Герои

Поколение Z. Маленькие программисты рассказывают, как изменят мир через 100 лет

Помогаем проекту STEM-образование в регионах
Собрано 13 045 из 19 683 рубля
Помочь

Ромка из Борисова мечтает изобрести робота, который будет переводить слабовидящих через дорогу. Вова из деревни Лошницы, когда вырастет, создаст специальный гаджет, который будет сам вызывать скорую помощь, если человеку станет плохо. Чтобы ребята смогли воплотить свои идеи в жизнь, Ассоциация «Образование для будущего» открыла в их школах STEM-классы. Здесь дети делают роботов и учатся программировать. На практике применяют законы физики, математики, химии и биологии. Кто знает, может среди них растет новый Марк Цукерберг! Такие классы могут появится и в других районных школах. Нужно только поддержать талантливых детей из глубинки.

В Беларуси более 80% детей учатся в региональных школах. В маленьких городах нет или почти нет современных курсов для школьников. С одной стороны, Беларусь стремится стать IT-страной. С другой стороны, с каждым годом выпускников, которые выбирают технический вуз, становится все меньше. Это вызов не только для айтишников, но и для всей экономики Беларуси. Не будет кадров — не будет развития.

Вкладываться в таланты нужно с детства. Именно поэтому «Имена» поддерживают проект STEM-образование в регионах. Ассоциация «Образование для будущего» открывает классы в Минской и Брестской областях. Платформа «Имена» собирает средства на открытие STEM-классов в Гомельской области. 

—  Будущее не за высокими технологиями, а за такими детьми, как Рома и Вова, и их идеями, которые они обязательно релизуют, когда вырастут, — уверен директор Ассоциации Александр Хомич. — Самое главное сейчас — поддержать их стремления.

Посмотрите, какое яркое будущее нас ждет, сколько новых изобретений у нас появится, если мы сегодня дадим школьникам из глубинки возможность развивать свои таланты.

Александр, 15 лет, Жодино

Саша любит придумывать компьютерные игры, но со Scratch познакомился только в летнем образовательном лагере. В школе они проходят только базовые вещи, которых недостаточно, чтобы развивать гейм-дизайнерские способности. Саша был бы счастлив, если бы и в их школе открылся STEM-класс.

А еще парень хотел бы попасть в будущее на машине времени. Не просто из любопытства, а  чтобы посмотреть, что будет лет через 100.

— Я бы отправился в будущее, чтобы понять, придумали ли люди какое-то решение проблем, которые сейчас есть. И если будут нерешенные, то, возможно, я смогу что-то сделать, предотвратить это здесь, в настоящем. А если все нормально, то пусть и идет своим чередом. Ну, а в прошлое… а зачем в прошлое? Лучше не повторять ошибок прошлого, — философски замечает Саша.

Вова, 13 лет, деревня Лошницы (Борисовский район)

Фото: Ирина Ареховская, Имена

Мама давно уговаривала Вовку пойти в спортивную секцию: то на бокс, то на борьбу. А он все отмахивался: не мое, не интересно. А когда весной в его обычной сельской школе открылся STEM-класс, мальчик с радостью стал ходить на занятия. Теперь он собирает роботов, программирует и уже успел съездить на первый конкурс по робототехнике Hello robot. Вова уверен: в будущем обязательно будет работать в IT-компании, станет гейм-дизайнером или программистом.

— Программист — это же не только игры разрабатывать, — объясняет Вовка. — Можно делать программы полезные для людей, у которых всякие проблемы со здоровьем. Например, цепляешь гаджет специальный возле сердца, и когда учащается пульс или плохо становится, он сам вызывает «скорую».

Лет через сто половину вещей у нас вообще не будет, считает Вова.

— Их заменят технологии, — оптимистично добавляет школьник.

— А как, например, технологии смогут заменить воду? — спрашиваем у него.

— Да, воду никак не заменишь… — Вовка задумывается. — Может, изобретут какие-нибудь мощные фильтры, которые будут очищать, например, соляные озера от разных загрязнений, солей, кишечных палочек всяких, чтобы получилась обычная вода.

