Истории

(Не)Вясёлка. Как детский музыкальный коллектив и чиновники от культуры не поняли друг друга, а страдают все равно дети

Помогаем проекту Имена
Собрано 2 144 538 руб.
Помочь

В Мозыре есть необычный коллектив «Вясёлка». В его состав входят дети с тяжелыми нарушениями развития и их педагоги. Коллектив зажигает на сценах и срывает овации. Им стоя аплодировал Президентский оркестр Беларуси. Ребята вдохновились реакцией публики и поверили, что добьются официального признания. Впервые в истории нашей страны такой коллектив подал заявку на звание «образцовый любительский коллектив». Любительский коллектив с обычными детьми на вопрос, как быстро можно получить звание «образцовый», назовет срок от месяца до года. «Вясёлка» не может ответить на этот вопрос уже четыре года. Упорству и целеустремленности коллектива можно позавидовать, но сейчас ребята опустили руки.   

Борьба за звание для «Вясёлки» превратилась в настоящий детектив. Имена за ним наблюдают уже полгода. Журналистка Лариса Малахова пришла к выводу: дело не в звании, а в отношении к коллективу, в котором педагоги делают всё, чтобы эти дети, которых даже в обычные школы не берут, — развивались. Сколько бы бумаг коллектив ни заполнил, сколько бы ни старался правильно и в соответствии с Кодексом о культуре «тянуть носочки», звания так и нет. Эта борьба — скорее, дело принципа. Большое желание маленького коллектива с особенными детьми быть равными. Что действительно нужно этим детям на практике — реальные возможности учиться. Им нужны условия, в которых шаг за шагом дети смогут преодолевать свои тяжёлые нарушения.

В развитых странах их сверстников с такими же нарушениями приглашают выступить на Чемпионаты мира, люди с ограниченными возможностями выступают на Евровидении. Они занимаются в крутых оборудованных студиях с лучшими педагогами. Меценаты и спонсоры помогают таким студиям ни в чем не нуждаться. Их раскручивают организаторы самых разных концертов, выделяют для них специальные номинации. Делать поразительные постановки им помогают продюсеры, креативщики, пиарщики. Так в этих странах сами люди и сами организаторы концертов создают культуру признания особенных детей. Но чтобы «Вясёлка» из Мозыря тоже выступала на больших международных сценах, нужно, чтобы коллектив начали признавать и поддерживать сначала в собственной стране. Причем признание и поддержка нужна не только от чиновников, а во многом — именно наша с вами.

Участники коллектива «Вясёлка» готовятся к поездке на выступление Фото: Александр Васюкович, Имена

Почему «Вясёлка» замахнулась на «образцовый»?

В августе 2018 года в Нью Джерси на чемпионате мира по танцам World Dance Championship выступала команда «A Chance to Dance». Она состоит из детей с ограниченными возможностями. Дети не тянули носок, не держали ровную линию, как того требуется. Жюри присудило им награду — «Вдохновение», которую создали специально для них. Дети чувствовали себя победителями.

Две недели назад — 16 мая — миллионы людей смотрели второй полуфинал Евровидения. Вне конкурсной программы выступала израильская группа «Shalva». В ее состав входят люди с ограниченными возможностями — с синдромом Дауна, синдромом Уильямса, незрячие и с нарушениями зрения. На отборочном туре в Израиле жюри сначала скептично отнеслось к этому коллективу, не верили в их успех. И даже после однозначной победы коллектива жюри сомневалось в своем решении. Но на «Евровидении» зал взорвался овациями. А сразу после выступления по соцсетям Европы прошла волна восхищения. Эту группу многие называли главными победителями Евровидения. Признания они добились.

Коллектив «Вясёлка» создали педагоги и ученики Мозырского центра. В нем учатся дети с особенно тяжелыми нарушениями, как и во всех таких центрах в нашей стране. У всех ребят здесь — интеллектуальная недостаточность, а кроме неё — синдром Дауна, аутизм, детский церебральный паралич. Эти ребята не осваивают обычную школьную программу, не посещают обычные школы и обычные детские сады. И творчество для них часто становится единственным способом, который помогает сделать так, чтобы их заметили.

