Истории

Айтишники работают за 200 рублей — и довольны! Как минский Дворец молодежи вернул подросткам интерес к науке

Маркетолог по образованию Валерия Бобкова и директор минского Дворца молодежи Галина Шкляр за полгода создали образовательный центр «Технопрорыв» с дронами и 3D-принтерами. И получили 150 новых учеников. Валерия Бобкова пришла в минский Дворец молодежи работать преподавателем, и увидела, что дети старше 10 лет обходят его стороной. Технологически устарел — скучно. За месяц она написала проект образовательного центра с естественнонаучным уклоном — «Технопрорыв». Директор Дворца Галина Шкляр и Валерия пошли по кабинетам. Итог: получили 100 000 рублей с… республиканского субботника. За месяц отремонтировали кабинеты, набрали педагогов и в сентябре запустились. В «Технопрорыве» 150 учеников занимаются в пяти лабораториях. Изучают программирование, робототехнику, диджитал-дизайн и управление дронами. Курсы платные, но аудитории только прибавилось. Для многих преподавателей работа во Дворце — почти волонтерство. Зарплаты небольшие, а деньги от спонсоров и с субботника потратить на них нельзя по закону. Зато энтузиасты видят большой смысл в этой работе: «Мы не можем поменять школьную или университетскую систему образования. А дополнительное образование — гибкое», — говорит Валерия.

Вечером у главного входа минского Дворца детей и молодежи по улице Старовиленской летают дроны. Ими управляют ребята со спецкурса по беспилотным летательным аппаратам. На первом этаже печатают детали на 3D-принтере. На втором дети лет 10-12 разбирают, как создается виртуальная реальность.

Урок управления беспилотными летательными аппаратами. «Будем снимать видео с дронов. Устраивать соревнования на точность. Это второе занятие, для ребят пока главное не уронить дрон кому-нибудь на голову», — говорит преподаватель Роман Гудь. Управление дронами — один из спецкурсов. Фото: Надежда Бужан, Имена

Мы проходим в мастерскую. На стене портрет Стива Джобса. Вдоль стен — 3D-принтеры, фрезерный и лазерный станки, станок для вакуумной формовки. Здесь материализуют проекты ребята из Креативной лаборатории. Прототип теперь необязательно выпиливать руками. Хотя ретрокружки авто- и судомоделирования, которыми славился Дворец, остались.

Субботник, EPAM и немного везения

— Я не могла в наши кабинеты заходить, — говорит директор Дворца детей и молодежи Галина Шкляр, вспоминая старые станки для занятий. Дворец терял подростковую аудиторию. Причина — неинтересно было. В апреле 2017 года Валерия Бобкова пришла на месяц поработать во Дворец преподавателем. Но осталась дольше.

— По профессии я маркетолог. Я увидела, что здесь можно применить мой опыт и знания, — Валерия за месяц написала проект образовательного центра с популярным естественно-научным уклоном. Назвали его «Технопрорыв». И начали искать деньги. Государственные или от частных компаний. Нашлось и то, и другое. Говорят, это первый случай за последние 15 лет, когда власти поддержали техническое образование и творчество детей во Дворце. Проекту досталось 100 тысяч белорусских рублей с республиканского субботника, который прошел 22 апреля.

Директор Минского государственного дворца детей и молодежи Галина Шкляр (слева) и Валерия Бобкова (справа) работала маркетологом в бизнес-клубе Imaguru. Фото: Надежда Бужан, Имена

— Этого никто не ожидал! Видимо, везение, — говорит директор Дворца Галина Шкляр.

Частные образовательные кружки и курсы, говорят собеседницы, давно поняли, что дополнительное образование — это выгодно. И начали вкладываться. При этом на республиканском уровне дополнительному образованию внимания почти не уделяют. Поэтому на госпомощь авторы проекта не особенно и рассчитывали — вкладывали заработанные дворцом деньги и привлекали внимание IT-компаний. Например, проводили конкурсы по робототехнике вместе со спонсорами. Вместе с ассоциацией «Образование для будущего» и EPAM оборудовали один из учебных классов, купили дроны и наборы LEGO для робототехников.

Урок судомоделирования. Несмотря на окончательную победу высоких технологий детям по-прежнему нравится работать руками. Судо- и автомоделирование в «Технопрорыве» — дополнительные курсы на выбор.  Фото: Надежда Бужан, Имена

—  Я решил, что моя задача — помочь людям в этой жизни непосредственно. Буду хирургом — это интересно, очень, — говорит 12-летний Юра, который изучает программирование во Дворце. — Программирование — для общего развития. До этого мы ходили на другие курсы — в ПВТ. Решили что-то другое посмотреть. Пока что всё отлично. То же программирование там мы намного меньше изучали. Робототехника лучше рассказывается. Преподаватель отличный, шарит сильно, четенько объясняет. 

