Ксения, Сергей и Тамара — представители бизнеса, которыми мы восхищаемся. Каждый из них однажды захотел помочь другим. Ксения и Сергей поехали с подарками к детям-сиротам, Тамара стала автоволонтером в детском хосписе. Но увидели, что этого недостаточно, они могут больше и подключили коллег. В итоге создали целую систему помощи. Ксения предложила работу детям-сиротам, Сергей организовал ИТ-курсы в приютах, а Тамара объединила коллег на создание мобильного приложения для детского хосписа. Их инициативы работают уже несколько лет и приносят реальную пользу.
Таких примеров с каждым годом становится все больше. Компания «А-100» взяла на работу сирот, в магазинах «Соседи» несколько лет назад появились «Тихие кассы», где работают слабослышащие люди. В отеле «Ренессанс» делает карьеру Василек с синдромом Дауна. Белорусские айтишники организовали Ассоциацию «Образование для будущего» и сейчас по всей стране открывают STEM-классы, чтобы дать дополнительные возможности развиваться детям из маленьких городков и поселков. Уже 11 лет «Беларусбанк» реализовывает проект «Родительский дом» — строит дома для семей, которые воспитывают детей-сирот.
Все эти компании объединяет одно — они помогают не от случая к случаю, а системно. Они не просто делают добрые дела, а решают конкретные социальные проблемы. И это то, что надо развивать по всей Беларуси.
Vizor Games. Организовали курсы по обучению детей программированию в приютах г. Минска
Когда детей забирают из неблагополучных семей, их отправляют в приюты. Здесь они живут до полугода. Если родители исправляются, дети возвращаются домой, если нет — их направляют в детский дом. Дети не знают, что их ждет, и все время находятся в напряжении. Чтобы помочь детям пережить этот непростой период и провести время с пользой, Сергей Бруй, директор компании «Vizor Games», вместе с коллегами организовал для ребят ИТ-курсы в приютах.
Лет 10 назад мы поехали с коллегами в детский дом, устроили там для ребят большой праздник, подарили подарки. Но вернулись с тяжелым осадком на душе и четким пониманием: «Мы должны помогать не разово, а системно».
Я не знаю, откуда появилось это «должны». Наверное, это естественный процесс. Сначала ты думаешь, как выплатить зарплату работникам, потом — как сделать офис комфортнее, добиться каких-то высот со своим продуктом. Но когда процессы налажены, а ты крепко стоишь на ногах, мысль о помощи приходит сама по себе ко многим сотрудникам.
Нам пришла идея открыть в приютах Минска ИТ-курсы. Реализовать проект было довольно просто. У нас уже было нужное оборудование, педагоги нашлись почти сразу, руководство приютов охотно шло на контакт. Курсы стали отличным способом для детей отвлечься от переживаний, пока они живут в приюте. И самое главное — возможностью узнать что-то новое. Некоторые дети на первом занятии не умели управлять мышкой, и даже не думали, что могут написать программу, создать сайт, сделать компьютерную графику.
Мы организуем работу в трех приютах Минска, еще в одном — другая IT-компания. За четыре года эти курсы посетили 300 детей. В этом году мы откроем курсы еще в двух приютах.
Мы думаем, как дальше развивать проект. Проблема в том, что нам не хватает информации, есть ли у этих курсов долгосрочный эффект. Дети уходят из приюта, и контакты с ними теряются. Было бы классно объединяться с другими компаниями. Например, у ребенка появился интерес к программированию, он перешел в следующий проект другой компании, потом его подхватили дальше и так далее. И речь не только про IT, есть масса хороших профессий, о которых детям нужно рассказать. Но для одной компании это ультра много работы, здесь нам нужны партнеры, и мы их уже ищем.
Сейчас мы запускаем еще несколько новых образовательных проектов. Я считаю, современный бизнес должен заниматься образованием молодежи. Новые экономики, которые возникают сейчас, меняются за одно-два десятилетия. Государство просто не успеет перенастроить всю систему образования под актуальные запросы. Так что сейчас задача государства изменилась: оно должно дать основу, систему знаний. А на профильное обучение должен влиять бизнес.
