Инженер-проектировщик Анна из Минска год выбивала у городских властей положенную по закону парковку для инвалидов во дворе. Выбивала для подруги, которая воспитывает дочь с ДЦП и не может припарковаться у дома. Часто вынуждена тащить коляску с дочерью за сто метров в соседние дворы. Коммунальщики откликнулись, но сделали парковку не по правилам — прямо у подъезда и без знака. И признались, что не очень понимают, как вообще организовывать такие парковки. За ошибки коммунальщиков чуть не оштрафовали маму девушки с ДЦП сотрудники ГАИ. Чтобы помочь подруге и добиться нормальной парковки, Анна пошла по кабинетам и дошла до замглавы района. Только тогда положенную по закону специальную парковку сделали. Цена вопроса для города — около 100 долларов. Время ожидания — год.
Инесса одна воспитывает дочь, 22-летнюю Кристину. У Кристины инвалидность первой группы — детский церебральный паралич. Девушка не ходит, с трудом разговаривает, ей нужен постоянный уход. Чтобы Кристина не сидела в четырех стенах, на своем стареньком «Сеате» Инесса возит дочку по разным уголкам Беларуси, посещает развивающий центр для детей с особенностями, ездит в гости к родственникам.
Семья живет в самом густонаселенном районе Минска — Фрунзенском. Плотность населения здесь выше, чем в Москве или Гонконге. Во дворе на стоянке — вечный аншлаг. Припарковаться сложно в принципе, не говоря уже о месте рядом со своим подъездом. Толкать коляску сквозь дождь и снег через весь двор — настоящее испытание.
Семья живет в самом густонаселенном районе Минска — Фрунзенском. А плотность населения здесь выше, чем в Москве или Гонконге.
Осенью прошлого года Инесса была в гостях у приятельницы Анны. Рассказала о парковочной беде. Анна, инженер-проектировщик по профессии, решила помочь. По нормативным документам у любых жилых домов должно быть не менее двух специальных машиномест для физически ослабленных лиц. Причем на расстоянии не более 50 метров от подъезда. Но многоэтажку, где живет семья, построили задолго до появления этого стандарта.
Анна звонит по номеру 115. Там говорят, что передадут запрос в ЖЭУ № 2 Фрунзенского района, к нему относится дом Инессы. Анна передает ЖЭУ все нормативные документы. Мало ли, организация не сталкивалась с такой задачей раньше. Но потом из ЖЭУ приходит мастер и рисует во дворе желтую разметку, прямо у подъезда, размером наугад. Хотя разметка должна быть белая и заданных размеров, парковаться у подъезда нельзя вообще. Вроде как дело сделано.
Несколько месяцев Инесса пользовалась этой парковкой. А в январе ее чуть не оштрафовали: сотрудники ГАИ сказали, что место для машины выделено незаконно и противоречит правилам дорожного движения. Они объяснили, что организация таких парковочных мест должна быть обязательно согласована в ГАИ. Кстати, эти желтые линии до сих пор остались у подъезда.
Скоро из ЖЭУ пришел мастер и нарисовал во дворе желтую разметку, прямо у подъезда, размером наугад.
− То, что комунальщики нарисовали это парковочное место, думаю, это реально от того, что они хотели помочь. Конечно, это не со зла. Они просто не знали, как его правильно делать, — говорит Анна.
Конец января 2017 года. Анна снова обращается в ЖЭУ, чтобы те всё-таки сделали нормальную парковку. Там отвечают, что «разметка носит формальный характер», и этой работой вообще должно заниматься ЖКХ № 1 Фрунзенского района. В ЖКХ Анну отправляют обратно в ЖЭУ. Анна записывается на прием к заместителю директора Ольге Пинчук.
− Ольга Александровна искренне пыталась помочь и при мне звонила в разные структурные подразделения ЖКХ, но безрезультатно, — говорит Анна. — Она призналась, что наш случай первый, раньше никто таких проектов не разрабатывал и с ГАИ не согласовывал. Она посоветовала сходить на прием к заместителю главы Фрунзенского района Денису Драпею.
