В апреле для 93 общественных организаций стоимость аренды помещений выросла в 10 раз. Государство исключило их из списков льготников по аренде. Среди них есть организации, которые помогают людям с инвалидностью, с неизлечимыми болезнями, больным детям, пожилым людям. По нашим самым примерным подсчетам они помогают более чем 80 тысячам людей по всей стране. Большинство организаций не знали, что их лишают льготы и не подготовились заранее. Почти два месяца они в авральном режиме ищут деньги, другие помещения, возможность вернуть эту льготу или получить другую. Многие из них — уже в долгах: им пришли большие счета за апрель. Заработать или найти деньги им сложно — в Беларуси для общественных организаций созданы жесткие условия работы, такого нет почти нигде в мире, в том числе ни в России, ни в Украине. Это нужно менять. Но прямо сейчас общественным организациям нужна ваша помощь.
«Мы вдруг узнали, что должны платить в 10 раз больше»
До марта 2021 года 195 общественных организаций могли получать льготу на аренду помещений, благодаря которой стоимость аренды снижалась в 10 раз. Чтобы этого добиться, нужно было выполнить ряд условий. Во-первых, арендовать помещения у государственных организаций. Во-вторых, в конце каждого года нужно было доказывать, что организация этой льготы достойна и она ей в следующем году нужна. Нужно было предоставить информацию о своей работе и людях, которые получают помощь, а также — об арендуемых помещениях: например, где находится помещение, сколько стоит аренда, кто арендодатель.
После этого профильное министерство — если считало, что организация важна — писало ходатайство. Так, Министерство труда и социальной защиты писало ходатайство для организаций социальной сферы, Министерство спорта и туризма — для спортивных объединений. Затем документы передавали в Государственный комитет по имуществу. В конце 2020 года организации прошли всю эту процедуру и спокойно работали дальше.
Но с 25 марта 2021 года по новому постановлению Совмина из перечня льготников по аренде исключили 93 организации: вместо 195 их стало 102. Для этих 93 стоимость аренды выросла в 10 раз. Среди них — объединения многодетных семей, спортивные объединения, религиозные и профессиональные общества и около 50 благотворительных организаций. Это общественные организации, которые помогают людям с инвалидностью, людям с ВИЧ, неизлечимыми болезнями, детям, пожилым людям и другим уязвимым группам.
«Такое повышение сразу ставит под угрозу наше существование»
По нашим самым грубым подсчетам в сумме эти 50 благотворительных общественных организаций помогают более 80 000 человек. Эту цифру мы получили, исходя из информации, размещенной на сайтах этих организаций и общения с их руководством.
Самые крупные из них объединяют людей с инвалидностью по всей стране: в районных центрах работают десятки их представительств. Это «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» (РАИК), «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» (БелАПДИиМИ), «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» (БелТИЗ), «Белорусское общество инвалидов» (БелОИ).
Из перечня льготников по аренде исключили и Белорусскую ассоциацию социальных работников, которая создала сеть Клубных домов в Беларуси — центров социальной реабилитации для людей с психическими расстройствами. Средства на работу Клубного дома в Минске собирают читатели ИМЕН.
Некоторым организациям эта льгота была не нужна. 10 из 50 исключенных из списка льготников общественных благотворительных организаций ликвидированы или находятся в стадии ликвидации. В некоторых организациях нам рассказали, что у них есть свое помещение, либо они арендуют его у частников, так что льготой этой не пользовались.
Нам удалось пообщаться с 19 благотворительными организациями. 15 из них на льготу рассчитывали. Они подали все документы и ожидали, что ее получат. Кроме того, почти все узнали об отмене льготы уже по факту, в апреле — их не предупреждали заранее.
— У нас не было времени, чтобы отреагировать на ситуацию. Мы вдруг узнали, что должны платить в 10 раз больше — за один месяц придется отдавать почти годовой бюджет на аренду. Но мы — общественнае организация, у нас нет прибыли, свободных денег — такое повышение сразу ставит под угрозу наше существование — говорит Алёна Станиславчик, исполнительный директор, член правления Общественной организации «Белорусская ассоциация социальных работников», куратор сети Клубных домов.
Общественные организации не понимают, почему их исключили.
— Если государство решило заработать, то не получится ничего. Мы съехали. В здании будет еще одно пустующее помещение — на нашем этаже таких было много. Мы платили коммуналку. Теперь ее платить будет собственник — государственная организация. То есть затраты государства вырастут, — рассуждает Алексей Ананенко, председатель общественного объединения «Мир без границ».
ИМЕНА в течение нескольких дней пытались дозвониться в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, чтобы выяснить, почему эти организации лишили льготы по аренде, почему не сообщили заранее. Звонили пресс-секретарю, а также непосредственно начальнику управления использования имуществом, который занимается вопросам, но по телефонам никто не ответил.
