Десять подростков из минской школы-интерната №7 для детей-сирот с особенностями психофизического развития на протяжении трех месяцев учились готовить и общаться с людьми из другого мира, который их тоже ждет за стенами интерната. Во взрослой жизни многие из них хотели бы стать поварами, но считается, что из-за особенностей развития им нельзя поступать в училище на повара. Кулинарный проект для детей-сирот придумали волонтеры из организации «Нити дружбы». «Имена» побывали на одном из кулинарных мастер-классов и поняли, что проект этот вообще-то не про кухню. «На самом деле есть цель важнее — найти наставников для ребят, которые станут для них и друзьями, и проводниками в самостоятельную жизнь», — подтвердила организатор «Кухни» Марина Серегина.
У всех ребят на этих фотографиях примерно одна и та же жизненная схема: десять лет в школе-интернате, потом еще два года — в училище. А дальше начинается абсолютно самостоятельная история — выпускники переселяются или в предоставленное государством жилье, или на закрепленные за ними метры в квартирах родственников. И вдруг оказывается, что к жизни они не готовы. Их обучили навыкам озеленителя, швеи или обувщика, но не обучили решать элементарные бытовые вопросы. Хорошо, когда родители подсказывают, как заплатить за квартиру, как купить продукты в магазине, как приготовить из них обед. Этим детям подсказать это некому.
Полгода назад организация «Нити дружбы» решила изменить ситуацию в одной конкретной школе-интернате — минской «семерке», где живут и учатся сироты с особенностями психофизического развития. В итоге получился красивый во всех смыслах проект «Дружная кухня».
За три месяца встреч на общей кухне наставников обрели шесть из десяти участников проекта. Это значит, что еще шестеро сирот выйдут в большую жизнь подготовленными к ней.
«Семерка»
Участников для проекта отбирали среди тех, кто постарше, и кому нужнее: уже через год, два, три им придется столкнуться лицом к лицу с реальной жизнью вне привычных стен школы-интерната.
Всего в минской школе-интернате № 7 сейчас живет и учится 118 детей. 106 из них — социальные сироты. То есть, их родители живы. В подавляющем большинстве случаев сюда попадают либо отказники, либо дети, чьих папу и маму лишили родительских прав.
103 воспитанника «семерки» — с группой инвалидности. То, что написано в медкартах, не разглашается. Общее у всех — особенности психофизического, ментального развития, поэтому учатся ребята по спецпрограмме.
Вообще в «семерке» есть два условных отделения. Детей из первого называют «легкими», из второго — «тяжелыми». Перспектива последних после окончания учебы, к сожалению, — интернат для взрослых. Так происходит уже больше 30-ти лет, с момента основания интерната.
У ребят из первого отделения возможностей больше. Они после интерната получают профессию. Правда, не получают аттестата о среднем образовании — вместо него лишь свидетельство об окончании вспомогательной школы. С этим документом они могут поступить в ограниченное число учебных заведений. Могут стать озеленителем, швеей, обувщиком, каменщиком, маляром, автослесарем. Поваром не могут, хотя многие и мечтают об этой профессии, особенно после проекта «Дружная кухня».
Проблема в том, что без аттестата и медицинской справки поступить в то учебное заведение, куда хотелось бы, нельзя, объясняют в администрации интерната. Можно попытаться снять диагноз через МРЭК (медико-реабилитационную экспертную комиссию), но в «семерке» не могут припомнить такого случая за последние лет 15. Ни один выпускник интерната № 7 не получил высшего образования. И ни один не был усыновлен в Беларуси. Периодически ребят и из первого, и из второго отделения усыновляют итальянцы. Или, чтобы не тратить время на оформление документов, дожидаются их совершеннолетия и забирают в Италию на ПМЖ.
В приемную семью за последние полтора десятка лет попал только один воспитанник. С патронатом дело обстоит получше — сейчас он оформлен на восьмерых.
— Но в целом, если к детям из детдомов часто захаживают люди, оформляют патронат, усыновляют их, то интерес со стороны общества к детям из «семерки» поменьше, — подтверждает организатор «Дружной кухни» Марина Серегина.
«Им нужна помощь срочно, здесь и сейчас»
На кухне, которую проект арендует у одного из минских колледжей, очень людно и шумно. Шеф-повар Марина Бондарович объявляет программу вечера: готовим нестандартные драники и легкий салат.
Восьмиклассница Марина с энтузиазмом берется за терку. Как готовить драники, она пока не знает, некому было научить. Свою маму Марина никогда не видела. Брат, говорит, приходил один раз. И если для педагогов воспитанники «семерки» делятся на «легких» и «тяжелых», то для самих детей градация другая: для них все делятся на тех, кого родители навещают каждую неделю, тех, кого раз в месяц, и тех, кто никогда не видел своих маму и папу. Зато она одна из примерно двух десятков ребят из интерната, которые ездят на каникулы за границу по программам разных фондов.
— Езжу в Ирландию, в город Фермой на каникулы — на зимние и на летние, — рассказывает Марина, натирая картошку. — На зимние на две недели, на летние на три месяца. Море нравится, и леса там очень красивые.
