Истории

Удивительный Миша. Как подросток с аутизмом учит общаться других детей с аутизмом

Собрано 38 478 из 71 370 руб.
Помочь

17-летний Миша знает, как помочь ребенку с аутизмом. Еще несколько лет назад такое и представить было нельзя: Миша не отвечал на вопросы, почти не выражал эмоций, не плакал, не смеялся. Но никто не удивлялся, ведь у Миши — аутизм. А теперь он сам — тьютор для детей с аутизмом. Пять лет назад он пришел в «Семейный инклюзив-театр «i» — и жизнь его изменилась. Теперь есть шанс, что жизнь изменится и у тысяч белорусов с таким же диагнозом. 

— Приятно подарок получить, не правда ли?  

Миша говорит так, будто Глеб — спокоен, будто Глеб не кричит. А Глеб уже и правда не кричит. Минуту назад никто не мог успокоить мальчика. У Глеба — аутизм, ему сложно справляться с эмоциями. Но теперь он с интересом слушает Мишу, который продолжает ему что-то тихо рассказывать, пока другие дети репетируют сценки.

Фото: Александр Васюкович, Имена

— У Миши — дар общения. Он умеет найти подход и чувствует, что нужно ребенку в этот момент. Сам, у него это изнутри идет, — рассказывает Ирина Киселева, руководитель Семейного инклюзив-театра «і». 

Кстати, у Миши тоже аутизм. 

Мише — 17 лет. Последние пять лет он занимался в театральной студии, недавно сыграл главную роль в спектакле. А сегодня у него новый дебют: он сам стал тьютором — помощником для ребенка с аутизмом. 


— Есть у меня один недостаток. Могу быть чересчур болтливым 

Мы уже час трещим с Мишей обо всем на свете. Сложно поверить, что несколько лет назад это было невозможно. Ирина Киселева вспоминает, как во время их первой встречи пять лет назад Миша безучастно посмотрел в пол, вежливо поздоровался и тут же снова погрузился в себя. Потом было первое занятие в театре. В самом начале Ирина спросила у Миши, как дела. Не поднимая глаз, мальчик вежливо попросил ее уйти, потому что он устал. Малейший контакт с людьми его утомлял. 

Фото: Александр Васюкович, Имена

Миша этого не помнит. Зато помнит, как в два года строил длинные цепочки из игрушек, книжек и тапочек. Когда эта цепочка упиралась в стену или диван, Миша устраивал истерику. Недавно Миша признался маме, что тапочки-книжки-игрушки — это были машины на дороге, а встретиться с преградой означало попасть в пробку. 

А еще Миша любил рутину и четкий режим. Предпочитал ходить по одному и тому же маршруту. Ел только определенные продукты. Родители считали это особенностью характера, про аутизм тогда, лет 10 назад, никто ничего не знал. В четыре с половиной года мальчик еще толком не говорил, только повторял обрывки фраз, которые где-то услышал. К шести диалог вести еще не мог. Врачи решили, что у Миши умственная отсталость и дали направление в спецшколу. 


—  Я вам говорил, что в районной олимпиаде по географии занял второе место? 

Сейчас Миша учится в 11 классе обычной школы, средний балл у него — 9,2. Вовсю готовится к поступлению в институт имени Сахарова: занимается с репетиторами, ходит на факультативы в школе. Собирается стать программистом. Но признается, что с детства мечтал стать палеонтологом (изучать ископаемые остатки организмов до появления современного человека — прим.ред.), только в Беларуси этой профессии не учат. 

Фото: Александр Васюкович, Имена

11 лет назад родители и предположить не могли, что Миша будет думать про вуз. Понимали только, что нельзя Мише в спецшколу. Он постоянно копировал поведение других людей. Окажись он среди детей с задержкой развития, Миша бы сам не смог развиваться. Мама написала отказ от спецшколы. И мальчик пошел в обычную. С учебой проблем действительно не было — у Миши феноменальная память, он мгновенно запоминает все, что услышал или увидел.

С двух лет самым желанным подарком для него были не игрушки, а книжки. Свою первую книгу про динозавров Миша «зачитал до дыр»: подходил ко взрослым, показывал на картинку и ждал, пока ему прочтут все, что там написано. Слушать приходилось долго — это была энциклопедия для старших классов. Потом мальчик цитировал из этой книги целые страницы. 

