Герои

Она клевая. Юля с ДЦП учится на дневном отделении и разрабатывает мобильный навигатор по Минску для колясочников

Помогаем проекту Имена
Собрано 2 144 538 руб.
Помочь

Два года назад мы с Юлей уже встречались. Тогда она училась в школе, разрабатывала «умную» мебель для людей с ограниченными возможностями и мечтала стать журналисткой. Увы, мечта вдребезги разбилась о реальность. Но тот опыт сделал Юлю еще сильнее и, кажется, даже жизнерадостней. Юля разгадала главный секрет жизни — научилась принимать то, что не может изменить. Борьба с препятствиями и несправедливостью ее не изматывает: Юля не борется, а живет. Со всей страстью и пылом 17-летней девушки, точно знающей, чем ей заняться на этой земле. А еще у нее прекрасная улыбка.

«У нас тут вау — настоящий фейерверк!»

Пока ждем Юлю в холле радиотехнического колледжа, куда она поступила вместе с сестрой-двойняшкой Леной, успеваем сильно удивиться. Прямо перед нами лестница и массивные колонны. Лестница невысокая, ступенек шесть-семь. Если ты молодой и здоровый — взлетишь и не заметишь. А как преодолевает их Юля, перемещающаяся на инвалидной коляске?

— Мне все помогают! — улыбаясь, объясняет она. — Что поделаешь, колледж — старая советская постройка, в те времена про безбарьерную среду речи не было. Руководство колледжа и преподаватели во всем идут навстречу: большинство занятий у нас на первом этаже.

Фото: Александр Васюкович, Имена

Радиотехнический колледж размещается в одном из зданий на нынешнем проспекте Независимости, строившихся в Минске после войны. Позже этот пышный стиль назовут «сталинским ампиром». Массивные колонны и изящная лепнина, по замыслу архитекторов, должны были радовать глаз и подчеркивать величие советской эпохи. Люди с ограниченными возможностями в отретушированную реальность не вписывались. Об их потребностях никто не думал. Эпоха канула в небытие, а здания, неприспособленные для нужд людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, остались. Во многих из них по-прежнему размещаются учреждения образования. Только задумайтесь: отсутствие пандусов и лифтов ставит жирный крест на мечте многих людей с инвалидностью получить образование и занять достойное место в обществе!    

Юля — первая колясочница на дневном отделении в колледже. На заочном отделении ребята на инвалидных колясках занимаются, а вот так, вместе со всеми, только она одна.

— У нас в колледже вау — настоящий фейерверк! Ребята дружные: мы одно целое, не делимся на группки по интересам, — увлеченно перечисляет Юля плюсы перехода из школы в колледж. — У меня здесь полностью поменялось отношение к учебе, я стала более ответственной. Ведь в колледж принимают с очень высоким баллом. У меня был 9,4 и в результате мне не хватило одной десятой балла для поступления на бюджет по выбранной специальности «Программируемые мобильные системы». Сестра меня обошла — у нее 9,6. Но мама знает, как важно для меня учиться, и она согласилась, чтобы я училась на платном.

«Вы же не сможете ездить в горячие точки!»

Фото: Александр Васюкович, Имена

— А что случилось с мечтой о журналистике? — спрашиваю Юлю. — Сама передумала или…?

— Я была уверена, что стану журналистом, — рассказывает девушка. — Мне и в голову не могло прийти, что кто-то или что-то может помешать. У меня уже были публикации в газетах, я активно пишу в соцсетях.

— Мы были совершенно не готовы к тому, что случилось, — вступает мама девчонок Ольга. — Мне все говорили, что никакого перечня профессий нет, все уже разрешено. И я поверила. Думаю: и правда, ведь Юля такая активная, кто ей может запретить!

У меня тогда хватило смелости сказать, глядя им в глаза: вы же видите, какая я! Видите, как я хочу общаться, как мне интересно быть окруженной людьми!

