Сотрудники проекта «Помощь бездомным» больше не могут кормить своих подопечных в столовой — небезопасно. И стали раздавать горячие обеды на вынос. В Клубном доме больше нельзя проводить группы. Поэтому они регулярно устраивают реалити стрим-шоу «Заморить червячка» из своих кухонь. А в онлайн-группах взаимопомощи теперь участвуют люди не только из Минска, а со всей Беларуси. В домики, где живут дети с онкологией, психологам больше нельзя приходить так часто, как раньше — они закрыты для посещения. Чтобы поднять настроение родителям, там поставили велотренажеры. И сработало!
Нашим проектам пришлось несладко в последние месяцы, были и те, кто думал, что придется закрыться. Но они нашли новые форматы и продолжают работать, а некоторые даже расширяются. Но все это возможно, только пока есть ваша поддержка. Без нее проекты действительно окажутся на грани закрытия, а значит, сотни людей не смогут получать необходимую помощь. Почитайте, как сегодня, в непростое время проекты продолжают работать и помогать. И поддержите их!
«Убежище для женщин и детей» спасает не только от насилия, но и от экономических проблем
Аня (имя изменено) собиралась уехать из Убежища в июне. Ждала, когда закончится учебный год, чтобы без лишнего стресса снять квартиру и перевести детей в детский сад рядом с новым домом.
Убежище для женщин и детей — это дом, в котором помогают тем, кто пережил домашнее насилие. Аня приехала сюда год назад без денег, без надежды и с двумя маленькими детьми на руках. Ане не просто дали крышу над головой, ей помогали психологи, юристы. Благодаря этому женщина полностью наладила свою жизнь: восстановилась в университете, развелась с мужем, нашла хорошую работу, где быстро стала одной из лучших сотрудниц. Доход был хорошим, будущее — понятным.
Как правило женщины живут в Убежище не больше года. Этого времени всегда хватало, чтобы встать на ноги. Исключение было только одно: женщина жила в Убежище дольше, если она по-прежнему оставалась в опасности.
Но из-за коронавируса изменилась экономическая ситуация в стране, а зарплата Ани за последние два месяца снизилась в четыре раза. Работодатель задолжал часть выплат, бывший муж не платит алименты. Уже во второй раз Убежище стало единственным местом для Ани, где ее поддержали. Только на этот раз ее укрывают не от агрессии, а от жизненных проблем. Она с детьми останется здесь, пока не улучшит финансовую ситуацию.
Сейчас в Убежище живет 19 женщин. И Аня — не единственная из жительниц, кому пандемия добавила жизненных трудностей. Тем, у кого пока нет работы, стало сложнее ее найти, у одной из женщин сорвались договоренности с потенциальным работодателем, другая пожилая жительница Убежища приостановила поиски жилья, чтобы не подвергать свое здоровье опасности.
— С новыми проблемами будем работать вместе, — говорит Ольга Казак, руководительница Убежища для женщин и детей.
Жительницы Убежища носят маски, дезинфицируют руки и постоянно убирают в доме. Пожилых жительниц берегут все: продукты и лекарства им покупают либо сотрудницы, либо другие жительницы убежища. К счастью, коронавирусом никто не заболел.
Но по-прежнему главный вопрос — выход из тяжелой ситуации насилия. Убежище открыто для заселения, юристы сопровождают женщин в судах, психологи помогают им восстановить моральные силы. Многие консультации с психологом сейчас проходят в зуме или скайпе.
— Коронавирус внес коррективы в бытовую жизнь, немного добавил тревоги. Но для наших женщин главное все же другое — они в безопасности.
Проекту нужна ваша поддержка, чтобы оплачивать аренду помещения, услуги юриста, адвоката, выплачивать зарплату сотрудникам (социальному работнику, менеджеру проекта). Помочь проекту можете здесь.