Все, чем увлекается Миша, он изучает основательно. Понравилась какая-то тема на уроке — обязательно нароет дополнительную информацию и подготовит доклад. Заинтересовала тема войны — засядет в библиотеке за книгами и будет пересматривать военные фильмы. Полюбил гонки — каждое утро встает в пять утра, чтобы следить за новостями с треков, покупает специализированные журналы.

— Что в первую очередь нужно людям с аутизмом, как считаешь? 
— Я думаю, общение. 
— А многим кажется, что как раз общения они не хотят. 
— Может казаться, что не хотят. Им трудно. Но надо стараться понять их.  
— А как ты понимаешь? 
— По опыту, наверное. Долгий путь нужно пройти 

Если с учебой у Миши все было в порядке, то с поведением вопросы возникали постоянно. Посреди урока мальчик мог залезть под парту, гулять по классу или пытаться уйти в коридор. Мише повезло: первая учительница хорошо относилась к мальчику, находила к нему подход.

А вот с одноклассниками контакта не получилось. Общаться с Мишей дети не особо хотели, а  он — не очень умел. Приносил в школу свои книги, рассказывал все, что знал. Учительница называла его «маленький профессор». А дети чаще всего либо игнорировали мальчика, либо подшучивали над ним. Мама Миши, Ольга говорит, что и сейчас ситуация не сильно изменилась: на переменах он часто просто уходит из класса в библиотеку. К насмешкам и грубости юноша относится по-философски: «Ну что ж поделать, они не понимают. Такие уж люди. А я просто не такой, как все». 

Фото: Александр Васюкович, Имена

Почему Мише так сложно дается общение и почему он «не такой, как все», мальчик не знал. Никто не знал. Диагноз «аутизм» поставили только в 14 лет. До этого родители водили Мишу к психологу и логопеду. А общение с детьми замыкалось только на братьях и сестрах. Хорошо, у Миши их четверо. 

— Сейчас я немного скучаю по временам, когда все мы жили вместе. Хорошо было. Сейчас все выросли, разъехались. 

Семья старалась разнообразить жизнь Миши самостоятельно: водили по театрам, на концерты, покупали книги, журналы, помогали собирать коллекции, которыми он увлекался. До сих пор по всей квартире расставлены динозавры, машинки из «Формулы-1», а в комнате Миши у окна стоит «Артем» в шапке Деда Мороза  — муляж человеческого скелета, которого собрал когда-то Миша.

Мама не раз пыталась записать Мишу на занятия по вокалу, у мальчика был явный талант. Но педагоги отказывались с ним заниматься: Миша постоянно отвлекался. 

— Миша, какая роль в театре тебе понравилась больше всего? 

— Ворона.

— Почему?

— Потому что карр-карр-карр (смеется)

Когда Мише исполнилось 12, мама привела его в инклюзив-театр «i», где наравне с обычными детьми занимаются и дети с аутизмом. Здесь впервые мама не услышала привычное: «Мы не будем с ним заниматься, мы не знаем, что с ним делать». Хотя педагоги Театра действительно не знали, что делать. Миша не мог концентрироваться на занятиях больше 10 минут. Потом силы кончались, и уже ничего нельзя было добиться. Но на него не махнули рукой, не злились, а искали варианты, пробовали разные подходы и продолжали заниматься. Через три месяца Миша вышел на сцену, сыграл роль зайца в спектакле и спел песню. Его роль длилась несколько минут — ровно столько, сколько он мог выдержать.  

Фото: Александр Васюкович, Имена

Мама вспоминает, что на занятия Миша просто «летел». Причина проста: впервые в жизни Миша шел не только за новыми знаниями — у мальчика появились друзья. Хотя ничего специально для этого он не делал, а вел себя, как обычно: приносил книги, находил слушателя и, цитируя целые главы, рассказывал все, что знал сам. И его слушали. 

