Эльвира Михайловна лежала головой в воде и уже не могла пошевелиться. В полутора метрах от нее проезжала милицейская машина, но из-за высокой травы пенсионерку не заметили. Найти ее удалось благодаря беспилотнику отряда «Ангел». Таисия октябрьским днем вышла из больницы в халате и тапочках. «Ангел» обнаружил ее глубокой ночью с помощью тепловизора. От холода женщина уже не могла ни говорить, ни идти. На протяжении нескольких дней водолазы метр за метром прочесывали дно, чтобы найти утонувшего мужчину в Березине. «Ангел» выехал на вызов с эхолотом — и обнаружил его через 15 минут. Это история о том, как оборудование помогает найти пропавших там, где люди бессильны.
Возле офиса поисково-спасательного отряда «Ангел» припаркованы микроавтобус и грузовик. С виду — обычные машины, ничего особенного. Но заглядываешь внутрь, и кажется, что в них можно пережить конец света.
На полках и роллетах сложены десятки фонарей, рации, навигаторы, бинокли и компасы. Рядом лежат светоотражающие жилеты, дождевики, плащи, лопаты, палатка. Есть лебедка, которая не раз помогала самостоятельно выбираться из глубоких ям. Генератор, который вырабатывает ток. Термопоты, которые могут подогреть воду, полевая кухня. Запас тушенки, макарон, чая и кофе, чтобы волонтеры могли подкрепиться. Есть GSM-модем, потому что через интернет работают большинство программ; висят большие экраны, чтобы всем было удобно видеть карты местности.
Чтобы начать работу сразу по прибытию в любое время суток, нужно создать условия. Поэтому поисковики возят с собой аварийную башню, которая за минуту разворачивается до 8 метров и может освещать футбольный стадион. К крыше буса прикреплены два прожектора.
Штаб разворачивается за считанные минуты — время терять нельзя. Надо всех организовать, поставить задачу, выдать оборудование, распределить поисковые группы. Это все делается в очень быстром ритме. Машины оборудованы так, чтобы максимально упростить всем работу.
Ночные поиски. Без фонаря в лес не пустят ни одного человека
Бабушка Соня ушла в лес в 10 утра и пропала. Поисковики прибыли на место поздно вечером. Работали на «отклик»: небольшие группы двигались на расстоянии 500 метров друг от друга, по команде останавливались, звали ее, затихали и ждали отклик. Бабушку нашли быстро — она отозвалась.
— Сонечка слышала всех, у нее были силы, но она не могла идти навстречу. Ночью в лесу — полная темнота. Человек не видит ничего. У него нет фонаря, спичек, ничего. Куда он будет двигаться? Он сломает ноги, выбьет веткой глаз, упадет в яму. Двигаться должны мы.
Первое правило «Ангела» — обеспечить безопасность поисковикам и волонтерам. Это невозможно сделать без раций, навигаторов и компасов.
Навигаторы у «Ангела» — одни из лучших в мире. Они позволяют с точностью до метра ориентироваться в лесу, «запоминают» пройденную территорию. По возвращении в штаб все треки с навигаторов сливаются в один компьютер, и поисковики видят общую картину: какая территория закрыта, какую местность пропустили, где допущена ошибка.
Связь групп между собой и штабом обеспечивают рации. На интернет надеяться не приходится — его в наших лесах может просто не быть. Рации работают на специальной лицензированной частоте, за пользование которой поисковики платят налог. А недавно в машину установили специальный прибор — репитер, который усиливает сигналы раций в 20 раз и позволяет штабу в режиме реального времени видеть, где находится группа.
— Это удобно. Нет больше такого: «Скажи мне свои координаты». А координаты состоят из кучи цифр, ошибешься хоть в одной — и ты уже в Сибири. Теперь мы в машине на большом экране видим, где группа, можем быстро корректировать ее движение.
В 90% случаев поисковые мероприятия «Агнел» проводит в вечернее и ночное время. Причина проста: пока родственники поймут, что человек пропал, сообщат об этом, поисковики соберут группу и доедут до места, пройдет немало времени. Кроме того, «Ангел» — это волонтерское движение, большинство людей могут приехать только после работы.
Поэтому ни одного человека в лес не пустят без светоотражающего жилета и фонаря. «Ангел» пользуется специальными поисково-спасательными фонарями, которые на полной яркости могут светить шесть часов подряд.
Бабушку Соню нашли в первые же сутки. Если бы не было этого оборудования, в лес никто бы не пошел — ждали бы утра. Какой была бы эта ночь для заблудившейся бабушки и ее родных — вопрос риторический.