Если говорить метафорически: государственная система образования должна сделать заготовку, а бизнес должен выточить из нее специалиста.
Поэтому мы должны быть активными, должны сотрудничать со школами, университетами, между собой, показывать детям самые разные профессии.
Нельзя говорить: «это должно делать государство» или «надо менять систему». Не стоит перекладывать всю ответственность на какую-то абстрактную систему, а нужно просто менять то, что можешь, на своем уровне.
Сейчас я вижу, что на рынке больше денег, чем хороших проектов. Компании готовы помогать, но не хотят давать деньги туда, где слабая команда управленцев и где не продумано все от «А» до «Я».
Но выход есть — создавать проекты самим. А это не так уж сложно. Когда компания начинает социальную работу, автоматически находятся сотрудники, которые это поддержат. Несколько лет назад, когда мы начинали курсы, их было четверо, а сейчас — уже около 30. Многие сами включаются в эту работу, придумывают что-то, проявляют инициативу. И я вижу, как эта работа наполняет их, делает счастливее.
IBA Group. Создали приложение «Автоволонтер» для «Белорусского детского хосписа»
Не у всех семей подопечных «Белорусского детского хосписа» есть свой транспорт, а возить детей к врачам или на мероприятия хосписа надо. Обычное такси стоит дорого, бесплатное социальное — заказать не всегда получается: записываться нужно за несколько недель, не всегда есть места, ездить можно только на медицинские процедуры, а на праздники — нельзя. Тогда выручают автоволонтеры. Три года назад Тамара Бутова из IBA решила сама стать автоволонтером.
Все заявки на поездки в тот момент в хосписе обрабатывались вручную. Семьи, которым нужна была машина, звонили социальной работнице, а она обзванивала всех автоволонтеров, тогда их было около 500 человек. Пробовали организовать вайбер-чат, но заявки там быстро терялись в массе сообщений.
Я увидела, что работу по поиску волонтеров можно упростить, и предложила сделать мобильное приложение. И в хосписе, и в моей компании идею приняли с охотой и без лишних вопросов.
Мы собрали команду разработчиков. В целом для них ничего принципиально нового не происходило: есть команда, есть заказчик, есть задача. Единственная сложность — найти время, потому что делали мы все после работы, либо в выходные. Увлеклись всерьез: во время хакатона двое суток работали почти без перерыва. Помню, разошлись по домам в два часа ночи, а в восемь утра, когда я пришла в офис, тут уже вовсю кипела работа.
Приложение работает уже два года, и мы его поддерживаем, как любой другой продукт — за работу «Автоволонтера» отвечает команда людей, если что-то случается, проблему устраняем в течение дня.
Всегда надо смотреть, как принести максимальную пользу.
Мы могли бы пойти укладывать асфальт, красить забор или прибивать скворечники. Это тоже помощь, почему нет. Но во-первых, мы заинтересованы в системной помощи, а не в разовых акциях. Во-вторых, мы принесем больше пользы, если будем делать то, что умеем. В случае с «Автоволонтером» мы были полезнее как разработчики продукта, и мы это сделали.
KFC. Взяли на работу детей-сирот
Есть несколько стереотипов по отношению к сиротам, из-за которых очень немногие компании соглашаются взять их на работу или хотя бы на стажировку. HR BP компании KFC Ксения Садовская предложила трудоустраивать детей-сирот.
На прошлой работе я часто ездила к детям в детские дома: то возила новогодние подарки, то одежду и канцелярию к 1 сентября. И каждый раз меня мучил один вопрос «а что с ними будет дальше?»
Директор одного интерната мне рассказал, что статистика печальная. Большинство этих детей начинают пить, курить, попадают в плохие компании, иногда приходят под стены детских домов просить кусок хлеба.
В начале 2019 года мы в KFC запустили с «SOS-Детские деревни» совместный проект по строительству детской площадки. Когда она была готова, мы приехали в деревню на праздник и были удивлены тому, насколько дети-сироты идут на контакт и как они открыто взаимодействуют с миром.
