Герои

Это космос! Обрядовые песни полешуков зажгли минский клуб

Денисовна вместе с мужем Миколой поднялись затемно. Готовили и собирали гостинцы: два пирога, котлеты, драники, колбаски, голубцы. Паковали чемоданы с народными костюмами (не забыть бы соломенную шляпу, а то вечно забываешь всё!). Денисовна, Микола и подруга по спевам Никодимовна — народный ансамбль «Вытокi» — отправляются на гастроли. 245 километров из родной деревни Дятловичи Лунинецкого района в Минск. В столице они будут учить минчуков петь традиционные обрядовые песни на «Спеўным сходзе», а потом, в ночном клубе выступать на сцене вместе с группой Vuraj и срывать овации.

*Помочь

Организовывает гастроли Сяржук Долгушев, руководитель «Спеўнага сходу». Третий год он и его команда возят в Минск бабушек и дедушек из дальних деревень, чтобы устроить полешукам праздник, а минчанам — дать редкую возможность услышать и спеть народные песни с носителями белорусской традиции.

Ковер, который висит у парадного входа, Микола и Денисовна набили сами, иголкой из разноцветных ниток, за месяц. «В 80-е годы ковры были дорогие, люди в очереди стояли. А мы сами нарисовали эскиз, через видеоскоп увеличили. А дальше — как приходит желание творчества, не замечаешь и ночь! Сделали семь таких ковров. Один я подарила женщине, у которой во время учебы снимала квартиру в Гомеле. Подарила, и квартплату не платила больше. И не страшно, что на пальце от иголки шишку заработала», — улыбается Денисовна. Фото: Александр Васюкович, Имена

Оставили работу в колхозе — всё ради спеваў

— Оставайся с богом, домик, на несколько дней, — Денисовна запирает на замок ворота. Гавкает на прощание пес Дружок. Он теперь единственный сторож всего семейного хозяйства. Три клубничные плантации, яблони, корова по имени Маслосырзавод, конь Рыжик, курицы, два поросенка. Черноморская пальма, которую 10 лет назад привезла с курортного отдыха дочка. 50 соток земли, хлев, дом и сеновал.

Хозяйство, говорит Алена Денисовна, нужно, чтобы держаться на плаву. Она и ее муж Микола работают на земле ўрыўкамі, по выходным. Всё остальное время и вся жизнь — в Доме культуры Дятловичей. С песней.

— Познакомились мы из-за его голоса. Как спел мне Микола серенаду Смита (из оперы Бизе «Пертская красавица» — прим. «Имен»): «На призыв мой тайный страстный/ О друг мой прекрасный выйди на балкон», так я и влюбилась. Ужас! Зачаровал. Мне еще 17 лет не было, а ему 26. Но голос какой!  — рассказывает Денисовна.

— И ничего, что десять лет разницы. У нее всегда были взгляды на жизнь цепкие. Всегда взрослая была, лидер. Направляющая и руководящая, как партия, — смеется Микола.

Так они и сошлись. Денисовна раньше трудилась в колхозе, но так любила петь, что бросила специальность и пошла на должность директора Дома культуры. Отучилась в Гродненском училище искусств, стала руководить местным ансамблем «Свiтанок». А потом увлеклась народными песнями, и из «Світанка» отобрала самых голосистых бабушек и организовала еще один ансамбль, народный, «Вытокi».

Денисовна и Микола показывают свои костюмы — все натуральное, местное, никаких новоделов. Фото: Александр Васюкович, Имена

А Микола раньше был бригадир-зоотехник. Попутно находил в деревнях поющих старожилов и помогал им то сеном, то дровами, то продуктами. Заманивал прийти петь в Дом культуры. А потом перешел туда сам. Теперь Денисовна и Микола вместе работают в ДК и вместе поют в «Вытоках». Стараются приобщить к песням односельчан, что помоложе.

На выходе из дома встречаем мужчину с бородой. «Примета хорошая! Теперь точно всё как по маслу пройдет», — улыбаются муж и жена.

Мы идем в Дятловичский ДК. На лестницах громоздятся высоченные фикусы — Миколово хобби. В просторном кабинете вся стена в наградах и благодарностях. По центру — президент. Это теперь, когда этнографы и активисты узнали про их коллектив, «Вытокi» стали известными. Даже ездили однажды выступать в Люблин. А раньше, 27 лет назад, «усё было ў заняпадзе»:

— В мою молодость, после войны, было очень трудно, но люди пели много. На работе, с работы, на поле, на ферме. Песней добро воспитывали и были дружны. В 90-х и теперь всё по-другому. Нет больше свадеб, когда неделю деревня гуляет. И традиционная народная песня выходит из моды — молодежь ее не понимает. Как про нас говорят? О, завыли бабки. Я понимаю, что всегда хочется чего-то новенького — джаз или рок какой. Это нормально. Но терять корни — нельзя. Наша цель — традиционную культуру не упустить. Рассказать о ней, чтобы люди ценили и подтягивались, — говорит Денисовна.

