Слава любит танцевать. Но когда ее педагог по танцам ушла в декретный отпуск, девочке стало негде заниматься. У Славы — аутизм. Детям с таким диагнозом практически невозможно попасть на кружок или спортивную секцию. В школе они тоже не могут реализовать себя. Большинство педагогов в Беларуси просто не знают, как заниматься с детьми с аутизмом. Семейный инклюзивный театр «і» уже решает эту проблему. Они создают видеоуроки для педагогов, в которых показывают и объясняют, как правильно общаться и заниматься с детьми с аутизмом, каких результатов можно ждать. Средства на создание уроков собирают читатели ИМЕН. Первый пилотный видеоурок готов. Посмотрите его!
Театр работает пять лет, за это время через педагогов театра прошло больше 300 детей с аутизмом. Правильное общение и комплекс упражнений, которые сформировали и отработали педагоги театра за эти годы, «включают» ребенка. Дети, которые занимались в театре, достигают серьезных успехов: начинают разговаривать, находят друзей, поступают в вузы, побеждают на олимпиадах.
— Все пять лет работы мы постоянно слышим от родителей: «Нас не взяли ни на один кружок», «От нас отказались в спортивной секции», «У нас проблемы в школе». Очень немногие педагоги могут работать с детьми с аутизмом. Мешает страх, стереотипы, не хватает опыта и знаний. Мы хотим это изменить и показать специалистам, что с детьми с аутизмом можно и нужно работать. Они все равно столкнуться в своей практике с этими детьми — их много, их становится все больше. Все, что надо — это понять, как с ними взаимодействовать, научиться этому, — говорит Ирина Киселева, руководитель Семейного инклюзивного театра.
Один на один с диагнозом
Девять лет назад, когда Славе поставили диагноз «аутизм», мало кто знал, что это такое.
— Мы были один на один с этим диагнозом: даже врачи помочь нам особо не могли. Помню, прописали нам лекарства, я почитала, подумала, понаблюдала за Славой и решила, что давать не буду. Врач кивнула: «Ну и правильно». Зачем тогда прописывали? Так было во многом: какую диету выбрать, как заниматься, куда водить, — вспоминает Анна, мама Славы.
Информацию искали в интернете, тогда ее было совсем мало. Тогда Анна организовала сообщество родителей детей с аутизмом, где «плечом к плечу решали проблемы сами»: делились друг с другом информацией о разных методах работы с детьми с аутизмом, сообща находили и приглашали специалистов.
В школу Слава пошла в интегрированный класс, в котором было еще три ребенка с аутизмом.
— Весь первый класс в школу я ходила с ней за ручку. Не было ни тьютора, ни дефектолога, никого. Со специалистами проблемы были и остаются. Например, одна мама до сих пор ходит с ребенком в школу. Он общается только с ней, она — только с ним. О какой социализации идет речь в их случае? Был один дефектолог, после работы с которым у детей случился откат.
У дефектологов просто не хватает практических знаний. Об этой проблеме нам рассказала Татьяна Леанович, которая работает дефектологом в школе № 3 в Боровлянах. Студентов в университете не обучают отдельно работе с детьми с аутизмом — там дают базовые знания по всем видам нарушений. Есть курсы повышения квалификации, но там в основном — теория. Как найти подход к конкретному ребенку, который к тебе пришел, каждый специалист придумывает сам. Есть хорошие курсы по работе с детьми с аутизмом в России. Они дают прикладные знания, но стоят дорого и требуют очень много времени и сил. Идти на них имеет смысл, только если педагог решил полностью переключиться на работу с детьми с аутизмом, то есть — уйти из школы.
— Видеоуроки — как раз то, что надо нам. Я посмотрела первый урок и за пять минут поняла, как делать определенное упражнение, какой эффект можно получить и что именно оно развивает в детях. Сразу мысли: «Ага, вот этот элемент можно включить и в групповую работу со всеми детьми». В классе же у нас дети с разными нарушениями, это всегда проблема — объединить их в общую работу.
