Анжелика одна воспитывает пятерых дочек. Муж ушел из семьи — не выдержал трудностей. Живут на 650 рублей в месяц. В квартире на Каменной Горке голые стены, но это не страшно. Скоро младшей исполнится три года, и пособия больше не будет. Вот что страшно. На одежду денег не хватает уже сейчас. Одна надежда — на благотворительный проект KaliLaska. Здесь можно получить качественные, а иногда даже новые вещи. Совершенно бесплатно. «Нужно видеть, как девчонки радуются, когда я из KaliLask’и приезжаю. Это что-то невероятное!» — говорит мама.
80% людей, которые приходят за помощью, — многодетные семьи. Для них даже сэконд-хэнд — роскошь. Несколько месяцев одежду не принимали и не раздавали, потому что не было склада. Благодаря читателям «Имен» удалось арендовать помещение и нанять завхоза, чтобы Анжелика и другие родители смогли одеть детей и в школу, и на выпускной.
Помогают всем: и многодетным, и погорельцам, и безработным
Прошлый раз мы встречались с проектом KaliLaska четыре месяца назад. Координатор Наталья Горячая устало смотрела на нас и говорила, что ситуация критическая: «Если не найдем помещение, где принимать вещи, работать дальше не сможем». Не было склада, не было завхоза, всё держалось на энтузиазме нескольких волонтеров. Но каждый день звонили люди, которым срочно нужна обувь, посуда, одежда. Не от хорошей жизни, конечно. Обратиться им больше некуда.
Благодаря читателям «Имен» удалось собрать деньги на первое время аренды помещения. Теперь принимать и раздавать вещи будут регулярно — два раза в месяц, а в перспективе — каждую неделю. Новый склад разместился на цокольном этаже многоэтажки по Логойскому тракту, 10. Впереди много работы: всё больше людей приносят вещи и всё больше обращаются за помощью.
Мы спускаемся по крутой лестнице и попадаем в прохладное помещение, заставленное большими пакетами. Справа — комната, заваленная огромными мешками с одеждой. Чуть выше — коридор, заполненный игрушками.
— Неужели вы всё это раздадите? — удивляемся мы.
— Конечно. У нас почти всегда так в первый день приемки. Но всё расходится за считанные дни, — улыбается координатор.
Наталья сортирует вещи — нужно выбрать одежду для маленькой девочки, которая живет в Борисовском районе. Живет с бабушкой и папой. Мама бросила семью, и теперь отец не может уехать на заработки. Он обращался за помощью в разные благотворительные фонды, но вещами ему не помогли, посоветовали KaliLask’у. И Наталья из груды вещей выбирает для его дочери платьица, маечки и туфельки.
Еще один «заказ» — из Минского района. В семье — пятеро пацанов разных возрастов. И скоро должен родиться еще малыш — кто, пока неизвестно. Поэтому Наталья на всякий случай бросает в пакет и голубые, и розовые одежки для новорожденных.
Около 80% людей, которые обращаются за помощью, — многодетные семьи.
— Конечно, мы спрашиваем удостоверение многодетной семьи, — рассказывает координатор. — Проблем никогда не было. Как правило, у людей, которые обращаются за помощью, пакет документов наготове. Большинство — многодетные семьи. Но есть и люди, которые оказались в сложной ситуации — например, беженцы, погорельцы, безработные, люди с инвалидностью. Помогаем людям, которые лечатся в тубдиспансере. Они там лежат месяцами, а навестить и принести одежду некому.
Люди очень бедно живут: снег не сошел, а дети бегают в кедах
Пока не было склада, приглашать людей было некуда. Раньше одежду принимали в офисе «Центра экологических решений» (партнер KaliLaska), но условия были никакие: за день нужно было разобрать несколько тонн вещей, чтобы на утро кабинет заняли сотрудники. Теперь у проекта есть свое помещение. В день, когда мы заглянули, Наталья назначила встречу нескольким многодетным семьям. Никто из них не отказал в общении и фотографиях, узнав, что «Имена» собирают средства на работу проекта.