— Дети в нашем театре делают не менее важную работу, чем взрослые, просто тем, что дружат, — объясняет Ирина Киселева. — Однажды во время гастролей девочки спорили, кто будет сидеть рядом с Мишей в дороге. Вы представьте, какой это переворот жизни ребенка, у которого никогда не было друзей! 

— Кто самые близкие друзья у тебя? 
— Много кто. Злата, Антон, Кастусь, вот, Максим Лагун — мой старый добрый приятель. Мы с ним прошли огонь и воду. На самом первом спектакле вдвоем были зайцами.
— О чем вы разговариваете? 
— С Максимом? О всяком разном. Что собираем. Я собираю гоночные машины и журналы про «Формулу 1», он — журналы с комиксами. Вот это обсуждаем. И про жизнь говорим 

Взрослым тоже нравилось общаться с Мишей. Педагог по вокалу обсуждала с ним его любимые гонки «Формулы-1». Психолог театра Екатерина Шуляковская внимательно слушала его «доклады», поражалась образованности мальчика и даже стыдилась, что знает меньше. А педагог по актерскому мастерству Игорь Сидорчик удивлялся феноменальной памяти мальчика. 

Фото: Александр Васюкович, Имена

— Я дал ему текст. Целую страницу текста, там еще было три фразы на латыни. Он видел его впервые. Говорю, прочти, сейчас попробуем репетировать. Миша прочитал, отложил этот текст в сторону, вышел и слово в слово все выдал. Включая те три фразы на латыни. 

Полгода назад Ирина Киселева решила дать Мише главную роль в спектакле «8 чувств, или рождение человека». Ему предстояло сыграть самого себя, подростка с аутизмом, который знакомится с разными чувствами и начинает дружить с ними: со злостью, грустью, интересом, обидой, страхом, радостью, удовольствием, виной. Так же, как это и происходит в реальной жизни. Дело в том, что дети с аутизмом не умеют распознавать чувства, эмоции, ни в других людях, ни свои собственные. Их этому нужно учить, объяснять каждую эмоцию. На репетициях спектакля дети с аутизмом не просто готовились к выступлению, они изучали чувства. 

— Мне все говорили, что не сможет Миша выдержать на сцене целых два часа, — вспоминает Ирина. — А если учесть, что мы делаем еще и прогоны перед спектаклями, ему надо отработать не меньше пяти часов. Мише это и правда сложно. Но я видела в нем потенциал. И мы рискнули. 

И Миша справился на «отлично». Дважды выступил, оба раза — без единой заминки. 

Фото: Александр Васюкович, Имена

И в общении заминок тоже уже давно не было. Все реже на занятия Миша приносил книжки и пересказывал интересные факты. Все чаще — спрашивал «Как дела?», говорил о погоде и всякой подростковой всячине. Никого не выделял. Ему было неважно, есть у ребенка аутизм или нет.

— Миша, как надо общаться с детьми с аутизмом?  

— Аккуратно и мягко. Они могут быть шумными, однако. Но они не специально. Они просто хотят сказать что-то, но пока не умеют правильно. И если помогать, все может получиться 

Как только Миша научился общаться и раскрепостился, он стал вытягивать на контакт других ребят с аутизмом. Делал это, сам того не замечая. И хорошо  чувствовал, что нужно каждому. С замкнутым ребенком заводил разговор и совершенно не смущался, когда не получал ответов на свои вопросы. Учил разговаривать тех, кто еще молчал. Просто подходил, становился напротив и спокойно говорил: «Повторяй за мной. Смотри, надо вот так». И почему-то всегда дети включались. 

Педагоги сначала просто наблюдали и удивлялись. А потом предложили Мише стать тьютором. 

— Поплачь! — Коля, мальчик с аутизмом, со смехом дергает Мишу за рукав. 

— Да хватит уже! Остановись, пожалуйста, остановись, пожалуйста! — Миша опускает голову, всхлипывает. 

— Ты что —  плачешь? Чего ты плачешь? — Коля с любопытством всматривается в Мишу. 

— А ты пожалей его, — советует стоящая рядом педагог.

Коля задумывается. Постепенно грустнеет. Протягивает руку к Мише, гладит. Потом молча обнимает.

— Ну что? Не плачешь? 

На самом деле Миша, конечно, не плакал. Пока ждал своего выхода на сцену, он показывал Коле, что такое грусть. 

