Женщины по всей Беларуси вяжут носочки, варежки, жилетки, осьминожки и морковки из верблюжьей и другой «колючей» шерсти. Они отвозят вещи в больницы Гомеля, Солигорска, Минска, где врачи выхаживают недоношенных детей. Медики принимают одежду и одевают малышей. Шерсть работает как массажер и не дает детям заснуть слишком глубоко, что опасно для таких деток — могут не проснуться. Рожденные рано — это те, кто родился раньше стандартных 37-38 недель. Каждый год в Беларуси таких появляется на свет 4,5 тысячи. Женщины-вязальщицы называют себя клуб «28 петель. Беларусь». Они разных профессий и разного возраста: от незамужних до бабушек с тремя внуками. Вяжут в Гомеле, Витебске, Бресте, Солигорске, Жодино и Червене. Накануне 17 ноября — Международного дня недоношенных детей — «Имена» сходили на встречу клуба и съездили в больницу, чтобы увидеть, как носочки надевают на крохотные ножки.
Женщины заходят в кафе. Сдвигают два столика, заказывают чай, кофе. Достают из сумочек разноцветную пряжу и спицы. Почти не глядя на руки, не спеша начинают вязать. Утром в кафе немноголюдно. Редкие посетители с любопытством поглядывают на вязальщиц. Со стороны кажется, что собрались давние подруги, которые захотели сменить обстановку, устав от домашней суеты.
Эти женщины — участницы клуба «28 петель. Беларусь», который помогает недоношенным детям. 28 — столько нужно петель, чтобы связать один носочек на ногу новорожденного. В июне этого года минчанка Вера Фролова узнала про аналогичный проект в Казахстане. Вдохновилась, создала в соцсетях странички «Club 28 petel Belarus» и кинула клич: «Давайте мы тоже будем вязать носочки!» Отозвались десятки девушек и женщин-вязальщиц. Уже в конце июня Вера передала первую партию носочков в Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя». Приняли хорошо, попросили приносить еще.
Вязальщицы впервые встретились в августе в минском детском парке имени Горького. Девушки пришли вместе с детьми, колясками и со спицами с пряжей. Показывали друг другу, как делать пятки в носочках. Приходили и те, кто совсем не умел вязать. Учились проекта ради.
— На носочки у меня уходит час времени. Две шапочки — час пятнадцать минут. Жилеточка — часа два, — говорит Вера. — Шерсть стимулирует кровообращение и покалывает малыша, не давая ему заснуть так глубоко, что он забудет сделать вдох. А осьминожки и морковочки придумали вязальщицы из Дании. Ребенку в кювезе дают в ручку «щупальцу» — малышу она напоминает пуповину матери. Он успокаивается, перестает дергать за катетеры, за зонд.
Носочки для недоношенных детей регулярно вяжут 60 женщин. Вяжут в Гомеле, Витебске, Бресте, Солигорске, Жодино, Червене. Это женщины разных профессий и разного возраста: от 25 до 68 лет, от незамужних до бабушек с тремя внуками. Вера Фролова — биолог, работает на минской ТЭЦ. Марина Санчук — продавец косметики.
У Марины «торопыжка» родился 16 лет назад. В 32 недели. Теперь Максим учится в музыкальном колледже, играет на фортепиано, поет:
— Когда нас выписали из роддома, заворачивала его в простой деревенский платок из козьей шерсти. Потом только узнала, что это очень полезно для недоношенных деток. И как только узнала, что в Минске есть такой клуб «28 петель», стала вязать для «торопыжек».
Каждую неделю Вере приходит по три посылки со всей страны. С середины июня участницы клуба навязали 300 комплектов для недоношенных: носочки, жилетка, шапочка, плед и игрушка. Передали в центр «Мать и дитя», во 2-й роддом Минска, в Минский областной роддом. Гомельские и солигорские участницы клуба отдают комлпекты в местные больницы. Носочки и шапочки на месте обрабатывают, после чего надевают малышам. Все вещи остаются в подарок детям и их родителям.
