Недавно в один из проектов, который поддерживают ИМЕНА, за помощью обратился человек. Я намеренно не называю этот проект — в данном контексте это не имеет никакого значения. И не называю пол человека — это также не важно. Этого человека из дома выгнали близкие, поскольку у них были разные политические взгляды: на президентских выборах они проголосовали за разных людей. И опять же я не стану указывать, как именно они голосовали. В этой истории важно одно: человеку понадобилась помощь — ему помогли. Так работает благотворительность. Так должна работать благотворительность — помогать каждому, когда ему нужна помощь. Без учета политических взглядов, религиозных убеждений, расовых, половых и прочих различий. Так работают наши проекты и сами ИМЕНА.
Политические взгляды человека, о котором шла речь выше, стали известны лишь потому, что они стали причиной, почему он оказался на улице и ему понадобилась помощь. Будь причиной любое другое обстоятельство, никто бы не поинтересовался, а за кого же он проголосовал. Ни один из наших проектов не принимает решение, помогать или не помогать человеку, на основании его политической позиции. Они узнают, с какой проблемой столкнулся человек и в какой помощи нуждается.
В августе ИМЕНА запустили проект «Центр медпомощи для пострадавших во время мирных демонстраций», после того, как стало понятно, что сотни людей получили травмы и нуждаются в обследованиях, лечении, последующей реабилитации, а только ресурса минздрава будет недостаточно. На нашем сайте мы стали публиковать истории тех людей, которые пострадали и получили помощь проекта.
И наши социальные сети наполнились комментариями. «Имена, вы скатились окончательно, никаких больше подписок, в мусорку», «Вам спасибо за помощь инвалидам и немощным. А вот лечение на демонстрантов…» «Крен от благотворительности к политике…», «Да ладно, „Имена“, вы стали просто публиковать подобное?! Из благотворительной организации превращаетесь в политическую?!»
Нет. В нашей работе ничего не изменилось. Человеку нужна помощь — мы помогаем.
В нашей редакционной политике прописано, что самая важная ценность для ИМЕН — жизнь человека. На основе ценностей мы строим свою работу. Мы не занимаемся морализаторством и не оцениваем, хороший человек или плохой.
Те, кто обращается в «Центр медпомощи для пострадавших», — обычные люди, которые вышли на улицу выразить свое несогласие со сложившейся в стране ситуацией, либо случайные прохожие, оказавшиеся не в то время не в том месте. Но если в проект обратится представитель милиции или армии, тот, кто условно был по другую сторону, получил травму и нуждается в помощи, — мы будем помогать и ему.
Кто-то скажет, ну как же так, они же вон, людей бьют, а им еще и помогать? Но начиная оказывать помощь, мы не спрашиваем у человека, бил он кого-то или нет, совершал ли он какое-то преступление во время демонстраций или нет, был он мирным протестующим или случайным прохожим, который шел в магазин или возвращался с работы. Мы не занимаемся правосудием — мы помогаем людям.
В одном из интервью российская журналистка Катерина Гордеева спросила свою собеседницу, милосердие или справедливость? Для меня этот вопрос прозвучал неожиданно. Я никогда не противопоставляла эти два понятия. И более того, никогда не задумывалась, что они могут находиться в конфликте. Но ведь действительно, всегда ли мы, поступая по справедливости, остаемся милосердными? И всегда ли милосердие позволяет нам оставаться справедливыми?
Справедливо ли, что человек, полжизни гуляющий, пьющий, ни о ком не заботящийся, не работающий однажды оказывается на улице, без дома, без денег, без близких? Возможно, справедливо, закономерно, скажут одни, карма, скажут другие. Но значит ли это, что этому человеку не нужно помочь, сам виноват — сам пусть и решает свои проблемы? Каждый человек по-своему отвечает на этот вопрос и делает свой выбор, помогать или нет.
Мы, ИМЕНА, выбираем помогать. И просим каждого, у кого есть возможность и желание, присоединиться к помощи.
