Герои

Куда уходят дети? В другие детдома. 11 сирот в Жодино пакуют чемоданы

1 августа в Жодино закрывается детский дом. В здании, где он проработал 46 лет, будет обычный детский сад. Его заполнит звонкий смех детей, у которых есть родители, свой дом и свои игрушки. А пока последнюю неделю тут живут десять мальчиков и девочка, у которых нет мам и пап, а игрушки — общие. Все они дошкольники, им от пяти до семи лет. Через неделю их развезут по разным интернатам. А хочется, чтобы случилось чудо, и Даник, Костя, Сережа, Никита и их друзья переехали не в очередной интернат, а в свой собственный дом. Все они даже представляют, каким он будет, и рассказали об этом «Именам». А еще сфотографировались на память о своем первом детском доме со своей любимой игрушкой.

В советское время в Жодинском детском доме жило до 300 детей. В прошлом году остался 31 ребенок. 20 из них забрали в приемные семьи — в Боровляны, Вилейку, в детские дома семейного типа в Жодино, Борисов. И осталось всего 11 — десять мальчиков и девочка. Все они попали сюда из домов малютки. В большинстве случаев их биологические родители или отказались от них, или были лишены родительских прав.

— Все детки с особенностями в развитии — есть с нарушением речи, с аутизмом, с умственной отсталостью, — рассказывает воспитатель Юлия Козел. — Но все они умеют сами есть, убирают за собой посуду, сами одеваются, шнурки, правда, завязывают не все, но очень стараются. Очень общительные, активные ребята.

В конце мая специальная комиссия решила, в каком интернате кто из ребят будет учиться после того, как детдом в Жодино закроют. Те, что постарше, уедут в Вилейскую и Молодечненскую школы-интернаты, дошкольники — в Ждановичский детский дом. Педагоги и весь персонал останется работать в этом же здании — скоро здесь откроется обычный детский сад. А пока воспитатели готовят детей к переезду, каждому собирают «приданое» — одежду, обувь, канцелярские принадлежности и игрушки.

С каждым годом детских домов и домов-интернатов становится всё меньше: если в 2008 году в системе Минобразования было 79 интернатов, то сегодня осталось только 35

— Конечно, это хорошо, что детских домов становится меньше, но нам грустно расставаться с детками, — говорит Юлия Владимировна. — Они такие послушные и старательные. По два раза ничего просить не приходится. Иногда даже сами говорят: «Дайте мне какое-нибудь задание. Можно я эту травку прополю?» И очень любят, когда их хвалят.

Дети уже знают о том, что скоро рядом с ними не будет Владимировны — так они, подражая взрослым, называют свою воспитательницу. И некоторые даже не против забрать ее с собой.

Егор Короленок, 7 лет. Уезжает в Руденскую школу-интернат

«Он дружит со всеми и любит играть с роботом, который сам умеет ходить. Еще Егор умеет собирать роботов из конструктора. Он очень ласковый мальчик, открытый и общительный, всегда радуется, когда чувствует внимание к себе и заботу. И он у нас пижон — умеет следить за собой и любит одеваться модно и красиво. Егор всегда убирает за собой игрушки и любит помогать взрослым. У парня хороший аппетит — он никогда не отказывается от добавки», — рассказывает Юлия Козел.
Фото: Александр Васюкович, Имена

— Когда я буду строить себе дом, мне помогут пожарные — они мои друзья, они приходили к нам в гости, — рассказывает Егор. — А еще, когда я вырасту, у меня будет красный мотоцикл, я уже катался на нем. Я хочу сам научиться водить и мотоцикл и машину.

Костя Тройнич, 5 лет. Уезжает в Ждановичский дом-интернат

«Костя очень коммуникабельный и умный, уже умеет считать, — говорит воспитательница. —Любит собирать пазлы, мозаику, конструкторы, а еще сам может придумать игру для своих друзей. Например, устроить гонки машинок или соревнование, кто построит самую высокую башню из кубиков. И всегда старается довести начатое дело до конца». Фото: Александр Васюкович, Имена

— У меня будет большой-большой дом с красной крышей. И там будут мама и папа. И еще собачка и котик. У меня будет своя комната с большим телевизором, — уверен Костик, красивый кареглазый и улыбчивый мальчик.

Данила Стасевич, 6 лет. Уезжает в Ждановичский дом-интернат

«Даник очень любит играть на кухне с посудой, за это мы его называем поваренком. Он рассаживает кукол за столом и угощает их разными «блюдами». Даже удивительно, что он выбрал в качестве любимой игрушки для фото машинку, а не кастрюльку, — смеется Юлия Владимировна. — Он ласковый и добрый мальчик, умеет сочувствовать и заботиться о других». Фото: Александр Васюкович, Имена

— Дом у меня будет большой и красивый. Там будут жить собачка и котик, я их буду кормить, — говорит Даник. — Я вообще всех буду кормить — когда я вырасту, я стану шеф-поваром ресторана. Буду делать пельмени, а еще блины.

