2018 год унес жизни троих наших героев: Натальи Левицкой, Федора Климчука и Николая Епешева. Сегодня мы хотим еще раз вспомнить о них. Не только о них, но и о проблемах, решить которые мы можем вместе с вами.
Наталья с БАС
«Моя мама умерла вчера днем в час дня. Она болела неизлечимой болезнью БАС», — написал нам Денис Левицкий 28 декабря. — Спасибо, что уделили моей маме время и сделали такой красивый трогательный репортаж».
Тяжело получать такие письма, а особенно — перед новым годом, когда как никогда хочется праздника и чуда. Но реальность сурова. БАС — боковой амиотрофический склероз — действительно неизлечимая и безжалостная болезнь. Это заболевание центральной нервной системы. Человек постепенно теряет способность самостоятельно передвигаться, у него отказывают руки-ноги, атрофируются все мышцы. Такая болезнь убила Стивена Хокинга — ученого с мировым именем. Убивает и рядовых граждан.
Денис из Бобруйска несколько лет ухаживал за своей мамой, которая заболела БАС. Это случилось, когда парню было всего 18. Журналисты Имен познакомились с семьей спустя четыре года, когда у мамы остались только глаза — все остальное тело парализовала болезнь.
— Сначала спрашиваю, какая строчка, потом начинаю перебирать буквы в этой строчке. Если угадал букву, мама закрывает глаза, что значит «да». Складываю из букв слова и так узнаю, что она хочет сказать, — рассказывал парень.
Сын и мама буквально поменялись местами: Денис убирал и готовил, одевал и выводил маму на прогулку, накрывал ее перед сном одеялом, делал массажи и разминал мышцы. Не оставлял одну больше, чем на два часа. Вставал по ночам, чтобы перевернуть, потому что долго лежать в одном положении ей было тяжело и больно. И сам придумал способ, как с ней общаться. Написал на листке бумаги алфавит и, когда хотел что-то спросить, подносил его к маминым глазам:
— Сначала спрашиваю, какая строчка, потом начинаю перебирать буквы в этой строчке. Если угадал букву, мама закрывает глаза, что значит «да». Складываю из букв слова и так узнаю, что она хочет сказать, — рассказывал парень.
«Низкий поклон Сыну, в наше время редкость», — писали наши читатели в комментариях. Мы получили десятки обращений с просьбой дать контакты Дениса. Читатели предлагали и деньги, и моральную поддержку, и специальный алфавит, с помощью которого будут общаться мама с сыном. Не самодельный, а яркий и красивый.
Денис благодарен всем, кто его поддерживал. И читателям Имен, и доктору Юлии Рушкевич, которая руководит проектом «Служба помощи людям с БАС». С ней он познакомился пять лет назад, когда привез маму на обследование в РНПЦ неврологии и нейрохирургии. И с тех пор ему было к кому обратиться за советом. Он приезжал в Минск на «Школу по патронажному уходу» — на них родственников учат, как правильно ухаживать за больными. Снимал видео, чтобы Юлия и ее коллеги могли оценить состояние мамы.
В нашей стране около 200 пациентов с БАС. Но как помогать людям с этим редким заболеванием, знают единицы специалистов. Проект «Служба помощи людям в БАС» собрал команду врачей по этому редкому заболеванию. Теперь они курируют семьи и дают нужные рекомендации семьям и больным, чтобы их короткая жизнь была как можно легче и комфортнее.
Ученый с Полесья
В октябре прошлого года нам пришло известие о смерти уникального ученого — Федора Даниловича Климчука. Он скончался в Минске на 84-м году жизни.
Имена познакомились с ученым за год до этого и написали его вдохновляющую историю. Федор Данилович родился в 1935 году в деревне Симоновичи. Тогда это была еще часть Речи Посполитой. С тех пор минуло много лет, но Федор Данилович сумел сохранить любовь к своему языку и наследию.
В 70-х Федор Климчук был учителем в Дрогичинском районе. Однажды понял, что ему интересны местные «говорки». Написал в Академию наук — и ему предложили заняться изучением языкового разнообразия. После этого Климчук тридцать лет провел в экспедициях, изучая диалекты. Привез в Полесье Никиту Толстого, правнука классика Льва Толстого. Записал по памяти 277 песен своей мамы. Перевел на «симоновический» Гомера, Толстого, Гоголя. И более 15-ти лет переводил Евангелие на язык своей родной деревни.
Переводил с 1980-го по 1995-й, по чуть-чуть. Каждый переведенный фрагмент зачитывал маме вечером. Скажет мама: «Нет, мы так не говорим», — переделывал. Федор Данилович верил, что если на какой-то язык переведена Библия, значит, язык этот никогда не исчезнет, не забудется. Перевод издал небольшим тиражом в 200 экземпляров на деньги единомышленников-энтузиастов. Когда Федора Даниловича не стало, его друзья решили издать его наследие.