Я понимаю, всегда хочется чего-то новенького — джаз или рок какой. Это нормально. Но терять корни — нельзя. 

Идут последние приготовления — Денисовна и Микола упаковывают народные костюмы. Всё натуральное. Фартук полежал полвека в куфре, Денисовна его отбелила. Камизелька досталась от мамы. Рубашки взяли у соседей. У дверей — колядная звезда из сена и лозы. Кроме песен Денисовна и ее «Вытокi» восстанавливают местные обряды: Троіца, Каляды, Ваджэнне Куста, Вяселле, Зажынкі, Грамніцы, Вялікдзень. Многое помнят сами, многое восстанавливают из разговоров со старожилами деревни.

Денисовне 53 года. Говорит, когда была молодая, в семье все пели: и мама, и тетки. Но было много непонятного. Особенно песни обрядовые: «Когда не вникаешь в текст, один гул слышится. А когда становишься старше, когда слушаешь, оказывается, что в песнях этих заложен фундамент народной мудрости. И поучений, и напутствия, и высмеивания. Всё, что только нужно», — говорит Денисовна. Фото: Александр Васюкович, Имена

Чтоб заманить артистку в коллектив, пришлось обращаться к доктору

За Миколой и Денисовной приезжает машина, которую выделил сельсовет. Сначала они поедут в соседнюю деревню Боровцы, где живет еще одна участница коллектива Евгения Никодимовна (зовут ее все по-простому, Женькой). А дальше — Минск.

Если у Денисовны низкий, «темно-синий голос», то у Никодимовны — высокий, голос-колокольчик. Два года Денисовна уговаривала Никодимовну петь в «Вытоках». Но Женька, хоть всю жизнь прошла с песней, отказывалась — зубы все поломались, какая тут сцена?

Денисовна и Микола в Минске бывают редко. Последний раз удалось вырваться пару лет назад. Никодимовна последний раз была в столице еще до распада СССР, в 80-х. Фото: Александр Васюкович, Имена

— Еще себя не помню, а уже, татка рассказывал, брала платочек и пела частушки. Пела в колхозе, пела на комбинате. А потом союз развалился, комбинат загнулся, я осела в деревне и лет двадцать даже рот не открывала. Один раз напела что-то на конкурсе в Боровцах, тут меня Денисовна и заприметила, — вспоминает Никодимовна.

Чтобы переманить Женьку в коллектив, Денисовна нашла ей стоматолога и каждый день звонила, спрашивала о здоровье. Через два года Женька снова пришла на сцену.

Как пожар познакомил полешуков и минчуков

В Минске полешуков встречает с цветами Сяржук Долгушев. Познакомились полешуки и Сережа при обстоятельствах мистических. Сяржук — солист группы Vuraj — отправился в этнографическую экспедицию, чтобы насобирать народных песен и издать диск. Вместе с друзьями фотографами Мишей и Катей Лещенко и этнографом Ириной Мазюкк приехал в Дятловичи на Ваджэнне Куста. Обряд проводила Денисовна.

Молодую женщину украшали кленовыми листьями (мужское начало) и водили по домам с песнями-обращениями к природе и хозяевам. Проходили мимо дома соседа Алексея. Тот попросил зайти во двор Куст, но Денисовна прошла мимо.

— И тут откуда-то такой ляскот взялся, молнии, шуры-буры. И стрела-молния — в хлев тому Алексею. Пожар! — вспоминает Денисовна.

Вита (на фото по центру) учится в Инязе. Она устраивает для полешуков экскурсию по Минску. Старый город, Ратуша, Кальвария. Никодимовна хочет мороженого, шариками и в креманках. Микола — в корчму. Поют частушки. «Если все мои частушки и шутки собрать — целая книга получится!», — говорит Микола. «Особенно стихи на чествование передовиков сельского хозяйства! — смеется Денисовна. — Оды, оды, не иначе!» Фото: Александр Васюкович, Имена

Хлев горел. А Сяржук, который был тут же, кинулся в огонь спасать хозяйского кабана. Хозяйка не разобралась что к чему и стала кричать на Сяржука, чтобы не трогал ее кабанчика. В итоге вместо кабана Сяржук спас собачку и деда, который вышел из дома и тоже пошел в хлев. Кабан и хлев сгорели. Больше никто не пострадал. И хоть Денисовна кляла в пожаре себя, знакомство случилось. В 2017 году Сяржук пригласил «Вытокi» в Минск.

