойдет, надо ждать утра.
— Потом жена брата вспомнила, что есть такой «Ангел», нужно им написать. Они сразу начнут искать, — вспоминает Настя. — Я что-то слышала про них, но никогда не вникала, насколько же круто они работают.
«Ангел» — это поисково-спасательный отряд, который помогает искать потерявшихся людей.
Родные Виталика оставили заявку на их сайте. Уже через пару часов приехали 40 волонтеров-поисковиков из Минска и Молодечно. Чуть позже подтянулись ребята из Витебска. Возле деревни Волча разбили мобильный лагерь.
— У них была своя оперативная машина, рации, квадроцикл, квадрокоптер, аппарат СГУ, который поставили в режим сирены — вспоминает Настя. — Но больше всего меня впечатлил их опыт, то, как слаженно ребята работали!
«Скоро будете праздновать второй день рождения»
Кристина Крук в «Ангеле» почти с самого его основания. Как волонтер она выезжала практически на все поиски. За шесть лет накопила приличный опыт, и теперь работает в отряде координатором, руководит поисками и сама обучает волонтеров.
Приехав на поиски Виталика, Кристина быстро разбила волонтеров на восемь групп, рассредоточила их по квадратам и раздала команды. Уже наступила глубокая ночь, лил дождь, было очень холодно, а волонтеры двинулись в лес.
«Не переживайте, мы найдем его. Скоро будете праздновать второй день рождения», — Настя вспоминает слова Кристины, которые тогда очень ее поддержали.
— Кристина еще сказала, что если до шести утра Виталика не найдут, то она отзовет команды, чтобы поисковики согрелись, попили чай, а потом приедут еще люди и «расширят диапазон действий».
Настя до сих пор не может поверить, что есть такие, неравнодушные к чужой беде, люди, которые в свое свободное время, в выходные, в непогоду, поехали ночью в лес!
Но для сотрудников и волонтеров отряда такие ночные выезды в лес привычны. Они готовы ехать на поиски буквально в любое время суток, пору года и любую погоду. Ведь каждый час промедления может стоить жизни потерявшегося человека!
Многие думают, что заявление в милицию можно подавать только через три дня после пропажи человека. Но это не так. Заявление принимают в любом отделении в первый же день, когда человек пропал. А после обращения в милицию можно сразу обращаться «Ангелу». Ведь за каждым грибником милицейский отряд не отправишь: у них просто нет таких ресурсов. А у отряда «Ангел» выезжать на поиски потерявшихся грибников возможность есть.
Сегодня «Ангел» объединяет 150 постоянных обученных волонтеров по всей стране, которые регулярно ищут людей или расклеивают ориентировки. В команде отряда есть свой кинолог, водолаз, психолог. Всего два года назад мы рассказывали вам, что «Ангел» находился на грани закрытия. А сегодня в Беларуси, помимо минского отряда, постоянно работают семь (!) региональных. А в сентябре появился восьмой отряд — в Лиде. Все это стало возможным благодаря помощи неравнодушных людей.
— Мы, конечно, не боги, — говорит Кристина, — Но выкладываемся на все сто!
Работы в отряде хватает круглый год, но больше всего поисков случается осенью, в сезон грибов, клюквы и брусники. В это время, как признается Кристина, ты работаешь не по графику, а до тех пор, пока есть силы.
За семь лет волонтеры «Ангела» помогли найти более 700 человек.
Живой
В 5 утра в дом постучалась Кристина:
— Ставьте кипятить воду.
— Нашли?! — закричала Настя.
— Нашли.
— Живой?
— Живой! Все хорошо, но мы еще часа три будем эвакуировать его из леса.
Кристина Крук: «Он совершил основную ошибку тех, кто теряется в лесу — был уверен, что знает местность как свои пять пальцев. Вышел из дома без телефона. Без воды, без минимального перекуса (шоколадный батончик, орехи, мюсли, сыр, кусочек сала с хлебом), без свистка, без спичек, без компаса, без дождевика. Он оделся в камуфляж, а в лес надо идти в яркой одежде, брать что-то теплое. Не предупредил родных, сколько времени планирует провести в лесу, а ведь время — это главный ресурс в поисках».
Виталик и «ангелы»
Когда Виталик услышал сигналы оповещения, он понял, что его ищут. Думал, идти ли навстречу, но решил остаться на месте и дожидаться помощи. Когда стало светать, Виталик увидел, как к нему пробираются волонтеры.
— Я очень удивился, когда увидел не сотрудников милиции или МЧС, а хрупких девушек, которые смело шли по пояс в болоте!
Из-за труднопроходимой болотистой местности за полчаса волонтеры со спасенным Виталием проходили всего метров сто. А от места, где его нашли, до твердой почвы, где уже мог проехать квадроцикл, было метров 500.
К девяти утра Виталик вернулся домой. Первым навстречу выбежал Ваня.
— Скажи спасибо жене, что позвонила вовремя, — с улыбкой сказала Кристина Виталику.
«Жена запретила ходить в лес, но я решил стать волонтером»
Спустя три месяца Настя все еще боится отпускать Виталика в лес: не хочет пережить подобное еще раз. Да и сам мужчина не сразу оправился после случившегося.
— Через пару недель вернулся туда, но на том месте, где надо спускаться в болото, ноги просто подкосились, не смог пойти туда, — признался Виталик. — Я теперь просматриваю в соцсетях группу «Ангела» и вижу, сколько людей ищут! Удивляюсь, как родственники отпускают в грибы пенсионеров, например, 35-го года рождения. Никакие ягоды-грибы не стоят жизни!
Осознавая теперь, что чувствуют люди, которые потерялись в лесу, Виталик понимает, насколько важно вовремя прийти на помощь. Он и его друзья решили тоже стать волонтерами. Виталик купил специальный костюм, одежду, защищающую от дождя, берцы, фонарик. На поиски пока ездить не получается, но каждую неделю он перечисляет на счет небольшую сумму.
— Теперь я постоянно на связи с «Ангелом». Буду помогать им, чем смогу, и физически, и морально. Спасибо им огромное! Я это уже им говорил и буду неоднократно повторять при встрече.
Как помочь отряду «Ангел»
За плечами «Ангела» сотни спасенных жизней белорусов. Только за этот год в отряд поступило 437 заявок с просьбой о поиске. 67 человек были найдены благодаря «Ангелу».
Без вашей финансовой поддержки отряд «Ангел» перестанет существовать. На поиски выезжают волонтеры, но чтобы организовать их работу и обучить, чтобы сама организация могла работать, проекту нужны деньги.
ИМЕНА собирают средства на зарплаты специалиста по связям с общественностью, который ведет коммуникацию с родственниками пропавших людей, принимает и размещает заявки на поиски, специалиста по технике, который отвечает за обслуживание и подготовку специальной техники к поисковым мероприятиям, на координатора, который на месте организует поиски пропавших людей, а также зарплаты директора, бухгалтера. Самостоятельно отряд находит финансирование на покупку специального оборудования и техники, которые облегчают и ускоряют процесс поиска.
Нажимайте кнопку Помочь, выбирайте ежемесячную подписку (выбранная вами сумма будет автоматически списываться с банковской карты в поддержку ПСО «Ангел») или разовый платеж. Сумму определяете вы сами