Семь лет назад, когда Жанна Ефимовна пришла работать учителем музыки в коррекционный центр, никто о большой сцене и не помышлял. Ожидалось, что педагог будет учить детей тому, что написано в программе — реагировать на звук, петь простые детские песенки. Но она была убеждена, что дети могут больше, надо только найти подход.  

Жанна Ефимовна Фото: Александр Васюкович, Имена

И не ошиблась. Сейчас в мире музыку используют при лечении разных заболеваний, и доказано, что огромный эффект достигается при работе с особенными детьми. Появилась даже профессия — музыкальный терапевт. В  США музыкальных терапевтов готовят в 70 колледжах и университетах. В Австралии некоммерческая организация Nordoff-Robbins Music Therapy Australia помогает детям с особенностями через музыку знакомиться с окружающим миром. В Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии, США работают ассоциации музыкальных терапевтов.

Музыкальный руководитель Жанна Ефимовна интуитивно сделала то же, что делают музыкальные терапевты в мире — подобрала ключик к каждому ребенку в коллективе через звук и простые инструменты. Например, к Саше удалось достучаться через микрофон. Год назад мы рассказывали историю мальчика. Он не говорил до 9 лет, а потом не просто заговорил, а запел на шести языках. Максим с аутизмом полюбил барабан. Теперь мальчик учится в обычной музыкальной школе. А Маша — новенькая. В свои пять лет она уже срывает аплодисменты сотен ребят. Сложно поверить, что несколько лет назад в детском саду ее отсаживали в уголок — подальше от других детей.

Успехи детей радовали всех. Педагоги решили, что надо двигаться дальше — на большую сцену. Первого выступления боялись. Но выступили — и загорелись.

— У нас и получалось только потому, что каждый ребенок, каждый педагог и каждый родитель хотел и рвался идти дальше, — вспоминает Наталья Кравец.

Ребята из «Вясёлки» едут к городскому Дворцу культуры, в котором будет проходить прослушивание Фото: Александр Васюкович, Имена

На время коррекционный центр стал большой мастерской: здесь шили костюмы, создавали декорации, выдумывали новые элементы для номеров. Железное «всё вы можете» Жанны Ефимовны просто не оставляло шансов на неудачу. Установка «на сцене должны выглядеть достойно» стала девизом коллектива.

«Вясёлка» выступала в Мозыре, Гомеле, в Минске — во Дворце Республики и Белгосфилармонии. Почти все выступления за пределами Мозыря проходили либо при поддержке ООН, либо в рамках мероприятий для детей с особенностями развития.

Концертная суета принесла положительные изменения детям. Они полюбили новые впечатления, стали легче идти на контакт, лучше разговаривать. Их мир расширился — больше не состоял из стен коррекционного центра и квартир.

Мы захотели официального признания. И решили доказать всем и себе, что мы — равны со всеми

Репертуар «Вясёлки» тоже расширился — сами писали песни, делали фонограммы. За год давали по концерту в месяц. У коллектива появился канал на youtube, они участвовали в разных конкурсах. Чаще всего их приглашали на локальные и довольно закрытые от внешнего мира конкурсы для детей с особенностями развития. Это тоже был вызов. Детям с интеллектуальной недостаточностью не так-то просто обойти, например, вокалистов с нарушениями зрения. Но у «Вясёлки» получалось.

Публика принимала коллектив восторженно. Не раз люди спрашивали, как стать участником «Вясёлки»?  

Участница коллектива на сцене Дворца культуры Фото: Александр Васюкович, Имена

Участники коллектива поверили в себя. Решили перейти на следующий уровень — состязаться с детьми из общеобразовательных школ. В марте на вокальном конкурсе в Мозыре Саша оказался среди лучших. Ещё полгода назад в коллективе об этом конкурсе могли и не узнать — чаще всего им приходили приглашения на конкурсы для особенных детей. Но в марте коллектив попросил Мозырский отдел народного творчества включить их в обязательную конкурсную рассылку. Теперь они наравне со всеми учреждениями культуры получают приглашения на все музыкальные состязания в городе.

