Герои

«Это было круто!» Дети, которым запрещено быть поварами, научились жарить драники

Собрано 169 539 руб.
Помочь

Десять подростков из минской школы-интерната №7 для детей-сирот с особенностями психофизического развития на протяжении трех месяцев учились готовить и общаться с людьми из другого мира, который их тоже ждет за стенами интерната. Во взрослой жизни многие из них хотели бы стать поварами, но считается, что из-за особенностей развития им нельзя поступать в училище на повара. Кулинарный проект для детей-сирот придумали волонтеры из организации «Нити дружбы». «Имена» побывали на одном из кулинарных мастер-классов и поняли, что проект этот вообще-то не про кухню. «На самом деле есть цель важнее — найти наставников для ребят, которые станут для них и друзьями, и проводниками в самостоятельную жизнь», — подтвердила организатор «Кухни» Марина Серегина.

У всех ребят на этих фотографиях примерно одна и та же жизненная схема: десять лет в школе-интернате, потом еще два года — в училище. А дальше начинается абсолютно самостоятельная история — выпускники переселяются или в предоставленное государством жилье, или на закрепленные за ними метры в квартирах родственников. И вдруг оказывается, что к жизни они не готовы. Их обучили навыкам озеленителя, швеи или обувщика, но не обучили решать элементарные бытовые вопросы. Хорошо, когда родители подсказывают, как заплатить за квартиру, как купить продукты в магазине, как приготовить из них обед. Этим детям подсказать это некому.

Полгода назад организация «Нити дружбы» решила изменить ситуацию в одной конкретной школе-интернате — минской «семерке», где живут и учатся сироты с особенностями психофизического развития. В итоге получился красивый во всех смыслах проект «Дружная кухня». 

За три месяца встреч на общей кухне наставников обрели шесть из десяти участников проекта. Это значит, что еще шестеро сирот выйдут в большую жизнь подготовленными к ней. 

Дело спорится. Первое задание на «Дружной кухне» сегодня — натереть бульбу. Сегодня в меню — картофельные оладьи с неожиданными ингредиентами (не только картошка, но еще сыр и даже сельдь) и овощной салат. Фото: Денис Зеленко, Имена

«Семерка»

Участников для проекта отбирали среди тех, кто постарше, и кому нужнее: уже через год, два, три им придется столкнуться лицом к лицу с реальной жизнью вне привычных стен школы-интерната.

Всего в минской школе-интернате № 7 сейчас живет и учится 118 детей. 106 из них — социальные сироты. То есть, их родители живы. В подавляющем большинстве случаев сюда попадают либо отказники, либо дети, чьих папу и маму лишили родительских прав.

103 воспитанника «семерки» — с группой инвалидности. То, что написано в медкартах, не разглашается. Общее у всех — особенности психофизического, ментального развития, поэтому учатся ребята по спецпрограмме.

Вообще в «семерке» есть два условных отделения. Детей из первого называют «легкими», из второго — «тяжелыми». Перспектива последних после окончания учебы, к сожалению, — интернат для взрослых. Так происходит уже больше 30-ти лет, с момента основания интерната.

Профессии «повар» в списке доступных для выпускников интерната нет. Выбор у подростков невелик — они могут стать озеленителем, швеей, обувщиком, каменщиком, маляром, автослесарем. Потом далеко не все работают по этим специальностям — они вынуждены «крутиться». Одна из выпускниц, Кристина, работает уборщицей: оказалось, профессия сборщика верха обуви даже более низкооплачиваема, чем работа «технички» в школе. Фото: Денис Зеленко, Имена

У ребят из первого отделения возможностей больше. Они после интерната получают профессию. Правда, не получают аттестата о среднем образовании — вместо него лишь свидетельство об окончании вспомогательной школы. С этим документом они могут поступить в ограниченное число учебных заведений. Могут стать озеленителем, швеей, обувщиком, каменщиком, маляром, автослесарем. Поваром не могут, хотя многие и мечтают об этой профессии, особенно после проекта «Дружная кухня».

Научить готовить детей-сирот некому, только если волонтеры помогут, как это и случилось на «Дружной кухне». Фото: Денис Зеленко, Имена

Проблема в том, что без аттестата и медицинской справки поступить в то учебное заведение, куда хотелось бы, нельзя, объясняют в администрации интерната. Можно попытаться снять диагноз через МРЭК (медико-реабилитационную экспертную комиссию), но в «семерке» не могут припомнить такого случая за последние лет 15. Ни один выпускник интерната № 7 не получил высшего образования. И ни один не был усыновлен в Беларуси. Периодически ребят и из первого, и из второго отделения усыновляют итальянцы. Или, чтобы не тратить время на оформление документов, дожидаются их совершеннолетия и забирают в Италию на ПМЖ.

В приемную семью за последние полтора десятка лет попал только один воспитанник. С патронатом дело обстоит получше — сейчас он оформлен на восьмерых.

