Наталья пришла в отдел образования, чтобы перевести своего ребенка с аутизмом из специализированного детского сада в обычный. Сотрудница, принимавшая документы, недоуменно посмотрела на нее и пренебрежительно сказала: «Вы что, это же потерянный случай». Многие педагоги, учителя, воспитатели не знают, как работать с детьми с аутизмом, чем их заинтересовать и что вообще с ними делать. Эту проблему решает проект «Уроки для детей с аутизмом». В короткой подборке мы ответили на самые частые вопросы о проекте.
Зачем детям с аутизмом чем-то заниматься, ведь аутизм не лечится?
В большинстве случаев ребёнка с аутизмом можно адаптировать так, что он сможет справляться со всем без помощи взрослых. Но для этого нужно как можно раньше начать с ним заниматься.
Мозг людей с аутизмом устроен иначе, чем у большинства людей. Из-за особенных нейронных связей им сложно осознать всю поступающую информацию и выбрать приоритетный источник. Чтобы справиться с перегрузкой, они отдаляются от социума. Вместо этого углубляются в монотонные повторяющиеся действия. Это помогает удерживать весь яркий мир в четких рамках.
Если постепенно, в безопасной обстановке расширять привычный мир, они смогут адаптироваться и включиться в социум. А для этого нужно, чтобы дети не сидели дома, а посещали кружки, секции, занятия, где им хорошо и комфортно.
Еще пять лет назад казалось невозможным, чтобы ребенок с аутизмом вышел на сцену. Сейчас эти ребята играют главные роли, раздают интервью
Люди с аутизмом иначе воспринимают окружающий мир. Им тяжело различать эмоции, сложно уловить тон голоса, считать выражение лица либо понять шутку. Но они могут этому научиться. Нужно только регулярно объяснять и показывать пример. Поэтому так важно, чтобы у них была возможность взаимодействовать с другими детьми в обычных школах, на кружках и в секциях.
Чтобы научить детей с аутизмом всему этому, нужно понимать, как. И это — задача педагогов. В Семейном инклюзив-театре с такой задачей успешно справляются уже пять лет.
Откуда взялся проект «Уроки для детей с аутизмом»?
Проект «Уроки для детей с аутизмом» вырос из проекта «Семейный инклюзивный театр «i». И первый, и второй воплощает в жизнь одна и та же организация — Местный благотворительный фонд «Семейный инклюзив-театр».
Семейный инклюзивный театр «i» работает с 2016 года. Это место, где наравне занимаются дети с аутизмом и дети без диагнозов. Благодаря занятиям в театре многие дети с аутизмом добились огромных успехов — стало очевидно, что методики театра работают.
За пять лет работы команда проекта помогла более 350 детям с аутизмом
Но сотрудники театра поняли, что не смогут помочь всем детям с аутизмом в стране. По официальной статистике их 1300 в Беларуси, по оценке экспертов — около 8500 человек. Их тысячи, а театр — один. Так родилась идея создать «Уроки для детей с аутизмом», чтобы педагоги по всей стране научились работать с такими детьми. Уроки делаются на основе реальных занятий в театре, а методики театра можно использовать в школах, детских садах, кружках, секциях, коррекционных центрах.
Разве обучением педагогов не должна заниматься система образования?
В Беларуси не готовят специалистов — педагогов, воспитателей, психологов, тьюторов — которые могут заниматься с детьми с аутизмом в школах, детских садах и других учреждениях. Отдельно такой специальности нет.
Будущим учителям-предметникам и тем, кто будет вести кружки, про детей с аутизмом в университете не рассказывают. Дефектологи и специалисты коррекционных центров изучают теорию. Педагоги могут пройти курсы повышения квалификации, но практики у них нет. Они могут хорошо знать теорию, но при встрече с ребенком с аутизмом часто не знают, как с ним общаться и заниматься.
«Уроки для детей с аутизмом» дают прикладные знания. В видео показаны конкретные упражнения, которые выполняют дети и педагоги во время занятий. В описании идет пояснение, чем полезно это упражнение. Всё, что требуется от педагога: скачать и изучить электронное пособие, а затем повторять уроки на своих занятиях.
Уроки учат грамотно взаимодействовать с детьми с аутизмом и «встраивать» их в учебный процесс, адаптировать к группе и занятиям.