Как ни печально, но надо признать, сегодня наше общество разделилось. Люди делят людей на своих и чужих. Родные и близкие перестают общаться или их разговоры постоянно сводятся к спорам, чья позиция правильная. Но благотворительность, помощь людям не должны становиться участником этих споров.
Благотворительные и общественные организация должны оставаться мостиками между государством и обществом. Они должны оставаться важной точкой опоры для государственной системы, ресурса которой не хватит, чтобы помочь всем нуждающимся, и для людей, которые могут обратиться в эти организации за помощью, когда она нужна.
Какая разница, за кого голосовала няня, если она каждый день приходит в больницу и заботится о брошенном ребенке, качает его на руках и читает сказку перед сном? Какая разница, какие политические взгляды у абилитолога, который приезжает в небольшой город в семью, где лежит неизлечимо больной ребенок, и этот ребенок благодаря абилитологу впервые садится в стульчик и видит мир вокруг?
Имеет ли значение, кого поддерживает одинокая 80-летняя бабушка из Сморгони с трофическими язвами на ногах — ей нужны перевязки и немного внимания каждый день. Какая разница, на чьей стороне родители ребенка со спинально-мышечной атрофией — ему нужно лекарство и удобная коляска.
Кто-то возмутится, ну как же, вот если они поддерживают действующую систему, пусть с нее лекарство и спрашивают. Возможно, это справедливое замечание. Но от одной лишь позиции справедливости лекарство у ребенка не появится, а язвы у бабушки не заживут. Люди просто останутся без помощи. И умрут. Нужны ли нашему обществу такие жертвы?
ИМЕНА всегда были и остаются неполитическим гуманитарным проектом. Это значит, что мы не вступаем ни в какую политическую борьбу, не занимаем сторону ни одной из политических сил. Однако из-за того, что юристы называют сегодня «правовым дефолтом», политикой действительно стало все. Любое действие.
Мы хотим, как и раньше, помогать людям. И вместе с тем понимаем, что если ситуация в стране не изменится, то жизнь не только ИМЕН, но и всех благотворительных организаций, станет такой, что работать и помогать полноценно будет либо невозможно, либо очень сложно.
Люди будут либо бояться идти работать в социальную сферу, либо вообще уедут из страны.
В той ситуации, которая сложилась сегодня в Беларуси, ИМЕНА однозначно выступают:
- против насилия и против чрезмерной силы, которую использовали и продолжают использовать представители органов правопорядка против мирных людей.
- за уважение и соблюдение базовых прав человека: каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, право на свободу убеждений и на свободное выражение их, право на свободу мирных собраний и ассоциаций
- за соблюдение законов правоохранительными органами. Многие люди, которые живут и работают в нашей стране, в последнее время не чувствуют себя в безопасности; их судят по надуманным основаниям; суды, не изучая доказательств, штрафуют и сажают на сутки журналистов за то, что они журналисты и выполняют свою работу; людей на улицах хватают люди в балаклавах и без опознавательных знаков.
Эта позиция базируется на той же ценности ИМЕН: самое главное — жизнь человека. И нет оправдания такой жестокости со стороны силовиков. Даже если человек совершил правонарушение или преступление, это не может быть оправданием применения насилия против безоружных людей. Задержите, если виновен, осудите. Но ни в одном кодексе не сказано, что задержанных можно избивать до такой степени, что они потом оказываются в реанимации.
Мы призываем все стороны не применять насилие по отношению друг к другу.
Сложно сказать, сколько времени понадобится белорусскому обществу, чтобы осознать, что происходило и происходит сегодня с нами в нашей стране. Мы не знаем, какой итог будет у всех этих событий. Но ИМЕНА продолжат помогать людям, которым нужна помощь.
Читайте нас в телеграме https://t.me/imenamag
ИМЕНА работают только на деньги читателей. Вы делаете перевод 5, 10, 20 рублей или оформляете ежемесячную подписку с карточки, а мы готовим новые истории и запускаем социальные проекты, которые помогают не одному, а тысячам людей. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!