Истории

Топ-7 вопросов к проекту «Уроки для детей с аутизмом»

Собрано 147 860 руб.
Помочь

Наталья пришла в отдел образования, чтобы перевести своего ребенка с аутизмом из специализированного детского сада в обычный. Сотрудница, принимавшая документы, недоуменно посмотрела на нее и пренебрежительно сказала: «Вы что, это же потерянный случай». Многие педагоги, учителя, воспитатели не знают, как работать с детьми с аутизмом, чем их заинтересовать и что вообще с ними делать. Эту проблему решает проект «Уроки для детей с аутизмом». В короткой подборке мы ответили на самые частые вопросы о проекте.  

Занятия в Семейном инклюзив-театре «І» Фото: Александр Васюкович для ИМЕН

Зачем детям с аутизмом чем-то заниматься, ведь аутизм не лечится?

В большинстве случаев ребёнка с аутизмом можно адаптировать так, что он сможет  справляться со всем без помощи взрослых. Но для этого нужно как можно раньше начать с ним заниматься. 

Мозг людей с аутизмом устроен иначе, чем у большинства людей. Из-за особенных нейронных связей им сложно осознать всю поступающую информацию и выбрать приоритетный источник. Чтобы справиться с перегрузкой, они отдаляются от социума. Вместо этого углубляются в монотонные повторяющиеся действия. Это помогает удерживать весь яркий мир в четких рамках.

Если постепенно, в безопасной обстановке расширять привычный мир, они смогут адаптироваться и включиться в социум. А для этого нужно, чтобы дети не сидели дома, а посещали кружки, секции, занятия, где им хорошо и комфортно. 

Еще пять лет назад казалось невозможным, чтобы ребенок с аутизмом вышел на сцену. Сейчас эти ребята играют главные роли, раздают интервью 

Люди с аутизмом иначе воспринимают окружающий мир. Им тяжело различать эмоции, сложно уловить тон голоса, считать выражение лица либо понять шутку. Но они могут этому научиться. Нужно только регулярно объяснять и показывать пример. Поэтому так важно, чтобы у них была возможность взаимодействовать с другими детьми в обычных школах, на кружках и в секциях. 

Чтобы научить детей с аутизмом всему этому, нужно понимать, как. И это — задача педагогов. В Семейном инклюзив-театре с такой задачей успешно справляются уже пять лет.

Фото: Александр Васюкович для ИМЕН

Откуда взялся проект «Уроки для детей с аутизмом»? 

Проект «Уроки для детей с аутизмом» вырос из проекта «Семейный инклюзивный театр «i». И первый, и второй воплощает в жизнь одна и та же организация — Местный благотворительный фонд «Семейный инклюзив-театр».

Семейный инклюзивный театр «i» работает с 2016 года. Это место, где наравне занимаются дети с аутизмом и дети без диагнозов. Благодаря занятиям в театре многие дети с аутизмом добились огромных успехов — стало очевидно, что методики театра работают. 

За пять лет работы команда проекта помогла более 350 детям с аутизмом

Но сотрудники театра поняли, что не смогут помочь всем детям с аутизмом в стране. По официальной статистике их 1300 в Беларуси, по оценке экспертов — около 8500 человек. Их тысячи, а театр — один. Так родилась идея создать «Уроки для детей с аутизмом», чтобы педагоги по всей стране научились работать с такими детьми. Уроки делаются на основе реальных занятий в театре, а методики театра можно использовать в школах, детских садах, кружках, секциях, коррекционных центрах. 

Фото: Сергей Павлов для ИМЕН

Разве обучением педагогов не должна заниматься система образования?

В Беларуси не готовят специалистов — педагогов, воспитателей, психологов, тьюторов — которые могут заниматься с детьми с аутизмом в школах, детских садах и других учреждениях. Отдельно такой специальности нет.

Будущим учителям-предметникам и тем, кто будет вести кружки, про детей с аутизмом в университете не рассказывают. Дефектологи и специалисты коррекционных центров изучают теорию. Педагоги могут пройти курсы повышения квалификации, но практики у них нет. Они могут хорошо знать теорию, но при встрече с ребенком с аутизмом часто не знают, как с ним общаться и заниматься.

«Уроки для детей с аутизмом» дают прикладные знания. В видео показаны конкретные упражнения, которые выполняют дети и педагоги во время занятий. В описании идет пояснение, чем полезно это упражнение. Всё, что требуется от педагога: скачать и изучить электронное пособие, а затем повторять уроки на своих занятиях.  