Чему актеры и режиссеры могут научить педагогов? Ведь занятия в театре — это одно, а уроки в школе, спортивные секции — это совсем другое
У специалистов команды проекта — самый богатый опыт работы с детьми с аутизмом в Беларуси. За пять лет они помогли более 350 детям с аутизмом. Изучать и перенимать методики проекта приезжают педагоги не только из других городов Беларуси, но и из других стран: Украины, Нидерландов, Грузии, Швеции.
Команда проекта прошла путь с нуля. Сначала сотрудники сами учились общаться с детьми с аутизмом: изучали литературу, путем проб и ошибок адаптировали упражнения, которые знали. Прошли обучение в научно-исследовательском центре имени Лео Каннерагде в Голландии, где специалисты десятилетиями занимаются изучением аутизма.
Постепенно из сотен вариаций упражнений проект отобрал самые эффективные. Благодаря ежедневному общению с детьми с аутизмом, команда проекта научилась находить подход к каждому ребенку.
Еще пять лет назад казалось невозможным, чтобы ребенок с аутизмом вышел на сцену. Сейчас эти ребята играют главные роли, раздают интервью. Многие из них начали разговаривать, пошли в обычные школы, поступили в вуз, нашли друзей, научились правильно общаться с другими людьми.
Может ли ребенок пользоваться «Уроками для детей с аутизмом»?
Нет, уроки созданы не для детей, а для педагогов, которые работают с детьми с аутизмом: учителей, воспитателей, дефектологов, специалистов коррекционных центров. Любой специалист — если в этом заинтересован — сможет скачать пособие и использовать его в работе.
Также им смогут бесплатно воспользоваться и родители детей с аутизмом.
Почему в открытом доступе до сих пор нет ни одного урока?
ИМЕНА собирают на проект с начала 2020 года. На сегодня уже полностью готовы 106 уроков для детей с аутизмом из 108. Их продолжительность — от 5 до 15 минут. Еще 10 дополнительных видеороликов расскажут о нюансах поведения разных детей с аутизмом.
Все уроки выйдут одним пакетом после прохождения экспертизы в Институте инклюзивного образования и Институте психологии БГПУ. Каждый урок по отдельности теряет свою ценность, потому что все они дополняют друг друга. В каждом уделяется внимание какому-то одному аспекту проблемы или одному упражнению. На экспертизе уроки будут рассматриваться все вместе, как единый продукт.
В каких городах работает проект?
Интерактивное пособие с «Уроками для детей с аутизмом» будет доступно для всех заинтересованных педагогов из разных уголков Беларуси, которые работают с особенными ребятами. Его можно будет бесплатно скачать в открытом доступе, как только оно будет готово и пройдет экспертизу в Институте инклюзивного образовагия и Институте психологии БГПУ. Планируется, что пособие с уроками выйдет до конца этого года. Мы обязательно расскажем об этом. Пример урока вы можете посмотреть здесь.
Семейный инклюзивный театр «i» работает только в Минске. В будущем проект появится во всех областных городах. Пока родители с детьми с аутизмом из других городов могут приезжать на консультацию к работникам театра.
Как вы можете помочь
ИМЕНА собирают средства на работу проекта. Деньги нужны для того, чтобы создать 108 видеоуроков (видеосъемка, монтаж, цветокоррекция и т. д.) продолжительностью от 5 до 15 минут, 10 дополнительных видеороликов о нюансах поведения разных детей с аутизмом, а также на оплату услуг координатора проекта и бухгалтера, связи, канцелярских товаров и расходных материалов.
Нажимайте кнопку Помочь, оформляйте ежемесячную подписку (автоматическое списание средств с банковской карты в поддержку проекта один раз в месяц) или делайте разовый перевод. Всего 5-10 рублей от нас всех — и у детей с аутизмом появится шанс ходить в школу или на кружки, заводить друзей, просто общаться, гулять, а не сидеть в изоляции дома.
ИМЕНА работают только на деньги читателей. Вы делаете перевод 5, 10, 20 рублей или оформляете ежемесячную подписку с карточки, а мы готовим новые истории и запускаем социальные проекты, которые помогают не одному, а тысячам людей. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!