Истории

Дело не в возрасте, а в характере людей. Как сельская школа адаптировалась к условиям коронавируса и ведет онлайн-уроки

Сбор средств завершен
Помочь

Каникулы давно закончились, но не все родители отпустили детей в школу из-за коронавируса. В связи с этим у школ возникли две проблемы: как обучить и аттестовать всех ребят и как защитить от вируса учителей. Практика показала, что все реально, стоит только захотеть. Чтобы дети могли учиться из дома, Ассоциация «Образование для будущего», местный фонд «Новая школа» и ИТ-компания Вайзор Геймз  организовали экспресс-курс для учителей, чтобы научить их пользоваться современными инструментами для онлайн-обучения. Курс прошли уже 550 педагогов из 400 школ Беларуси. А чтобы обезопасить учителей, эти же организации вместе с ИМЕНАМИ  запустили проект, чтобы помочь купить для учителей необходимые средства защиты. Мы съездили в одну из сельских школ, где учителя быстро адаптировались к непростой ситуации и научились вести уроки онлайн. 

Фото: Александр Васюкович для Имен

В школе новой реальности

Во дворе Негорельской средней школы № 1 многолюдно. Уже через десять минут начнутся уроки. А пока учителя вместе с шустрыми школьниками спешат на занятия. В единственной школе в поселке Энергетиков, что в сорока километрах от Минска, учится 483 ребенка из этого населенного пункта и близлежащих деревень.  Правда, после весенних каникул в школу пришли всего около 240 учеников. Остальные остались дома по заявлению родителей — они побоялись отпускать детей в школу из-за коронавируса.

Приветливая вахтерша с порога предлагает учителям продезинфицировать руки и измерить температуру бесконтактным термометром.

— Когда половина детей не пришла в школу, стало очевидно, что нужно быстро перестраивать учебный процесс. Еще на весенних каникулах три наших учителя прошли экспресс-курс по онлайн-обучению. А сейчас мы за ними закрепили всех остальных учителей школы, чтобы они тоже научились преподавать в онлайн-режиме, — директор Татьяна Кудина объясняет, как школе удалось перестроить работу в новых условиях. — Каждый пятый педагог нашей школы пенсионного возраста. Кроме того, что они уязвимы к заболеванию, так им еще пришлось осваивать новые технологии. Сначала у возрастных учителей была паника, но они быстро со всем разобрались.

Директор Негорельской средней школы № 1 Татьяна Кудина. Фото: Александр Васюкович для Имен

Директор школы гордится, что сегодня все ее учителя, независимо от возраста, умеют пользоваться Вайбером и могут заниматься с учениками через приложение. Учительница белорусского языка и литературы Людмила Францевна Шавель не стала исключением. 64-летняя учительница признается, что не хочет уходить на пенсию, у нее еще полно энергии, и она чувствует себя нужной школе. Коронавируса она тоже не боится — маски и перчатки защитят. 

— С моим классом я всегда на связи в вайбер-группе, туда ребята присылают мне новости. Домашние задания они тоже высылают по Вайберу или электронной почте. Мне так удобно: открыла на ноутбуке, распечатала, исправила ошибки, сфотографировала и отправила обратно. Если исправлений мало, можно обойтись и без распечатки, — Людмила Францевна описывает новый учебный процесс. — Сейчас мне очень не хватает живого общения с детьми. Хотелось бы видеть их глаза, настроение и отношение к учебе. Но, увы, обстоятельства диктуют свои правила. 

Учительница белорусского языка и литературы Людмила Францевна Шавель Фото: Александр Васюкович для Имен

Сегодня у каждого класса Негорельской средней школы № 1 есть своя вайбер-группа, которую организовывает классный руководитель. Здесь ребята обсуждают актуальные школьные новости, общаются с учителями, сюда же сбрасывают домашние задания на проверку. На сайте школы есть план работы по всем предметам. Здесь размещены учебные материалы, расписана очередность заданий по уровням сложности, указаны рекомендации учителей, содержатся ссылки на видеоуроки, презентации и онлайн-тесты. Эти материалы доступны для всех ребят, независимо от того, обучаются они в школе или дома. 