Ярослав, 13 лет, деревня Лошницы (Борисовский район)

Фото: Ирина Ареховская, Имена

Одноклассник Вовки Ярослав тоже любит заниматься в STEM-классе. Перед летними каникулами они успели сделать робота, который может кидать пинг-понговый мячик в кольцо. Будущее свое Ярослав видит в IT. Например, сотрудником Google. Ну, а почему нет? Но есть и запасной вариант.

— Я думаю мой одноклассник Вова создаст свою компанию по типу EPAM и возьмет меня туда работать, — делится своими планами Ярик и тут же уточняет: — Это если в Google не примут.

Рома, 8 лет,  Борисов

Фото: Ирина Ареховская, Имена

Рома весь прошлый год занимался роботехникой в новом STEM-классе. Мальчик вот-вот пойдет в третий класс. Но уже сейчас точно знает, что когда вырастет, будет изобретателем. Робот-помощник для слепых людей не единственная его задумка.

— Я бы хотел сделать для инвалидов такую тележку, чтобы инвалид сказал: «Отвези меня туда-то» — и робот отвозит. А если надо открыть калитку, человек просто говорит: «Открой, пожалуйста, калитку». И у робота достается механическая рука, берет ключи и открывает дверь.

Ромка уверен, что в будущем вообще все будет автоматическим. Вот говоришь кофейному аппарату: «Сделай кофе с сахаром» — и он выдает напиток. Или приходишь домой уставший, нет сил дойти до выключателя, хлопнул в ладоши — и свет зажегся. А управлять автомобилем будет автопилот.

— Рома, человек, наверное, совсем ленивым станет, если все за него будут роботы делать?

— Но это все только для слепых, инвалидов, только для таких людей, — уточняет мальчик. — А для других это не нужно, они же здоровые, могут и сами все это сделать.

Николай, 13 лет, Борисов

Фото: Ирина Ареховская, Имена

Коля уже полтора года занимается в STEM-классе в Борисовской школе. Изучает Scratch (язык программирования для создания игр и анимации) и создает свои игры. Поначалу это были простые игрушки — стрелялка и симулятор самолета — такими избалованных геймеров не завлечешь. И Николай усовершенствовал свои проекты, переведя их в 3D-формат. Когда вырастет, хочет продолжать делать игры в 3D. А еще мечтает создать полезный гаджет, чтобы экономить воду и не спускать ее в канализацию.

— Можно сделать водоворот: вода будет проходит через кран и возвращаться обратно. Просто включил кран, немного воды добавил и вода может течь бесконечно. И не нужно ее расходовать.

Анжелика, 14 лет, поселок Энергетиков (Дзержинский район)

Фото: Ирина Ареховская, Имена

В сельской школе, где учится Анжелика, пока нет STEM-класса. Но каждую субботу она ходит на факультатив по робототехнике. Любовь к изобретательству уже привела ее к первым успехам. В этом году она заняла четвертое место на конкурсе «Техноинтеллект» со своим проектом «Умный дом для грызунов и рептилий».

— Такой дом работает от розетки и сам подает воду, пищу и охлаждает воздух. Вы настраиваете время подачи корма, ставите температуру, при которой должен сработать вентилятор или подогрев, заливаете воду в емкость, насыпаете корм и оставляете животное на две-три недели, если уезжаете в отпуск или командировку. Дом можно не включать в розетку, если отключают электричество, нужно просто докупить аккумулятор.

Анжелика мечтает изобрести масштабного робота, который будет полезен на заводе и непременно отправиться с ним в Токио, на большую выставку.

И хотя девочка уверена, что в будущем почти во всех профессиях человека заменят роботы и искусственный интеллект, люди без работы не останутся. Во-первых, роботов нельзя оставлять без присмотра, чтобы они не дали сбой, нужно все время поддерживать их работу, усовершенствовать, писать новые программы для них. А во-вторых, все же есть профессии, где человек все равно будет лучше робота.

— В социальной деятельности, где люди обслуживают людей, более эффективен будет человек, — считает школьница. — Потому что робот не может чувствовать и войти в положение. Только люди смогут найти решение какой-то проблемы. А робот не имеет чувств и поэтому не сможет принять верное решение.