Попутно «Вясёлка» бросила ещё один вызов себе и обществу — захотели получить статус «образцовый любительский коллектив».

— Мы захотели официального признания. И решили доказать всем и себе, что мы — равны со всеми, — говорит музыкальный руководитель коллектива Жанна Рыбак.

Я готовила материал для Имен и вместе с коллегой фотографом приехала пообщаться с коллективом еще 28 марта 2019 года. Здесь как раз готовились к грандиозному концерту. В коллективе были убеждены, что этот концерт — решающий, чтобы получить новый статус и звание. Накануне «Вясёлка»-таки подала заявку на звание «образцовый». Только в Гомельской области статусы «народный», «образцовый» и «заслуженный» носят 652 коллектива. Среди них — детские коллективы из студий, кружков. Но никогда в истории нашей страны на «образцовый» не подавался коллектив, в котором выступают дети с такими тяжёлыми нарушениями.

Вот тут и начались приключения «Вясёлки», которые обернулись всеобщим разочарованием. И от мысли, что после пары выступлений дети в реальном мире оказались никому не нужны, в «Вясёлке» не могут избавиться до сих пор.

Коллектив переодевается перед выступлением Фото: Александр Васюкович, Имена

Недетский детектив

Первый шаг, чтобы получить такой статус — предоставить в центр народного творчества области пакет документов, который описан в Кодексе о культуре, вместе с видеозаписью выступления детей.

В «Вясёлке» мне рассказали, что еще в 2015 году документы собрали и отнесли в Гомельский областной центр народного творчества. В Гомельском областном центре народного творчества эту ситуацию не помнят — директор центра с тех пор поменялся.

В коллективе рассказывают, что дело не продвинулось. Тогда им сказали, что их художественный уровень не соответствует нужному.

Жанна Ефимовна наблюдает за репетицией  Фото: Александр Васюкович, Имена

Такое случается. Вместе с пакетом документов коллективы предоставляют Центру народного творчества запись своей часовой концертной программы. Специалисты центра запись изучают. Если всё в порядке — процесс двигается дальше. Если у специалистов на местах возникают замечания, коллективу нужно всё исправить. Кроме того, им могут организовать предварительное прослушивание, посетить занятия, чтобы «отточить» все элементы программы. Часто на этом этапе коллективы отказываются двигаться дальше к статусу «образцовый».

В «Вясёлке» стали готовиться к решающему выступлению и ждать приезда комиссии. Итоговое прослушивание — это и есть решающий шаг на пути к статусу «образцовый». Местный центр народного творчества созывает республиканскую аттестационную комиссию, которая смотрит выступление коллектива вживую. Коллектив выступает перед ней со своим «культурным продуктом» — часовой концертной программой. И доказывает комиссии, что у него — «высокий уровень исполнительского мастерства и сценической культуры». Правда, в Гомельском областном центре народного творчества «Вясёлку» попросили сократить концертную программу с часа до 25 минут, чтобы жюри успело на конкурс, который проходил в тот день в Мозыре сразу после прослушивания.

Комиссия смотрит выступление «Вясёлки» Фото: Александр Васюкович, Имена

Что значит «высокий художественный уровень», в Кодексе не написано. Специалист в области народного творчества Иван Галабурда объяснил, что определяют его члены аттестационной комиссии, которые хорошо видят каждый нюанс выступления: есть ли артикуляция звука, как поставлен голос у вокалистов, правильно ли тянут руку и ногу танцевальные коллективы и так далее. В комиссию входят только профессионалы: работники областного методического центра, преподаватели колледжа искусств и высших учебных заведений искусств, представители концертных организаций, народные, заслуженные артисты.