Организатор проекта Марина Серегина — замначальника управления крупной компании. И наставник для подростков-сирот — она прошла тренинг и отбор в «Нитях дружбы» еще год назад. На момент интервью Марина еще не знала, что ей, наконец, подобрали пару — ее тезку Марину, участницу проекта «Дружная кухня». Фото: Денис Зеленко, Имена

— Но в целом, если к детям из детдомов часто захаживают люди, оформляют патронат, усыновляют их, то интерес со стороны общества к детям из «семерки» поменьше, — подтверждает организатор «Дружной кухни» Марина Серегина.

«Им нужна помощь срочно, здесь и сейчас»

На кухне, которую проект арендует у одного из минских колледжей, очень людно и шумно. Шеф-повар Марина Бондарович объявляет программу вечера: готовим нестандартные драники и легкий салат.

Шеф Марина Бондарович готовит первую партию драников. Через несколько минут ребята присоединятся к процессу и будут уже все делать сами. Фото: Денис Зеленко, Имена

Восьмиклассница Марина с энтузиазмом берется за терку. Как готовить драники, она пока не знает, некому было научить. Свою маму Марина никогда не видела. Брат, говорит, приходил один раз. И если для педагогов воспитанники «семерки» делятся на «легких» и «тяжелых», то для самих детей градация другая: для них все делятся на тех, кого родители навещают каждую неделю, тех, кого раз в месяц, и тех, кто никогда не видел своих маму и папу. Зато она одна из примерно двух десятков ребят из интерната, которые ездят на каникулы за границу по программам разных фондов.

— Езжу в Ирландию, в город Фермой на каникулы — на зимние и на летние, — рассказывает Марина, натирая картошку. — На зимние на две недели, на летние на три месяца. Море нравится, и леса там очень красивые.

Для воспитанниц школы-интерната кулинарный мастер-класс- полноценное развлечение. Фото: Денис Зеленко, Имена

Ирландия, Италия и загородные летние лагеря — настоящая отдушина для сирот. Можно сказать, компенсация за то, чего они лишены. А вот эти кулинарные мастер-классы — полноценное развлечение, потому что каждый день воспитанников «семерки» расписан по минутам и похож на предыдущий. Подъем в семь утра, потом зарядка, завтрак и пять-шесть уроков. После отдых до 16.00. «В основном, на улицу ходим гулять», — уточняет Марина. Потом полдник, а с 17.00 до 19.00 — самоподготовка, то есть школьные домашние задания. После ужина есть еще немного свободного времени — и все, в 21.00 отбой. Раз в неделю ребята ездят в воскресную школу. Из развлечений вне стен интерната чаще всего — кино и цирк. Так что «Кухня» для них — целое событие.

Если будет человек, который поможет, поддержит, мотивирует, то им дорога не закрыта

— С каждой встречей они раскрываются все больше и больше, — делится своими наблюдениями куратор Марина Серегина. –Эти дети точно такие же, как и все остальные дети, единственное — они отстают от биологического возраста. По мировосприятию, мечтам, амбициям. Они живут в своем очень закрытом пространстве. Их жизнь кипит почти так же, как и у обычных детей, но среди своих. За пределами школы-интерната им достаточно тяжело будет адаптироваться в обществе. Наша цель — сделать так, чтобы эти дети стали частью общества. Чтобы смогли выжить в этих условиях, занять свое место, жить, зарабатывать. Им явно нужна помощь, срочно, здесь и сейчас. И если будет желание, если будет человек, который поможет, поддержит, мотивирует, то им дорога не закрыта.

Две Марины. Через пару недель после того, как было сделано фото, они уже начнут стоить совместные планы — оказалось, Марина-наставник идеально подошла на роль старшего друга для своей тезки. Они видятся как минимум дважды в неделю, вместе отметили дни рождения, которые у обеих Марин в августе. Сейчас Марина-наставник оформляет патронат, чтобы забирать девочку на долгие прогулки, на выходные, на каникулы. Фото: Денис Зеленко, Имена

Сама Марина Серегина стала наставницей для своей тезки, восьмиклассницы Марины. Та хочет когда-нибудь уехать жить в Ирландию. Поэтому попросила помочь подтянуть с ней английский. Которого, кстати, вообще нет в списке предметов в школе-интернате. Теперь Марины видятся один-два раза в неделю: вместе учат английский алфавит, решают примеры по математике, гуляют в парке и строят планы.

Тем временем наставница Вера хочет помочь своему подопечному Никите снять диагноз, чтобы у него было больше вариантов для получения образования. А еще Вера учит Никиту водить авто — парню 16, и он очень интересуется машинами и вообще механизмами.

Никите 16, он выпускник. Еще недавно он думал, что рассчитывать в жизни придется только на себя. Но уже во время проекта для него нашли подходящего наставника, взрослого друга. Им стала юрист Вера.

Фото: Денис Зеленко, Имена

К финалу «Дружной кухни» и уже после проекта значимые взрослые появились в жизни Лены, Любы, Юли и Кристины. То есть, образовалось шесть пар из десяти возможных — на старте такого результата организаторы совершенно не ожидали!