Ликбез для учителей
В начальной школе наладить учебный процесс для Славы удалось общими усилиями. Мама Славы тесно общалась с учителем, которая хорошо понимала особенности девочки. В этом году девочка пошла в пятый класс, где учителя по разным предметам разные. И только единицы оказались готовы ко встрече с детьми с аутизмом.
— Многие понятия не имеют, что такое аутизм. Был недавно случай: Слава не выучила урок. Попыталась выкрутится: прочла то, что должна была знать наизусть. Ей восемь баллов поставили. Тьютор подошла к учителю с вопросом, за что восемь, она же не выучила. А учитель искренне ответила: «Я думала, они больше и не могут». Что значит не могут? Какие-то фантазии у некоторых педагогов, оторванные от реальности. К счастью, есть и те, кто пробует что-то узнать про аутизм. Но их единицы. Если бы кто-то провел хотя бы маленький ликбез со всеми без исключения педагогами, подготовил их, было бы намного проще всем.
Информации про детей с аутизмом сейчас очень много и в интернете, и на разных курсах. Но сложность в том, что ее слишком много, она вся разрозненная и неструктурированная — правильно ее переработать сложно.
— Дети с аутизмом — очень разные. То, что подходит одному, совершенно не подходит другому. И если те учителя, у кого большой опыт работы, могут как-то ориентироваться, то остальным очень непросто. Для них видеоуроки — настоящая находка. Уроки структурированы, хорошо показано, как взаимодействовать с детьми с аутизмом, — говорит учитель, который работает с детьми с аутизмом.
Кружки — для всех
Слава — не самый сложный ребенок, ей нравится быть в компании, они хорошо переносит шум и смену обстановки. Девочка занимается плаванием, раньше ходила на танцы и рисование. Каждую секцию родители искали долго.
— У меня был тщательный отбор. Я не водила ее туда, где ей не могут помочь. Например, рисование у нас вела педагог из коррекционного центра, у которой большой опыт работы с детьми с аутизмом. На плавание Слава ходит в частный бассейн, занимается один на один с педагогом. Да, это стоит намного дороже, чем государственные бассейны, но по-другому не получается. Слава всегда обожала музыку, ей нравилось танцевать. Мы долго искали педагога, нашли, а потом она ушла в декретный отпуск, и с танцев нам пришлось уйти.
Ольга Романчик — волонтер-аниматор в Гродненском детском хосписе — не удивлена такой ситуации. Год назад они с коллегами решили организовать занятия для детей с аутизмом. Но уперлись в стену — не понимали, с чего начать, куда двигаться. Потом случайно узнали про Семейный инклюзивный театр. Ольга тут же поехала туда перенимать опыт. Две недели каждый день ходила на все занятия в театре, записывала каждое слово, каждое упражнение. Сделала методички для коллег, отрепетировали все и стали проводить занятия так же, как это делали в театре. Копировали все: как здороваться, с чего начинать занятие, какая последовательность упражнений, как общаться с детьми.
— Самым большим открытием для меня было — способ общения с детьми с аутизмом. Раньше я работала преподавателем в колледже, привыкла со студентами строго. А с детьми с аутизмом надо иначе: сделает ребенок хоть полшага навстречу, нужно сразу ему давать обратную связь, обнять, похвалить. Быть чутким, но мягко продолжать настаивать, что он может больше.
Ольга вспоминает, что первые занятия проходили примерно так: дети все время разбегаются в разные стороны, педагоги их пытаются собрать. В какие-то моменты казалось, что все это бесполезно.
— Но думали так: раз получилось у театра, значит смогут. И продолжали, продолжали. Намного легче делать что-то, понимая, к чему это приведет, чем вслепую.
Педагоги театра были на связи, отвечали на все вопросы, даже приезжали помогать. И дело пошло — дети стали меняться. Один ребенок стал лучше говорить, второй пошел на контакт, у третьего лучше пошли дела в обучении музыкой в музыкальной школе. Дети стали более общительными.
— Благодаря урокам теперь у нас всех — во всей стране — есть очень большой шанс адаптировать, социализировать детей с аутизмом. Это будет просто преступление, если мы им не воспользуемся.