28 марта 2019. У Вясёлки — приятное волнение. В зал вошло жюри, концерт начался. Никаких прелюдий  — ребята и педагоги зажгли с первых тактов и тут же заразили своей энергией весь зал. Волей-неволей начинаешь хлопать в такт танцам. Невозможно не улыбаться в ответ на соло Лёши с синдромом Дауна — так задорно и радостно он стучит маракасами. Егор улыбается во время шумного и быстрого танца. Хоть в жизни он замкнутый и раньше категорически отказывался идти на какой-либо контакт.

Детей и педагогов на сцене — поровну, танцуют в парах, поют хором. За полчаса коллектив напомнил про белорусские народные традиции. Начали с весны с хороводами, перешли к лету и танцам с рушниками, купальским песням. Потом пришла осень с покровом и краковяком, за ней — зима с Калядами.

Ведущих было двое — педагог и ученик. Тот самый Саша с аутизмом, о котором мы уже рассказывали. Он так бодро и эмоционально говорит, что об «аутизме» забываешь.

Зрители о диагнозах ребят не думали. После концерта я спросила о впечатлениях.

— Супер!

— Класс!

— Вообще понравилось!

— Обалденно!

Выступление коллектива «Вясёлка» Фото: Александр Васюкович, Имена

Ответы школьников не удивили, хотя дети — самая честная и требовательная публика. Именно школьники были главными зрителями на том концерте. «Вясёлка» разослала приглашения во все учреждения образования района, те отозвались — пришли педагоги, привели целые классы. И, похоже, не пожалели. Из зала все выходили с улыбками на лицах. Об особенностях и болезнях детей не говорили — обсуждали концерт.

Жюри комментировать концерт отказалось. Сказали, что всю необходимую информацию можно найти в Кодексе о культуре. «Вясёлка» рассчитывала на ответ через месяц — про такой срок идет речь в документе.

Через полтора месяца — 16 мая — мы позвонили в коллектив узнать новости. Там сказали, что обратной связи ещё не получили. Тогда мы обратились за комментарием к директору Гомельского областного центра народного творчества Инне Быховцовой. И выяснили странную вещь: ответа нет, потому что и итогового прослушивания… не было! Республиканская аттестационная комиссия, оказывается, даже не собиралась.

— Для нас было большим удивлением, что тот концерт заявлялся «на присвоение звания «образцовый», — говорит Быховцова.

Директор центра уверяет: жюри заехало на концерт «Вясёлки» только на предварительное прослушивание. Да и времени у жюри много не было — спешили на следующий городской конкурс: «В Мозырь приехало жюри на конкурс «Я пою». Коллектив («Вясёлки» — прим. Имена) смотрели, потому что пошли им навстречу.

Выступление коллектива «Вясёлка» Фото: Александр Васюкович, Имена

— Наши замечания к их исполнительскому уровню мы озвучивали раньше. Мы надеялись, что на прослушивании увидим изменения в программе, более высокий уровень. Но увидели тот же концерт, что и на диске», — рассказывает Инна Быховцева.

И вот тут «Вясёлка» окончательно запуталась. Ведь дети так готовились! Признание на государственном уровне — то, к чему так долго шли. В Кодексе о культуре о предварительных прослушиваниях вообще ничего не написано. Что произошло?  

Специалист в области народного творчества Иван Галабурда подтвердил, что такие «предварительные» прослушивания — распространенная практика. Согласились с ним и в Минском областном центре народного творчества. Почему «Вясёлке» это не объяснили — непонятно.

— Люди искусства обычно очень тяжело переживают такой «разбор полётов». А после смотра коллектива на «образцовый» комиссия обязана это сделать.  Поэтому у нас есть негласный закон — не допускать любительский коллектив до последнего этапа, если есть риск получить отрицательный ответ. Если коллектив продолжает настаивать, мы должны приехать его слушать, — рассказывает Иван Галабурда.

