Несмотря на кризис в стране, все готовятся к новогодним праздникам. А значит, не за горами и закупка подарков для детдомов и других закрытых учреждений. В конце года у многих компаний остаются непотраченные средства, и самое простое, что можно сделать, — это купить килограммы конфет, кукол и машинок для бедных и обездоленных. Только нужно им совсем другое. В декабре прошлого года ИМЕНА запустили акцию #Безконфет, где выпускники интернатов честно рассказали, почему не нужно им дарить подарки на Новый год. Сегодня в рубрике «Дать Грету» директор группы компаний «ЭтикетСервис» из Гродно Наталья Рачек рассуждает о том, откуда у бизнеса вредная привычка жертвовать только к Новому году и почему системная помощь гораздо важнее точечной.
«ЭтикетСервис», группа частных компаний в области разработки, внедрения и поддержки современных систем автоматизации бизнеса, уделяет внимание разным социальным проектам. Постоянно и системно помогает детям с инвалидностью психоневрологического профиля, как минимум четыре года придерживается принципов разумного потребления. А этим летом благодаря компании в Гродно начал работать проект «Нити дружбы» по поиску и подготовке патронатных воспитателей — значимых взрослых — для детей-сирот.
— Честно говоря, самое простое — это деньги. У меня всегда была такая позиция, что наша компания — это не только про деньги. Безусловно, я очень много усилий прилагаю, чтобы наши сотрудники хорошо зарабатывали. Всегда шучу, если новый сотрудник за год не вырос как минимум вдвое, значит он что-то делает не так. Но деньги — это же не цель. Вот мы их заработали. И что дальше?
У любой компании есть обязательные статьи расходов. Их количество и объем рассчитываются исходя из прибыли. У себя в компании мы среди прочих ввели обязательную статью. Называется: «Помочь». Важно, чтобы на эту статью выделялась не очень существенная часть прибыли. Это поможет не урезать бюджет в сложные периоды. А те, кто в этих средствах очень сильно нуждаются, гарантированно получат деньги. Особенно это актуально сейчас, в период экономического и политического кризиса, когда многие социальные проекты оказываются на грани закрытия.
Для меня эта статья расходов обязательна, как и зарплата сотрудникам. Есть люди, которые ждут нашей помощи. Я скорее пожертвую частью своей прибыли или деньгами на корпоративное мероприятие, чем откажу людям, находящимся в кризисном положении.
Среди бизнесменов я часто наблюдаю такую картину: все активизируются перед Новым годом. К сожалению, так работает система. Есть статья расходов — благотворительность к новогодним праздникам. И с этим ничего не поделаешь. Когда мы искали дополнительных меценатов в поддержку «Нитей дружбы», многие вообще не понимали даже суть патроната и тем более не готовы были тратить деньги на что-то нематериальное. Нам говорили: есть бюджет, есть заложенные на подарки детям или больным людям средства, и они будут потрачены по назначению.
Поменять сложившийся подход к благотворительности — это большой и трудный путь. В основу должна быть положена социальная ориентированность, встроенная в корпоративную культуру. И понимание того, что точечная помощь не решит ничьи проблемы, что поддержка нужна постоянная и системная, а не только к Новому году.
Наша компания уже двадцатый год на рынке. Сначала мы были маленьким бизнесом и занимались оптовой торговлей и обслуживанием бухгалтерских программ. Со временем стали развиваться, решать более сложные задачи. Соответственно рос штат и прибыль компании. Я всегда придерживалась такого принципа: моральный долг тех, кто зарабатывает деньги, помогать людям в беде. В жизни любого человека может случится так, что без помощи других будет не обойтись. В какой-то момент я поняла, что невозможно помочь всем и что гораздо более эффективно выбрать несколько направлений и поддерживать их системно.
