Каждый день Виктор Михайлович просит жену усадить его в инвалидное кресло и привезти на кухню, чтобы он мог сам пообедать — так он может хоть немного почувствовать себя живым. Пожилые люди остались совсем одни в небольшом городе Осиповичи. Обе их дочери живут в Украине. Раньше они по очереди брали отпуск и приезжали помогать родителям. Но из-за коронавируса и закрытых границ теперь приезжать не получается. Дочки не раз предлагали родителям переехать к ним в Украину, но Виктор Михайлович против — он хочет провести старость у себя дома. С начала года супругам помогает медсестра милосердия Красного креста Наталья. Она получает рецепты и покупает лекарства, помогает выбрать и принести продукты из магазина, обрабатывает пролежни Виктору Михайловичу и помогает оформить группу по инвалидности Людмиле Сергеевне. Это лишь малая часть того, что она делает для пожилой пары. А главное — спасает супругов от одиночества.
«Где родился, там и пригодился»
Виктор Михайлович и Людмила Сергеевна Пашковские живут в двухкомнатной квартире в центре Осиповичей. Медсестру они обычно ждут до обеда, часов в 11-12. Сегодня Людмила Сергеевна не услышала домофон, поэтому Наталья позвонила ей по телефону. Дверь открыла хрупкая седовласая бабушка с аккуратным пучком на голове. Она заметно стесняется: в последний раз принимала гостей три года назад, когда отмечала золотую свадьбу.
Людмиле Сергеевне 77, ее муж — на год младше. Познакомились они и жили первое время на родине Людмилы, в Украине. Виктор военный, вскоре его отправили по службе в белорусский Кричев, затем — в немецкий город Потсдам. В 1989 году супруги вернулись в Беларусь, на родину Виктора, и стали жить в Осиповичах. Из родни у мужчины здесь уже никого не осталось.
— Добрый день, — здороваюсь с Виктором Михайловичем. Дедушка так укутался пледом, что из-под него торчит лишь голова.
— И вам не хворать, — отвечает хозяин. Говорить ему трудно, зато с удовольствием слушает, что говорят другие. И изредка поддерживает разговор.
В комнате светло и уютно. Старая советская мебель ничуть не портит обстановку. Наоборот, придает дому пожилых супругов определенный колорит. Людмила Сергеевна садится на диван у ног мужа и вспоминает историю их знакомства.
— Я с родителями жила в военном городке. Витя как раз приехал туда после училища. Помню, подходит ко мне на танцах и говорит по-белорусски «Ідзем да хаты». У нас в Украине это означает «Пойдем в дом». Я же не знала, что в Беларуси так приглашают провести домой и только. Подумала: ишь ты какой быстрый! Так и познакомились. Потом два года встречались, а когда я закончила институт, расписались.
Большую часть жизни Людмила Сергеевна проработала учителем физики в школе, перед пенсией работала воспитательницей в детском доме. Их дочки отучились и остались жить в Украине. Сейчас младшей Надежде 44 года, живет в Одессе и работает в кардиологическом центре. А старшей Евгении 48, работает старшей хирургической медсестрой в глазном отделении больницы в Виннице.
— У каждой девочки своя жизнь. Жаль, внуков нет. Муж Жени был ликвидатором на Чернобыльской атомной станции и быстро умер, а Надя развелась. Срывать их сюда нет смысла. Что их здесь ждет? И там все потеряют, и здесь ничего не возьмут, — рассуждает Людмила Сергеевна. — А Витя упрямый, ни в какую не хочет переезжать к дочкам, хоть они и зовут. Говорит, где родился, там и пригодился. Вот и мучаемся вдвоем.
Раньше дочки делили отпуск пополам и приезжали к родителям. Пожилые люди каждые три месяца ждали приезда то одной, то второй девочки. А потом закрыли границы из-за коронавируса. В последний раз родителей навещала старшая дочка в сентябре прошлого года.