«Помощь бездомным». Бесконтактная столовая и один человек на весь проект
В 12.50 перед зданием на ул. Матусевича, 15 выстраивается очередь. Это бездомные люди пришли к пункту раздачи еды. Всего за час, пока открыто окно выдачи, здесь получат еду около 70 человек. В пластиковых контейнерах люди уносят свою «ссобойку»: суп, салат, второе. Завтра придут опять — здесь на протяжении уже четырех лет проект «Помощь бездомным» кормит их обедами каждый будний день.
Валерий — повар и координатор проекта переживает, что люди вынуждены есть не за столами из тарелок с приборами, а на лавочках из одноразовой посуды. Но другого выхода нет: это единственная возможность накормить их, не подвергая лишнему риску. До конца апреля столовая была открыта: сначала дезинфицировали помещение по пятницам, потом — каждый день.
— Но это огромные затраты — вся эта химия стоит бешеных денег. А сколько сил и времени уходило — море! И все равно мы переживали: кто-то из подопечных кашляет, кто-то чихает. Они болеют часто, в этом нет ничего нового, но теперь не поймешь, это обычная простуда или что-то серьезное.
Расстраивает Валерия и то, что теперь все общение с подопечными свелось к паре фраз у окошка выдачи еды. Раньше каждый день, пока длился обед, он подолгу беседовал с ними, наставлял, подбадривал. Многие именно после этих бесед решались на перемены. Сотрудники проекта — Валерий и Людмила Петровна Козовая — устраивали таких людей в реабилитационные центры, помогали восстановить документы, найти работу.
А 23 апреля Людмила Петровна умерла. У нее была пневмония. Валерий остался один на весь проект. Он же — единственный источник поддержки для десятков людей: многие церкви, которые раньше им помогали, ушли на карантин; волонтеры со стороны приходить перестали.
Валерий готовит еду и кормит людей, помогает им одеждой, ищет лекарства, вызывает скорую, когда людям срочно нужна медицинская помощь. Переживает, что выросли затраты: только на одноразовую посуду уходит 500 рублей в месяц, а аренда выросла в два раза. Мужчина волнуется за судьбу проекта. На вопрос, переживают ли подопечные, отрицательно качает головой.
— Они говорят: «Пока вы у нас есть, мы не пропадем».
Нажимайте кнопку «Помочь» здесь, и проект сможет оплатить аренду помещения, коммунальные платежи, закупать продукты, медикаменты и одноразовую посуду для подопечных, а координатор проекта Валерий получит заработную плату.
«Уроки для детей с аутизмом» обогнали время
В марте жизнь в Семейном инклюзив-театре «і» остановилась: практически все занятия, репетиции отменили. Это поставило под угрозу существование театра, а вместе с ним — большого проекта «Уроки для детей с аутизмом». На основе реальных занятий в театре команда проекта делала обучающие видеоруки, чтобы научить всех педагогов страны работать с детьми с аутизмом.
Весь коллектив загрустил: дети скучали без общения и занятий, педагоги театра и оператор, который снимал уроки, оказались без работы, театр — без средств к существованию, а дети с аутизмом, которые в нем занимаются, снова окзались дома, в четырех стенах.
— Сказать, что мы испугались — ничего не сказать. Но кризис — это хороший пендель. За пару недель мы собрались и стали действовать, — рассказывает руководитель театра Ирина Киселева.
Пришлось идти на шаг, в эффективность которого не очень верили, — переносить занятия в театре в онлайн-формат. Частично получилось: заниматься онлайн могут не все дети. Но есть и плюсы. Педагог по актерскому мастерству Игорь Сидорчик рассказал, что «крупный план» на экране помог лучше прочувствовать детей, ярче увидеть эмоции каждого, углубиться в работу над текстом, смыслом каждой реплики. А педагог по сценической речи Диана Флеер стала глубже работать над техникой.
— После пробного занятия у меня была небольшая паника, потому что я поняла, что 80% того, что я обычно делаю, не работает. Но сразу взяла себя в руки, начала перелистывать все свои книги, выдергивать оттуда упражнения, которые мы до этого не делали, — рассказала Диана.