Максим, 12 лет, Любань

Фото: Ирина Ареховская, Имена

Макс окончил 6 классов, но признается, что уже с 5 класса мечтает научиться программировать, чтобы полностью продумывать и создавать собственные игры. И в этом деле у него уже есть успехи: в этом году игра Максима вошла в 11 лучших из 239 проектов на республиканском конкурсе «Программирование в среде Scratch».

В будущем, уверен Максим, нас ждет много интересных изобретений. Например, придумают портал, чтобы перемещаться в пространстве: раз — и ты в Африке. Правда, сам Максим мечтает через такой портал попасть в Америку — самую технологичную страну мира. Оказавшись там, он сразу бы отправился в библиотеку.

— Я бы хотел знать английский в совершенстве, пойти в библиотеку и прочитать книги иностранные, которые у нас еще не переведены.

— Может, программу какую придумают, чтобы иностранный язык за час можно было выучить?

— Нет, вряд ли. Язык придется учить самому и долго, — уверен парень.

Артем, 14 лет,  Минск

Фото: Ирина Ареховская, Имена

Артем окончил 7 классов в инклюзивной школе. У него ДЦП, он заметно хромает. Поэтому изобретение, которое мечтает создать парень, когда вырастет, вполне себе понятное.

— Я изобрету такой костюм для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в котором человек мог бы комфортно ходить по улице. Костюм будет как обычный плащ. И в него будет встроен специальный аппаратик, чтобы человек свободно двигался.

— А что если люди вокруг будут думать: «Хм, какой странный человек в плаще»?

— Надо просто объяснить им, для чего он нужен.

Как можно помочь

Чтобы все задумки этих ребят воплотились в жизнь, их интерес, любознательность и навыки надо поддерживать и развивать. Занятия в STEM-классах — эффективный способ помочь талантливым детям.

В ближайшее время Ассоциация «Образование для будущего» откроет за счет своего финансирования еще четыре STEM-класса: два в Барановичах, один в Бресте и один в Брестском районе.

«Имена» собирают средства на открытие класса в Лельчицах. Это небольшой городок в Гомельской области с населением чуть больше 11 тысяч человек. Район является одним из наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Найти хорошую работу в городе сложно, тут только две школы, гимназия, школа искусств и больница. Еще несколько небольших магазинов и «Евроопт». Лишних средств у родителей на образование для талантливых ребят просто нет.

Новый учебный уже на носу! К сбору подключились уже десятки белорусов. Присоединяйтесь! Важно, как можно скорее собрать 11 285 рублей, чтобы класс начал свою работу. Нажимайте кнопку «Помочь», выбирайте разовый платеж или подписку, сумму определяете вы сами, она автоматически списывается с карточки. Давайте все вместе поддержим вундеркиндов из глубинки!

Поддержите проект
STEM-образование в регионах
Собрано 13 045 из 19 683 рубля
Выберите сумму разового платежа или оформите подписку:
Герои

Шесть животных Минска, которые помогают человеку чувствовать себя лучше

Герои

Четвероногие врачи. Как в Беларуси работают собаки-терапевты

Герои

«Годами не знали, что такое компьютер». Как ИТ-технологии меняют жизнь десятков обездвиженных людей

Помогаем проекту Дистанционное обучение инвалидов
Сбор средств завершен
Герои

Няни вышли на работу в десяти городах! И рассказывают, каково ухаживать за одинокими детьми

Помогаем проекту Няня вместо мамы
Собрано 7802 из 100 000 рублей
Герои

«Они заслужили старость». Как бывшая спортсменка спасает лошадей-трудяг от мясокомбинатов

Герои

Сагайдаров Борись! Как темнокожий гей из Жодино добился уважения и стал счастливым

Герои

«Просто купите у нас это». Известные личности Минска продадут ценные вещи в поддержку людей с ментальными расстройствами

Помогаем проекту Клубный дом
Собрано 13 017 из 39 468 рублей
Герои

Взаперти. 30 лет монахиня Ольга жила в монастырях, а сейчас оказалась в четырех стенах минской квартиры

Помогаем проекту Патронажная служба
Сбор средств завершен
Герои

Рано повзрослели. Как Оля в пять лет стала сиделкой, а Влад в 15 — учителем

Герои

Молодые учительницы из Светлогорска вытаскивают из темноты 130 незрячих