Галину Даниловну никто не просил обустраивать двор, она сама решила высадить плюшевый десант на площадке, где раньше выгуливали собак. Татьяна Сергеевна несколько месяцев собирала по району камни, чтобы насыпать на клумбе под окнами «каменную речку». А Любовь Петровна несколько раз в сезон меняет на клумбе композицию из самодельных игрушек. Практически в каждом минском дворе есть такие активные украшатели. Но далеко не всем их соседям по душе «игрушечный» креатив. Культуролог Максим Жбанков видит проблему в том, что у нас постоянно происходит путаница частного пространства и общественного. Люди выходят на общий двор с личной инициативой, но не понимают, что эти вещи требуют коллективного решения.
Из «садика для души» воруют цветы
В дом на улице Брилевской, 24, который приметен муралом с грустным мальчиком на торце, Татьяна Нечаева переехала три года назад. Специально искала квартиру на первом этаже, чтобы под окнами разбить клумбу.
С дачи, где Татьяна жила больше 20 лет, она перевезла в город семена и саженцы — всего 250 (!) видов растений. Там, где много лет росли сныть, пырей и дикая алыча, теперь благоухает «садик для души» — так Татьяна называет свое творение.
В нем — фигурные клумбы с живыми цветами и плюшевыми игрушками, речка из камней, часы с кукушкой на дереве и даже прудик есть — из вкопанной в землю старой эмалированной ванны.
Ходить по саду другим не запрещается.
— Соседи говорят: «Тебе надо ставить кассу на калитку и собирать грошы за работу твою», — смеется Татьяна Сергеевна.
Со старенькой тачкой в руках пенсионерка не один месяц ходила по близлежащим районам — искала камни. Помогать ей никто не спешил.
— Большинство моих соседей — бабушки и дедушки солидного возраста, им около 80-ти, — говорит хозяйка «садика для души». — Наклонятся они не могут. Работать им тяжело. Только с женщиной из последнего подъезда можно цветами обменяться. И всё. Изначально соседи на меня ругались, не понимали, чего я здесь копаюсь. Одна соседка кричала: «Тебя все ненавидят в этом доме!» Теперь уже в любви признается, говорит, «откуда я знала, что ты такая добрая?»
Некоторые втихаря выкапывают то, что Татьяна сажает. В позапрошлом году отчеренковала она пять кустов сирени — уже не осталось ни одного. То же произошло и с розами.
— Я понимаю: на дачу везут. Но на ней ты два дня, а здесь — пять. Неужели плохо полюбоваться на красоту с балкона? — недоумевает женщина.
Лучше в земле ковыряться, чем в ней лежать
К слову, о балконе. В свой сад Татьяна выходит не через подъезд, а прямо из квартиры — через балкон. Говорит, всё законно, ЖЭС разрешил. Поставила на балконе боковую дверь, сделала лестницу, а под балконом из цемента залила форму для «каскадной» грядки. Удовольствие вылилось в 800 долларов.
— Однажды произошла забавная история. Подходит ко мне мужчина в возрасте, где-то за 70, и говорит: «Вы знаете, я живу вон в том доме, сижу на балконе и всё время наблюдаю. Вы только работаете и работаете. Я вот вам принес косыночку на голову повязать, а то солнце напечет». Конечно, я поблагодарила, приняла ее: человек же старался, шел через улицу, тем более с палочкой.
— Раньше я действительно очень много ковырялась, — добавляет Татьяна. — Это попробуйте столько земли вручную перекопать. Но пока ты работаешь — ты здоров. Перестал трудиться — сразу слег. А когда лежишь, то смерть приходит очень быстро. Лучше в земле ковыряться, чем в ней лежать.
Бегали собаки живые — теперь сидят меховые
В 2013 году двор по улице Жудро, 45 занял третье место в конкурсе «Ветеранский цветник» и первое в категории «Лучший двор». Дворовым украшателям Галине Борисенко и Александру Бридихину вручили подарки, диплом и 30 рублей деньгами.
Воодушевленная признанием Администрации Фрунзенского района, Галина Даниловна решила не обращать внимание на то, что не все соседи довольны ее «ландшафтным дизайном».
— Вот тут люди раньше своих собак выгуливали, всё было сами знаете в чем. А теперь такая красота, что тут может не нравится? — удивляется Галина. — Игрушки промокают? Ну так мы их на новые заменяем.
Люди сами приносят в «усадьбу» плюшевые игрушки, говорит Галина.
— Название «Усадьба дружбанов» придумала я, — улыбается женщина. — Дети часто спрашивают, почему так называется. «Посмотрите, говорю, насколько разные звери. Но они дружат, и вы так же должны!» Я делаю это для того, чтобы дети привыкали к красоте. Говорят, она спасет мир.
Одним двором рвение Галины к прекрасному не ограничилось. В своем подъезде она устроила ботанический сад и выставку детских рисунков и поделок. И опять не все от этого в восторге. Но Галина твердо стоит на своем: красиво же!