Эти новые открытия помогут и видеоурокам: в них войдет часть новых упражнений. Оператор снимал занятия в театре весь учебный год, и как только жизнь там вернется в прежнее русло, он снова приступит к съемкам.
Из-за вынужденных каникул команда проекта раньше времени перешла ко второму этапу — обработке отснятого материала и монтажу.
— Пока эта пауза идет только на пользу проекту «Уроки для детей с аутизмом» — мы погрузились в него с головой. Но вся работа над уроками проходит на фоне большой тревоги за жизнь театра, — объясняет Ирина Киселева.
Благодаря вашей поддержке проект сможет продолжить создавать видеоуроки для большого интерактивного пособия. Жмите кнопку «Помочь», чтобы специалисты могли спокойно работать дальше над созданием уроков.
«Нити дружбы»: с днем рождения детей поздравляют на расстоянии, зато фильмы смотрят вместе
В конце апреля Жене исполнилось 12 лет. SOS-деревня, в которой он живет, закрыта для посещений. Но его патронатные воспитатели — Аня и Костя — все равно приехали, чтобы поздравить мальчика. В масках и перчатках передали две больших пиццы, которые приготовили специально к празднику. И пообщались — пусть и на расстоянии несколько метров. Женя был рад встрече с ними.
Патронатные воспитатели не становятся родителями для ребенка-сироты, не забирают его к себе жить. Но они проводят с ним много времени, помогают решить проблемы и адаптироваться к самостоятельной жизни. Они становятся надежными взрослыми, которым не все равно.
У Жени патронатные воспитатели появились год назад. Семейная пара — Аня и Костя — приезжали к мальчику каждую неделю. С Костей Женя делал 3D-модели машин, а Аня помогала мальчику с английский и, если нужно, с уроками. Когда в SOS-деревню закрыли для посещения, Аня и Костя стали общаться с Женей по телефону — звонят несколько раз в неделю.
— Сейчас общаться сложнее. Женя — молчун, и не любит пустой болтовни. Обычно ограничивается фразами: «Ага», «да», понятно». Но все же благодаря разговорам нам все равно удается держать контакт, — рассказывает Аня.
Как не потерять связь с ребенком — самый актуальный вопрос сейчас для многих патронатных воспитателей. Особенно сложно тем, кто познакомился с ребенком в январе–феврале. Обычно на то, чтобы установить хороший контакт, уходит три-четыре месяца. Карантин начался в марте, и у них просто не хватило времени на это, процесс сближения остановился.
— Мы проводили отдельную встречу с патронатными воспитателями на эту тему, — рассказывает Ольга Камай, социальный педагог проекта. — Нашли разные варианты, один из простых и эффективных — совместное действие онлайн. Например, ребенок и патронатный воспитатель смотрят один и тот же фильм, читают одну и ту же книгу, а потом ее обсуждают по телефону. Каждый патронатный воспитатель и воспитанник нашли для себя подходящие варианты, и это сработало — процесс сближения идет.
Специалисты проекта проводят информационные встречи онлайн, чтобы набрать новых патронатных воспитателей, помогают подготовить документы тем, кто прошел отбор. И ждут, когда закончится карантин, чтобы познакомить их с детьми.
Проекту нужно оплачивать аренду офиса, из которого сотрудники и проводят онлайн-конференции, а еще нужно платить за интернет, услуги связи, выплачивать зарплату специалистам. Поддержите проект здесь!
«Домики для детей с онкологией». Тренажер как спасение
Сейчас приходить в домики сюда нельзя никому — закрыты для посещения. Даже родные пока не могут приезжать в гости. Жильцы домиков не выходят никуда, кроме улицы и больницы, даже в магазин нельзя — раз в неделю приезжает автолавка.
Раньше вся социальная жизнь бурлила внутри домиков. Волонтеры и сотрудники проекта периодически устраивали праздники, мастер-классы, раз в две недели приезжали больничные клоуны. А справиться с тяжелыми мыслями, страхами детям и родителям активно помогали психологи. Они приходили каждый день, устраивали личные и групповые занятия.