Перед походом в администрацию Анна тщательно готовится. Едет в ОГАИ Фрунзенского района. Там ей рассказали, как и где можно сделать парковку. Прием у замглавы Анна называет самым эмоционально сложным во всей этой истории:
— Я еще очень долго отходила от разговора с Денисом Драпеем. Меня просто трясло. Такого наплевательского отношения я давно не встречала. В ЖЭУ и ЖКХ хоть как-то пытались помочь, а здесь младший по возрасту парень упрекал меня в том, что все мои письма и прочая документация к делу не относятся, и я сама виновата, что не туда обратилась. На вопрос, куда же надо было обращаться, я получила ликбез о том, что не разбираюсь в структуре жилищно-коммунального хозяйства, и нужно было обращаться напрямую в ЖКХ № 1. Я пыталась убедить его, что я уже обращалась туда, он потребовал с меня фамилии. Когда я не смогла их назвать, сказал, что так я этим вопросом и занималась.
Тем не менее в администрации обещают, что направят обращение обратно в ЖКХ № 1, где все должны решить. Кстати оказалось, что в подъезде этого дома живет еще одна семья, в которой есть ребенок с инвалидностью. Они тоже добивались отдельного места для машины. Про это знали и в ЖЭУ, и в ЖКХ, и в администрации района. Семье предлагали место за домом: неудобно и противоречит нормам.
Чтобы не терять время, Анна сама разрабатывает проектно-сметную документацию и согласовывает ее в ГАИ. По смете, которую приняли в ЖКХ№ 1, обе парковки обходятся всего в 209 рублей. Документы принимают в апреле, изучают девять дней и отвечают: «Работы будут выполнены в третьем квартале 2017 года при условии выделения денежных средств».
— В итоге парковку нарисовали почти через год, 22 сентября 2017 года. Дотянули почти до самого конца третьего квартала, — говорит Анна.
— Я тем утром выхожу, вижу, знак большой поставили. Сразу же звоню Ане — она, конечно, радуется. А на следующее утро уже разметку нарисовали. Сейчас стало намного легче, — говорит Инесса.
Подобная история произошла и с минчанкой Натальей, которая живет в Советском районе. Вместе с дочерью, у которой инвалидность, она переехала в социальную квартиру в новом доме. Специальное парковочное место там было только одно, хотя в многоэтажке живет четыре семьи, у которых дети с ДЦП. Наталья начинала с подразделений ЖКХ. В итоге дошла до зампредседателя горисполкома. Получилось немного быстрее — девять месяцев.
«Если человек заинтересован, то где-то надо, может, и всё-таки подождать».
Начальница отдела благоустройства, санитарного состояния и работы с населением государственного производственного объединения «Минское городское жилищное хозяйство» Маргарита Язинская объясняет, почему так долго сделать парковку:
— Это не является административной процедурой, в которой прописаны сроки. Если человек заинтересован, то где-то надо, может, и всё-таки подождать. Просто это не основная деятельность предприятия, которое обслуживает территорию. И ситуации же бывают разные, но, по идее, конечно, это должно занять меньше времени. Естественно, не год.
В Минской городской организации «Белорусского общества инвалидов» рассказали про другой способ, как инвалиду организовать парковку у себя во дворе:
— В Минске в каждом районе есть территориальные центры социального обслу-живания населения, — говорит председатель правления организации Людмила Калмыкова. — Там на год составляют планы по созданию безбарьерной среды. Человек может подать заявку в такой территориальный центр, она будет включена в план, и тогда парковочное место физически ослабленного лица создадут. Но этот процесс занимает около года времени.
Что получается. Сделать проект, подготовить все документы и согласовать парковку занимает чистого времени около одного дня. По крайней мере, столько это заняло у Анны. А властям требуется целый год, чтобы организовать для инвалида парковку, положенную ему по закону. И чтобы это случилось, нужно самому обивать пороги администрации района, а то и города.
«Имена» работают на деньги читателей. Вы оформляете подписку на 3, 5, 10 рублей в месяц или делаете разовый платеж, а мы находим новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Выберите удобный способ перевода — здесь. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен»!