Еще сравнительно недавно не было понятия «гиперактивный ребенок». Сейчас это уже не редкость. Не утихают споры — болезнь это или распущенность: внешне обычный ребенок достает всех слишком шумным и активным поведением. В конце концов, родители устают от замечаний: «Безобразие! Займитесь его воспитанием!» и идут к врачу. В кабинете невролога или психолога узнают, что синдром гиперактивности и дефицита внимания — это не шутки, и если вовремя не заняться лечением, последствия могут быть печальными, вплоть до трагических. Наш автор Наталья Пригодич пообщалась с психологом Дашей Король и ее
Даша Король преподавала психологию в Гомельском государственном университете им. Франциска Скорины. Сейчас она практикующий психолог, консультант по вопросам управления, работы организации.
— Я была так поглощена разрывом отношений с мужем, что проморгала наличие этого синдрома у своего ребенка, — рассказывает Даша. — Когда Савелу было около четырех лет, моя мама, а она педагог, обратила внимание на то, что он отличается поведением от своих сверстников: плохо спит, плохо ест, на запреты не реагирует, настроение непредсказуемое. Если
Савелу надо сосредоточиться, чтобы выполнить указание в тот момент, когда он
чем-то занят. Зачастую это заканчивалось истериками. Мы ждали, что к4-м годам это пройдет, но не прошло.
Первые «звонки» начались, когда Савела стали водить в садик. Воспитатели жаловались, что мальчик неуправляемый, хотя дома он вел себя вполне прилично. Было проблематично как отводить его в детсад, так и забирать: если утром ребенок садился играть с лего или машинками, то вытащить его из дома, пока он не закончит игру, было нереально. То же происходило и когда Даша забирала сына из садика: обычные дети, увидев родителей, моментально бросались им навстречу, а Савел продолжал лазить по горкам, «дочитывать» книгу — увести его домой было настоящей проблемой.
— Если нервная система у ребенка работает хорошо, он легко переключается на
Савела стали водить к детскому психологу, который учил мальчика сосредотачиваться на скучном и «тормозить» (мальчик консультировался у психолога еженедельно на протяжении пяти лет — прим. автора). Даша и сама посещала сеансы психотерапии, ей надо было полностью переформатировать свою жизнь — снова стать сильной, чтобы сын мог опираться на нее.
— Даша, ты ведь дипломированный психолог, почему не взялась сама консультировать Савела? — спрашиваю.
— Когда находишься внутри ситуации, не совсем понятно, что происходит. Это все равно, что самому себе зубы лечить. Как только я узнала про дефицит внимания у моего сына, испугалась. Потом у меня было чувство вины, беспомощности, растерянности. Я сразу же бросилась читать специальную литературу и поняла, что синдром дефицита внимания — это больше особенности физиологии. Это вовсе не значит, что ребенку уделяется мало внимания — просто он не может сосредоточить свое внимание на
— Разрыв ваших с мужем отношений мог стать для Савела причиной гиперактивности?
— Нет. Это могло стать причиной временного ухудшения его состояния. Социум не может сделать ребенка гиперактивным, он может только усилить или сгладить уже имеющиеся у него симптомы. Скорее всего, мы усиливали тем, что происходило в нашей семье.
Даша как специалист понимает: воспитывая гиперактивного ребенка, родители должны придерживаться одной линии. Но у нее и у бывшего мужа по этому поводу всегда были две разные стратегии.
— Папа Савела считает, что наш сын здоров и что мне просто нравится его лечить, — говорит Даша. — И он не один такой, очень многие люди в Беларуси отрицают наличие подобных заболеваний у своих детей. Им проще делать вид, что все в порядке.
Больше всего Дашу волновало, как Савел пойдет в школу. Но к семи годам четкое следование рекомендациям невролога, занятия с психологом и взаимодействие Даши и ее мамы со специалистами дали свой результат: мальчик стал менее экспрессивным, у него уже был солидный формуляр в библиотеке, он ходил на танцы, в бассейн, на футбол, катался на велосипеде — все это помогало ему сбросить негативные эмоции.
Знаешь, мама, почему я не люблю ложиться спать? Потому что мне кажется, это «прощай, сегодняшний Савелий».