В первой половине дня проходят обычные уроки. В это время ребята, которые находятся дома, изучают материалы на сайте школы. С обеда учителя начинают онлайн-уроки по Вайберу или Зуму — кому как удобнее. К этому времени ученики должны изучить необходимый материал и подготовить вопросы учителю. Таким образом, онлайн-урок больше похож на консультацию, где педагог лишь помогает школьникам усвоить знания. Те дети, кто что-то недопонял на классическом уроке или хотел бы закрепить полученные знания, тоже могут подключаться к послеобеденным онлайн-занятиям.  

Все мы боимся чего-то нового, а как только попробуем, все сразу становится на свои места

— Сейчас на учителей идет двойная нагрузка — днем они работают в школе, а потом проводят онлайн-консультации и дополнительные занятия из дома, поэтому мы стимулируем их премиями, — заботится о коллегах директор Татьяна Петровна. — К нам стали обращаться другие школы с просьбой обучить их учителей онлайн-технологиям. И мы этим обязательно займемся, когда полностью подготовим наших педагогов.  

У всех детей, которых родители оставили дома на карантин, есть доступ в интернет. Кто-то использует ноутбуки, кто-то смартфоны, кто-то берет технику у родителей. Ребятам из бедных семей и деревень, где плохо ловит связь, приходится посещать школу. По району детей собирает школьный автобус. Сейчас он курсирует чаще, чтобы ребята могли садиться не рядом, а в шахматном порядке. Плюс ко всему, автобус регулярно дезинфицируется.

Фото: Александр Васюкович для Имен

Классика в масках и уроки-онлайн

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?», — испуганный пятиклассник читает у доски «Бородино» Лермонтова. Его внимательно слушают еще семь одноклассников, которых родители не побоялись отпустить в школу во время коронавируса. Ребята сидят за партами в шахматном порядке отдельно друг от друга. Все они в масках, за исключением двух мальчишек: у одного защиты вообще нет, а у второго маска небрежно болтается на шее. 

Молодой учительнице тяжело говорить в маске, но на уроках она старается ее не снимать. На каникулах учителя вручную шили марлевые маски для врачей из районной больницы. Своих сотрудников школа пока обеспечивает средствами защиты за счет спонсоров и внебюджетных средств от сдачи макулатуры и металлолома. СИЗов хватит на ближайшие две недели, потом снова придется искать возможность их купить. 

Звонок на перемену. Дети расходятся. Одни кучкуются над телефоном со смешным видео, вторые рассказывают друг дружке секреты на ухо. Ни строгие просьбы учителей, ни угрозы получить замечание в дневник не останавливают их от тесного живого общения. Ребята не до конца осознают серьезность ситуации и правила им не по чем. На вопрос, хотели бы они учиться из дома, все хором растягивают дружное «не-е-е-т».    

Фото: Александр Васюкович для Имен

У 31-летней учительницы русского языка и литературы Елены Алехно скоро будет онлайн-урок. Она первая в школе прошла курс по онлайн-обучению и начала применять новые знания на практике. Учительница проводит обычные уроки, потом занимается онлайн-консультированием с оставшимися ребятами. 

— Экспресс-курс проходил в онлайн-режиме. Одновременно подключались сотни учителей из всей Беларуси. Нас учили работать с Зумом, конструктором интерактивных уроков Кор, гугл-формами и другими инструментами. Многое я уже знала и использовала в работе и раньше, — вспоминает занятия Елена Алехно. — Потом организаторы курсов попросили меня стать модератором и обучать других учителей онлайн-технологиям. Они все очень стеснялись. И тут дело даже не в возрасте, а в характере людей. Все мы боимся чего-то нового, а как только попробуем, все сразу становится на свои места.

Я заметила, что некоторые ребята, которые привыкли отмалчиваться, более активны вот на таких онлайн-уроках

Первые онлайн-уроки и школьникам давались непросто. Возникали проблемы с подключением. К онлайн-конференциям присоединялись классные руководители, на заднем фоне помогали родители. После первого онлайн-урока все ученики сказали, что разобрались, как пользоваться программой — либо сами, либо помогли старшие.

В 15.00 у Елены онлайн-конференция по русскому языку с 5 классом. Они будут изучать словарные слова. К онлайн-уроку подключаются семь ребят. Когда учительница спрашивает, все ли ее слышат, одноклассники дружно кивают. Принцип урока прост: учительница показывает на общем экране картинку, а ученики пытаются отгадать слово, которое в ней «замаскировано». Задача ребят — правильно написать словарное слово. Каждый выбирает себе цвет и пишет слова на общем экране.