Так я стала искать проекты, которым на постоянной основе мог бы помогать наш бизнес. Так мы вышли на Центр медреабилитации для детей с инвалидностью психоневрологического профиля в Гродно. Увидела его старое обветшавшее здание (раньше здесь был детский садик, куда я ходила в детстве) и поняла: требуется помощь. Да и такие детки не настолько заметны для меценатов, как ребята из детдомов и домов ребенка. Директор центра была очень заинтересована, чтобы это была не просто денежная помощь на расчетный счет. Важно, чтобы это была целевая поддержка. К примеру, нужно обустроить детскую площадку или приобрести оборудование для спортзала — мы это делаем.
Года четыре назад я стала внедрять в компании принципы разумного потребления. Для меня лично было важно обратить внимание окружающих, что большинство из нас не задумывается о том, что они покупают и как это влияет на окружающую среду. А ведь все начинается с малого — с семьи, дома, работы. Мы постарались перестроить офис так, чтобы он по максимуму соответствовал законам разумного потребления. Учли особенности энергосбережения, сортировки мусора, начали собирать макулатуру и крышки, стали проводить согласованные с руководством города экологические марши, воплощать в жизнь экологические инициативы. Я вошла в Общественный координационный экологический совет. И это оказалось не так уж и сложно.
А потом я случайно увидела у ИМЕН пост о проекте «Центр помощи для детей-сирот «Нити дружбы» и захотела, чтобы такая инициатива заработала у нас, в Гродно. Да, наши детдома и школы дают знания и навыки детям в рамках утвержденной школьной программы, но этого недостаточно во взрослой жизни. В жизни каждого ребенка должен быть обязательно его «личный» ответственный взрослый, который на своем примере покажет, как строить собственную семью, какие опасности есть в окружающем мире и интернете, что деньги зарабатывают, а не дают, как их правильно распределять. И это гораздо важнее подарков к Новому году.
Что каждый из нас может сделать сейчас? На мой взгляд, самое важное, чтобы со временем перейти от точечной к постоянной и системной благотворительности, это избавиться от дурацкой привычки думать, что от тебя одного ничего не зависит. На своем опыте и примере нашей компании я поступательно, реальными делами показываю, что не сложно и достижимо — каждому делать лучше то время и место, в котором мы живем.
Нужно дать больше полномочий людям, которые отвечают за планирование и освоение бюджетов на благотворительность, чтобы поддерживать инициативу в этой области и, что еще важнее, быстро принимать решения об изменении статьи расходов или плана мероприятий. К примеру, меняем покупку конфет для деток на организацию для них незабываемой вечеринки с участием известного человека. Если у нас в компании у кого-то из шести десятков сотрудников возникает любая идея, он может без согласования с десятью начальниками напрямую рассказать об этом мне. И мы быстро принимаем решение, а уже на выходных можем всей компанией вместе выгуливать собак из приюта либо чистить лес.
На мой взгляд, компаниям и предприятиям лучше отказаться от строго прописанных алгоритмов действий. Особенно в вопросе благотворительности. Мне нравится такой подход — принципы важнее регламентов. Сейчас мир меняется настолько быстро, что пока одну бумажку согласуют десять инстанций, половина написанного в ней перестанет быть актуальным.
Нам нужно научиться быть гибкими и передать это нашим детям. Тогда вырастет совершенно другое поколение. Тогда любая социальная ориентированность превратится из термина в реально работающую систему, станет мобильной и будет быстро изменяться в зависимости от условий и обстоятельств.
Чтобы прийти к правильной системной благотворительности, свой вклад могут внести и государство, и бизнес, и простые люди. Государство поддержит законодательно. Бизнес может сделать более гибким финансовый подход и поддержку социальных проектов. А люди могут стать непосредственными участниками таких проектов: помочь физически, подвезти на машине в больницу, навести порядок, отремонтировать, организовать праздник. Главное, встать и делать.
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Читайте нас в телеграме https://t.me/imenamag
ИМЕНА работают только на деньги читателей. Вы делаете перевод 5, 10, 20 рублей или оформляете ежемесячную подписку с карточки, а мы готовим новые истории и запускаем социальные проекты, которые помогают не одному, а тысячам людей. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!