Поэтому приговор МРЭК — медико-реабилитационной экспертной комиссии — прозвучал для всей семьи неожиданно, как гром среди ясного неба. «Вы же не сможете ездить в горячие точки!» — объяснили Юле медики.

— Было смешно и печально одновременно, — вспоминает девушка. — В тот момент я испытала шок и беспомощность. Попытки доказать, что при современном развитии коммуникационных технологий журналист может работать удаленно, например, брать интервью по скайпу, да и в горячие точки далеко не все ездят, были бесполезны.

Юля с сестрой на занятиях по географии. Фото: Александр Васюкович, Имена

Комиссия посоветовала Юле обратить внимание на «близкие» специальности: библиотекарь и музейный работник.

— У меня тогда хватило смелости сказать, глядя им в глаза: вы же видите, какая я! Видите, как я хочу общаться, как мне интересно быть окруженной людьми! Я не могу жить в изоляции. Я в вашем музее покроюсь пылью! Но пришлось смириться с приговором и прислушаться к себе. Что я теперь буду делать? В каком направлении хочу развиваться, если та дверь передо мной наглухо закрылась? И за месяц до получения аттестата все стало на места. Мне с детства хотелось что-то изобретать и повышать комфорт жизни человека с инвалидностью. Значит, без получения технического образования не обойтись.

«Я верю в то, что Юлю ведет судьба»   

Мама Юли и Лены. Фото: Александр Васюкович, Имена

— Мне многие говорили: почему вы не боретесь с несправедливостью? — улыбается мама девчонок Ольга. — Почему не добиваетесь своего, не ломаете систему? А я верю в то, что Юлю ведет судьба. Не стоит тратить энергию на бессмысленную борьбу. Моя дочь очень упорная, она сможет найти и реализовать себя. Она с детства мечтает создать мир, удобный для всех.

Для самой Юли мир пока что не слишком удобен. Попробуйте добраться утром, в самый час пик, в центр города на инвалидной коляске — миссия, как говорится, невыполнима! А воспользоваться услугой социального такси, как оказалось, учащаяся дневной формы обучения Минского радиотехнического колледжа Юля Стефняк не может. С одной стороны, в решении Минского городского Совета депутатов от 16 ноября 2016 года № 243 «Об установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» четко сказано, что воспользоваться такси могут колясочники и дети-инвалиды до 18 лет. С другой, согласно этому же документу, право на бесплатный проезд в такси — причем без ограничения количества поездок — имеют учащиеся учреждений профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, только если они учатся на заочном отделении или дистанционно. Юля, которая учится на дневном отделении, документом попросту не предусмотрена. Может быть, те, кто его принимал, не могли предположить, что инвалиды-колясочники хотят и могут учиться на дневном?

Юля общается с одногруппникакми на перемене. Фото: Александр Васюкович, Имена

Мама Ольга каждое утро отвозит Лену и Юлю в колледж на машине, а днем после учебы забирает. Ей приходится подстраивать свой распорядок дня под график занятий в колледже. Но ее жизнь не ограничивается помощью дочери с ДЦП — напротив, она сделала все для того, чтобы Юля с тяжелым диагнозом научилась справляться с жизнью самостоятельно.

Давно, еще в первом классе, учительница, только увидев Юлю, заявила Ольге: «Ой, у нее такие руки — она никогда не научится писать! Покупайте компьютер». А Ольга на месяц увезла Юлю в санаторий в Друскининкай. Каждый день Юля писала прописи. Левая сторона у нее ведущая, поэтому мама привязывала шариковую ручку к ее левой руке, и девочка прилежно занималась по несколько часов в день. Мама верила в Юлю и упорно шла к поставленной цели. Теперь упорство и вера в себя стали частью Юлиной личности. Она восхищается своей мамой и считает ее настоящим героем.

