Саша Зимин опускает пальцы на клавиши и начинает играть «Время драконов». Эту пьесу он написал для оркестра. На оранжевом домашнем пианино не совсем то, извиняется он. «Хотел бы, чтобы композицию взяли для компьютерной игры, какого-нибудь квеста», — говорит наш герой. Но пока его музыка никому не нужна, а в роли героя квеста оказался он сам. У Саши — ДЦП. И проблема — три года назад ему не продлили «водительскую» справку. Теперь он не может ни семью на машине возить, ни пиццу развозить, как планировал. И живет только на пенсию — 100 рублей в месяц.
С тех пор из жизни исчезло многое, что ее облегчало. Машина, например. Зато она стала похожа на самые замысловатые компьютерные приключения. Чтобы вернуться на прежний «уровень», Супер Марио с ДЦП раз за разом прыгает выше головы. Преодолевает всё новые медкомиссии, проходит лабиринты экспертиз, распутывает головоломки диагнозов, — чтобы устроиться на работу. Понятно, откуда у него фантазии про время драконов.
Никаких поблажек не было, автошколу закончил, как и все
Инвалидность у Саши врожденная. Раньше такую устанавливали «на всю жизнь». Но когда он был подростком, правила изменились. Пришлось каждый год подтверждать право на пенсию.
— Тогда у меня была вторая группа. Там и пенсия повыше, и льгот побольше. А потом МРЭК пересмотрел решение, дали третью. Маму успокаивали — зато не надо каждый год на комиссию ходить. С другой стороны, диагнозы никто снимать не собирался, — говорит собеседник.
Отстаивать право быть слабым Саша не хотел. Наоборот, старался доказать себе и остальным, что сможет жить наравне со всеми. И так всю жизнь, 40 лет.
— С университетом, правда, не сложилось, хотя пробовал в Минск на журналистику поступать. Вернулся в Гродно, пошел в Школу молодого журналиста. Потом курсы операторов ЭВМ закончил, курсы массажа, курсы продавцов. Решил, чем больше в жизни узнаю, тем интереснее. Так что всё время учусь. Всю жизнь сделал одним большим университетом. Супруга теперь шутит, что муж — фотограф, поэт, композитор, а еще умеет розетку починить.
Одним из факультетов Сашиного «университета» стал водительский. Решили они с супругой купить машину. Жена сразу сказала мужу: «Ездить будешь сам».
На первую водительскую медкомиссию Саша пошел в 2010 году, как все, в районную поликлинику. Принес все свои карточки и прошел специалистов: «Никто ничего против не имел. Без проблем».
В автошколе тоже учился на общих основаниях: «Строго относились, не давали лентяйничать». Потом были экзамены, и в 2011-м ему выдали водительские права. К тому времени — очень желанные:
— Понял, что вождение — моя стихия. Чувствую всё на уровне интуиции, вижу на 180 градусов, в общем — как рыба в воде. Да и жизнь это здорово облегчало.
— Грузил машину под завязку и в 6 утра выезжал. И ни одной записи в талоне, тем более, ДТП. Это было время, когда я делал что-то полезное и получал от этого огромное удовлетворение.
«Говорили, найди подработку попроще и не высовывайся»
Проблемы начались, когда захотелось сделать хобби профессией:
— Друг как-то сказал, что взял бы меня на работу, пиццу развозить, если бы у меня были права с правом найма. И я загорелся.
Бывало так, прихожу на вакансию, меня видят, и сразу — до свидания, вы нам не подходите
Найти работу по душе для инвалида непросто. Брать претендента «с группой» работодатели не хотят. Ему платить придется, как всем, а работать будет или четыре дня в неделю, или неполный рабочий день.
— Теоретически МРЭК разрешает работать, только работодателю это не надо, — говорит Саша. — Бывало так, что прихожу на вакансию, меня видят, и сразу — до свидания, вы нам не подходите. Кого внешний вид не устраивает, кого речь.
Так что опыт работы у Саши обычно короткий — пару лет в университете лаборантом компьютерного класса, сезон на строительстве лестницы влюбленных у гродненских замков, немного — сборщиком и грузчиком в мебельном магазине. А тут — есть шанс работать водителем. Как не ухватиться?
— Сходил еще на курсы противоаварийного вождения. Закончил, сертификат получил. Думал — что еще работодателю надо? Дальше была районная медкомиссия.
