Пятиклассник Пашка не может передвигаться без ходунков, но с легкостью съезжает с горки на лыжах. Упорства и смелости ему не занимать. Тренирует парня известная фристайлистка Ассоль Сливец. На девятом месяце беременности она случайно увидела, что благотворительная организация ищет наставника для детей с ДЦП, и решила попробовать себя в этой роли. «Я только попросила немножко подождать, пока рожу», — говорит она. Через месяц Ассоль начала тренировки. Теперь под ее руководством занимается 35 детей. Их родители сначала не верили, что дети смогут кататься на лыжах или роликах. Но они поехали, и многие сами.
В полдень на склоне Солнечной долины в Курасовщине немноголюдно. Участники проекта Move Team — дети с инструкторами — катаются в ярких маечках поверх курток. Вместе — на подъемник, вместе — с горы. Ребята уверенно держатся на лыжах. Кажется, это тренировка обычной спортивной секции, хотя у каждого из них — серьезный диагноз. На лицах малышей — улыбки и восторг.
Здесь всем детям говорят: «Ты сможешь»
Инструкторы сосредоточены, но во время занятия общаются с детьми:
— Какой ты молодец, сам ехал, я почти не помогала. Сейчас будет машинка, др-р-р-р, — говорит Ассоль Сливец, поворачивая вместе с юным спортсменом на канатную дорогу.
— Я тоже в ботиночках катался! — кричит раскрасневшийся Эдвард. Ему четыре, занимается он чуть больше месяца.
Его бабушка говорит, что мальчик ждет вторника и пятницы, когда поедет на тренировку:
— Для него это не какое-то занятие, а именно тренировка. А он — спортсмен. Раньше боялся голову мыть, сразу крик. А теперь терпит, говорит, надо держаться. Это уже достижение, — с воодушевлением рассказывает она.
На первом занятии многие дети плачут и даже кричат. Смена обстановки, шлем, ботинки — всё это вызывает дискомфорт, у ребенка с аутизмом — тем более.
— Для нас надеть шлем — это просто надеть шлем. А для него это поступок. Тут давит, тут неудобно. Плохо слышно. И потом еще нужно довериться человеку, который тебя повезет с горы воооон туда далеко, — поясняет Ассоль.
Пятилетний Адам занимается около месяца. Вначале не мог сам дойти в лыжных ботинках до склона, несли на руках. Кричал, когда застегивали шлем.
— И сейчас иногда говорит, что не хочет ехать. Но я вижу, что он доволен, — рассказывает мама мальчика. — Пришли на занятия, чтобы окрепнуть. Он у нас цепкий, но не очень любит ходить. А здесь его мышцы 40 минут будут работать. Когда говоришь ему: «Адам, едем на лыжи», он даже сам оденется. Это круто! И кругозор расширяется. Недавно здесь были соревнования по фристайлу, и он с таким интересом смотрел на них! Потому что сам катается на лыжах, иначе они были бы для него абстракцией.
— Буквально через 10 минут тренировки ребята понимают, что страха тут нет, что высокие и непривычные лыжные ботинки, уж ладно, так и быть, можно потерпеть. Появляется ощущение скорости, и они понимают, что у них получается: они стоят, скользят, поворачивают. Каждый из них чувствует: «Я могу, я достойный».
Больше всего воодушевляет тренера, когда видит, что ребенок справляется, можно дать ему еще больше свободы.
— В идеале я хочу, чтобы они ездили сами, а мы просто посматривали, были рядом. И в этом году очень много детей поехали — 12 человек. В прошлом таких было всего пять. В основном, это дети с аутизмом, но есть два ДЦПэшечки, которые сами катаются.
Чтобы научить детей не бояться новых людей, инструктора меняются.
— Если честно, я жалею, что не пошли раньше, потому что спорт очень много дает, — рассказывает мама семилетней Алисы. — Начали заниматься — рванула вверх моторика. Я даже не думала, что дочь научится застегивать пуговицы и молнии. Теперь Алиса сама одевается. Здесь к детям подходят с позицией: «Ты сможешь. Да, у тебя есть какие-то ограничения, но у тебя получится». И реально видно, как дети меняются.
Результат виден сразу
Пятиклассника Пашку мама привозит на занятия на машине, достает ходунки, на которых мальчик доходит до раздевалки, потом его ставят на лыжи, и он едет. Сам!
— Ничего удивительного, ботинки держат, — поясняет Ассоль, — мышцы и стопа напрягаются, и всё время работают. Эти дети ходят в поликлинику на массаж, лечебную физкультуру. Но какие у них в жизни яркие события? А тут они на лыжах — это совсем другие ощущения! Родители в восторге. Они сами съехать с горки не могут, а их ребенок с инвалидностью может. Это такая гордость!