Ольга работает менеджером в языковом центре и уверена, что человек не должен зацикливаться на проблеме, какой бы сложной она ни была. Даже не верится, что у этой молодой энергичной женщины, кроме 17-летних двойняшек, еще взрослый сын. Старшему брату Лены и Юли 24 года, он недавно закончил мединститут и работает детским хирургом-травматологом.

«Зимой руки примерзают к ободам»

Попав в колледж Юля получила возможность воплотить идею, которая возникла у нее уже давно: разработать мобильный навигатор для тех, кто передвигается по Минску на инвалидной коляске.

— Я сама испытываю проблемы, передвигаясь по городу, и точно знаю, что нужно, чтобы человеку с ограниченными возможностями было комфортно. Проблема нашей современной безбарьерной среды — в том, что ее создают люди, плохо представляющие себе, какой она должна быть. Могут сделать пандус, понизить бордюр, но некорректно, потому что безбарьерную среду не протестировали колясочник, мама с коляской или человек, который ходит с трудом. И в дальнейшем они не смогут ею воспользоваться.

Учащиеся помогают Юле добраться до машины. Фото: Александр Васюкович, Имена

Знаете, какие заведения в Минске заслужили одобрение колясочников за дружественное отношение к людям с ограниченными возможностями? Отнюдь не театры, кинотеатры или кофейни, а современные торговые комплексы, построенные с учетом современных требований к безбарьерной среде.

— Я очень люблю торговый комплекс «Галилео» на вокзале, — говорит Юля. — Там очень хороший пандус. Кроме того, в торговых комплексах персонал всегда готов прийти на помощь. Пандус на входе есть в кинотеатре «Комсомолец». А вот чтобы попасть в кинотеатр «Октябрь», придется потрудиться.    

Иногда Юле, как любой молодой девушке, хочется встретиться с друзьями и потусить, не прибегая к помощи родителей. Тогда она отправляется в путь самостоятельно. Городским транспортом она имеет право пользоваться бесплатно. Правда, чтобы дождаться подходящего низкопольного автобуса, иногда приходится торчать на остановке по 40 минут. Если на улице холодно, энтузиазм гаснет очень быстро. Может, поэтому мы так редко видим на концертах, в театре и кафешках людей на инвалидных колясках.

Юля уже привыкла прорабатывать маршрут. От своего подъезда до остановки она знает каждый спуск, каждую ступеньку и каждую яму. Даже неровный асфальт может стать для колясочника препятствием на пути к цели.

— Многое зависит от сезона, — объясняет Юля. — Летом передвигаться по городу на коляске намного удобнее, чем осенью, когда колеса увязают в раскисшей грязи. А зимой руки примерзают к ободам! Если маршрут не проработан заранее, рискуешь оказаться в ловушке.

«Среднестатистический белорус считает, что колясочники — это пассивные люди, которым ничего не интересно»

Приложение, над которым работают Юля и команда. Фото: Александр Васюкович, Имена

Девушка поделилась идеей мобильного навигатора для колясочников с преподавателями и друзьями, и в колледже ее сразу поддержали. Теперь волонтеры исследуют Минск вдоль и поперек. Это большой кусок работы, признает Юля. Нужно нанести на карту каждую яму, косой тротуар, некорректное понижение, которые могут стать препятствием для человека на инвалидной коляске. Позже все данные будут сведены воедино в мобильном приложении, а выявленные элементы пометят на карте разными цветами: зеленым (все отлично проезжается!), желтым (есть вопросы) и красным (препятствие для колясочника).

Иногда на меня нападает кратковременная неуверенность. Я боюсь остановиться, но надеюсь, что этого не произойдет.