Сергей Берегенько, 6 лет. Уезжает в Ждановичский дом-интернат

«Сережа — доброжелательный и жизнерадостный. У него есть бабушка и старший брат, который живет в интернате. Бабушка забирает обоих на каникулы, на выходные», — рассказывает воспитательница. Фото: Александр Васюкович, Имена

— Когда я вырасту, я сам буду строить большие дома, вон там, — машет рукой Ваня в сторону оживленной улицы. — Буду работать на кране. И себе построю дом, только он будет маленький. Ну, не самый маленький, потому что там со мной будет жить бабушка Маша. И Владимировна тоже.

Игорь Гончаренко, 7 лет. Уезжает в Молодечнескую школу-интернат

Воспитательница не скрывает, что Игорек — мальчик сложный — у него аутизм. «И ему очень нравится невербальное общение. Любит пообниматься, повисеть на руках, посидеть на коленках. Игорек любит конструировать, но долго не может сидеть с одной игрушкой. Он любит играть один и очень любит книжки, особенно музыкальные». Фото: Александр Васюкович, Имена

— Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Черные ладошки, на локтях — дорожки, — бойко начинает рассказывать стихи Агнии Барто Игорек и заставляет всех посмотреть на руки. — А что это такое? — тут же интересуется он, увидев ноутбук.

Похлопав по крышке компа, начинает быстро считать до десяти. И говорит, что, когда вырастет, будет большой-большой. А где будет жить и кем будет работать, еще не решил.

Дима Вяткин, 6 лет. Уезжает в Вилейскую школу-интернат

«Он немного застенчивый, но жизнерадостный и неконфликтный парень, — говорит Юлия Козел. — Когда в детский дом приезжают гости, Димка сначала стоит в сторонке. Когда же раззнакомится, стеснение пропадает. Все задания учителей выполняет с охотой, и очень любит, когда его хвалят. Любит лепить из пластилина и теста, обожает пазлы и конструкторы, и уже умеет читать слоги». Фото: Александр Васюкович, Имена

— Пойду в школу, буду мультики там смотреть, — рассказывает Дима.

Он тоже мечтает о большом доме — говорит, что дом будет квадратный и с треугольной красной крышей. И жить с ним будут Даник и Игорек. И Владимировна. И еще мама и папа. И много-много лошадок — чтобы катать на них друзей.

— А еще у меня будет машина, — добавляет Дима. — Вот такого цвета, — показывает он в коробке с карандашами розовый карандаш.

Никита Ковалев, 6 лет. Уезжает в Ждановичский детский дом

Воспитательница считает, что Никита — будущий спортсмен. «Он такой активный и подвижный! Но его активность нужно направлять и контролировать. Когда удается усадить его за стол, он с удовольствием рисует и лепит, а особая страсть — пазлы «Кот Леопольд». Никита очень любит мультфильмы: про Дашу-путешественницу, про Лунтика. И, как все мальчишки, может бесконечно играть с роботами и машинками». Фото: Александр Васюкович, Имена

— А я вас люблю, — с ходу признается Никита. — Когда меня заберут? Я хочу свой дом, когда вырасту, и в нем — свою комнату, где будет много игрушек.

Саша Малько, 5 лет. Уезжает в Ждановичский детский дом

«Саша у нас всегда готов играть в «кошки-мышки» и любые подвижные игры, — рассказывает педагог. — Он очень позитивный, доброжелательный и активный мальчик. И настолько открыт к общению, что легко вступает в контакт даже с малознакомыми людьми. Коленка у Саши в зеленке, но он говорит, что не плакал, когда ее разбил». Фото: Александр Васюкович, Имена

— Я буду пожарным, — говорит Саша. — И еще футболистом. Я умею вот так, — и Саша бьет ногой по воображаемому мячу. Мы соглашаемся, что мальчик вполне может освоить две профессии, тем более такие интересные. Каким будет его дом, Саша пока не представляет.

Богдан Бакиновский, 5 лет. Уезжает в Ждановичский детский дом

Богдан пока не разговаривает. Но очень любит повисеть на ручках и посидеть на коленках. Богдана называют сложным, у него умственная отсталость. Педагоги уверены, что мальчик будет развиваться, если найти к нему подход. Богдан любит играть с конструкторами, развивающими игрушками, листать книги. Фото: Александр Васюкович, Имена

В прошлом году белорусские семьи усыновили 559 детей-сирот

Эллина Здорова, 6 лет.  Уезжает в Ждановичский детский дом

Эля — единственная девочка в двух группах, общительная и шустрая девочка. Мальчики ее не обижают, наоборот, заботятся о своей принцессе. Эля любит играть в «дочки-матери» с куклами, кормить их, делать им прически, укладывать их спать. Читать она пока не умеет, но обязательно «читает» книжки своим куклам перед сном. Фото: Александр Васюкович, Имена

— Мне здесь не нравится, я хочу к маме и папе, — говорит Эля. — Я буду очень послушной, буду помогать им и всегда хорошо кушать. 