Полная изоляция усугубила и без того непростое психологическое состояние всех жильцов домиков: плохое настроение, тяжелые мысли про болезнь, страхи и тревоги усилились. Особенно трудно было новеньким — у них период адаптации. С детьми заниматься сейчас непросто — раньше все занятия проходили через игру. Психологи перестроили свою работу: сделали акцент на поддержке родителей, постоянно с ними на связи по телефону. А моральное состояние детей сильно зависит от состояния родителей. Так что удается поддержать всех.
Неожиданно очень помогли велотренажеры. Раньше ими никто не пользовался, и из одного домика их даже убрали на какое-то время. Но сейчас вернули. Эффект удивил даже специалистов.
— Тренажеры стали настоящим спасением сейчас. Благодаря им у жильцов есть возможность восполнить дефицит движения, и настроение сразу изменилось. А хорошее настроение дает силы всем при борьбе с болезнью. — рассказывает Марина Соснина, педагог-психолог проекта
Сейчас в домиках живут 12 семей. Проект помогает семьям материально: едой, одеждой, средствами гигиены.
Проект работает только благодаря вашей поддержке: оплачивает коммунальные платежи, закупает моющие средства, помогает семьям продуктами, одеждой. Переходите по ссылке и поддержите проект.
Клубный дом масштабируется на всю страну
Когда стало понятно, что пандемия не закончится за несколько дней, у сотрудники Клубного дома был шок. Вся их работа строится на личном контакте, а теперь его нет! Стали думать, что делать. Курсы по английскому, польскому и компьютерной грамотности перевели в зум или скайп — это было несложно. В зуме пройдут и запланированные на это время фестивали.
Сложнее было с кухонной группой. Дважды в неделю члены Клубного дома собираются вместе и готовят обед. Сотрудники решили эту традицию не нарушать, но тоже перенести в онлайн. Так и родилось реалити стрим-шоу «Заморить червячка». В привычное время, в обычные дни волонтеры клубного дома готовят в прямом эфире из своих кухонь и попутно обсуждают актуальные психологические проблемы.
Группа взаимопомощи для родственников тоже перешла в онлайн-формат и… стала работать на всю страну.
— Мы давно ломали голову над тем, чтобы привлечь в нашу группу людей не только из Минска, но и из других городов. Но не понимали, как это все должно выглядеть. А сейчас нас заставили обстоятельства. И все получилось! На нашей последней встрече были люди из Верхнедвинска, Гомеля, Гродно и других городов. Всем понравилось, — рассказывает Павел Лотвин, координатор проекта.
Решено, что после окончания пандемии эта группа останется. Здесь будут участвовать люди из разных городов Беларуси, а минчане снова будут встречаться в Клубном доме. По такой же схеме будет работать группа взаимопомощи для членов Клубного дома.
Разросся еще один временный проект «Клубного дома» — группа в вайбер-чате. Чтобы поддержать всех 188 членов клубного дома в период пандемии создали чат. Его курировали три психолога-волонтера. Те люди, которые испытывали какие-то проблемы, могли в любой момент туда написать и получить помощь. Но всего за пару недель к группе подключилось много новых специалистов, а также обычных людей извне.
— Вопросы разные. Кому-то страшно идти на работу, потому что болеют коллеги. У кого-то началась бессонница, потому что каждый день он видит много скорых под окнами дома. Мы не ожидали, что чат станет таким популярным. Но каждый день туда подключаются новые люди. Сейчас их 90.
А те, кто не готов переходить в онлайн-формат, могут прийти в реальный Клубный дом, сотрудники которого по-прежнему приходят сюда каждый день.
Проекту нужно оплачивать аренду, интернет, платить зарплаты сотрудникам. Помочь проекту можно здесь.
ИМЕНА работают только на деньги людей. Вы делаете перевод 5, 10, 20 рублей или оформляете ежемесячную подписку с карточки, а мы готовим новые истории и запускаем социальные проекты, которые помогают не одному, а тысячам людей. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!