Впервые Даша вздохнула с облегчением только в конце прошлого года. Она почувствовала себя спокойной за сына. Сейчас мальчику уже десять лет, в этом году он окончил третий класс. Мне очень захотелось познакомиться с ним.
Я предложила Даше встретиться
— Я посоветуюсь с Савелом, — ответила Даша и через три дня сказала, что сын согласен.
В назначенное время я ждала их за столиком в кафе. Признаться, слегка волновалась: в зале полно посетителей,
Подошли Даша с сыном, и мои опасения мгновенно улетучились. Познакомились. Савелий удобно устроился за столиком и с интересом стал осматриваться вокруг.
— Никогда не давал интервью, прикольно, — улыбнулся он.
Зато, как выяснилось, Савелий уже снялся в клипе группы «Не будите спящих» на песню «Кокаин» (против наркотиков — прим. автора).
В итоге уйти из этого шумного кафе решили мы с Дашей, а Савелий, судя по всему, чувствовал себя там вполне комфортно. Во второй кафешке, расположенной в здании кукольного театра, было тихо и немноголюдно — идеальное место для спокойного общения.
«Картофель, запеченный с розмарином, сэндвич с курицей, яичница с беконом», — зачитывает меню Даша. «Нет, спасибо», — вежливо отвергает все ее предложения Савел, берет свое меню, находит «соки в ассортименте», затем ищет глазами десерт. Останавливается на блинчиках с яблоками и прочитав, что они подаются с карамельным сиропом, делает выбор: «Давай блинчики, я не против». «Вот так мы и едим», — говорит мне Даша.
Пока мы беседуем, мальчик взял у мамы мобильный, на котором есть только одна игра — «Супермарио» — и стал увлеченно играть.
— Гиперактивность — это свойство характера, особенность темперамента или
— Сложный вопрос, — отвечает Даша. — Гиперактивность обычно сопровождает минимальная мозговая дисфункция. Основная проблема не в том, что ребенок много двигается, а в том, что у него дефицит внимания и это проявляется
Современный ребенок в 3–4 года узнает около 300–400 рекламных брендов, которые постоянно мелькают по ТВ, радио, в Интернете. Это колоссальная смысловая нагрузка.
— Савелий ведет себя как взрослый воспитанный человек. У него остались
— Это выражается в трудностях сконцентрироваться. Если делать уроки с обычным ребенком и с Савелием — разница видна сразу. К примеру, мы долго учили таблицу умножения. Савел устает быстрее других детей, его нервная система быстро возбуждается и, соответственно, больше изнашивается. В поведении сына есть нервные проявления: он может совершать
— Савел, а бывает такое, что дети в школе раздражают тебя своим поведением? — обращаюсь к мальчику.
— Знаете, не то, что бывает — это происходит практически всегда, — отвечает он. — Ну, например, некоторые из нас говорят не очень приемлемые (именно это слово он сказал — прим. автора) слова, я не буду вам представлять пример, потому что уже отматерил свое.
Я еле сдерживаю улыбку, чтобы не обидеть ребенка, ведь он говорит совершенно серьезно. Общаться с ним — сплошное удовольствие: нетривиально мыслит.
— Савел говорит, что думает. Мне кажется, это создаст ему проблемы в будущем, — делится размышлениями Даша. —
По рассказам Даши, до шести лет Савелий мог делать все, что хотел: бегал, висел на перилах. Когда выходил из подъезда, сломя голову мчался к детской площадке, не глядя, есть ли машины. Были серьезные проблемы и в общении со сверстниками: договариваться с ними он не собирался, если хотел чужую игрушку, хватал ее и сразу убегал — был большой вопрос с соблюдением границ.
Именно психолог в игровой форме ввела мальчику такое понятие: «есть ты и есть я, чтобы мы вместе могли существовать, ты должен на мои границы обращать внимание, спрашивать меня, чего я хочу». У Савелия это долго не получалось. После общения со сверстниками ему нужно было выплескивать свои злость и обиду, и психолог помогала ему в этом.
— По мнению администрации школы, дети не должны бегать на переменах. Я не понимаю таких запретов, это ведь физиологическая норма. И я говорю не только о Савеле, а обо всех детях, им необходимо побегать после неподвижного сидения за партой, — рассуждает Даша. — Педагоги воспринимают это так: «Он бегает!» и это скандал.