Сейчас дочки звонят родителям по несколько раз в неделю. Людмила Сергеевна беспокоится, что им это дорого обходится. Самой набрать девочкам удается с трудом: номера она на память не помнит, а цифры на телефоне не различает. В глубине души родители надеются, что когда-нибудь их семья окажется вместе и о них будет кому позаботиться.
«Есть человек, на которого мы можем положиться»
В 45 лет Виктору пришлось демобилизоваться после гипертонического криза. А через 20 лет приступ повторился: за завтраком мужчина жаловался на головокружение, пошел в комнату прилечь и упал. Затем — реанимация, врачи поставили ишемический инсульт. После этого случая Виктор Михайлович еще сам передвигался с палочкой по квартире, а спустя четыре года случился второй инсульт. Так он слег окончательно и больше не поднимался.
Все восемь лет Людмила Сергеевна сама выхаживает мужа. Три раза в день готовит ему покушать, раз в неделю моет, по несколько раз в день дает лекарства. А еще — каждый день в обед пересаживает в инвалидное кресло и везет супруга на кухню, чтобы он мог сам пообедать за столом. Так просит ее делать Виктор Михайлович, чтобы хоть немного почувствовать себя живым и самодостаточным. Плюс ко всему, на плечах хозяйки — уборка, стирка и утюжка.
С каждым годом здоровье Людмилы Сергеевны все больше подводит. Женщина считает, что сказался сильнейший стресс, — она очень переживает за мужа. Скачет давление, из-за тяжестей обостряется боль в суставах, а в 2010 году пропал слух.
— Не знаю, чем бы все это закончилось, если бы не Васильевна. Однажды мне позвонила наша общая знакомая и сказала, что есть такая возможность, чтобы к нам домой приходила медсестра милосердия. Честно признаться, были опасения, вдруг попадется какая-нибудь проходимка, но я понадеялась на порядочность своей знакомой, — признается Людмила Сергеевна. — И не прогадала. Сейчас у нас есть человек, на которого мы можем положиться. Васильевна — это наши глаза и уши. Чувствуется, что человек с душой относится к своей работе. Если бы не она, то я легла бы рядом с Витей и вместе завоняли бы подъезд.
Наталья Чеснова с мужем переехали из Львова в Беларусь в 1994 году. Сначала женщина работала операционной медсестрой в Осиповичской больнице, потом — в гнойной перевязочной. А в ноябре 2018 года, когда Наталья была уже на пенсии, ей предложили работу медсестры милосердия Красного Креста. Объяснили, что надо будет ходить на дом к подопечным и помогать им во всем — делать уколы, перевязки, обрабатывать пролежни, получать рецепты и следить за приемом лекарств, по необходимости покупать продукты и прибираться дома.
— Я подумала, поработаю зиму, а там будет видно. Но работа затянула, — говорит Наталья. — Понимаете, это не просто работа. Здесь ты становишься членом семьи. У каждого подопечного — бесценный жизненный опыт, у них учишься чему-то новому. Они все у меня такие борцы, горжусь ими.
Сейчас у Натальи пять подопечных. С супругами Пашковскими медсестра познакомилась совершенно случайно. Ей как раз в начале года нужно было найти нового подопечного, и знакомая подсказала пожилую пару. Мужчина лежачий, а женщина слабо видит и слышит.
— Меня очень подкупило, что Людмила Сергеевна сразу мне доверилась и не побоялась оставить дома одну с Виктором Михайловичем. А сама пошла в поликлинику проходить терапевта с гинекологом и делать флюорографию. Все это — чтобы получить направление в Бобруйск к сурдологу, узкому специалисту, который занимается пациентами с нарушением слуха. Потом я помогла заказать маршрутку до Бобруйска и договорилась с врачом, — Наталья рассказывает, как помогла Людмиле Сергеевне поменять слуховой аппарат.
Старый аппарат уже давно сломался, а чтобы подобрать и настроить новый, нужно было с кем-то оставить Виктора Михайловича. Когда у семьи появилась помощница, Людмила Сергеевна решила проблему со слуховым аппаратом. Сейчас она слышит намного лучше.