«Вясёлка» продолжала настаивать. Но Инна Быховцова говорит, что и к оформлению документов, и к уровню исполнительского мастерства коллектива всё равно вопросы остаются. Документы нужно переделывать, а концертную программу желательно улучшить…

— Это шутка? — не понимает музыкальный руководитель «Вясёлки» Жанна Ефимовна. — Нам же сказали, что это 28 марта была защита, мы собрали целый зал людей. Теперь оказывается, это был просто концерт? Мы ужимали программу. Теперь нам сообщают, что её нужно расширять. Вы представляете, сколько мы потратили нервов и сил? Как устали дети? И опять всё начинать заново? В июне? Когда все на каникулах! Всё это бесполезно. Мы будто головой о стену бьёмся, — музыкальный руководитель не скрывает эмоций.

Государственные специалисты считают, что цель статуса «образцовый» в том, чтобы стимулировать творчество коллективов. В «Вясёлке» получилось наоборот — они только потеряли «боевой дух» на пути к нему. Документы исправлять не несут, репетиции не проводят. Говорят, что нет никакого вдохновения и желания что-то делать дальше. Забыли даже о своих многочисленных победах.

Одна из зрительниц снимает выступление на телефон Фото: Александр Васюкович, Имена

— Наши дети могут не так тянуть носок, как требуется. Не забывайте, какой у них старт. Какую титаническую работу они проделывают, чтобы выучить несколько движений или просто выйти на сцену! А как их принимает публика! Они не жалость вызывают, а радость! Но выходит, их усилия не учитываются никак. Их не видят! Может, какие-то изменения в нормативную базу пора вносить, которые бы учитывали наличие наших детей? Я не знаю, что ещё сделать, — рассуждает руководитель коллектива.

История похожа на испорченный телефон. Областной центр народного творчества вроде как делал свою работу. «Вясёлка» шла к своей цели. Коллектив утверждает, что обратной связи от центра не было. В центре говорят, что замечания коллективу озвучивали. Коллектив убежден, что ни о каком предварительном прослушивании речи не шло. В центре говорят, что речи не шло об итоговом прослушивании.

Что будет дальше с детьми «Вясёлки»?

Кажется, «Вясёлка» сейчас вообще в таком состоянии, что им уже не важен какой-либо вердикт. Но другое важно: как подбодрить ребят? Как сделать так, чтобы они не опускали руки, чтобы продолжали заниматься? Ведь мировой опыт показывает, что именно постоянные занятия в коллективах и выступления и делают из ребят настоящих артистов.

Так, в Лондонской королевской опере 22 марта показали новую версию балета «Весна священная» Игоря Стравинского, в которой приняли участие 23 танцора с синдромом Дауна. Качество этой постановки и новый взгляд на классику поразили многих людей, а режиссер и дизайнер признались, что это был самый интересный проект в их жизни, и многие СМИ заинтересовались этим проектом.

В Европе и Америке такие же  дети с такими же диагнозами, в которых так же никто не верил, с помощью упорных занятий и созданной для них инфраструктуры, начинают творить чудеса. И в Великобритании, в Израиле, и в США, и в Европе. Могут и в Беларуси! Только если в тех странах у них есть и специальные студии, и финансирование, и множество приглашений на самые разные раскрученные площадки, то у нас пока, кроме энтузиазма самих руководителей коллективов, нет почти ничего.

Жанна Ефимовна из Мозыря, которая так бьётся за «Вясёлку» — музыкант. Остальные взрослые участники — педагоги центра. Они ставят танцевальные номера, придумывают сюжеты роликов, занимаются продвижением. Но сил пары энтузиастов — крайне мало.

Сейчас у коллектива нет и финансирования. Мечты о поездках за границу заканчиваются на первых мыслях о дальней дороге. В коллективе подсчитали, аренда автобуса до Минска и назад стоит около 600 рублей. Поэтому на выступления за пределы города педагоги чаще всего ездят на маршрутках за свой счёт. Директор каждый раз ищет спонсоров для оплаты транспорта детям. Какая тут заграница?