Ирландия, Италия и загородные летние лагеря — настоящая отдушина для сирот. Можно сказать, компенсация за то, чего они лишены. А вот эти кулинарные мастер-классы — полноценное развлечение, потому что каждый день воспитанников «семерки» расписан по минутам и похож на предыдущий. Подъем в семь утра, потом зарядка, завтрак и пять-шесть уроков. После отдых до 16.00. «В основном, на улицу ходим гулять», — уточняет Марина. Потом полдник, а с 17.00 до 19.00 — самоподготовка, то есть школьные домашние задания. После ужина есть еще немного свободного времени — и все, в 21.00 отбой. Раз в неделю ребята ездят в воскресную школу. Из развлечений вне стен интерната чаще всего — кино и цирк. Так что «Кухня» для них — целое событие.
Если будет человек, который поможет, поддержит, мотивирует, то им дорога не закрыта
— С каждой встречей они раскрываются все больше и больше, — делится своими наблюдениями куратор Марина Серегина. –Эти дети точно такие же, как и все остальные дети, единственное — они отстают от биологического возраста. По мировосприятию, мечтам, амбициям. Они живут в своем очень закрытом пространстве. Их жизнь кипит почти так же, как и у обычных детей, но среди своих. За пределами школы-интерната им достаточно тяжело будет адаптироваться в обществе. Наша цель — сделать так, чтобы эти дети стали частью общества. Чтобы смогли выжить в этих условиях, занять свое место, жить, зарабатывать. Им явно нужна помощь, срочно, здесь и сейчас. И если будет желание, если будет человек, который поможет, поддержит, мотивирует, то им дорога не закрыта.
Сама Марина Серегина стала наставницей для своей тезки, восьмиклассницы Марины. Та хочет когда-нибудь уехать жить в Ирландию. Поэтому попросила помочь подтянуть с ней английский. Которого, кстати, вообще нет в списке предметов в школе-интернате. Теперь Марины видятся один-два раза в неделю: вместе учат английский алфавит, решают примеры по математике, гуляют в парке и строят планы.
Тем временем наставница Вера хочет помочь своему подопечному Никите снять диагноз, чтобы у него было больше вариантов для получения образования. А еще Вера учит Никиту водить авто — парню 16, и он очень интересуется машинами и вообще механизмами.
К финалу «Дружной кухни» и уже после проекта значимые взрослые появились в жизни Лены, Любы, Юли и Кристины. То есть, образовалось шесть пар из десяти возможных — на старте такого результата организаторы совершенно не ожидали!
Сегодня все та же команда волонтеров разрабатывает концепцию нового проекта, теперь уже с новой группой подростков из «семерки». Это будет почти кулинарная школа: каждый участник в паре со взрослым помощником будет готовить что-то свое.
Кто такие наставники и чем вы можете помочь
Наставник, ментор, значимый взрослый — это позитивная ролевая модель и настоящий друг, который делится с подростком-сиротой знаниями и опытом и систематически обучает его жизненным навыкам. Кандидат в наставники не просто проходит собеседования, тренинг, приносит медсправки — он заключает договор, что минимум в течение года, минимум два часа в неделю он будет видеться с ребенком. Но каждый, кто становится наставником, понимает, что речь именно о дружбе, а дружба — это надолго.
Ряд собеседований с психологом проходят и дети, которые попадают в программу наставничества. Специалисты выясняют индивидуальные характеристики личности, запросы и потребности — и уже на основе этого портрета выбирают наставника, который подойдет и по складу характера, и сможет наиболее эффективно помогать своему воспитаннику. Целей у программы три — помочь сиротам в социализации, в учебе и в профориентации.
Наставничество для подростков-сирот, о которых не заботятся родители, активно продвигает в Беларуси организация «Нити дружбы». За два года существования этой программы адаптации 25 подростков из минских интернатов познакомились со значимыми взрослыми, которые не только подтянули их в бытовых вопросах, но и стали для сирот настоящими друзьями.
Сейчас таких наставников ожидает еще 40 подростков. Среди них — воспитанники детских домов № 5, 6, 7, школы-интерната № 7 и выпускники других интернатов Минска.
Проект «Наставничество для подростков-сирот» работает лишь благодаря пожертвованиям и помощи спонсоров. Волонтеры-наставники, разумеется, работают в рамках проекта абсолютно бесплатно, но работа с самими волонтерами и подбор для них подопечных — это ежедневная работа, которая должна оплачиваться. Кроме того, деньги нужны на аренду офиса, интернет, телефонную связь, канцтовары, офисные расходы, изготовление промопродукции и пособий для участников тренинга по программе «Наставничества».
Всего на год работы проекта необходимо собрать 59 925 рублей. Сейчас собрано 9 240 рублей. Нажимайте на кнопку «Помочь» и переводите на счет проекта любую доступную сумму. Никто не обещает, что благодаря наставникам взрослая жизнь выпускников интернатов будет безоблачной, так просто не бывает, но она совершенно точно будет другой, ведь они выйдут в большую жизнь готовыми к ней.
«Имена» работают на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы ищем новых героев и делаем новые истории. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен». Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!