«Ведем переговоры»
В течение апреля организации искали пути выхода и оказались в совершенно разных ситуациях.
Одни — уже переехали или собираются переезжать.
— В помещениях, которые мы снимаем — далеко не лучшие условия, и находятся они в месте, где плохое транспортное сообщение. Но мы оставались здесь, потому что цена была хорошей. Сейчас придется уходить к более дешевому арендатору — частнику, — рассказывает Олег Еремин, исполнительный директор «БелСети «Антиспид».
Некоторые организации финансово не пострадали — стоимость аренды осталась прежней. Например, в Белорусском обществе инвалидов воспользовались льготой по Указу Президента, который регулирует стоимость аренды. Большинство сотрудников этой организации — люди с инвалидностью. По этому документу для таких организаций применяется коэффициент 0,1.
Но не у всех общественных организаций есть возможность получить эту льготу. Часть из них помогает другим уязвимым группам (пожилые, многодетные семьи, одинокие матери), а у многих просто нет в штате столько людей с инвалидностью. Например, в Клубном доме в Минске из четырех сотрудников у двоих есть психическое расстройство, но инвалидности нет ни у кого.
«Хорошо будет, если отменят аренду. Если мы до того момента протянем и не умрем»
Возникли и другие нюансы. У «Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников» в центре Минска есть два небольших помещения, которые они используют как склад — хранят коляски и инвентарь. На этих площадях не работают люди с инвалидностью, а потому аренду нужно платить не по льготной стоимости.
— Нам уже прислали счет на тысячу рублей и письма с претензией. Пока лежат эти письма, думаем, где денег взять. Нам нечем платить, — поделился руководитель организации Евгений Шевко.
Большинство организаций попытались договориться напрямую с арендодателем — он может снизить арендную плату. Но не все готовы идти на это.
— У нас есть три Клубных дома: в Минске, Лиде и Бресте. В Минске нам пошли навстречу сразу, в Бресте было сложнее. А с арендодателем в Лиде не могли договориться полтора месяца. Стоимость аренды в Минске и Бресте вырастет почти в два раза, в Лиде — в четыре. Но хорошо, что не в десять, — говорит Алёна Станиславчик.
Некоторые организации написали письма в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь с просьбой вернуть их в список льготников. В редакции есть ответ, который получила Белорусская ассоциация социальных работников.
В письме было сказано, что может быть рассмотрен вопрос о том, чтобы включить их в перечень льготников. Для этого нужно будет предоставить пакет документов — теперь их больше: надо еще приложить устав и отчет о своей работе за последний год. Вопрос этот будет рассмотрен на заседании «межведомственной рабочей группы» в Госкомимуществе. Когда будет проходить заседание, сообщат позже.
Еще в двух организациях нам подтвердили, что получили письма примерно с таким же ответом.
«На месяц мы точно попали»
С момента выхода постановления прошло почти два месяца. Многие организации все еще не представляют, сколько они будут платить за аренду — переговоры ведут, надежда вернуться в список льготников остается. А счета по новым ставкам уже начали приходить.
— Нам смогут снизить аренду с того момента, когда подпишем все документы. Но на один месяц мы точно «попали». За апрель нам придется платить по полной стоимости — у арендодателя нет оснований снижать нам цену на этот период, — объясняет Алёна Станиславчик.
В «Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников» надеются, что крупные общественные организации скоро вообще освободят от уплаты аренды.
— Нам сказали, что соответствующий проект Указа уже «ходит» по кабинетам Государственного комитета по имуществу. Но сколько будет это длиться — непонятно. Бывало, что и по три года Указы подписывались. А иногда быстро все проходит. Хорошо будет, если отменят оплату аренды. Если мы до того момента протянем и не умрем, — говорит Евгений Шевко, председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников
Сейчас в организации ломают голову, что делать. Переживают, что если подадут документы на получение льготы по аренде, их не включат в перечень организаций, которым аренду отменяют. Но и надеяться на указ тоже страшно — возможно, придется ждать очень долго.
Что поможет решить проблему
Для любой организации такая ситуация — серьезный удар. Отказаться от офиса, поменяв формат работы, ни одна общественная организация не может. У каждой из них должен быть юридический адрес и площади, на которых они находятся. Да и часто удаленная работа для таких организаций просто невозможна. Например, сама суть работы в Клубных домах предполагает живое общение в стенах организации.
Но выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями можно.
- Проще и разумнее всего как можно быстрее вернуть льготу всем исключенным из перечня льготников организациям. А еще логичнее — предоставить ее всем общественным организациям,
— В большинстве стран мира происходит так: если льгота есть, она есть для всех. Либо всем понятно, как ее получить — критерии прозрачны. Но у нас постоянно вводят жесткие правила, из которых есть исключения для отдельных организаций. Неизвестно кто их выбирает, на основании каких критериев. Это усложняет работу, — объясняет Валерий Жураковский, председатель правления Международного просветительского общественного объединения «АКТ».