Водительское удостоверение ему оставили, но без права работы на авто. Областная комиссия вынесла такое же решение. Обжаловать его предложили в Республиканском научно практическом центре неврологии и хирургии. Саша направил документы и туда. Пока ждал ответ, истек срок годности прошлой справки. Пришел снова на комиссию, а там — письмо из РНПЦ с заключением, что к управлению автомобилем он вообще не годен. Специалисты решили всё заочно, по бумагам. На Сашу даже взглянуть не захотели. При этом состояние здоровья парня не ухудшилось.
— Говорят об индивидуальном подходе, а на деле легче сказать «не положено». Мол, есть у тебя пенсия, найди какую подработку попроще и не высовывайся, — говорит наш герой.
Он решил обжаловать решение медиков. В 2017 году обратился в независимую экспертную комиссию. Опять начались выяснения и уточнения по поводу степени тяжести заболеваний. И в кулуарах вопросы: «Раз вы такой здоровый, то может и группу будем снимать?» В итоге комиссия постановила: отказать в праве управлять автомобилем.
Методики проверки инвалидов давно устарели
Юрист Сергей Дроздовский говорит, что ситуация с «правами» людей с инвалидностью уже много лет в таком подвешенном состоянии. Причем у представителей ГАИ или Министерства транспорта обычно вопросов не возникает. Экзамен сдал, значит, можешь водить. А вот медики, по словам эксперта, заняли принципиальную позицию: «запретить и не пущать».
Получается, инвалидность — лишний повод проявить к человеку недоверие
— Обосновывают решения потенциальной возможностью аварий из-за состояния здоровья: «А вдруг судорога, или еще что. Скажете потом, медики были виноваты». При этом случаев, когда совершенно здоровый водитель «вдруг» пьяным садится за руль, не замечают. Получается, что инвалидность — лишний повод проявить к человеку недоверие, — говорит юрист. — Еще один вопрос по ситуации Саша Зимина: почему, если можно перевозить себя и семью, нельзя управлять машиной в пользу нанимателя? В чем принципиальная разница? Это противоречит и Конституции, и Конвенции по правам инвалидов.
Дело здесь, по мнению Дроздовского, в устаревших подходах к реабилитации людей с инвалидностью:
— В Беларуси до сих пор нет объективных инструментальных методик оценки «годности» человека с инвалидностью к управлению автомобилем. За границей есть компьютерные имитаторы и симуляторы, в которых потенциальные водители с инвалидностью проходят проверки. Такого экзаменатора невозможно обмануть. Справился — хорошо. Нет — значит нет. Давно уже наука доказала, что даже с одинаковыми диагнозами люди показывают разные способности к реабилитации. Многое от личности, от волевых характеристик зависит.
У нас, по словам эксперта, экспертиза строится на давно устаревших нормах. «Чтобы оценить, сможет ли потенциальный водитель справляться с автомобилем, ему предлагают просто раздеться и одеться. Буквально таким образом эксперты определяют, сможет ли он водить машину. Да и транспортное средство, по определениям экспертных инструкций, скорее похоже на 401-й „Москвич“, чем на современную машину с комфортным управлением, гидроусилителем и множеством систем безопасности».
«Офис по правам людей с инвалидностью» неоднократо писал в Минздрав обращения о том, что нужны современные инструментальные системы оценки, но пока результатов это не принесло. Случай Саши Зимина не единичный, говорит юрист. Просто многие не хотят выносить проблему на публику:
— Проходят эти комиссии, экспертизы, сталкиваются с намёками, что «группу снимем», поэтому не готовы бороться. Александр наткнулся на системную проблему, которая стоит как стена. И в одиночку ее преодолеть не получается.
Так и усваивают люди с инвалидностью правила равенства. Пока сидишь тихо, можешь на свои права надеяться. А как только захочешь развиваться, жди, что осадят и укажут место.
Саша может обжаловать решение медкомиссии в суде. Но для этого нужны не только силы, но и толковый юрист, сам он не справится. Надежда у нашего героя слабая. Машину они с супругой были вынуждены продать.
Летом Саша зарабатывал тем, что играл на ханге около Старого замка. Но сейчас холодно и туристов в городе поменьше.
— Пришлось вернуться к жизни на сто рублей пенсии и зарплату жены, — говорит наш герой. — А хотелось работать и быть полезным людям.
«Имена» работают на деньги читателей. Вы оформляете подписку на 3, 5, 10 рублей в месяц или делаете разовый платеж, а мы находим новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Выберите удобный способ перевода — здесь. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен»!