Тепловизор: «Десять поисков он будет не нужен, а на одиннадцатый спасет кому-то жизнь»
22 октября. На улице — около нуля. Таисия вышла из больницы в халате и тапочках и пропала. «Ангел» приехал на ее поиски ночью. Несколько групп стали прочесывать лес, а несколько человек поехали просматривать поля. В поле в 400 метрах от дороги через тепловизор увидели фигуру стоящего человека. Таисия уже не могла ступить ни шагу и не произнести ни слова от холода. Ещё чуть-чуть — и женщина бы замерзла.
— Это яркая история, да. Но вы поймите, для поисковиков тепловизор — не просто прибор, который только спасает. Для нас он — необходимый рабочий инструмент. Есть масса случаев, когда без него мы бы просто не могли ничего сделать. Мы бы не поехали искать, потому что нечем было бы искать.
Если человек пропал два-три дня назад, либо как Таисия — оказался в тяжелых условиях — он не сможет откликнуться на зов. Он либо обессилен, либо дезориентирован, либо уже без сознания. В такой ситуации дорога каждая минута: человек — на грани жизни и смерти.
А работать на отклик уже бессмысленно — нужно прочесывать всю территорию, метр за метром. В темное время суток это сделать невозможно — сколько ни свети фонарями, вероятность не заметить пропавшего слишком высокая.
Что делать? Останавливать поиски? Чтобы этого не допускать, несколько лет назад у «Ангела» появился тепловизор. Не всегда поисковикам так везет, как в случае с Таисией, не всегда человека находят с тепловизором. Но благодаря этому прибору за ночь удается обследовать большую территорию, и если не будет результата утром бросить силы в другие места. Чтобы дать человеку шанс на жизнь.
Эффективнее всего тепловизор работает ночью, когда земля остывает, и на открытых участках — позволяет увидеть человека на расстоянии 1200 метров. Не раз он обнаруживал людей в труднодоступных и опасных местах — в оврагах, болотах, густых кустарниках. Прибору неважно, туман на улице, дождь, снег, ночь или день.
— Мы не всегда его используем. Но десять поисков он будет не нужен, а на одиннадцатый спасет кому-то жизнь.
Беспилотник. Вместо сотен волонтеров — один прибор
Эльвиру Михайловну уже отчаялись найти живой. В «Ангел» обратились на второй день после пропажи. Поисковики нашли ее через несколько часов с помощью беспилотника. Прибор обследовал поле и «принес» фото, на одном из которых был виден лежащий в траве человек. На том же фото видны следы машины: милицейский УАЗ проезжал в полутора метрах от нее. Но трава была настолько высокой, что человек ее бы просто не заметил. Эльвиру Михайловну буквально вырвали из рук смерти: женщина к тому времени была обессилена, лежала головой в воде и не могла пошевелиться.
Беспилотник нужен для того, чтобы обследовать большие открытые участки: поля, дороги. Если нет беспилотника, это делается силами людей. Но это занимает уйму времени и высока вероятность допустить ошибку.
Летом и весной трава на всех наших полях обычно высокая. Чтобы «прочесать» такое поле нужны сотни волонтеров. А для работы с беспилотником достаточно одного-двух человек.
Более того, людям в такой ситуации нужно двигаться ровной цепью, шаг в шаг, практически плечом к плечу. Во-первых, это долго. Во-вторых, кто-то может сбиться, либо не посмотреть в сторону и не заметить в высокой траве не подающего признаков жизни человека.
Беспилотник летает на заданной высоте, передает изображение специалисту в режиме реального времени, записывает изображение на карту памяти, делает фотографии. При этом программа настроена так, что снимки охватывают весь обследуемый участок, одни кадры перекрывают другие на 30%. Т.е. вероятность пропустить какую-то территорию сводится к нулю. Фото делаются в высоком разрешении: при приближении картинка не «бьется» на пиксели.
К потолку обеих машин поисковиков прикреплены большие экраны. На них и просматривают снимки, которые сделал беспилотник. На маленьком экране лежащего в траве человека можно не заметить. На большом — не пропустишь.
Не все истории заканчиваются хэппи-эндом. Часто с беспилотником ищут машины или вещи пропавших или утонувших людей. Объезжать или обходить все дороги и съезды, добираться до середины водоема в поисках зацепки — дольше, дороже, а порой — почти невозможно.
Искали человека, который поехал на рыбалку три дня назад и без вести пропал. В бинокль сотрудники милиции увидели что-то на льду в 300-400 метрах от берега. Предположили, что это вещи пропавшего. Это серьезная зацепка: если там вещи, значит, стоит обследовать этот район водоема. Но водоем был покрыт тонким льдом, идти по которому невозможно. Водолазов под лед не пустишь, нужно его ломать. Ломать 300 метров льда — задача почти невыполнимая, требует слишком много ресурсов и времени. Как проверить? Беспилотником решили эту проблему за пару минут. Оказалось, это не вещи рыбака. Бросили силы в другие места. Мужчину нашли утонувшим.