Фото: Александр Васюкович, Имена

— Важно понимать: не занятия вокалом или актерским мастерством меняют детей с аутизмом. Нет. Они учатся общаться каждую минуту, вот так, спонтанно, за кулисами, в коридоре или во время уроков. Их учат не только педагоги — их учит среда, которую мы все формируем, и они учат друг друга, — объясняет Ирина Киселева. — За несколько лет у нас получилось создать свою систему работы с детьми с аутизмом. Когда к нам стали приезжать коллеги не только из других городов Беларуси, но и из других стран, мы поняли, что пора наш опыт переложить в понятное пособие, по которому смогут учиться любые специалисты, которые работают с детьми с аутизмом: и педагоги в школах, и воспитатели в детских садах, и специалисты из коррекционных центров.


Репетиция прошла хорошо. Миша отточил свою роль, а в промежутках между выходами на сцену вел активную жизнь за кулисами. Смешил девчонок, рассказывал про свою рану на пальце другу, показывал, как играть в онлайн-игру. Периодически к ним присоединялись другие дети, комментировали, смотрели. И было уже непонятно, у кого из них есть аутизм, а у кого — нет. Да, в общем-то, и неважно. 

После репетиции Миша ждет друзей: наушники в ушах, рюкзак за плечами, телефон в руках. Сейчас они вместе пойдут собирать покемонов по городу. 

— Миша, скажи, в тебе есть какая-то особенность? 

— Не знаю. Я обычный. Как все.

Фото: Александр Васюкович, Имена

Как вы можете помочь. 

То, как изменился Миша, похоже на чудо. Но на самом деле это никакое не чудо, а большая, кропотливая, непрерывная работа педагогов инклюзив-театра. Они пробовали, искали подходы к Мише. И в результате маленькие достижения привели к тому, что в Мише теперь сложно угадать ребенка с аутизмом, которому нужна помощь. Теперь он сам помогает ребятам с аутизмом раскрываться.

Многие дети с аутизмом имеют хороший интеллект, и, несмотря на непредсказуемое поведение, все они могут ходить в школу, детский сад, посещать кружки и секции. Но, к сожалению, ни сверстники, ни вообще окружающие люди просто не знают, как с ними общаться. У педагогов еще нет опыта и знаний о том, как правильно заниматься с детьми с аутизмом и учить их. 

Именно поэтому специалисты инклюзив-театра «i» решили поделиться своим успешным опытом работы с детьми с аутизмом и создать интерактивное пособие с видеоуроками, пояснениями, описанием методик. Это пособие бесплатно смогут получить все специалисты — учителя, воспитатели в детских садах, дефектологи, соц.работники центров — кто работает с детьми с аутизмом. Они узнают и поймут, как правильно взаимодействовать с такими ребятами, они не будут бояться работать с ними, не будут предлагать родителям оставлять ребенка на домашнем обучении. Дети с аутизмом смогут наравне со всеми ходить в сады и школы, посещать кружки и спортивные секции, жить полноценной жизнью ребенка.

Но чтобы это пособие появилось, нужна ваша помощь!

Друзья, нажимайте кнопку «Помочь», оформляйте ежемесячную подписку (автоматическое списание средств с банковской карты в поддержку проекта каждый месяц) или делайте разовый перевод. Всего 5-10 рублей от нас всех — и у детей с аутизмом появится шанс ходить в школу или на кружки, заводить друзей, просто общаться, гулять, а не сидеть в изоляции дома.

Деньги нужны для того, чтобы создать 108 видеоуроков (видеосъемка, монтаж, цветокоррекция и т. д.) продолжительностью от 5 до 15 минут, 10 дополнительных видеороликов о нюансах поведения разных детей с аутизмом, а также оплату услуг координатора проекта и бухгалтера, оплату услуг связи, канцелярских товаров и расходных материалов. Команда будет записывать уроки на протяжении 2020 года. Смету проекта и этапы вы можете посмотреть на странице проекта.

ИМЕНА работают только на деньги читателей. Вы оформляете подписку на 5, 10, 20 рублей, а мы делаем новые истории и помогаем еще большему количеству людей. ИМЕНА — для читателей, читатели — для ИМЕН. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!