Никодимовну, Миколу и Денисовну селят в большую просторную квартиру в центре, прямо напротив кинотеатра «Беларусь». Никодимовна, которая в Минске последний раз была в 1988 году, первым делом просит мороженое, чтобы в кафе и шариками. Но мороженое перед концертом не положено, так что идут пить кофе и есть голубцы. За столом как-то само собой затягивают: «Зялёна лісце, белы каштаны».

В Минске полешуков селят в просторную квартиру напротив кинотеатра «Беларусь». Во время ужина Денисовна, Никодимовна и Микола начинают петь сами собой. Песни все больше грустные. Ирина Мазюк, старший преподаватель Белорусской государственной академии искусств, этнограф (брюнетка с краю стола слева) возражает: «Народные песни не грустные. Просто раньше понимание веселости было другое. Веселое не значит шутовское или истеричное. Для наших предков веселость — это катарсис, вызваление. Расширение эмоции». Фото: Александр Васюкович, Имена

Вечером, в культурном пространстве «Кто такой Джон Голт» на Колядном «Спеўным сходзе» Никодимовна, Денисовна и Микола собирают полный зал — около ста человек. Зрителям не хватает сидячих мест и они стоят, прислонившись к стенам. У всех в руках — распечатки со словами калядных песен. Послушать полешуков пришли люди совершенно разных профессий и возрастов. Есть тут и студенты иняза, и пенсионеры, и люди рабочих профессий, вроде токаря Алексей, который петь не умеет, но очень любит.

Хором затягивают «Шчодры вечар». Полешуки показывают, как надо петь, а зал повторяет. Даже если что-то не получается у зала, «Вытокi» не поправляют, только улыбаются, счастливые, и хвалят минчан за голоса и горящие глаза.

— Такая вы цудоўная публіка, шчасця вам, шчодры вечар!

На фото полешуки в гримерке клуба «Брюгге» перед выступлением. На такой площадке Никодимовна, Микола и Денисовна выступают впервые. Перед публикой волнуются. Но у Миколы есть примета, которая снимает всё волнение: главное, говорит, перекреститься.   Фото: Александр Васюкович, Имена

Такое в книжках не найдешь: на спевах люди учатся обрядам, слышат палескую мову

Первый «Спеўны сход» Сержук и его коллеги провели в 2014 году. Сначала собирали в Минске людей и пели вместе народные песни из репертуара группы Vuraj. Дальше стали на каждый сход придумывать тему. «Полацкi сшытак», романсы Огинского, Народный альбом. Еще дальше — стали приглашать гостей: Лявон Вольский, Олег Хоменко. Потом решили попробовать формат, которого нигде в Европе больше нет — поехать в деревню, найти традиционного спевака, привести его в город, в Минск. Чтобы он рассказал, показал и научил всех желающих петь старинные песни, которым больше тысячи лет.

Эти бабули показывают то, чему их мама научила. А ее маму ее мама. И эта нить традиции протягивается.

— Таких сходов было уже шесть. Первый был с ансамблем «Чабатухi» из деревни Сташаны. Потом полесский — привезли группу «Церабяначка» из деревни Теребень. Четуре бабули. Это круто, потому что кроме спеваў мы слышим оригинальную палескую мову, учимся обрядам, которые выглядят космически. Это не то, что ты в учебнике прочитал. Эти бабули показывают то, чему их мама научила. А  маму ее мама. И эта нить традиции протягивается.

Денисовна выходит на сцену. Будут петь любимую песню Сержука, вясельную: «Ой у лесе, у лесе, да на круглым поле маладая Танечка пшанічэньку поле». Эти песни Денисовна и Микола собирают по всему сельсовету. Как услышали что новое бабули поют — сразу всё записывают в блокнот. А потом вместе с бабулей садятся разучивать — бабуля учит, муж и жена поют. «Многие из них уже ушли из жизни. Многих выбила из колеи болезнь. Цель и задача — сохранить и научить других людей петь, как пели в нашей родной деревне испокон веков», — говорят полешуки. Фото: Александр Васюкович, Имена

К народной песне люди приходят потихоньку. Пока что больше девушки. Сяржук говорит, причина в стереотипах. У нас ведь если мужчина поет, он либо пьяный, либо больной. Говорит, мы не ценим того богатства, какое имеем. А ведь в той же Литве, как утверждают этнографы, не осталось старшего поколения народников. И люди из Европы едут сюда, в Полесье, слушать и учиться.

Наших полешуков, тем временем, не отпускают со сцены. Просят сфотографироваться. «Ніколі такога не бачыла!», — Никодимовна всё время улыбается и радуется, совсем как ребенок, который разворачивает долгожданный подарок. На выходе из клуба Сяржук срывает афишу «Спеўнага сходу» с двери.

— Стой, не выкидывай! Сохраним для архива. Первая наша такая реклама с изображением, с фото. И где? В Минске! — говорит Денисовна, гордая.