Наставничества как формы опеки в Беларуси не существует. Поэтому наставники оформляют на несовершеннолетних подопечных патронат. В данный момент в интернате № 7 он оформлен на 10 из 118 ребят. Причем, шестеро патронатных воспитателей появились именно благодаря проекту «Дружная кухня». Фото: Денис Зеленко, Имена

Сегодня все та же команда волонтеров разрабатывает концепцию нового проекта, теперь уже с новой группой подростков из «семерки». Это будет почти кулинарная школа: каждый участник в паре со взрослым помощником будет готовить что-то свое.

Юля проверяет, пора ли уже переворачивать драник. В школе-интернате есть учебная кухня, но там, по словам ребят, готовят они редко.

Фото: Денис Зеленко, Имена

Кто такие наставники и чем вы можете помочь

Наставник, ментор, значимый взрослый — это позитивная ролевая модель и настоящий друг, который делится с подростком-сиротой знаниями и опытом и систематически обучает его жизненным навыкам. Кандидат в наставники не просто проходит собеседования, тренинг, приносит медсправки — он заключает договор, что минимум в течение года, минимум два часа в неделю он будет видеться с ребенком. Но каждый, кто становится наставником, понимает, что речь именно о дружбе, а дружба — это надолго.

Ряд собеседований с психологом проходят и дети, которые попадают в программу наставничества. Специалисты выясняют индивидуальные характеристики личности, запросы и потребности — и уже на основе этого портрета выбирают наставника, который подойдет и по складу характера, и сможет наиболее эффективно помогать своему воспитаннику. Целей у программы три — помочь сиротам в социализации, в учебе и в профориентации.

Наставничество для подростков-сирот, о которых не заботятся родители, активно продвигает в Беларуси организация «Нити дружбы». За два года существования этой программы адаптации 25 подростков из минских интернатов познакомились со значимыми взрослыми, которые не только подтянули их в бытовых вопросах, но и стали для сирот настоящими друзьями.

Ни один драник за время шумной готовки не пригорел, никто не обжегся, не произошло вообще ни единого эксцесса. Тем не менее, МРЭК сомневается в том, что перспективная профессия повара может быть подходящей для выпускника «семерки».  Фото: Денис Зеленко, Имена

Сейчас таких наставников ожидает еще 40 подростков. Среди них — воспитанники детских домов № 5, 6, 7, школы-интерната № 7 и выпускники других интернатов Минска.

Проект «Наставничество для подростков-сирот» работает лишь благодаря пожертвованиям и помощи спонсоров. Волонтеры-наставники, разумеется, работают в рамках проекта абсолютно бесплатно, но работа с самими волонтерами и подбор для них подопечных — это ежедневная работа, которая должна оплачиваться. Кроме того, деньги нужны на аренду офиса, интернет, телефонную связь, канцтовары, офисные расходы, изготовление промопродукции и пособий для участников тренинга по программе «Наставничества».

Всего на год работы проекта необходимо собрать 59 925 рублей. Сейчас собрано 9 240 рублей. Нажимайте на кнопку «Помочь» и переводите на счет проекта любую доступную сумму. Никто не обещает, что благодаря наставникам взрослая жизнь выпускников интернатов будет безоблачной, так просто не бывает, но она совершенно точно будет другой, ведь они выйдут в большую жизнь готовыми к ней.

«Имена» работают на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы ищем новых героев и делаем новые истории. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен». Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!

Нам очень жаль, но по техническим причинам платежи в поддержку проектов временно не принимаются :-(
Герои

«Теперь мы на колясках и с коляской!» Семья инвалидов из Мозыря решила стать родителями

Герои

Ради детей-сирот три года ходил по кабинетам. Как Артем из Наставничества добился признания своего проекта государством

Помогаем проекту Центр помощи детям-сиротам «Нити Дружбы»
Собрано 169 539 руб.
Герои

Многодетная пара из Минска впервые за 17 лет вышла на свидание

Герои

Семь минчан-инвалидов доказали, что работу можно найти даже в кризис

Герои

«Парень, тебе открыты все двери». Как бизнесмены по-умному «лечат раны» детей из неблагополучных семей Минска

Помогаем проекту ИТ-курсы в детских приютах
Сбор средств завершен
Герои

«Макс молчал и вдруг заговорил!» Вот как изменились дети с аутизмом благодаря театру и дружбе

Помогаем проекту Уроки для детей с аутизмом
Собрано 147 860 руб.
Герои

В отчаянии. Таня пережила рак, а теперь никто не хочет брать ее на работу

Помогаем проекту Имена
Собрано 2 144 538 руб.
Герои

«Вдруг у тебя такое ощущение, что ты просто смотришь». Саша Авдевич — откровенно о личной жизни человека в коляске

Помогаем проекту Имена
Собрано 2 144 538 руб.
Герои

Душа просит движухи. Марина с трудом ходит на цыпочках, но мечтает покорить море

Герои

Крутой могилевский колясочник. Сам поднимается на пятый этаж, варит кофе в торговом центре. Не ноет

Помогаем проекту Имена
Собрано 2 144 538 руб.