Ассоль же эта работа нравится тем, что практически сразу виден результат:
— Ехал, держась за ручку, а теперь без ручки. Не мог балансировать — может. Когда видишь результат — сразу загораешься. Вот, вот, оно работает! У них получается — и это твоя победа. И у тебя несколько побед в день!
Ассоль вспоминает профессиональный спорт. Говорит, ради медали работаешь на себя, ну и немножко на тренера. А в Солнечной долине получается как маленькая олимпиада каждый день.
Пашка уже привычно съезжает с горки на лыжах. Даже сложно поверить, что в обычной жизни парень передвигается только при помощи ходунков.
— Конечно, не каждая мама решится отдать своего ребеночка с инвалидностью незнакомой тете. Но те, кто решается, действительно рады результатам.
Кроме лыж, Ассоль занимается с особенными детьми в бассейне и в батутном центре. Летом маленькие спортсмены становятся на ролики.
— Все залы и бассейны в первой и во второй половине дня заняты спортсменами. Мы можем заниматься только в пересменку. Своего зала для детей с инвалидностью нет и, скорее всего, не будет. Потому что ответственность за них несет директор. И он опасается: «Не дай Бог, что». А у них с рождения «не дай Бог, что», четвертая группа здоровья. Поэтому все наши занятия проходят благодаря личным договоренностям, — рассказывает Ассоль.
Кроме этого, спортсменка два раза в неделю тренирует шести-семилетних сноубордистов в Солнечной долине.
— Вариант работы на полный день я вообще не рассматривала. Во всей этой суете нужно выбирать главное, — говорит она. — Для меня главное — мои дети. Конечно, если бы мне лет десять назад сказали, что у меня будет столько детей — я бы не поверила. И все мои друзья и знакомые тоже не верят.
Балет на лыжах привел к трамплину
Семья известной спортсменки живет в многоэтажке в спальном районе. В общем коридоре — склад спортивного инвентаря для всех возрастов: велосипеды, беговелы, сноуборды, лыжи, ролики и тюбинг.
— В нашей семье лыжи приклеиваются с рождения, — смеется Ассоль. — А соседи хорошие, не возмущаются, что у нас здесь завал.
На пороге нас звонким лаем встречает белый терьер Каспер и трое сыновей спортсменки: 3-летний непоседа Мирослав, 6-летний Елисей и 9-летний Радомир. За ними ползет 9-месячная Мия. Она еще не ходит, но на четверых передвигается почти с такой же скоростью, как Каспер. Папа Сергей на работе, занят подготовкой студентов к чемпионату мира по конькобежному спорту.
— Многие многодетные семьи рассказывают, как ужинают за одним столом. У нас так не получается. Нужен человек, который будет подавать-убирать. Я могу только всех покормить, выгнать и потом только сказать: «Мама ест, не трогайте меня». Но в остальном у детей полная самоорганизация, они вместе играют, рисуют, и никто никогда не ноет: «Мне скучно». Старший может посидеть с младшими пару часов. Это, конечно, жестоко по отношению к нему, но он справляется не хуже бабушек, — рассказывает Ассоль.
Разговаривая с нами, она успевает помочь старшему сыну с домашкой по белорусскому, оценить игру среднего на флейте, усадить на горшок младшего и пожурить Каспера, который пытается стянуть у детей котлету.
Заняв детей, их мама рассказывает о себе. Никакой тайны имени у нее нет — родители назвали Ассоль, чтобы дочка не была седьмой Наташей в классе. В семь лет ее вместе с младшим братом отдали в спорт. Сначала занимались водными лыжами, но в сложные 90-е не было бензина для моторных лодок. И тогда Ассоль пришла в секцию по балету на лыжах. Был раньше и такой вид спорта.
— Под музыку в красивых костюмах крутиться на лыжах — это вообще шикарно, — вспоминает наша героиня. — Но через год закрыли и эту дисциплину. Так я оказалась в секции по лыжной акробатике. Понравилось — втянулась. Ездили с братом сами в Раубичи на служебном автобусе, на котором возили работников комплекса.
Ассоль втянулась в спорт настолько, что стала мастером спорта международного класса по фристайлу, серебряным призером чемпионата мира в 2007-м, участницей четырех Олимпиад. На олимпийские игры в Сочи она ездила от России.
Через месяц после родов начала тренировать особенных детей
В 2007 году Ассоль вышла замуж за детского тренера по конькобежному спорту Сергея Минеева.
— Нас познакомили общие друзья. Чем зацепил? Он крутой! Да, он не всегда рядом, но когда нужен — обязательно появляется. Да мне, наверное, и не нужен домосед, — говорит она.