В «Брюгге» Сяржук и Vuraj дают юбилейный концерт. Группе семь лет. Сяржук говорит: «Я всегда замечал, когда приезжаешь в другую страну, и доходит дело до застолья, для иностранцев не проблема спеть народную песню. А белорусы хорошо если „Купалiнку“ припомнят. Это никуда не годится, и я надеюсь, что наши сходы, наши полешуки и концерты, помогут ситуацию изменить. Когда мы всё это задумывали, наша цель была — 30 человек. И было страшно, что никто не придут. Сейчас приходят 100-150. А могут и больше». Фото: Александр Васюкович, Имена

В следующий вечер тем же составом «Вытокі» готовятся выйти на сцену клуба «Брюгге», рассматривают аппаратуру. Микола рассказывает, что перед выступлением надо обязательно перекреститься, и тогда всё волнение уйдет.

Под финальную песню, перед полным залом молодых людей, Никодимовна танцует, как в молодости в клубе:

На концерт в «Брюгге» приезжает еще одна учатница «Вытокаў» Галина Кузьминична (слева). Она приехала заранее и все время провела со своими детьми и внуками, которые живут в Минске уже много лет. Галина Кузьминична в коллективе такой же голос-колокольчик, как Никодимовна (справа). Фото: Александр Васюкович, Имена

— Мне внук всё время говорит: горжусь тобой, бабушка, тебя в Лунинце все знают, как ты поешь. А тут что? На минской сцене танцую! И как это своим рассказать? Как передать всё? Это видеть надо.

А Денисовна планирует проводить Спевные сходы у себя, в Дятловичах:

— Такой правильный проект. Это настолько ценно, что это нужно развивать в масштабе. Не спеўны сход, а спеўнае поле. Быть добру!

Еще как минимум шесть коллективов хотят приехать в Минск на концерт. Поучить минчан своим народным песням. Посмотреть город. Сергей говорит, можно привезти и больше, но средства пока что ограничены.  Фото: Александр Васюкович, Имена

«Пригласи нас в Минск, Сережа!»

— Для бабушек и дедушек, такие гастроли — праздник. Мы всегда стараемся дарить им подарки. Если есть возможность, платим небольшой гонорар. Но поскольку вход на сход бесплатный, размер гонорара зависит от того, сколько нам добрые люди пожертвовали, — говорит Сяржук.

То, что начиналось как шутка — поездки по деревням и местечкам — превратилось в целый проект. Сколько было таких экспедиций? Сергей не может уже посчитать.

— Меня затянуло. Это надо на себе ощутить: настоящий звук, настоящее природное пение. Такие песни, от которых могут слезы пойти и дрыжики до костей. Надо возить этих бабушек, пока мы еще можем послушать их вживую. И я вожу. Теперь езжу к ним не как ходячий диктофон. Езжу как менеджер. Концертный директор. Говорю: вот, поедемте в Минск. И они: да, Сережа, пригласи нас в Минск. Все наши бабули хотят. И я приглашаю и привожу. Хотелось бы больше, — говорит Сяржук.

В планах у него свозить несколько коллективов в Польшу. Но для этого ему необходима помощь. Нажмите кнопку «Помочь» выше или поддержите проект на сайте Talaka.by.

«Имена» работают на деньги читателей. Вы оформляете подписку на 3, 5, 10 рублей в месяц или делаете разовый платеж, а мы находим новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Выберите удобный способ перевода — здесь. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен»!

Герои

«Столько дел — ошалеть!» Под Поставами живет ксендз Яцек, который делает парковки для бабушек и возит деревенских детей в Европу

Герои

«Меня обижает неправда». Как внук-айтишник вернул деда-режиссера на сцену

Помогаем проекту Имена
Собрано 2 144 538 руб.
Герои

«Усе плачуць, а я пяю». Дядя Миша — последний дедушка на деревне, который помнит полесские песни. Послушайте его!

Герои

«Язык, на котором говорили мои родители, не умрет». 82-летний ученый из Полесья вместе с мамой перевел Евангелие на говор родной деревни

Герои

«Я не хочу расстраивать маму». Как живет Влад, у которого не сворачивается кровь

Помогаем проекту Геном
Собрано 151 104 руб.
Герои

«Не будьте узниками в своих домах!» Юля с ДЦП делает мебель для особенных людей

Герои

Одна Таня на 120 семей. Благодаря читателям «Имен» теперь у детей с генетическими болезнями есть свой доктор!

Помогаем проекту Геном
Собрано 151 104 руб.
Герои

«Нет плохих людей». Гена восстанавливает документы бездомным, чтобы вытянуть их с улиц

Помогаем проекту Помощь бездомным
Собрано 169 523 руб.
Герои

«От советского ремня надо уходить». Как папа-школа учит белорусов отцовству

Герои

«Хочу быть, как президенты». Белорусское мобильное приложение учит слепого Пашу быть самостоятельным