Леша Прищеп, 7 лет.  Уезжает в Руденскую школу-интернат

«Леша — добрый, спокойный и дружелюбный мальчик, очень старательный и внимательный, но скромный и стеснительный. Ему нужна особая психологическая поддержка — его нужно постоянно хвалить и направлять, когда что-то не получается. И тогда у него сразу все начинает получаться: и пазлы складываются, и конструктор «Лего», и рисунки хорошие получаются. Еще он очень любит музыку и физкультуру», — говорит Юлия Владимировна. Фото: Александр Васюкович, Имена

Пока Леша делает домики из конструктора, но потом у него будет свой большой дом с воротами и гаражом, а крыша у него будет желтая — так он решил. Говорит, что хочет в школу и обязательно будет хорошо учиться. Больше всего ему нравится считать — он уже знает цифры до десяти. Когда вырастет, Леша хочет быть мужчиной. Кем будет работать, еще не решил, но ему очень нравится смотреть, как мужчины играют в футбол.

Главная мечта любого ребенка, который живет в детском доме — чтобы за ними пришли мама с папой и забрали их в свой дом

Всего в Беларуси 20 тысяч детей-сирот. Из них 10 688 детей можно усыновить, а остальные живут в семьях родственников. Таких, как наши десять пацанов и принцесса, «детдомовских», в стране 3 888. Остальные сироты живут в опекунских и приемных семьях, а также в детских домах семейного типа. Собственно, поэтому детских домов и домов-интернатов становится меньше.

В прошлом году белорусские семьи усыновили 559 детей-сирот, за шесть месяцев этого года — 273. Еще 94 ребенка в прошлом и 17 детей в этом году уехали жить в Италию  — из иностранцев только граждане этой страны имеют право усыновлять белорусских сирот, потому что процедура международного усыновления согласована на государственном уровне только между Беларусью и Италией.

Многих потенциальных родителей пугает бумажная волокита, с которой они могут столкнуться в процессе усыновления. На самом деле этот процесс может занять от двух месяцев до нескольких лет, и это зависит от активности самих усыновителей. Для старта кандидаты должны принести в отдел (управление) образования по месту жительства три документа: медицинскую справку о состоянии здоровья, справку о доходах и занимаемой должности и документ о наличии жилищных условий. Все остальные документы в течение месяца готовят специалисты отдела образования.

Кроме этого, необходимо пройти психологическую диагностику и подготовку. Это можно сделать как в Национальном центре усыновления в Минске, так и у себя в городе в управлении (отделе) образования. В Национальном центре усыновления такая подготовка занимает два месяца. Будущие родители прослушивают 30-часовой курс лекций. После этого они могут поближе познакомиться с ребенком, а сколько времени им понадобится на то, чтобы принять окончательное решение об усыновлении, зависит только от них. 

Более подробную информацию об усыновлении можно получить в отделе образования по месту жительства, а также в Национальном центре усыновления. Телефоны в Минске: (017) 284-71-51; (017) 331-06-17.

Центр имеет свои региональные представительства во всех областных центрах. Телефоны:

  • в  Бресте: (0162) 44-38-72; 
  • в Витебске: (0212) 47-77-28;
  • в Гомеле: (0232) 70-35-08;
  • в Гродно: (0152) 74-08-49;
  • в Могилеве: (0222) 27-94-43.

Журнал «Имена» работает на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы ищем новых героев и делаем новые истории. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен». Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!

Герои

Как бабушка из Пружан в 89 летает на тарзанке и ведет занятия по гимнастике. «Жизнь на пенсии только начинается»

Герои

Детский сад для бездомных. Как минских бродяг кормят обедами из трех блюд

Помогаем проекту Помощь бездомным
Собрано 4325 из 70 204 рубля
Герои

Парень из Гомеля был бродягой, а стал менеджером в успешном бизнесе

Помогаем проекту Помощь бездомным
Собрано 4325 из 70 204 рубля
Герои

Везучие «Ангелы». Как балерина и дирижер из Минска ищут пропавших людей

Помогаем проекту Поисково-спасательный отряд «Ангел»
Собрано 50 988 из 81 590 рублей
Герои

«Это победа!» Как программист Леша помог бабушке-ветерану не уехать в психушку

Герои

«Хочу остановить смерть на дорогах». Бизнесмен из Минска добивается строительства пешеходных мостов через скоростные трассы

Герои

Как одинокий пенсионер из Витебска пять лет показывает незрячим старикам синее небо

Герои

«Все, с кем я начинал, больше не хотят искать людей». Командир «Ангела» 5 лет работает без отпуска и выходных, но силы на исходе

Помогаем проекту Поисково-спасательный отряд «Ангел»
Собрано 50 988 из 81 590 рублей
Герои

Добрый Билл. Почему американец дал денег на пляж в белорусском городе, где никогда не был

Герои

Учитель для Беларуси. Два филолога из Минска придумали, где взять и как вернуть в школу хороших педагогов