По этому поводу Даша постоянно ведет полемику с учителем. Говорит, что несколько раз в первом классе сын психовал, вставал во время урока и убегал, разрыдавшись. Он переживал, а ему ставили «неуд». На одну проблему наслаивалась другая.
У нас учитель перегружен своими бумажками, психолог — своими. Пока есть министерство, которое контролирует бумажки, учителя будут работать не с детьми, а с бумажками.
— Когда я вела Савела в первый класс, рассчитывала, что педагог будет в курсе, что это за диагноз. Но на одного учителя в классе — 25 учеников. К тому же учителю надо ходить по социально опасным семьям, заниматься установкой пожарных извещателей и всякой другой ерундой, не относящейся к учебному процессу, — выражает свое мнение Даша.
С успеваемостью у мальчика все прекрасно: в табеле за год только одна «восьмерка», остальные «девятки». Для ребенка с проблемой концентрации внимания это серьезный результат. Даша подчеркивает, что это результат работы с психологом и соблюдения распорядка дня. Режим для гиперактивного ребенка просто необходим для того, чтобы его нервная система была спокойна.
Савелия не оставляют в продленке, утром к ним домой приезжает бабушка и делает с внуком уроки. Если мальчика привести в школу к восьми утра и забрать в семь вечера, он попросту не выдержит: у него быстро истощается нервная система, он устает от людей и буквально сразу «затухает» на глазах. Когда усталость чрезмерная, Даша снижает сыну нагрузку по договоренности с учителем: возит в школу не пять дней в неделю, в четыре.
— Как психолог я сталкивалась в своей практике с разными ситуациями. Бывает, что детей в школе доводят до нервных срывов. Учитель младших классов начинает шпынять, пилить такого ребенка, а дети ориентируются на мнение учителя. Соответственно, у ребенка начинают портиться отношения не только с учителем, но и со всем классом. Это просто катастрофа! — говорит Даша. — Я мечтаю о финской системе образования, при которой на 10 учеников в классе — один учитель и три его помощника. Они могут позволить себе индивидуальный подход к каждому ребенку.
Многие родители стесняются или пугаются, когда их ребенка направляют к психоневрологу: «Ужас! Наш ребенок — псих?!». Психологическая культура в нашем обществе ниже плинтуса.
По мнению Даши, в Беларуси не создана система психологической помощи детям, которые отличаются
— Я вполне допускаю мысль, что в классе Савела есть и другие гиперактивные дети, просто родители и психологи с ними не работают, — говорит она. — К тому же многие родители стесняются или пугаются, когда их ребенка направляют к психоневрологу: «Ужас! Наш ребенок — псих?!" Психологическая культура в нашем обществе ниже плинтуса. Если не лечить таких детей, в будущем многих из них ждет дезадаптивное поведение со всеми вытекающими последствиями: заниженная самооценка, одиночество, употребление психоактивных веществ, суициды.
— Когда родители воспитывают ребенка, у них уже есть образ, который они хотят получить на выходе. Я, как и многие мамы, мечтала о послушном сыне, действия и поступки которого могла бы предугадать. Потом поняла: нужно ориентироваться на реальность.
Воспитывать ребенка психологически верно — это очень неудобно, считает Даша, потому что родителям придется с ним постоянно договариваться.
— А это требует больших сил, времени, — улыбается она. — Ты — ему: «Иди, пожалуйста, оденься, пойдешь на улицу». Он: «Я не хочу на улицу». Ты: «Надо идти». Он: «Кому надо? Тебе? Может быть, ты и пойдешь тогда?». Приходится включать более веские аргументы, которые заменят команды.
Человек, приученный слушать команды, во взрослой жизни — несчастен. Он удобен семье, начальству, но самому с собой ему очень некомфортно. Тогда как внутренне свободный человек понимает, что у него есть право совершать ошибки. Как к этому школа готовит? Никак. Школа учит тому, что в жизни не пригодится, она учит подстраиваться и выполнять команды.
Интересуюсь у Савелия, что он читает.