Фото: Александр Васюкович для Имен

— Это книга, которая даст много ценной и полезной информации, о чем угодно, — комментирует картинку учительница.

— Энциклопедия, — выкрикивает мальчик в очках.

— Правильно. А сейчас все вместе пишем это слово, только небольшими буквами, чтобы все поместилось.

И тут же какой-то хулиган и стал калякать слово мало того, что огромными буквами, так еще и с ошибками. 

— А как писать на экране? — скромно спрашивает девочка с косичками.

— Надя не была на прошлом занятии, поэтому сейчас тебе все объясним. Наводишь мышку на панель сверху, кликаешь правой кнопкой и выбираешь в меню режим комментирования. Тебе откроется новая панель, с помощью которой можно писать и даже рисовать, — подробно объясняет учительница.

Тем временем хулиган продолжает калякать на общем экране незамысловатые фразы типа «Ку-ку» и «Привет всем». У одного из ребят появляется хитрая улыбка на лице и начинают бегать глазки — так просто вычислить проказника.

К одному из учеников периодически подходит мама и проверяет, как он справляется с заданиями. Учительница напоминает, что лучше выключать звук, чтоб они не услышали чего-то лишнего. Тем временем, непойманный хулиган продолжает рисовать смайлики на экране.   

Фото: Александр Васюкович для Имен

— Такое чувство, что сегодня права администратора у кого-то другого, — учительница приходит в недоумение.  — Ничего страшного, мы с этим администратором пообщаемся отдельно после уроков.   

Как ни странно, после этого замечания хулиганство резко прекратилось. Учительница за десять минут до конца онлайн-урока предлагает ребятам встать и пройтись по комнате, чтобы размяться. А на закуску — закрепить знания и написать словарный диктант под диктовку в личной переписке.  

Елена Алехно моментально видит результат работы своих учеников. Четверо из них написали диктант без ошибок, двое допустили по одной ошибке, и только один ученик ошибся много раз и будет переписывать диктант — тот самый «администратор».

— Мне удобно работать в онлайн-режиме, хотя не обходится без таких вот озорников. Обычно как дети ведут себя в школе, так они ведут себя и дома. Хотя я заметила, что некоторые ребята, которые привыкли отмалчиваться, более активны вот на таких онлайн-уроках, — отмечает Елена Алехно. — И все-таки без живого общения с детьми очень трудно и непривычно. Да и сами ребята признаются, что им интереснее работать в школе по группам.

Фото: Александр Васюкович для Имен

Готовы к дистанционному образованию

— Когда мы оказались в ситуации пандемии, то поняли, что сейчас непросто не только врачам, но и учителям. Наша компания поддержала школу «Рассвет» (между собой мы уже давно называем ее «нашей») — оказала спонсорскую помощь школе на закупку необходимых средств защиты, — говорит специалист по КСО проектам ИТ-компании Вайзор Геймз Ольга Михед. — А потом пришла мысль, что ведь не только «Рассвету», но и многим другим школам сейчас не помешает помощь. Мы объединили усилия с близкими нам по духу партнерами — местным образовательным фондом «Новая Школа» и Ассоциацией «Образование для Будущего». В результате появился наш совместный проект «Помощь школам. Учим (ся) легко и безопасно», который призван помочь учителям во время пандемии.

Мы с коллегами разработали, запустили и провели экспресс-курс для учителей по использованию онлайн инструментов в образовании. Курс прошли 500 учителей из 400 школ Беларуси. А 276 учителей из 270 школ уже начали делиться с коллегами новыми знаниями и навыками и проводить уроки онлайн для детей, которые остались дома. Сейчас идет третий поток курса, на который подали заявки 384 учителя со всей Беларуси. И это несмотря на то, что сейчас учителя начали полноценную работу в школах. Мы продолжим проводить курсы, пока будем видеть заинтересованность учителей и желание учиться. 