Зимой и летом одним цветом
На весь дом на улице Платонова, 31 Любовь Пупкевич — единственная, кто разводит цветы во дворе. Говорит, что остальные жильцы — или старики, которым тяжело возиться с клумбами, или квартиранты, которым вообще нет дела до двора, он для них чужой. А для Любови — уже 37 лет как родной. И украшает она его на свой вкус.
Бывает, что зимой высаживает на клумбу плюшевых заек и мишек, но вообще предпочитает авторские работы, сделанные своими руками.
В основе — бутылки, обычно пятилитровые. Поверх накручивается клейкая бумага. В ход идут мусорные мешки, клейкие обои, карнавальные маски. На выходе получаются Маша и Медведь и прочие сказочные герои.
— Я часто наблюдаю из окна, как идущие мимо мамы с детками задерживаются посмотреть. Мне приятно, когда они останавливаются и улыбаются. Может, вспомнят о чем-нибудь хорошем, — говорит Любовь.
Двор для экскурсий
Татьяна Тимонина с мужем Николаем в 2013-м году заняли третье место в конкурсе «Лучший двор» Автозаводского района. Всё началось десять лет назад, когда после капремонта в их доме на улице Голодеда, 2а у семьи Тимониных появилось банальное желание привести двор в порядок. Первой появилась змея из старого шланга.
— Все сразу заметили, как это необычно, — вспоминает Татьяна. — Фотографию нашей змеи даже напечатали в газете «Автозаводец», правда, черно-белую.
Постепенно стараниями Татьяны и Николая их двор становился непохожим на другие. Материалы для работы супруги никогда не покупают: всегда кто-нибудь что-то да отдаст. К примеру, дворник, если находит на мусорке хорошую фанеру, доски или палочки, приносит их к дому. А когда у людей остается после ремонта краска, они просто оставляют ее у двери Тимониных.
— Некоторые с дач привозят цветы, вагонку. Мы с мужем больше занимаемся строительными вопросами, а соседки помогают с семенами цветов и прополкой, — рассказывает Татьяна. — Обидно, когда цветы рвут и выкапывают, такое бывает. Иногда люди не верят, что все эти композиции мы с мужем создали. Идут в ЖЭС, себе такие же требуют.
Рядом с домом Тимониных находится 43-я школа, и из нее в их двор водят экскурсии.
— Я не хочу хвастаться, но мне кажется, что в нашем районе такого действительно больше нет, — довольна результатами своих трудов Татьяна. — В этом году приезжала комиссия, снова хотела наш двор на конкурс выставить. Но увидела, что в соседнем доме бордюр сломан и все впечатление портит. Никто не расстроился, мы ведь создаем это для себя и тех, кто тут живет, а не ради какой-то оценки.
Культуролог Максим Жбанков: «У нас постоянно происходит путаница частного пространства и общественного»
Обращение дворовых затейников к миру детских игрушек, с одной стороны, вполне объяснимо — в детстве мы испытываем самые яркие и добрые эмоции. Тем более что у многих из тех, кто занимается оформлением дворового пространства, детство прошло без игрушек. С другой стороны, далеко не все готовы принять этот «игрушечный» ландшафтный дизайн. Почему одним он нравится, а других коробит? На этот вопрос «Именам» ответил известный культуролог Максим Жбанков.
— Существуют разные этажи красоты, — объяснил он. — Верхний этаж — это так называемая высокая культура. На этом этаже тиражируются некие нормы, каноны и общепризнанные стандарты. Нижний этаж — наивная вкусовщина. Это другое понимание красивости.
В принципе, наивная вкусовщина вполне допустима в ситуации частной усадьбы, но проблема как раз в том, что у нас постоянно происходит путаница частного пространства и общественного. Люди выходят на общий двор с личной инициативой, но не понимают, что эти вещи требуют коллективного решения.
За пределами дворов существует та же проблема. Посмотрите на улицы Минска, на весь этот губернский шик с фонарями, на странные городские скульптуры вроде торговки семечками или на карету у минской ратуши. Решение об их установке тоже принималось на основании личной воли, а не по согласованию с жильцами города. При этом тот, кто принимал это решение, даже не представлял, что могут быть несогласные. Если посмотреть на эту проблему шире, то снос домов или уплотнение дворов окажется в той же плоскости — никого не интересует коллективное мнение.
И вот эти волевые административные решения по украшательству городского пространства очень четко рифмуются с низовым активизмом во дворах, потому что на самом деле представляют точно такое же вторжение в городской ландшафт. Плюшевые собачки и лебеди из шин во дворах — это реакция на то, как обстоят дела с городским благоустройством. В обоих случаях действует логика агрессивного бескультурного разрушения эстетических норм, поскольку правила красоты обесцены и опущены до уровня наивной вкусовщины. Происходит волюнтаристское приукрашивание среды. И в этой ситуации проигрывает культура. Человеку более-менее образованному физически больно от созерцания плюшевых собачек на клумбах, но сделать он ничего не может.
Журнал «Имена» работает на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы ищем новых героев и делаем новые истории. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен». Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!