Как устроен «Технопрорыв»

— Раньше уже были направления робототехники, радиоэлектроники, архитектуры и дизайна, — говорит Валерия Бобкова, автор идеи проекта «Технопрорыв». — Это были отдельные направления. В некоторые не набиралось людей. Туда ходили в основном дети до 10 лет. Проблема в технологическом отставании. Подросткам просто стало неинтересно. Нам нужно было сделать современный качественный продукт — конкурентоспособный.

У этой группы основной предмет — языки программирования. Но сегодня у них спецкурс, знакомство с возможностями VR. «Во втором полугодии у них курс мультипликации, — говорит автор проекта Валерия Бобкова. — Они будут придумывать историю, сценарий, его рисовать. Потом изучат определенный софт и сделают мульт. Который потом запилят в свой блог». Фото: Надежда Бужан, Имена

«Технопрорыв» состоит из пяти лабораторий. Лаборатория технологий и инженерии, на которой изучают робототехнику и радиоэлектронику. Креативная лаборатория: архитектура, дизайн, в том числе диджитал-дизайн. Инновационная лаборатория Fablab для изобретателей и конструкторов. В лаборатории Soft Skills учатся лидерству, командообразованию и ораторскому мастерству. И, конечно, Школа программирования, где учат языки Scratch, Python, С++. Для всех специальностей — обязательный английский еженедельно и «пакет» спецкурсов, которые ученик выбирает сам, например, робототехника, виртуальная реальность, нейропилотирование, разработка мобильных приложений, анимация. Они меняются каждые пару месяцев. Курс одной лаборатории длится три года. В «Технопрорыве» — 150 учеников,  в том числе дети из многодетных семей и группа для учащихся школы-интерната.

«Мы хотим, чтобы каждый мог прийти в лабораторию Fablab, чтобы реализовать свой проект, — говорит Алевтина Урбан, заведующая отделом технического творчества и спорта. — Есть много детей, которые сидят по домам, что-то конструируют, но выхода этому никакого, ведь оборудования нет». Фото: Надежда Бужан, Имена

— Итоговый проект Креативной лаборатории, который ученики будут защищать на английском языке, — это модель города, разделенного рекой на две части, — говорит Алевтина Урбан, заведующая отделом технического творчества и спорта. — Одна часть — это коттеджная застройка, макеты, сделанные руками, старая церковь, аллеи. И мост из картона и бумаги. Рядом еще один мост, спроектированный в программе и распечатанный на 3D-принтере. И дальше новый город, современная архитектура — сделаны с применением 3D-принтеров и лазерной резки.

Занятия в лаборатории стоит в среднем 80 рублей. К слову, до модернизации сами курсы были бесплатными. Сейчас платные, но оттока желающих поучиться это не вызвало. Директор дворца признается — честно демпингуют, чтобы всё оставалось доступным для среднестатистической семьи.

Глебу 16, он учится в «Технопрорыве» бесплатно. Он из многодетной семьи, где четверо детей. Уже нацелился на то, чтобы стать программистом. Фото: Надежда Бужан, Имена

Дети из многодетных семей и интернатов учатся в бесплатно. Таких 30 процентов. Еще авторы проекта собираются делать интенсивы на каникулах для детей из социальных приютов

— В неделю четыре занятия, по два за раз. Мне больше нравится прототипирование и програмирование на базе Arduino. Сначала рисуешь модели, потом печатаешь на 3D-принтере. Хочу связать свою жизнь с этой отраслью, — говорит 14-летний Стас.

«Никто больше, как наши родители, сорок лет на одном месте не будет работать»

«Технопрорыв» гордится мультидисциплинарным подходом в образовании. Учат одновременно техническим дисциплинам, развитию творческого и критического мышления. Например, сейчас взялись за «психологический» проект — «Открытую школу антибуллинга и медиации». Будут учить школьников, родителей и учителей распознавать и предотвращать травлю в школе. Ищут помощи у государства и бизнеса. На спецкурсы вроде блоггинга собираются звать с мастер-классами известных в своих сферах персон — на общественных началах. «Влад Бумага мог бы быть нашим ментором», — шутят во Дворце.

— Комплексное обучение — наше главное отличие от других образовательных центров города, — говорит Валерия. — Развитие — за людьми, которые умеют мыслить, гибко реагировать и переучиваться. Никто больше, как наши родители, сорок лет на одном месте не будет работать.

Кто и зачем работает во Дворце

— Найти преподавателей очень сложно, — говорит Алевтина Урбан. — Кого-то запросили по распределению и обучаем. Помогают те же IT-компании — бизнес-партнеры обучают наших специалистов. На преддипломную практику запросили студентов из БГУИРа.

У сложностей две причины: педуниверситет больше не готовит специалистов для системы дополнительного образования, а еще зарплаты невелики. По указу «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» дворец не может тратить на зарплаты спонсорские деньги и деньги с субботника.