Уроки учат грамотно взаимодействовать с детьми с аутизмом и «встраивать» их в учебный процесс, адаптировать к группе и занятиям.

Фото: Сергей Павлов для ИМЕН

Чему актеры и режиссеры могут научить педагогов? Ведь занятия в театре — это одно, а уроки в школе, спортивные секции  — это совсем другое

У специалистов команды проекта — самый богатый опыт работы с детьми с аутизмом в Беларуси. За пять лет они помогли более 350 детям с аутизмом. Изучать и перенимать методики проекта приезжают педагоги не только из других городов Беларуси, но и из других стран: Украины, Нидерландов, Грузии, Швеции.

Фотосессия ребят из Семейного инклюзив-театра «І». Кастусь с раннего детства писал стихи, рассказы. Но не умел взаимодействовать с людьми: был либо агрессивным, либо слишком навязчивым, не мог донести свои мысли. Сейчас спокойно работает в команде с другими детьми как актер, хорошо «продвигает» идеи взрослым как сценарист. По его рассказам поставили два спектакля в театре, а этой весной юноша начинает работать над оперой с Большим театром оперы и балета. А еще Кастусь пишет сразу четыре пьесы. В трех из них люди охотились на на злого гоблина, чтобы сделать его нормальным. «В двух сделали, а вот в третьем он щенком стал», — Кастусь сам удивлен таким итогам. Мальчик очень рад, что можно снова ходить в театр — пандемия сильно выбила его и всю его семью из колеи Фото: редакция ИМЕН

Команда проекта прошла путь с нуля. Сначала сотрудники сами учились общаться с детьми с аутизмом:  изучали литературу, путем проб и ошибок адаптировали упражнения, которые знали. Прошли обучение в научно-исследовательском центре имени Лео Каннерагде в Голландии, где специалисты десятилетиями занимаются изучением аутизма. 

Постепенно из сотен вариаций упражнений проект отобрал самые эффективные. Благодаря ежедневному общению с детьми с аутизмом, команда проекта научилась находить подход к каждому ребенку. 

Еще пять лет назад казалось невозможным, чтобы ребенок с аутизмом вышел на сцену. Сейчас эти ребята играют главные роли, раздают интервью. Многие из них начали разговаривать, пошли в обычные школы, поступили в вуз, нашли друзей, научились правильно общаться с другими людьми. 

«Паша — самый приветливый в театре!» — рассказали по секрету нам другие дети. Три года назад, когда Паша пришел сюда, он молчал, был скованным, мог странно себя вести. В школе его хотели перевести из общего класса в интегрированный. Через полгода занятий в театре этот вопрос ушел с повестки дня. Сейчас Паша — школьный активист. Участвует в разных мероприятиях, много выступает. Одежду на сцену и в жизни всегда выбирает сам. Обожает ходить по магазинам и со смехом называет себя «тряпишником». Мечтает научиться шить себе сценические костюмы и повседневную одежду — сейчас занимается на дополнительных занятиях в школе, а поступать будет в колледж на швейное отделение. Фото: редакция ИМЕН

Может ли ребенок пользоваться «Уроками для детей с аутизмом»? 

Нет, уроки созданы не для детей, а для педагогов, которые работают с детьми с аутизмом:  учителей, воспитателей, дефектологов, специалистов коррекционных центров. Любой специалист — если в этом заинтересован — сможет скачать пособие и использовать его в работе. 

Также им смогут бесплатно воспользоваться и родители детей с аутизмом.

Почему в открытом доступе до сих пор нет ни одного урока?

ИМЕНА собирают на проект с начала 2020 года. На сегодня уже полностью готовы 106 уроков для детей с аутизмом из 108. Их продолжительность — от 5 до 15 минут. Еще 10 дополнительных видеороликов расскажут о нюансах поведения разных детей с аутизмом. 

Все уроки выйдут одним пакетом после прохождения экспертизы в Институте инклюзивного образования и Институте психологии БГПУ. Каждый урок по отдельности теряет свою ценность, потому что все они дополняют друг друга. В каждом уделяется внимание какому-то одному аспекту проблемы или одному упражнению. На экспертизе уроки будут рассматриваться все вместе, как единый продукт. 