В двери несмело заходят Светлана и Сергей — родители девятерых детей. Старшему — 24 года, младшему всего два. У старшего — инвалидность по слуху. Мама говорит, что он парень активный, самостоятельный, в этом году поехал на заработки в Смоленск. И там случилась беда — упал на стройке и повредил позвоночник. Или помогли упасть — сейчас этого уже не докажешь, вздыхает мама:
— Перевезли его в больницу скорой помощи, там полежал, и выписали домой. Теперь за ним вся семья ухаживает. У моей бабушки было девять детей, и у нас тоже большая семья. Конечно, многодетным тяжело приходится. Многие думают, что мы богатые, потому что пособие платят на каждого ребенка. На самом деле платят пособие до 3-х лет только на одного ребенка, а на остальных доплачивают по 80 рублей.
— Да, жена получает 450 рублей, — говорит супруг. — Но этого даже на еду не хватит. У нас две дачи, сажаем там зелень, картошку. KaliLaska очень помогает. У нас пятеро школьников, в том году полностью помогли их в школу собрать.
Родители набивают одеждой несколько пакетов.
— Когда наши вырастают, завозим всё ненужное родственникам в Шарковщину или Лепель, — добавляет Светлана. — Там очень бедно люди живут. Иногда приедем — снег еще не сошел, а дети в кедах бегают, куда ж это годится?
Стены голые, денег чуть хватает на еду
К нашему разговору подключается Анжелика, мама пятерых девочек. Ей 45 лет, и у нее инвалидность. В 29 лет у нее случился инсульт. Полностью парализовало, но она смогла восстановиться в реабилитационном центре. Тогда у нее была одна дочь.
— Ради меня она стала спортсменкой, — с гордостью говорит Анжелика. — Чтобы радовать меня победами и достижениями.
После тяжелой болезни Анжелика встретила мужчину, влюбилась. Родилась еще одна дочка. Через месяц после рождения второго ребенка забеременела двойняшками. А потом еще раз. Сейчас старшей девочке почти 18, младшей — два годика. Муж не выдержал трудностей и ушел из семьи. Мама растит детей одна. На пенсию по инвалидности (250 рублей) и пособие на младшую дочку (400 рублей).
Я инвалид, но дети у меня здоровые. Вырастут, может, будут хорошие учителя, врачи.
Анжелика признается, что в квартире на Каменной Горке голые стены, но это не страшно. Через десять месяцев младшей исполнится три года, и пособия по уходу больше не будет. Тогда начнется голод, — вот что страшно.
— Так и живем. На алименты я не могу подать, муж тоже инвалид, брать с него нечего. Раз в год нам дают единовременное пособие, это около 300 рублей. Тогда погашаем задолженность за свет, — рассказывает Анжелика. — Часто слышу, зачем рожала? Но это же дар свыше! Представляете, я инвалид, но дети у меня здоровые. Вырастут, может, будут хорошие учителя, врачи. Может, кто-то придумает такой проект, как KaliLaska.
Анжелика оглядывается и обращается к Наталье Горячей:
— Вам нужно с нами поехать, посмотреть, как девчонки радуются, когда я из KaliLask’и приезжаю. Это что-то невероятное!
Рожала с мужем, а теперь он в розыске
К сожалению, многодетным родителям часто приходится слышать упреки, мол, нарожали детей, а теперь не знают, как прокормить.
— Я же рожала замужем, — говорит Вера, которая тоже пришла в KaliLask’у за вещами для малышей. — А потом муж уехал в Россию и пропал. Теперь в розыске.
Вера живет в общежитии, и за комнату платит 240 рублей — бóльшую часть детского пособия. Комната дорогая, потому что считается арендным жильем. Женщине 33, ее темные волосы полны седины. Но Вера не унывает:
— Мама помогает, KaliLask’a помогает. Посмотрите, какие вещи хорошие, даже новые есть. Кума нас обещала завезти домой на Убере.
На детей государство платит пособие. Раньше на еду хватало, а теперь не всегда.
Под вечер на склад заходит Татьяна со старшим сыном Лешей. В семье — семеро детей: трое своих и четверо приемных. Алексея нужно собрать на выпускной. Пришли за ботинками, пиджаком и белой рубашкой. После школы парень собирается поступать на овощевода. Мама говорит, ему очень нравится работать в огороде, поэтому и выбрали такую специальность.
— Мы обычная многодетная семья, только живем в домике в детской деревне и получаем зарплату (как приемные родители — ред.). На детей государство платит пособие — около 260 рублей на каждого. Раньше на еду хватало, а теперь не всегда. Но KaliLask’a всегда выручает, — рассказывает Татьяна.
Она, кстати, по образованию историк. Приемной мамой стала неожиданно. Муж идею поддержал, и они нисколько не жалеют о своем выборе, хотя многодетным сейчас непросто.