— Эта книга о мальчике, который вытворяет
К нашему столику подходит официантка, Савелий тут же садится и обращается к ней с обаятельной улыбкой:
— Извините, я не хотел бы вас нервировать. Кроссовки я снял…
—
Мы с Дашей сошлись во мнении, что заведение для встречи выбрали правильное. И даже не
Савелий в наш разговор не вникает. Судя по всему, он полностью поглощен чтением. Книги он просто обожает. Только за прошлый год в его читательском дневнике было 243 книжки. Даша приучила Савелия к чтению, чтобы отвлечь его от бессмысленной активной деятельности.
— Что такое любовь? — спрашиваю у Савелия.
Он долго молчит. До этого мальчик рассказывал мне, как пытался примирить родителей, но у него из этого ничего не вышло. Несмотря на развод папы и мамы, Савел общается с обоими родителями и не обвиняет их в случившемся.
— Даже не знаю. Я
— А что такое зло?
— Нууу, зло это и в Африке зло, — улыбается Савелий. — Мне пока никто не причинял зла, но делали мне
— А ты умеешь себя сдерживать?
— Да, но это очень трудно. У нас есть мальчик, который материл меня два года. И я эти два года терпел. Больше не буду. В следующем году, если будет приставать ко мне, просто буду пинать его изо всех сил.
— Ты ему говорил, чтобы он так не делал?
— Знаете, это не такой человек, который слушает. О таких людях говорят «пень пнем», — даже в такие минуты Савелий не проявляет злости. — Ему только бы делать нехорошо другим людям. Ну я не обращал особо на него внимания и заметил, что он от меня уже потихоньку отстает.
— Для нас это была большая проблема, — говорит Даша. — Мальчик действительно оскорблял Савела. Я не сторонница жаловаться, но в данном случае не сдержалась, позвонила его родителям, но они так и не смогли повлиять на сына.
— Ты хочешь стать взрослым, Савел?
— Нет, не хочу. Лучше быть ребенком. Я не хочу никому подчиняться. Например, хочу сделать паука, а мне могут сказать: «Делай большого Громилу». Что я должен ответить: нет, я не хочу? — смотрит на меня, выдерживая паузу. — Когда я очень злюсь, когда я начинаю просто чудовищно злиться, я прихожу домой и стараюсь больше времени провести за лего. Так я успокаиваюсь и потому практически всегда в уравновешенном состоянии. Дома я вообще не произношу маты. Честно! В школе мне приходится
Ответы Савела я привожу без купюр, не редактируя. У него очень богатая лексика, вероятно, благодаря чтению. А еще, беседуя с ним, я ловлю себя на мысли: этот
Когда мы уже собрались уходить, Даша вдруг призналась, что Савелий многому научил ее. И в первую очередь, жить в реальности — не строить призрачных замков, не придумывать несбыточных планов.
— А еще я научилась с ним договариваться. Стала спокойнее, научилась прощать людей. Мы ведь склонны на других набрасываться, а к себе относиться как к существу очень хрупкому. Я учу Савела уважать и ощущать границы других людей и сама начала лучше ощущать эти границы.
Если раньше Даша контролировала каждый шаг сына и считала, что это оправдано, сейчас она научилась ему доверять.
— Савелий стал взрослеть. Однажды мы переходили с ним через железнодорожные пути и я сказала ему: «Стой!». Он повернулся ко мне и удивленно так спросил: «Мама, ты правда думаешь, что я дурак и попрусь под поезд?» С того дня я стала понемногу отдавать ему вожжи. Теперь Савелий самостоятельно ездит в школу в другой район города.
Мы вышли из кафе и пошли к автомобилю Даши, припаркованному неподалеку. Савел, который вел себя на протяжении нескольких часов чинно и благородно, вдруг сорвался и помчался со всех ног. Даша в это время не проявляла никакого беспокойства. Теперь она знает, что ее мальчик уже способен контролировать свои действия.
…Через пару дней после нашей встречи я прочла в фейсбуке пост Даши и улыбнулась. Да, в этом весь Савелий.
«Отвезла ребенка в деревню к родителям.
День прошел отлично
Кормил козу
Видел вблизи „батальон“ коров
Валялся в траве
Ел много клубники
Чуть не разбил мячиком окно
Убежал
Ел отлично
Днем спал
Вечером после шашлыка умял пакет пряников
Помыл грязнющие ноги, лег и выключился».