Даша обожает танцевать. Слышит музыку — и тут же начинает двигаться. В детстве из всех игрушек выбирала музыкальные, сейчас часами готова «отрываться» под «Би-2» и «Король и Шут». Но у Даши — аутизм и ДЦП. О занятиях танцами и речи не шло. А потом мама привела дочь в инклюзивный театр. Вот уже год девочка занимается хореографией. Стала более пластичной, сконцентрированной. Поменялась и в общении — все реже «улетает» во время разговора, а слушает внимательно. Мама горда, педагоги хвалят. А Даша — счастлива. Ее мечта сбылась — она танцует. Фото: редакция ИМЕН

В каких городах работает проект?

Интерактивное пособие с «Уроками для детей с аутизмом» будет доступно для всех заинтересованных педагогов из разных уголков Беларуси, которые работают с особенными ребятами. Его можно будет бесплатно скачать в открытом доступе, как только оно будет готово и пройдет экспертизу в Институте инклюзивного образовагия и Институте психологии БГПУ. Планируется, что пособие с уроками выйдет до конца этого года. Мы обязательно расскажем об этом. Пример урока вы можете посмотреть здесь

Семейный инклюзивный театр «i» работает только в Минске. В будущем проект появится во всех областных городах. Пока родители с детьми с аутизмом из других городов могут приезжать на консультацию к работникам театра.  

Как вы можете помочь

ИМЕНА собирают средства на работу проекта. Деньги нужны для того, чтобы создать 108 видеоуроков (видеосъемка, монтаж, цветокоррекция и т. д.) продолжительностью от 5 до 15 минут, 10 дополнительных видеороликов о нюансах поведения разных детей с аутизмом, а также на оплату услуг координатора проекта и бухгалтера, связи, канцелярских товаров и расходных материалов. 

Нажимайте кнопку Помочь, оформляйте ежемесячную подписку (автоматическое списание средств с банковской карты в поддержку проекта один раз в месяц) или делайте разовый перевод. Всего 5-10 рублей от нас всех — и у детей с аутизмом появится шанс ходить в школу или на кружки, заводить друзей, просто общаться, гулять, а не сидеть в изоляции дома.

ИМЕНА работают только на деньги читателей. Вы делаете перевод  5, 10, 20 рублей или оформляете ежемесячную подписку с карточки, а мы готовим новые истории и запускаем социальные проекты, которые помогают не одному, а  тысячам людей. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!

Нам очень жаль, но по техническим причинам платежи в поддержку проектов временно не принимаются :-(
Истории

«Я его все равно очень люблю». Что помогает родственникам людей с психическими расстройствами не сойти с ума

Помогаем проекту Клубный дом
Собрано 113 611 руб.
Истории

Как два медика из Минска заболели редкой болезнью и не могли найти врачей, которые их вылечат

Помогаем проекту Служба помощи людям с БАС
Собрано 80 877 руб.
Истории

Пока позволят силы. Как патронажые медсестры ухаживают за тяжелобольными людьми в период эпидемии

Помогаем проекту Патронажная служба в регионах
Собрано 246 360 руб.
Истории

Паша и бесы. Молодой учитель с биполярным расстройством много лет боялся лечиться, а теперь счастлив и помогает другим

Помогаем проекту Клубный дом
Собрано 113 611 руб.
Истории

Родной сын бьет. История пожилой учительницы, которая не может вернуться домой

Помогаем проекту Убежище для женщин и детей
Собрано 236 029 руб.
Истории

В мире так уже не работают! Три итальянских врача приехали в Беларусь и показали, как помогать неизлечимо больным детям просто и по-новому.

Помогаем проекту Выездная служба Белорусского детского хосписа
Собрано 217 621 руб.
Истории

«Теперь не убежишь!» Побочным эффектом коронавируса станет всплеск домашнего насилия

Помогаем проекту Убежище для женщин и детей
Собрано 236 029 руб.
Истории

Стивен Хокинг внутри. Что чувствуют и как живут люди с боковым амиотрофическим склерозом

Помогаем проекту Служба помощи людям с БАС
Собрано 80 877 руб.
Истории

Верните нам «Радугу»! Власти Мозыря хотят закрыть уникальный реабилитационный центр для детей с инвалидностью — родители встали горой

Помогаем проекту Имена
Собрано 2 144 538 руб.
Истории

«Думала, если я сирота, то ничего не добьюсь». Как проект по профориентации помог 17-летней Алёне найти себя

Помогаем проекту Будущая профессия для детей-сирот
Собрано 34 135 руб.