А чтобы обезопасить педагогов на рабочем месте, мы решили поддержать их средствами индивидуальной защиты и запустили кампанию по сбору средств на закупку масок, антисептиков и перчаток. Вместе с ИМЕНАми мы запустили по сути новую механику реализации КСО проекта, когда приглашаем поддержать инициативу другие компании, чтобы помощь была более масштабной. Стать частью проекта может любой небезразличный человек или компания. Присоединяйтесь и поддержите школы вместе с нами!

Фото: Александр Васюкович для Имен

Чем вы можете помочь

Многие учителя из-за возраста или хронических заболеваний относятся к категории повышенного риска в условиях коронавируса. Далеко не у всех школ есть возможность своими силами закупить средства индивидуальной защиты для сотрудников. Иногда на маски, перчатки и антисептики просто не хватает денег в бюджете организации, а иногда СИЗов недостаточно в открытой продаже у местных поставщиков. Получается, учителя остаются практически незащищенными от коварного вируса.

  • Если у вашей школы не хватает СИЗов для учителей, заполняйте форму — что и в каком количестве требуется.
  • Если ваша организация готова помочь школам как спонсор или поставщик средств защиты, заполните, пожалуйста, эту форму

Или напишите нам на funds@imenamag.by 

С вами свяжется координатор.

  • если хотите поддержать проект деньгами, вы можете заключить договор спонсорской помощи. И за перечисленные средства организаторы закупят необходимые средства защиты и доставят их в школу.
  • если вы можете самостоятельно закупить и доставить в школу необходимые СИЗы, координатор поможет вам связаться со школой, которая прислала запрос.
  • если вы хотите помочь конкретной школе, координатор поможет вам связаться с производителем, у которого можно закупить необходимые средства защиты для этой школы.

Или нажимайте кнопку Помочь и переводите любую удобную сумму. За собранные на нашей платформе деньги организаторы проекта закупят для учителей маски и антисептики.

ИМЕНА работают только на деньги людей. Вы делаете перевод  5, 10, 20 рублей или оформляете ежемесячную подписку с карточки, а мы готовим новые истории и запускаем социальные проекты, которые помогают не одному, а  тысячам людей. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!

Истории

ИМЕНА vs Коронавирус. Тройной прирост запросов от врачей и юридическая памятка для партнеров — дайджест помощи с 6 по 12 апреля

Помогаем проекту Коронавирус: средства защиты для соцработников и пожилых
Собрано 382 781 из 469 791 руб.
Истории

Мы рядом. ИМЕНА ушли в самоизоляцию, но не изолировались от тех, кому нужна помощь

Помогаем проекту Имена
Собрано 56 144 из 511 156 руб.
Истории

«Я его все равно очень люблю». Что помогает родственникам людей с психическими расстройствами не сойти с ума

Помогаем проекту Клубный дом
Собрано 3990 из 58 974 руб.
Истории

Полный МРЭК. Почему детям с инвалидностью запрещают выбирать профессию, которую они хотят

Помогаем проекту Геном
Собрано 1746 из 84 822 руб.
Истории

Родной сын бьет. История пожилой учительницы, которая не может вернуться домой

Помогаем проекту Убежище для женщин и детей
Собрано 3729 из 80 918 руб.
Истории

Деньги не решают. Вся страна собрала сотни тысяч долларов на спасение тяжелобольных детей, но лечить их в Беларуси невозможно — нет лекарств. Приходится уезжать.

Помогаем проекту Геном
Собрано 3440 из 84 822 руб.
Истории

Паша и бесы. Молодой учитель с биполярным расстройством много лет боялся лечиться, а теперь счастлив и помогает другим

Помогаем проекту Клубный дом
Собрано 974 из 59 107 руб.
Истории

Так победим. Как ситуация с коронавирусом меняет работу благотворительных организаций и какая помощь им нужна сейчас

Помогаем проекту Имена
Собрано 10 811 из 511 156 руб.
Истории

В мире так уже не работают! Три итальянских врача приехали в Беларусь и показали, как помогать неизлечимо больным детям просто и по-новому.

Помогаем проекту Выездная служба Белорусского детского хосписа
Собрано 65 957 из 106 869 руб.
Истории

ИМЕНА vs Коронавирус. Новые проекты, инициатива Google и защита для врачей — дайджест помощи с 23 по 29 марта

Помогаем проекту Коронавирус: средства защиты для соцработников и пожилых
Собрано 105 698 из 469 791 руб.