Во многих странах государство финансирует до 50% расходов общественных организаций
- Дать возможность всем общественным организациям заниматься предпринимательством и зарабатывать средства на свою деятельность. Есть разные формы некоммерческих организаций: фонды, ассоциации, учреждения, общественные объединения и другие. Часть из них может заниматься предпринимательством и зарабатывать деньги (например, фонды), а часть — нет (общественные объединения, ассоциации).
В большинстве стран мира, в том числе в Украине и России, такого разделения нет — зарабатывать могут все. А прибыль должны направлять на развитие организации. Например, общественное объединение бесплатно кормит бездомных людей, зарабатывая на платных обедах для офисных работников. В Беларуси общественным объединениям так делать нельзя. А менять свою форму и превращаться, например, в учреждение или фонд — бессмысленно.
— Каждая форма отражает суть работы организации. Общественное объединение — это членская организация. Люди объединяются, решают проблемы, отстаивают свои интересы, занимаются общим делом. В учреждении кто-то один принимает основные решения. А учредители фондов могут вообще не принимать участие в их работе, но вкладываются финансово, — объясняет юрист Ольга Смолянко.
Если общественные объединения хотят заработать, они должны открыть коммерческую организацию и работать наравне с другими бизнесами. Но это два разных вида деятельности и двойная нагрузка.
- Дать больше возможностей бизнесу помогать общественным организациям. Сейчас эти отношения регулирует Указ Президента «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». В нем, например, четко прописано, на что деньги давать можно. Но абсолютно все ситуации не предусмотрены.
— Например, в Указе прямой фразы нет, что можно спонсировать проведение фестиваля людей с инвалидностью. Если бизнес поможет в организации такого фестиваля, проверяющий орган может счесть, что это было спонсировать нельзя и за это могут наказать. На круглых столах мы часто слышим от бизнеса: «Я лучше помогу вам как частное лицо, потому что бизнес может пострадать. Но у частного лица нет столько средств», — рассказывает Валерий Жураковский.
Кроме того, общественные организации могут тратить средства только на то, что прописано в договоре предоставления спонсорской помощи. Но не всегда заранее можно точно предусмотреть, на что деньги будут нужнее. Например, у общественной организации есть средства. Но в договоре написано, что они должны пойти на покупку оборудования или расходных материалов. Значит, компенсировать ими рост стоимости аренды организация не имеет права.
— Все эти барьеры не дают организациям спокойно работать. Страны, где есть такая зарегулированность — исключение, а не правило. Обычно так: ты зарегистрирован в установленном законом порядке. Ты работаешь в своих уставных целях. Всё, — рассказывает Валерий Жураковский.
«Мы часто слышим от бизнеса: «Я лучше помогу вам как частное лицо, потому что бизнес может пострадать»
- Государство должно создать более благоприятную среду для работы общественных организаций. 1 января 2021 года в Беларуси их было 3021. Последние 15 лет число этих организаций почти не меняется — слишком сложные условия.
Но от работы общественных организаций в выигрыше остаются все. Если эти организации закроются, тысячи людей с инвалидностью, пожилых людей, одиноких матерей и других уязвимых групп останутся без помощи. И пойдут за ней в государственные органы.
Для государства куда проще и дешевле создать условия для работы общественных организаций, чем заменять их работу. Во многих странах государство финансирует до 50% расходов общественных организаций. В нашей стране пять лет назад начала работать система государственного социального заказа — когда государство возмещает часть расходов общественной организации. Но она развивается крайне медленно. А сложное законодательство, которое постоянно ужесточается, еще ухудшает условия работы.
Как вы можете помочь?
Мы призываем бизнес и всех наших читателей не оставаться в стороне и поддержать общественные организации, которые сейчас оказались в сложной ситуации. Полный список таких организаций можно получить, сравнив Постановления Совмина 2013 и 2021 года.
Клубным домам, которые лишилась льготы по аренде, вы можете помочь прямо сейчас через ИМЕНА. Сумма сборов для них вырастет соразмерно росту аренды в ближайшее время. Пока мы не знаем, на какую сумму, — документы еще не подписаны.
Нажимайте кнопку Помочь, оформляйте ежемесячную подписку (автоматическое списание средств с банковской карты в поддержку проекта один раз в месяц) или делайте разовый перевод. Помочь Клубному дому в Минске можно здесь, а Клубным домам в регионах (в Лиде, Бресте) — здесь. Всего 5-10 рублей от нас всех — и общественные организации почувствуют почву под ногами и уверенность в завтрашнем дне.
ИМЕНА работают только на деньги читателей. Вы делаете перевод 5, 10, 20 рублей или оформляете ежемесячную подписку с карточки, а мы готовим новые истории и запускаем социальные проекты, которые помогают не одному, а тысячам людей. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!