Наталья рассказывает, что при первом знакомстве с ней Виктор Михайлович выглядел ухоженным. Единственное, она беспокоилась за большие пролежни на двух ногах, начала их регулярно обрабатывать. Сейчас от пролежней осталось два маленьких темных пятнышка, которые тоже вот-вот уйдут.
Наталья ходит в поликлинику и забирает рецепты для пожилой пары. Без очереди ее не пропускают, поэтому иногда приходится ждать по два-три часа, как и всем пациентам. Она понимает, что пожилым супругам сделать это было бы в разы труднее, поэтому и не жалуется. Каждый день она следит, чтобы супруги вовремя принимали лекарства.
— Конечно, мужа поднимать надо, но я всегда призываю в первую очередь беречь себя. Не дай бог Сергеевна сорвет спину, что тогда? — беспокоится медсестра. — Я помогаю супругам не только с медициной. Спрашиваю, что нужно. К примеру, вчера Сергеевна занималась закатками, ставила свеклу. Попросила меня забежать в магазин и взять соли. Запах на кухне стоял просто обалденный. Она у меня такая трудяга, хоть и руки с ногами болят.
Часто Наталья ходит в магазин вместе с Людмилой Сергеевной, помогает ей выбрать продукты посвежее и по нормальной цене.
— Я очень плохо вижу и слабо ориентируюсь в магазине. Прошу, чтобы Васильевна называла мне цены и смотрела срок годности. Выбираем, чтобы рыбка и мясо посвежее были. Сама могу такое взять, что сразу в мусор, — рассказывает Людмила Сергеевна. — Питаться мы стараемся хорошо. Слава богу, можем себе позволить, наших пенсий хватает. Васильевна очень внимательная. Звонит однажды и спрашивает, нужен ли нам свежий карп или наши любимые рыбные консервы. А вчера вспомнила про желатин, что я просила купить для заливной рыбки. Я стараюсь готовить нежирную пищу, потому что у Вити диабет, но ему-то хочется повкуснее.
— Чем жирнее — тем лучше, — подтверждает свои предпочтения в еде Виктор Михайлович.
«Памперсная» война
— В прошлом году дочка обратилась в местную соцслужбу, и за нами закрепили соцработника. Сначала пришла молоденькая девочка, а через полтора месяца пропала. Сейчас два раза в неделю тоже приходит соцработница. Зайдет на минуту, принесет продукты, — говорит Людмила Сергеевна. — Васильевна, в сравнении с ней, родной человек.
Виктор Михайлович настолько стал доверять патронажной сестре, что вместе с женой позволяет ей себя мыть. Сейчас они вдвоем поднимают мужчину и везут на кухню, там его обмывают и «доставляют» обратно. Наталья порекомендовала Людмиле Сергеевне специальную обеззараживающую и очищающую пену для умывания. Использовать ее можно прямо в кровати, она не оставляет влаги и грязи, а таскать мужа на кухню можно реже.
Сейчас ногти Виктору Михайловичу срезает исключительно Наталья. Раньше Людмила Сергеевна могла запросто его поранить во время этой процедуры, так как сама почти ничего не видела. А для человека с диабетом такие ранки очень опасны. Виктор Михайлович разрешает Васильевне брить ему лицо и менять памперсы.
— Он слушается Васильевну лучше, чем меня. У меня с Витей была «памперсная» война. Я ему надену памперс, а он будет его мусолить до тех пор, пока не разорвет и не снимет. А дела свои сделает на чистую простынь, — обижается Людмила Сергеевна. — Ума не приложу, как Васильевна смогла его приучить к подгузникам.
— Тут все просто, он думал, что в трусиках, а не в памперсе, и пытался их снять. Я поговорила с Михайловичем, объяснила ему, что к чему, и сейчас он без проблем ходит в туалет, — объясняет Наталья.