— Мы верим, как только будет больше наших уроков, страха станет меньше. Теперь педагоги читают информацию и пугаются. А видеоуроки показывают, какие это дети, как с ними правильно взаимодействовать, на что они откликаются. Тогда получится сдвинуть дело с мертвой точки, и дети смогут ходить на кружки и секции, — говорит Ирина Киселева.
Слава тоже стала ходить на занятия в театр. Там она занимается актерским мастерством и танцами. Вся семья счастлива — больше никаких кружков не ищут.
Не ограничивать, а поддерживать
Долгое время вся команда: мама Славы, тьютор и учитель боролись за то, чтобы девочка училась самостоятельности — хотя бы в туалет ходила одна. Уже стало получаться, Слава привыкала полагаться только на себя, что очень важно. Но однажды один ребенок с аутизмом включил пожарную сигнализацию в школе. И сразу появился строгий внутренний приказ — все дети с аутизмом должны передвигаться по школе только с тьютором.
— Так и ходим за ручку с тьютором всегда. Ну что ж делать, как-то балансируем, стараемся вписаться в эти правила. Все же дети в школе сильно ограничены в своих возможностях. На наших это просто отражается сильнее всего. Возьмите любого ребенка, умножьте на 10 — и получите то количество ограничений, с которыми сталкиваются наши дети.
Мама Славы говорит, что в театре все время планку ставят выше, а не занижают ее, как в большинстве других мест.
— Не получается? Попробуй еще раз. Опять не выходит? А попробуй вот так. И в итоге получается, дети чувствуют, что они — успешны. У них появляется новый стимул для роста.
В театре у Славы нет проблем с общением с другими людьми. Там она сама впервые стала задавать вопросы малознакомым людям, озвучивать просьбы — это важный навык, которому надо учиться.
Слава стала меняться, тянется за сверстниками. Недавно решила похудеть, каждое утро стала делать зарядку. Сама, никто ее не принуждает. Недавно скачала «Призрак оперы» и занимается под эту музыку.
— Мне бы в голову даже не пришло слушать с ней такую музыку или делать упражнения на растяжку. Если бы она была все время со мной, она была бы ограничена моим мировоззрением, она бы никогда не научилась тем вещам, которые выхватывает при общении с другими. Хочется, чтобы таких возможностей у наших детей было больше.
Как вы можете помочь
Коллектив театра уже работает над созданием 108 видеоуроков и 10 дополнительных видеороликов о нюансах поведения разных детей с аутизмом. На уроках покажут работу разных возрастных групп: малышей и подростков, работу в общих группах и в группах, где занимаются только дети с аутизмом. По аналогии с первым уроком покажут и опишут 40 ключевых упражнений, возможно — и больше.
Уже отснято около 200 часов занятий, съемки продолжаются. Каждый час отснятого материала команда проекта обрабатываем около 20 часов. Чтобы создать пилотный урок, который вы увидели, команде нужно было просмотреть занятия за целый год, потом вырезать и смонтировать кусочки.
Интерактивное пособие с видеоуроками, пояснениями, описанием методик бесплатно смогут получить все специалисты — учителя, воспитатели в детских садах, дефектологи, соц.работники центров — кто работает с детьми с аутизмом. Но чтобы это пособие появилось, нужна ваша помощь!
Нажимайте кнопку Помочь, оформляйте ежемесячную подписку (автоматическое списание средств с банковской карты в поддержку проекта один раз в месяц) или делайте разовый перевод. Всего 5-10 рублей от нас всех — и у детей с аутизмом появится шанс ходить в школу или на кружки, заводить друзей, просто общаться, гулять, а не сидеть в изоляции дома.
Смету проекта и этапы вы можете посмотреть на странице проекта.
ИМЕНА работают только на деньги читателей. Вы делаете перевод 5, 10, 20 рублей или оформляете ежемесячную подписку с карточки, а мы готовим новые истории и запускаем социальные проекты, которые помогают не одному, а тысячам людей. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!