Всё больше людей приносят вещи и всё больше обращаются за помощью
В KaliLask’у приходят люди с разными историями. Наталья Горячая говорит, что задача проекта не разбираться, почему человек попал в сложную ситуацию, а помочь самым необходимым. Нуждающиеся могут взять не только обувь и одежду, но даже мебель и посуду.
Люди забирают около трети вещей, которые приносят на склад. Около 5% продается в благотворительном магазине в «Корпусе» на Машерова, 9 — за вырученные деньги частично окупается проект. Остальные вещи KaliLaskа отдает 24 благотворительным организациям, с которыми постоянно сотрудничает. Одежда расходится по всей Беларуси — Миоры, Борисов, Столбцы, Осиповичи, Жлобин, Пуховичи, Смолевичи, Минск.
Читатели «Имен» помогли собрать деньги на первые месяцы аренды нового склада. А еще на зарплату завхоза, им стал студент Саша. Грантов и государственной поддержки у KaliLask’и нет. Надежда — на простых неравнодушных белорусов.
— Я пришел в проект, прежде всего, из-за его социальной направленности, — говорит Александр. Он — будущий инженер. — Я студент, и меня привлекает гибкий график работы. И живу я в двух остановках от склада.
Задач у Саши много: он будет заниматься сортировкой вещей, устанавливать стеллажи, проводить вентиляцию, утилизировать мусор (а его накапливается немало), отвечать на звонки, принимать посетителей. Словом, выполнять ту работу, которая раньше была на Наталье. Сама же она сможет заняться наполнением сайта, ведением соцсетей, а еще чаще ездить в регионы, чтобы развозить вещи нуждающимся. У Натальи есть свой хэнд-мейд магазин и кофейня, KaliLaskа для нее — волонтерство.
— C приходом Саши число людей, которым мы помогаем, безусловно, вырастет, — говорит она. — Возможно, понадобится и еще один человек в команде. Будем смотреть по ситуации. За два года работы мы собрали и раздали 137 тонн одежды. Сотрудничаем с 24 благотворительными организациями по всей стране. В Минске к нам по записи после приема вещей приходит около 50 человек. Помощь получают не только многодетные, но также инвалиды, беженцы, погорельцы, безработные.
Наличие нового склада позволит принимать вещи минимум четыре раза в месяц и сортировать около 13 тонн вещей ежемесячно.
Поддержите проект KaliLaskа
Только представьте: 137 тонн одежды — это как 22 слона. Столько вещей минчане принесли в KaliLaskа за два года работы проекта. С появлением нового склада помощи станет больше, ведь раньше приемка была раз в месяц, в перспективе вещи будут принимать каждую неделю. Для одних людей — это ненужные вещи, они запросто могли оказаться на свалке. И такие нужные для других! Так что проект выполняет не только социальную, но еще экологическую функцию. И такой проект пока один на всю Беларусь.
Международная гуманитарная помощь не покрывает нужды всех белорусов. Просить одежду из рук в руки долго и неэффективно. Куда проще обратиться к одному проекту, где можно получить всё необходимое. Волонтеры KaliLaskа говорят, что обороты увеличиваются — всё больше людей приносят вещи и всё больше обращаются за помощью. Проекту нужна наша поддержка, чтобы и дальше оплачивать аренду склада и работу команды.
«Имена» собирают деньги на аренду помещения, зарплату завхоза, налоги и другие обязательные отчисления. На полгода работы проекта нужно 13 706 рублей, осталось собрать 4,5 тысячи рублей. Нажимайте кнопку «Помочь» и выбирайте разовый или ежемесячный платеж. Сумму определяете вы сами — 3 рубля, 10 рублей или больше, — кто сколько может. Деньги автоматически списываются с вашей карточки.
Туфли и платье, которые давно пылятся в вашем шкафу, могут обрести новую жизнь. Например, стать нарядом на выпускной. Следующая приемка вещей — 25 и 26 мая по адресу г. Минск, Логойский тракт 10. Актуальное расписание работы склада — на сайте KaliLaskа, там же можно посмотреть, какие вещи больше всего нужны людям, а здесь — карта, как добраться до склада.
«Имена» работают на деньги читателей. Вы оформляете подписку на 3, 5, 10 рублей в месяц или делаете разовый платеж, а мы находим новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Выберите удобный способ перевода — здесь. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен»!