Эхолот. «Бывают ситуации, когда водолазы бессильны»
Утонувшего в Березине мужчину группы искали водолазов несколько дней. «Ангел» приехал на вызов с прибором для поиска утонувших. Нашли за 15 минут.
— Это дело случая, не всегда получается найти так быстро. Но этот прибор действительно помогает обследовать территорию в разы быстрее, чем это делают водолазы. У ОСВОДа есть специально подготовленная поисковая группа, задачи и цели которой — искать утонувших. И они это успешно делают. Но периодически сталкиваются с ситуациями, когда бессильны — не знают, где искать. Тогда на помощь приходим мы с оборудованием. Работаем вместе.
Водолазы ищут утонувших практически вслепую: ложатся на дно и ползут, ощупывая все вокруг. Глубина порой достигает 10 метров, на дне — абсолютно темно. Если человек повис в толще воды, водолазы его не найдут. Если его отнесло течением, им придется наощупь обследовать большую территорию, что забирает слишком много времени и сил. И поиски могут прекратить.
Прибор для поиска утонувших работает иначе. На воду выходит лодка, в нее садится специалист, в руках которого — экран. Ко дну лодки крепится датчик, который сканирует всю территорию под водой и передает данные на экран во время движения лодки. Если специалист что-то заметил, именно в этот конкретный участок ныряет водолаз и перепроверяет данные. Водолазу больше не нужно вслепую обследовать все дно — площадь поиска для него сужается, и ускоряет работу в десятки раз.
Когда на Западной Двине искали утонувшую девочку, пять водолазов за три дня обследовали около 2 километров реки. Специалист «Ангел» с эхолотом в паре с водолазом за один световой зимний день обследовали в три раза большую территорию. Несложно посчитать: чтобы достичь той же скорости работы только силами людей, нужно было бы привлечь 46 водолазов.
Датчик, который идет в комплекте с эхолотом, работает только во время движения лодки. А зимой вода сковывается льдом, двигаться невозможно. Чуть больше года назад через «Имена» поисково-спасательному отряду помогли купить еще один датчик — единственный в мире, который позволяет работать в стоячем положении без остановок. Бурится небольшая лунка, погружается датчик, который обследует территорию на 30-40 метров. Ничего не нашли — можно сразу идти дальше, бурить следующую лунку.
Для того, чтобы эту же работу сделал водолаз, нужно вырезать большой участок льда. И после каждого погружения водолазу необходимо сушить оборудование, иначе работать будет опасно.
Каждая новая единица оборудования в отряде появилась не просто так, а исходя из непростого опыта работы поисковиков. Не хотят, чтобы возникали ситуации, когда не смогли помочь людям только потому, что не было в руках нужных технических инструментов. Сейчас одна из задач, которая стоит перед отрядом — оснастить регионы.
К выбору техники подходят основательно. Работать приходится в тяжелых условиях: в дождь, снег, на воде с высокими волнам, в град, ночью, днем. Изучают опыт коллег из других стран, смотрят отзывы, выбирают только самое лучшее. Сбоев и поломок быть не должно, потому что слишком высокая цена за них — человеческая жизнь.
— Во многих ситуациях оборудование играет решающую роль. Отсутствие оборудования зачастую губит людей.
Вы можете помочь.
На покупку специальной техники для поисков сотрудники отряда активно привлекают финансирование от других спонсоров. Их задача сейчас — оснастить необходимым оборудованием отряды в регионах, чтобы и их поиски проводились быстрее и эффективнее. Кроме отряда в Минске, появились свои отряды в регионах: Слуцке, Солигорске, Жодино, Барановичах, Бресте, Ганцевичах, Кобрине. Это позволяет быстрее реагировать и выезжать на поиски людей из разных регионов.
Государственного финансирования у «Ангела» нет. Отряд работает благодаря помощи неравнодушных людей и ему нужна постоянная поддержка.
Имена собирают средства на аренду офиса и склада оборудования, зарплаты основных сотрудников: руководителя отряда, бухгалтера, инженера-техника, двух администраторов, которые принимают звонки от родственников потерявшихся людей, распространяют ориентировки.
Чтобы поддержать «Ангел», достаточно нажать кнопку «Помочь». Вы можете выбрать разовый платеж или ежемесячную подписку. Сумму определяете сами, потом она автоматически списывается с вашей карточки. Подписка помогает проекту уверенно стоять на ногах и расширяться, чтобы мы чаще слышали хорошие новости о найденных людях.
Имена работают на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы делаем новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Имена — для читателей, читатели — для Имен. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!