Через семь лет Ассоль решила завершить спортивную карьеру. Хотелось чего-то нового. В семье в тот момент было двое мальчиков, ждали третьего. И в этот момент спортсменка наткнулась на пост в соцсетях. Центр проблем детского развития «Левания» искал инструкторов для проекта реабилитацией спортом.
Она позвонила Инге Дубининой и предложила свою помощь. Инга — мама Иришки, которой врачи не давали никаких шансов на будущее, но вопреки всем прогнозам она выросла смышленой девочкой, просто с некоторыми особенностями.
— Я была с пузом, говорю, через месяц рожу — можно начинать. А что, положил ребенка в коляску, и занимайся своими делами, — улыбается она. — Я не училась работать с особенными детьми. Но я мастер спорта международного класса и понимаю, что могу спустить с горы любого ребенка: лежачего, стоячего, — это вопрос техники. Мне захотелось попробовать себя в этой сфере. Не просто работать, а еще и помогать людям.
Ассоль предложила Инге начать с роликов. Иру поставили на балансировочную доску, потом она пошла на роликах по траве. Сначала девочка вообще не могла присесть, постоять на одной ножке, но постепенно всё получилось. Зимой инструктора поехали на учебу к итальянцам, которые давно работаю с особенными детьми. Там сильно помогли, поделившись наработками.
Потом проект закупил оборудование: лыжи, ботинки, яркие маечки. Какие-то вещи остались от мальчишек Ассоль. Сегодня в проекте Move Team вместе с Ассоль работают четыре инструктора — все мастера спорта либо по лыжам, либо по фристайлу. Кто-то пришел в проект сам, кто-то остался после обучающих курсов, которые Ассоль проводила в прошлом году.
Кататься в Солнечную долину привозят 35 детей с особенностями развития — с аутизмом, ДПЦ и другими заболеваниями. Приезжают по четкому графику — за день инструктора могут покатать максимум 12 ребят.
Занятия платные. «Мы к этому пришли сознательно. Потому что как только занятие становится бесплатным, оно теряет ценность. У нас был такой опыт: родители позволяли себе опаздывать, приводить детей в джинсах. Конечно, ищем спонсоров. Сейчас цена занятия зависит от того, как мы договоримся с канатной дорогой», — рассказывает Ассоль.
Собранные деньги идут на аренду спортивных площадок и зарплату инструкторам.
Чтобы и дальше катать особенных детей, нужен специальный слайдер
Во время нашей беседы дом стоит на ногах. Но Ассоль говорит, что от детей не устает:
— Когда везет, и муж дома, могу себе позволить поспать до девяти. Когда он на сборах, вставать приходится в 6:30, выгуливать собаку, отвозить детей в школы и садик. Они заряжают меня. Я счастливый человек.
По профессиональному спорту она не скучает. Говорит, всему свое время:
— Фристайл — спорт для молодых и дерзких. А для мамы дети всегда на первом месте.
Ассоль будет рада, если дети выберут спорт, но навязывать им будущую профессию не собирается. Радомир уже занимается конькобежным спортом, Елисей катается на роликах, даже 3-летний Мирослав уже попробовал сноуборд. Мия хорошо плавает, и вполне вероятно, воплотит мамину мечту — будет заниматься синхронным плаванием.
А для своих особенных детей Ассоль мечтает купить слайдер. Это приспособление помогает катать на горных лыжах и роликах людей, которые не могут самостоятельно ходить и стоять. Слайдер позволяет зафиксировать ребенка, инструктор едет рядом с ним и управляет приспособлением при помощи эластичных ремней.
— В следующем году я не смогу катать Пашку — он будет с меня ростом, и я его просто не удержу. Не дай Бог какая-нибудь кочка под ногой или какой-нибудь дурак влетит, который на этом же склоне катается. А в слайдере безопасно, — говорит Ассоль.
Приспособление уже нашли. Российский изобретатель готов продать его за 2000 $. Но лишних денег в проекте нет.
— Очень хочу, чтобы детки, которые сами не ходят, но могут стоять, тоже попробовали покататься. И получили кайф от этого, — говорит Ассоль. — Особенные дети тоже должны получить кусочек счастья. Понять, что зима — это не холодно и мерзко, а быстро, весело и круто.
Если вы хотите помочь с покупкой слайдера или стать участником проекта, пишите на почтовый ящик [email protected]
«Имена» работают на деньги читателей. Вы оформляете подписку на 3, 5, 10 рублей в месяц или делаете разовый платеж, а мы находим новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Выберите удобный способ перевода — здесь. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен»!