А через какое-то время меня осенила мысль: «А почему бы не позвать этих ребят на работу к нам?» Я все еще помнила, как сложно им устроиться в жизни. И уже знала, что в «SOS-Детские деревни» есть молодежный домик, где живут подростки 17-18 лет, а это — как раз возраст многих наших сотрудников!
Летом к нам на работу пришли пятеро ребят. Коллектив их принял хорошо, как и всех новых сотрудников. Мы их не выделяли и не создавали им особых условий, зачем? Просто во время обучения проговаривали те вещи, которые очевидны для других, а для них — нет. Например, они не знали, что никакую еду на кухне нельзя есть бесплатно, за нее надо платить. Ребята работали у нас до начала учебного года. На следующих каникулах снова планируют к нам на работу, а мы готовы их принять в любое время года.
Это не был какой-то глобальный проект, мы просто позвали их на работу. И рады, что смогли помочь им. Я знаю, что многие компании сейчас активно помогают социальной сфере.
Но некоторым не хватает знаний о том, какие реальные проблемы есть и какая конкретно помощь нужна. Потому и едут с конфетами в детские дома — они просто не в курсе, как еще могут помочь.
Как вы можете помочь.
Белорусский бизнес обладает огромными ресурсами: есть деньги, есть знания, но главное — в бизнесе работают люди. Чем больше неравнодушных людей объединится и обратят внимание на социальные проблемы, тем быстрее мы их решим.
- Самый простой и частый способ — финансовая помощь. Только помогать деньгами лучше системно. Мы предлагаем вам выбрать какой-то один проект или одну организацию и сотрудничать с ней. Вы будете видеть реальный результат, а проект сможет развиваться. Если не знаете кого выбрать, посмотрите на проекты Имен. Мы собираем деньги НЕ адресно каждому отдельному человеку, а для целых проектов, которые помогают многим людям с одинаковой проблемой. За три с половиной года работы ИМЕНА поддержали более 30 проектов, которые помогли — и продолжают системно помогать — тысячам (!) людей.
- Делать что-то самим. Не нужно думать, что на это способны только крупные компании или представители IT. Этим летом я ездила в США по программе обмена Community Connections и жила в американской семье — у Майкла и Кэтрин. У Майкла раньше был свой маленький ресторан, который приносил совсем небольшую прибыль. Но каждый месяц они коллективом готовили еду для 500 бездомных и нуждающихся. Волонтеры привозили им утром продукты, а вечером забирали еду. Майкл купил этот ресторан «вместе с обязательством помогать», а когда продавал его, то это обязательство перешло следующему владельцу и тот продолжил традицию. Слушая эту историю, я поняла, что помогать может каждая компания.
- Дать работу тем, кому она нужна. KFC и компания «А-100» взяли на работу детей-сирот, в «Соседях» появились «Тихие кассы». В отеле «Ренессанс» работает Василек с синдромом Дауна. Чем больше компании будут открыты для разных людей, тем здоровее и счастливее станет наше общество.
- Поделиться своим управленческим опытом с некоммерческими организациями. В работе с проектами мы видим одну глобальную проблему: люди, которые делают некоммерческие проекты, часто не имеют никакого управленческого опыта и даже базовых знаний о том, как строить процессы в организации. Об этом же говорил и Сергей Бруй, упоминала Тамара Бутова. В университетах социальных менеджеров не учат управлению проектам, а у бизнесменов есть все нужные знания и навыки.
Государство тоже может повлиять на то, чтобы помощь приходила быстрее и помогать было проще.
Мы уже подробно писали о том, какие условия нужны для развития социальной сферы. Коротко повторим, что, на наш взгляд, упростило бы возможности помощи для бизнеса:
- Расширить возможности привлечения денег. В Указе № 300, которые регулирует правила оказания помощи, слишком много ограничений. Например, компании могут помочь некоммерческим организациям купить оборудование или мебель, но не могут оплатить зарплату сотрудника. А как будет развиваться проект без сотрудников? Этот указ стимулирует больше адресную помощь, чем системную профессиональную благотворительность, что тормозит развитие социальной сферы.
- Дать налоговые льготы компаний, которые жертвуют деньги. Чем больше людей и компаний будет помогать социальной сфере, тем меньше нагрузка будет на государственный бюджет.