Но этим помощь Натальи не ограничивается. Однажды у супругов сломался холодильник, и патронажная сестра нашла мастера на все руки. Он за копейки устранил поломку, а потом прошелся по всей квартире: где-то прибил гвоздь, где-то полочку «подлатал». Сейчас мастер на связи с Людмилой Сергеевной и в случае чего всегда готов прийти на помощь.
Следующая цель патронажной сестры — помочь подопечной оформить группу инвалидности по зрению. Пожилой женщине нужно ехать в Могилев. Возможно, остаться там на пару дней, чтобы пройти обследования. В это время ухаживать за Виктором будет медсестра.
— Раз в год к нам приходит участковая медсестра, чтобы взять у мужа анализы, он инвалид первой группы. На этом — все. Когда ночью резко становится плохо, вызываю «скорую». Так и живем. Если Витя нормально себя чувствует, я спокойно готовлю кушать и прибираюсь в квартире, а потом вместе смотрим телевизор, — Людмила Сергеевна рассказывает, как проходят их дни. — Раньше Витя был более любознательный, все ему было интересно, а сейчас уже память подводит. Любил пошутить и поддеть меня, теперь стал более замкнутым. Но по натуре он очень добрый. Я знаю, что все соседи мне в молодости завидовали.
Виктор Михайлович молча улыбается, когда супруга его хвалит. В браке они прожили 53 года. За это время бывало всякое, но каждый раз удавалось находить компромисс. По мнению супругов, залог их семейного счастья — воспитание. У них в роду принято быть терпеливыми, помогать ближним и ухаживать друг за другом.
— Вот чтобы все так прожили жизнь, как мы. Бывает, ругаюсь на него, как в школе, когда капризничает. Он очень упрямый, а я терпеливая. Больше всего мечтаю, чтобы наша семья воссоединилась и поскорее приехали дочки, — говорит Людмилы Сергеевны.
— Я тоже очень скучаю, хочется увидеть девчонок, — Виктор Михайлович поддержал супругу.
Перед уходом Натальи супруги традиционно по несколько раз ее благодарят. «Мы бы без нее загнулись», — напоследок добавляет Людмила Сергеевна. Патронажная сестра всегда уходит от подопечных в приподнятом настроении. Для нее очень важно расстаться на позитивной ноте — и ей хорошо, и им приятно.
Медсестра милосердия признается, что только на пенсии нашла работу по душе. В течение дня она ни разу не смотрит на часы, потому что счастлива от того, чем занимается. Ей нравится помогать людям и делать так, чтобы они не чувствовали себя одинокими.
Чем вы можете помочь
Наталья Чеснова работает только благодаря помощи наших читателей. Медсестра милосердия из Осиповичей помогает пятерым одиноким пожилым людям на дому. ИМЕНА собирают деньги на оплату работы 12 патронажных сестер, которые ухаживают за тяжелобольными людьми в Ивацевичском, Пружанском, Житковичском, Калинковичском, Светлогорском, Вилейском, Осиповичском, Могилевском районах и г. Могилеве.
Нуждающихся в помощи слишком много, а медсестер — мало. В Беларуси около 134 700 одиноких пожилых людей. И многим из них нужен постоянный уход.
Благодаря усилиям Белорусского Красного Креста сегодня 184 медицинские и младшие сестры милосердия ежегодно помогают около 1 500 человек. Но этого крайне недостаточно.
Чтобы помощи было больше, ИМЕНА вместе с Красным Крестом запустили проект «Патронажная служба в регионах». Он работает только благодаря вашей поддержке.
Нажимайте кнопку Помочь и оформляйте ежемесячную подписку — выбранная вами сумма будет списываться с карты автоматически раз в месяц, и проект сможет работать постоянно. Или делайте разовый перевод через наш сайт или систему ЕРИП.
ИМЕНА работают только на деньги читателей. Вы делаете перевод 5, 10, 20 рублей или оформляете ежемесячную подписку с карточки, а мы готовим новые истории и запускаем социальные проекты, которые помогают не одному, а тысячам людей. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!