В Беларуси около полумиллиона людей с инвалидностью. Около 20 тысяч из них передвигаются на инвалидных колясках. Кроме того, в стране около 2,5 миллионов пожилых людей. А значит, навигатор пригодится многим белорусам. Оценку доступности собранной волонтерами информации будут проверять эксперты с учетом положения о безбарьерной среде. На навигаторе можно будет выбрать один из трех режимов: «пеший», «общественный траспорт» и «автомобиль». «Пеший» проложит максимально короткий и безбарьерный маршрут. Режим «общественный транспорт» подскажет максимально короткий и безбарьерный маршрут к остановке общественного транспорта и сообщит о наличии низкого пола. Режим «автомобиль» предложит пользователю максимально короткий маршрут.

— Работа над проектом требует много времени, — говорит Юля. — И в колледже сейчас много задают: ведь мы за один год должны освоить программу общеобразовательной школы за десятый и одиннадцатый классы. Порой чувствую, что мне не хватает 24 часов в сутки! Иногда даже нападает кратковременная неуверенность. Я боюсь остановиться, но надеюсь, что этого не произойдет. Я поняла, что мне нужно быть разносторонним человеком и развиваться во многих сферах. 

Юля с командой проекта. Фото: Александр Васюкович, Имена

Руководитель проекта, преподаватель Минского радиотехнического колледжа Ольга Виничук признается, что впервые видит такого активного человека на коляске, как Юля:

— У среднестатистического белоруса, наверное, складывается мнение, что все инвалиды на колясках — это пассивные люди, которые никуда не ходят и которым ничего не интересно. Но они не ходят не потому, что не хотят, а потому, что у них нет никакой возможности! Этот проект не просто нужен — он необходим, чтобы люди с особенностями освоились в городе и стали полноценными участниками городской жизни. Они тоже имеют такое же право гулять по улицам, ходить на выставки и сидеть в кофейнях, как и люди без ограничений. 

27 февраля проект «Мобильный навигатор для людей с инвалидностью INVO», представленный учащимися филиала БГУИР «Минский радиотехнический колледж» и студентами БГУИР, победил в республиканском конкурсе «100 идей для Беларуси-2019». Члены экспертного совета — ученые и бизнесмены — признали его лучшим в номинации «Информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии». Проект развивается и ему нужны волонтеры. Юля Стефняк приглашает к участию всех, кто хочет помочь колясочникам чувствовать себя в городе комфортно.  Если вы, как и Юля, мечтаете создать мир, удобный для всех, вливайтесь в команду.

Имена работают на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы делаем новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Имена — для читателей, читатели — для Имен. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!

Нам очень жаль, но по техническим причинам платежи в поддержку проектов временно не принимаются :-(
Герои

Вундеркинды из глубинки. Влад и Женя хотят стать великими изобретателями. Но без учителей и компьютеров у них почти нет шансов

Помогаем проекту STEM-образование в регионах
Сбор средств завершен
Герои

Ангел с кувалдой. Как учительница младших классов бросила школу и основала детскую газету, которую полюбили во всем мире

Герои

«Молись и работай». Бизнесмен восстанавливает бывший монастырь в Мозыре, чтобы открыть культурное пространство

Герои

Фея в доспехах. Мама 13 детей ставит на уши Пружаны, потому что жить нужно лучше

Герои

«Их загоняют в гетто». Режиссер Исаков снял правдивый фильм о детях с аутизмом

Помогаем проекту Уроки для детей с аутизмом
Собрано 147 860 руб.
Герои

«Что вы хотите, он же из детдома!» Как живет семья, которая усыновила сразу двух мальчишек

Помогаем проекту Родные люди
Сбор средств завершен
Герои

Как парень с парализованными руками и ногами зарабатывает на жизнь

Герои

«Вы подарили нам надежду!» Главные герои «Имен» рассказали, как люди изменили их жизнь

Герои

Особенная Ира. Как девочка без будущего доказала белорусским врачам, что будущее у нее есть

Герои

Карлсон, который живет в темноте. Слепой парень окончил аспирантуру и учит детей жить наощупь

Помогаем проекту Имена
Собрано 2 144 538 руб.