Многие мамы, у которых родились «торопыжки», дарят проекту пряжу. Помогают нитками и магазины с товарами для рукоделия. Пряжа для недоношенных деток может быть овечьей, козьей, верблюжьей и даже из шерсти кенгуру, главное — 100% натуральная. Комплект из самой дорогой шерсти обходится в 23-24 рубля.
— Очень доброе дело делают «28 петель», — говорит Юлия Рожко, заведующая педиатрическим отделением для недоношенных детей РНПЦ «Мать и дитя», координатор проекта РАНО. — Во-первых, шерсть имеет раздражающий эффект, носочки — это массаж и ранняя реабилитация недоношенных деток. Во-вторых: ребенок в кювезе в носочках не выглядит одиноким, значит, персонал лишний раз подойдет, проверит.
В педиатрическом отделении недоношенных новорожденных центра «Мать и дитя» сейчас 50 деток — от 600 граммов до 2,5 килограмма. Из реанимации сюда их переводят, когда они подрастают до веса в 1,5 килограмма.
— Каждый год в Беларуси рождается 4500 недоношенных детей. У нас в стране около пяти миллионов женщин. Если каждая свяжет по одной паре носочков из 28 петель, их хватит не на один год для детей, рожденных раньше срока, — говорит Вера.
Дочке Веры скоро исполнится пять лет. Она родилась в срок, но сразу после родов попала в реанимацию центра «Мать и дитя». Маме только через неделю позволили ее взять на руки:
— Помню, Аня спала всё время. Если бы я знала, что ей нужно надеть колючую шерстяную жилетку, я бы до родов вязала целый год. И многие мамы мало знают о пользе шерстяных вещей. Да дело и не в этом. Многие спрашивают: «А где мамы этих недоношенных детей? Почему они не вяжут?» У мамы стресс, и не только у нее — и у папы, и у всех бабушек. Никто не готовился к родам в 28 или 30 недель.
Женщины говорят, что в основном вяжут дома. А в кафе собираются, чтобы пообщаться и обсудить всё: от детей и носков до проблем мировой экономики.
— Вязание не отменяет борща и других семейных обязанностей. Днем делаешь всю работу, а с 11 вечера до утра, когда семья спит, — ты свободен. Кто-то просто смотрит телевизор, а мы при этом петельки перебираем. Кстати, для самих вязальщиц — это профилактика Альцгеймера, — наперебой говорят волонтеры.
14 ноября Вера отвезла очередную коробку с комплектами для недоношенных детей в Минский областной роддом. Сейчас там выхаживают девять «торопыжек». В кювезах — малыши весом от 900 до 1400 граммов. В палатах вместе с мамами лежат две девочки-двойняшки и мальчик, рожденные раньше срока.
— Всегда очень волнуюсь, когда передаю подарки. А потом выходишь из отделения, а на душе — такая благодать, — улыбается Вера.
Как вы можете помочь
Первый год жизни для рожденных рано — самый важный. Нужен особый уход, чтобы малыши выросли здоровыми. Родители, как правило, в стрессе: не готовы психологически и информационно к уходу за особенными малышами.
Объединение родителей недоношенных детей РАНО помогает получить доступ к качественному лечению, диагностике, реабилитации и уходу. Сейчас специалисты помогают 300 семьям психологически и нужной информацией. «Имена» собирают деньги на год работы «Рано» — 33 960 рублей. Уже собрали 8 405 рублей. Подробная смета проекта тут.
Важен каждый рубль! Нажимайте кнопку «Помочь», делайте разовый платеж или подписывайтесь на проект. Подписка — ежемесячное автоматическое списание с карточки на сумму, которую вы выбираете, от одного рубля. Подписка — это стабильность проекта. Она помогает проекту планировать и развиваться. Информация о ваших подписках и платежах есть в личном кабинете на сайте «Имен».
«Имена» работают на деньги читателей. Вы оформляете подписку на 3, 5, 10 рублей в месяц или делаете разовый платеж, а мы находим новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Выберите удобный способ перевода — здесь. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен»!