Подготовили для печати Полесскую Библию в двух частях, которую переводил ученый. «Федор Данилович этим жил», — рассказывал нам Сергей Долгушев, один из создателей проекта «Спеўны сход». — Осталось найти деньги на печать». И деньги собрали! В конце января в Минске прошла презентация уникальной книги, которую переводил Федор Данилович. Спасибо всем, кто помог осуществиться его мечте.
Николай Семенович так и не дождался помощи
В конце прошлого года не стало еще одного нашего героя — ветерана труда Николая Семеновича Епешева. Серьезные проблемы со здоровьем у него появились в 72 года: сначала Паркинсон, затем болезнь ног — на них открылись язвы, которые вскоре стали незаживающими ранами. Врачи предлагали ноги отрезать и не мучаться.
Светлана Николаевна, жена Николая Семеновича, стучалась во все двери, искала специалистов, просила о помощи, только бы спасти мужа. Историю этой пары Имена рассказывали два года назад. Тогда им помогла патронажная служба Свято-Елисаветинского монастыря, на работу которой собрали читатели Имен. Сестра Наталья нашла врача, который поставил правильный диагноз и назначил лечение. Николаю Семеновичу стало лучше, и он даже поехал с женой на дачу на все лето. Но потом их сестра уволилась из проекта и старики остались наедине со своими проблемами.
Помочь им было некому. Единственный сын давно живет в Америке и на родине практически не бывает. Других близких родственников у пожилых людей нет.
— Я бы хотела попросить о помощи. Коле очень-очень плохо. Он лежит в паллиативном отделении в госпитале. Но его выпишут через неделю. А ему плохо. У него уже пролежни пошли. Он гниет. В полном смысле этого слова. И ниоткуда нет помощи, — рассказывала нам Светлана Николаевна в октябре. К ним приходил социальный работник, чтобы помочь по дому, но помощь нужна была именно медицинская.
Светлана Николаевна встала на очередь в больницу сестринского ухода. Оставила заявку на сиделку в центре социальной помощи. За последние деньги наняла частную сиделку. Но помощи два ветерана труда так и не дождались. Николая Семеновича не стало.
Для того, чтобы одинокие и тяжелобольные люди получали медицинский уход Имена вместе с Красным крестом запустили проект «Патронажня служба в регионах». Благодаря деньгам, собранным нашими читателями, на работу в Вилейском и Пружанском районах уже вышли патронажные сестры, которые оказывают квалифицированную помощь больным старикам.
Первая больничная няня
Жанна Заблоцкая, первая социальная няня в Беларуси, умерла летом 2017 года, но мы не можем не вспомнить эту женщину, благодаря которой в стране стартовал масштабный, важный и особо любимый нашими читателями проект «Няня вместо мамы».
Жанна ухаживала в Гродненской детской областной клинической больнице за малышами, от которых отказались родители. Каждый день она приходила к маленьким сиротам, меняла им подгузники, мыла, кормила, пела колыбельные и рассказывала сказки. В больницах не предусмотрены должности нянь, медработники только кормят и переодевают малышей, и большую часть времени они лежат в кроватках одни. Часто плачут, но взять на руки их некому.
Имена написали о единственной на тот момент социальной няне, и наши читатели за месяц собрали сумму на работу еще шестерых нянь в разных больницах Гродненщины. Дальше — больше. Проект «Няня вместо мамы» рос и масштабировался. И сейчас в Беларуси работают уже 18 социальных нянь в 16 больницах Минска, Гомельской, Гродненской, Брестской и Минской областей.
А в этом году няни появятся в больницах еще и в Могилеве, Бобруйске и Новополоцке. Имена собирают на оплату работы 21 няни по всей стране. Почти 1 600 малышей уже получили любовь, заботу и тепло наших нянь с августа 2017 года. Это 80 детсадовских групп!
Но самой первой няни с нами уже нет. У Жанны была онкология, и она узнала об этом слишком поздно. В прошлом году Имена опубликовали большое интервью с родными Жанны. Она заменила маму не только для отказничков в больницах, но еще кормила бездомных, воспитывала приемных и чужих детей. Помогала всем, кому тяжело.
Вплоть до самой смерти Жанна продолжала верить, что сможет спастись и вернется к детям. И каждое ваше пожертвование, которые вы отправляете проекту «Няня вместо мамы» делает так, чтобы дело Жанны развивалось.
Имена выражают искренние соболезнования родным и близким наших умерших героев.
Имена работают на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы делаем новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Имена — для читателей, читатели — для Имен. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!