Участники коллектива общаются между собой Фото: Александр Васюкович, Имена

А настоящая студия — пока вообще лишь мечта для «Вясёлки». Хотя именно из таких некоммерческих студий и выросли, например, танцевальный коллектив из Америки «A Chance to Dance» (выступали на Чемпионате мира по танцам)  и израильская группа «Shalva» (выступала на Евровидении). Чтобы открыть её, нужны деньги. На голом энтузиазме долго не протянешь. В коллективе радуются любому подарку в виде баяна или бубна. Микрофон, который вытянул Сашу из внутреннего мира и помог ему заговорить и запеть, им подарили спонсоры — Мозырский сользавод. Вся дорогая аппаратура  тоже досталась в подарок от них. Без неё не было бы даже той «Вясёлки», какая есть сегодня.

Работа «Вясёлки» сейчас просто ограничивается часами музыкальных занятий коррекционного центра. Педагог разрывается между участниками «Вясёлки» и остальными ребятами в центре. В коллективе не имеют права заниматься дети с особенностями развития, которые учатся в обычных школах. Выпускникам коррекционного центра тоже нельзя учиться здесь дальше. Студия решила бы эти проблемы, помогла бы музыкальному руководителю сфокусировать внимание на работе коллектива.

— Я вкладываю, вкладываю в ребенка, а он потом заканчивает центр и все — теряет навыки. В студии я бы принесла больше пользы: занималась активнее с теми, кому музыка помогает расти. Пока не успеваю раскрыть потенциал всех, — рассказывает руководитель.

На выступлении коллектива был полный зал зрителей Фото: Александр Васюкович, Имена

Как вы можете помочь «Вясёлке»?

Надеемся, чиновники всё же смогут помочь коллективу. Члены комиссии могут один раз просто и доступно объяснить, какие шаги надо сделать «Вясёлке» и всем другим таким коллективам на пути к званию.

А недавно «Вясёлка» получила письмо от Гомельского областного центра народного творчества. Там им объясняют о том, что 28 марта было предварительное прослушивание и предлагают выбрать дату для итогового прослушивания. На этот раз организуют работу Республиканской аттестационной комиссии, которая всё же вынесет вердикт. Обратную связь комиссия должна дать сразу после прослушивания. Если решение комиссии положительное, документы уходят в Министерство культуры. Если вопросы остаются, комиссия должна разобрать каждый нюанс и указать на них коллективу.  В «Вясёлке» на этом и настаивали. Они хотели знать, достойны такого статуса или нет, а если нет — почему. Верим, что в этот раз «Вясёлке» все же дадут шанс.

В «Вясёлке» рассказали, что многие представители власти знают и любят этот коллектив.  Осталось ответственным чиновникам обратить более пристальное внимание на потребности «Вясёлки» и других похожих коллективов. Не ждать, пока они потеряют все силы в простой попытке понять, как получить звание, а самим мотивировать их на это.

Не ждать, пока коллективы будут добиваться разрешения выступать на равных с другими коллективами на государственных конкурсах, а самим их приглашать.

В комментарии «Именам» Иван Галабурда, государственный эксперт от культуры, уже рассказал, что коллектив «Вясёлка» может подать заявку на открытие дополнительной ставки для музыкального педагога, чтобы он занимался только коллективом. «Этот вопрос решают местные власти. Я думаю, они понимают важность такой работы, ” — уверен специалист.

Одна из участниц коллектива наблюдает за выступлением из-за кулис Фото: Александр Васюкович, Имена

Помочь можем и мы с вами, друзья! Год назад у коллектива появился свой аранжировщик-волонтёр Дмитрий. Он абсолютно бесплатно помогает писать фонограммы. Помощь других профессионалов искусства, продюсеров, креативщиков, пиарщиков будет очень кстати. Центр открыт к предложениям о сотрудничестве!

Помочь могут и организаторы популярных концертных площадок. Например, организаторы международного фестиваля искусств в Линце (Австрия), который пройдет с 3 по 7 июня, включили в программу отдельную номинацию для людей с ограниченными возможностями. В своем приглашении они вообще поменяли местами привычную формулировку: «фестиваль приглашает международные и местные ансамбли и артистов с ограниченными возможностями и без них».  Что интересно, 28 марта от неравнодушных людей в Мозыре — в тот самый день, когда «Вясёлка» надеялась получить официальное признание — мы слышали предложение рассмотреть «Вясёлку» в качестве одной из визитных карточек города.