«Мы должны быть интересными, — говорит директор Дворца детей и молодежи Галина Шкляр. — Поэтому в „Технопрорыве“ есть всё, что может быть интересным ребенку цифровой эпохи — от традиционного автомоделирования до таких трендовых вещей, как блоггинг и урбанистика». Фото: Надежда Бужан, Имена

— Где мы взяли преподавателей? Это наши выпускники, которые сейчас стали студентами, — говорит директор Галина Шкляр. — Уникальная ситуация — прототипирование ведет наш выпускник, предприниматель. У него бизнес в сфере ИТ, и он в принципе на волонтерских началах работает, потому что зарплата, которую он здесь получает, она несущественна.

99% педагогам «Технопрорыва» до 30 лет. Всего их 11 человек. Оклад — 200-300 рублей. В зависимости от нагрузки и стажа сумма может удваиваться. Валерия говорит, что работа с проектом занимает до 40 процентов ее времени. Чтобы зарабатывать на жизнь, она на фрилансе занимается бизнес-консультированием.

«Мы не можем поменять школьную или университетскую систему образования. А дополнительное образование — гибкое»

Главные вызовы для Дворца и дополнительного образования — новые учебные программы и системная поддержка, финансирование.

— У нас нет центра, который мог бы нам предоставить какие-то программы, например, по информационным технологиям, — говорит Алевтина Урбан. — Есть Республиканский центр инновационного и технического творчества, но тот перечень программ, который они предоставляют, крайне скуден. Мы вынуждены всё делать своими силами, ориентируясь на зарубежный опыт.

В свои 10-12 лет ребята учат технический английский, знают, как работает виртуальная реальность и умеют писать простые программы на языке C++. Фото: Надежда Бужан, Имена

— Существующие программы дополнительного образования традиционны. Как правило, они ориентируются на сегодняшний день, —  говорит директор Галина Шкляр. — Наши дети придут в реальную жизнь как минимум через 10 лет. Это огромный срок. Мы видим, как меняется всё вокруг. Мы стали думать о том, что современным детям надо давать знания будущего. В России разработали Атлас новых профессий — мы ориентировались на него.

С деньгами еще сложней.

— В России техническое творчество и IT-обучение финансируются на государственном уровне, — говорит Алевтина Урбан. — А у нас — мы пилотные, мы первые.

— У нас не один проект лежит в портфеле, — говорит директор Дворца Галина Шкляр. — Мы делали множество попыток. Я лично веду переговоры 20 лет. Но пока еще не было на уровне республики целевых программ финансирования сферы допобразования.

«Я столкнулась с тем, когда преподавала у детей, что они боятся высказывать свое мнение, — говорит Валерия. — В школе их отучивают думать, отучивают принимать решения, отучивают брать ответственность. Здесь мы учим не только техническим дисциплинам, но и развитию творческого и критического мышления». Фото: Надежда Бужан, Имена

—  Дополнительное образование — та область, в которой мы можем что-то менять. Оно гибкое. Мы здесь можем влиять на то, чтобы ребята через 10 лет были конкурентоспо-собными, — говорит Валерия. — Я вижу потребность  в изменениях, я вижу то, что сейчас не работает. Судя по реакции детей проект очень успешный. Родители говорят: ребенок хочет идти, даже когда заболел.

«Имена» работают на деньги читателей. Вы оформляете подписку на 3, 5, 10 рублей в месяц или делаете разовый платеж, а мы находим новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Выберите удобный способ перевода — здесь. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен»!

Истории

После неудачной прививки Соня стала инвалидом, но сумела покорить мир

Истории

Пока горе-родители берутся за ум, минские айтишники учат их детей в приютах. И вот что получается

Помогаем проекту ИТ-курсы в детских приютах
Собрано 7491 из 7100 рублей
Истории

Как родители-марокканцы бросили дочь в Беларуси, а волонтер Яна учила ее жить

Истории

«Богема наступает, а мы не сдаемся». Как двое работяг с завода переживают перемены в модном кластере на Октябрьской

Истории

Будущие миллионеры? Белорусские школьники имеют все шансы разбогатеть на своих изобретениях

Истории

Оптимист. 10-летний мальчик из Слуцка скрывает от всех, что он слепой

Истории

Рожденные рано. Как растут дети, которые поспешили появиться на свет раньше срока

Помогаем проекту Рожденные РАНО
Собрано 7770 из 33 960 рублей
Истории

Домик у озера. Как минский архитектор Галина Боярина помогает сиротам искать смысл жизни

Помогаем проекту Детская агроусадьба «Отрада»
Собрано 4573 из 4500 рублей
Истории

Не плачь, Диана! Всю сумму на работу нянь для сирот в больницах читатели собрали всего за месяц

Помогаем проекту Няня вместо мамы
Собрано 109 309 из 127 300 рублей
Истории

«Он душил так, что следов не оставалось». Истории из минского убежища, где можно спрятаться от издевательств близких людей

Помогаем проекту Убежище для женщин и детей
Собрано 3430 из 45 170 рублей