Уже собрано
Собрано 38 478 из 71 370 руб.

Raschet@2x
Разовый перевод с помощью системы Расчет ЕРИП       

С помощью интернет-банка, мобильного приложения банка, инфокиоска или банкомата войдите в систему «Расчет» (ЕРИП) и выберите:

  1. Благотворительность, общественные объединения
  2. Помощь детям, взрослым
  3. ИменаМедиа
  4. Пожертвование (на проекты)
  5. Введите код проекта: 10
  6. Введите фамилию, имя, отчество и сумму платежа
  7. Внимательно все проверьте и оплатите

Если вы платите в кассе банка, сообщите кассиру о необходимости проведения платежа через систему «Расчет» (ЕРИП).

При поддержке сервиса «Хуткі Грош»

Ipay@2x
SMS-сообщением с баланса мобильного телефона (для абонентов МТС и life)

Отправьте на номер 553 SMS-сообщение в следующем формате:

820 10 Сумма

Параметры разделите пробелами. Например: 820 10 10

SMS-сообщение не тарифицируется. Комиссия системы iPay для абонентов МТС — 3%, life — 4,5%.

Подробные условия

Абоненты A1 могут поддержать все проекты одним из способов

  1. Отправьте USSD-запрос *222*2# и выберите сумму пожертвования из предложенных: 2, 5 или 10 рублей.
  2. Отправьте SMS на короткий номер 2222. На благотворительный счёт платформы ИМЕНА будет зачислено 2 рубля с абонентского счёта А1.
  3. В приложении A1 banking в разделе «Добро»: банковской картой или с баланса абонентского счёта (без комиссии).
    Подробная информация на сайте А1

В начале каждого месяца все средства, поступившие на благотворительный счёт платформы ИМЕНА от абонентов А1, распределяются между всеми активными проектами.

Юридическим лицам

Если вы хотите помочь от компании — пишите на funds@imenamag.by.

Истории

(Не)Вясёлка. Как детский музыкальный коллектив и чиновники от культуры не поняли друг друга, а страдают все равно дети

Помогаем проекту Имена
Собрано 74 671 из 199 522 руб.
Истории

«Мама, нас больше не заберут?» Как Катя не могла вернуть детей из приюта, а потом ей помогли ИМЕНА

Помогаем проекту Имена
Собрано 235 004 из 511 767 руб.
Истории

Мог бы купить яхту, но отливает Дедов Морозов. Философ с MBA пытается наладить «игрушечный» бизнес с инвалидами

Истории

«Я не знаю, как выдержать это давление». Татьяну и ее детей насиловал муж, теперь не дает покоя соцслужба

Помогаем проекту Убежище для женщин и детей
Собрано 39 280 из 93 238 руб.
Истории

«Победить ступеньки в учебных корпусах не давала болезнь». Сейчас Нина растит сына и мечтает добираться на работу на электроколяске

Помогаем проекту Геном
Собрано 39 482 из 83 966 руб.
Истории

Укладывают спать за два часа до уроков и привязывают шарфами к сиденьям. Как дети-инвалиды из деревень ездят на учебу

Истории

«Я не с дочкой прощалась, а про следователей думала». Почему закон мешает спокойно похоронить детей, умерших от тяжелых болезней

Помогаем проекту Выездная служба Белорусского детского хосписа
Собрано 111 569 из 114 617 руб.
Истории

Жить было негде, а вы так помогли! Как папа Валера из Лиды спасал сына от рака, а читатели «Имен» — папу и всю семью

Помогаем проекту Дом для детей с онкологией
Собрано 69 671 из 80 900 руб.
Истории

«А вы пробовали с ними общаться, их открывать? А вы попробуйте!» Сотрудники театра для детей с аутизмом показали закулисье

Помогаем проекту Театр для детей с аутизмом
Собрано 44 873 из 53 553 руб.
Истории

«Его мозг работает так, как нам и не снилось». Саша из Мозыря поет на 6 языках, хотя много лет не разговаривал вообще

Помогаем проекту Театр для детей с аутизмом
Собрано 44 873 из 53 553 руб.