Такой подход, уверены, вернет веру всем, кто имеет отношение к «Вясёлке»: и детям, и их родителям, и педагогам, и директору центра, и музыкальному руководителю Жанне Ефимовне. А еще- вдохновит другие такие же центры развиваться. Ведь не зря Беларусь в 2016 году ратифицировала Конвенцию по правам людей с инвалидностью. И от всех нас зависит то, как это будет работать на практике. Обычным школьникам и ребятам из коррекционных центров пока негде встретиться. Общие для всех конкурсы, дополнительные номинации на привычных конкурсах помогли бы этому, стали бы дополнительной площадкой для встреч. Обычные ребята — как школьники в Мозыре 28 марта — смогли бы увидеть не диагнозы особенных детей, а их таланты и умения. Особенные дети почувствовали бы себя частью большого общества.

Как вы можете помочь «Именам»

Этот материал мы сделали потому, что считаем, что сегодня поднимать такие невидимые для многих проблемы — важно. Показывать лучший международный опыт для их решения — нужно обязательно. Для решения социальных проблем, мы, Имена, хотим объединять всех, кто хочет и может помогать. А для этого нужно, чтобы как можно больше решений принимались, следуя здравому смыслу и логике.

Имена работают на деньги простых людей. У нас нет доходов от рекламы, государственного финансирования, грантов. Оформляйте ежемесячную подписку на 5, 10, 20 рублей, и мы сможем делать новые истории и помогать еще большему количеству людей. Чтобы важных историй в Именах было больше, нажимайте кнопку «Помочь». На первые полгода работы Имен в 2019-м читатели уже собрали деньги! Сейчас идет сбор на работу платформы во втором полугодии. Не позднее 15 июня мы опубликуем подробную смету.

Нам очень жаль, но по техническим причинам платежи в поддержку проектов временно не принимаются :-(
Истории

«А вы пробовали с ними общаться, их открывать? А вы попробуйте!» Сотрудники театра для детей с аутизмом показали закулисье

Помогаем проекту Уроки для детей с аутизмом
Собрано 147 860 руб.
Истории

Укладывают спать за два часа до уроков и привязывают шарфами к сиденьям. Как дети-инвалиды из деревень ездят на учебу

Истории

«Его мозг работает так, как нам и не снилось». Саша из Мозыря поет на 6 языках, хотя много лет не разговаривал вообще

Помогаем проекту Уроки для детей с аутизмом
Собрано 147 860 руб.
Истории

Мог бы купить яхту, но отливает Дедов Морозов. Философ с MBA пытается наладить «игрушечный» бизнес с инвалидами

Истории

«Боженька, сделай меня такой, как все дети». Как Оля научилась понимать свой аутизм, поступила в институт и завела первых друзей

Помогаем проекту Уроки для детей с аутизмом
Собрано 147 860 руб.
Истории

«Победить ступеньки в учебных корпусах не давала болезнь». Сейчас Нина растит сына и мечтает добираться на работу на электроколяске

Помогаем проекту Геном
Собрано 151 104 руб.
Истории

«Это уникальный шанс социализировать детей. Преступление им не воспользоваться». Первый видеурок для детей с аутизмом готов

Помогаем проекту Уроки для детей с аутизмом
Собрано 147 860 руб.
Истории

На стальных пуантах. Бывшая балерина создала уникальный театр, чтобы помочь детям с аутизмом

Помогаем проекту Уроки для детей с аутизмом
Собрано 147 860 руб.
Истории

Удивительный Миша. Как подросток с аутизмом учит общаться других детей с аутизмом

Помогаем проекту Уроки для детей с аутизмом
Собрано 147 860 руб.
Истории

Больше, чем просто вещи. Что помогает семьям во время лечения от рака вдали от дома

Помогаем проекту Дом для детей с онкологией
Собрано 281 361 руб.