Девять месяцев назад Антон, Андрей, Лера и еще семеро глухих и слабослышащих людей взялись изучать ИТ-технологии, чтобы в будущем найти престижную работу. Сейчас студенты работают над своим первым стартапом, аналогов которому нет в мире, — VR-музеем Первой мировой войны. VR — виртуальная реальность, которая позволит посетителям музея и в окоп к солдатам забраться, и из винтовки пострелять, и на танке проехать, и архивные документы посмотреть. И все это не выходя из дома.
В июльский день в небольшом помещении на десять компьютерных столов душно. Кипит работа. Антон увлеченно прорисовывает колеса у объемной модели бронированной машины, Андрей занят архитектурными формами огромного здания, Илья набирает на клавиатуре сложные коды.
Молодые люди что-то обсуждают между собой, спорят. Но при этом слышно, как работает вентилятор. Все участники проекта — глухие или слабослышащие. Между собой они общаются жестами, а со слышащими людьми — с помощью мессенджеров. Проблемы со слухом ничуть не мешают им работать над проектом, аналогов которому пока нет ни в одной стране — VR-музеем Первой мировой войны.
Задумка с виртуальным музеем Первой мировой войны появилась пару месяцев назад. Нынешние школьники не очень-то хотят учиться по простым учебникам. А в VR-музей ну точно зайдут, считают разработчики проекта. Проект будет полезен и людям с ограниченными возможностями, которым физически затруднительно посещать музеи и выставки.
Это серьезная работа, которая, уверен преподаватель школы Максим Молнар, должна привлечь внимание крупных заказчиков и работодателей. И это поможет молодым людям приблизиться к мечте — открыть собственную ИТ-компанию и расширить проект по обучению слабослышащих людей на всю Беларусь.
С чего всё начиналось
В прошлом году в ИT-школу Myfreedom пришел Максим Молнар — глухой парень, который начал осваивать азы ИT вместе со слышащими учениками. Он не слышал того, что говорили преподаватели, но они записывали для него ключевые понятия, и парень разбирался с ними самостоятельно. Максим окончил курс с отличными результатами и пришел к руководителю школы Елене Динман с предложением запустить курс 3D-моделирования для людей с инвалидностью по слуху.
Школа предоставила Максиму помещение и компьютеры. Он записал видеообращение к глухим и слабослышащим и запустил его в интернет.
В первую группу записались десять человек. Так Максим стал преподавателем. Дважды в неделю группа собиралась в школе, после занятий получала «домашку». Студенты изучали инструменты профессионального 3D-моделирования, фотореалистичной визуализации в VRay, учились базовой анимации. Кроме дизайнерских навыков, Максим учил их работать в команде и искать нужную информацию самостоятельно. Словом, учил учиться.
В марте ИТ-школа для слабослышащих запустила еще и онлайн-курсы, на которые записались около 50 человек. С ними Максим занимается удаленно. Отправляет задания по почте, потом разбирает ошибки.
— Сейчас мы на пороге выпуска, — рассказывает Максим. — Хочу, чтобы наши выпускники стали хорошими сотрудниками, которые способны сами принимать решения и справляться с проблемами.
Снежинки, шторы и бутылка
Антону Коротышевскому 20 лет, он учится в Минском государственном колледже электроники по специальности техник-программист. Но давно увлекается дизайном, поэтому и пришел на курсы 3D-графики. Любимое занятие — придумывать дизайн авто.
— Вначале я думал, что научиться 3D-моделированию будет очень сложно. А когда получил первое задание, оказалось, что это очень интересно. Знаете, какое задание у меня отняло полторы недели? Сделать снежинки в 3D. Еле сделал! — улыбается парень.
18-летняя Лера Савинская в этом году окончила в ИT-школе Myfreedom курсы по фотографии. А потом мама уговорила ее пойти на ИТ-курсы для неслышащих.
— В самом начале я была абсолютно незнакома с программой 3D Max, поэтому было трудно. Задания были разные — сделать шторы, бутылку, ручку, печку. Учила полигоны и текстуры (элементы, из которых состоит 3D-модель. — Прим. «Имена»). А когда поняла принцип, стало легче. Тем более, что Максим всегда объяснял, если я чего-то не понимала, — говорит Лера.
Андрей Игнатенко учится в Белорусской художественной академии искусств и занимается творчеством.
На курсы его пригласил Максим, и Андрей почти сразу понял, что 3D-графика — это его.
Глухих и слабослышащих ребят не очень-то и хотят трудоустраивать. Непонятно, почему. Видимо, белорусское общество пока только на пути к тому, чтобы снять все ограничения
В том, что его студенты — люди способные, преподаватель Максим Молнар убедился после первого успешного проекта: когда они помогли другим, слышащим студентам ИТ-школы разработать мобильное приложение «3D-организм» для уроков анатомии. Направляешь на картинку камеру мобильного телефона, из картинки «выходит» 3D-объект, например, сердце. Его можно увеличить, покрутить, посмотреть, как оно работает.
— После этого мы поняли, что сможем сделать что-то действительно серьезное, — говорит Максим, — ведь каждый новый проект выводит нас на новый уровень. Навык — это самый ценный ресурс в жизни.
VR-музей
— Проект состоит из двух частей. Первая часть — сам музей, куда зрители могут зайти в VR-очках, взять в руки ружье и пострелять, сесть в машину или танк времен Первой мировой войны. Виртуальный экскурсовод будет рассказывать, что происходило в те годы в этих местах. Вторая часть — квестовая, небольшая игра, — рассказывает Максим.
Для того, чтобы попасть в виртуальный музей, нужен компьютер с процессором Intel 5-i или лучше; оперативной памятью 8ГБ или выше; видеокартой 980 и лучше; шлем или очки виртуальной реальности. Очки по ценам доступнее, например, VR-очки для смартфона в белорусских интернет-магазинах стоят от 30 рублей. А хороший шлем стоит более тысячи долларов. Пока не все могут его себе позволить, но за такими технологиями будущее, считает Максим.
Виртуальная экскурсия с полным погружением будет доступна зрителям, у которых есть очки или шлем виртуальной реальности. Но создатели проекта хотят сделать и обычные онлайн-экскурсии, которые будут доступны без всяких дополнительных гаджетов.
— Свой дипломный проект слабослышащие студенты делают под руководством менторов из VR-индустрии, из гейм-дизайна, привлекли также исторических консультантов, — рассказывает Елена Динман, руководитель ИТ-школы Myfreedom. — Менторы подтягивают студентов до такого уровня, чтобы на выходе получился очень профессиональный продукт.
По ее словам, VR-музей Первой мировой войны в Беларуси — это стартап, который позволит ученикам приобрести навыки, которые соответствуют запросам рынка. Авторы проекта создают бизнес-инкубатор, чтобы слабослышащие люди могли быть не только исполнителями заказов, но и делать собственный продукт, заниматься проектной деятельностью.
— После презентации нашего виртуального музея мы рассчитываем подключить инициативу из других стран. Идея в том, чтобы сделать огромный VR-музей Первой мировой войны, в котором будут воссозданы события тех лет, происходившие в разных странах, — говорит Елена Динман. — Такого проекта еще никто никогда не делал. Наш стартап можно будет монетизировать и продавать как часть большого проекта.
Работа над стартапом ведется практически круглосуточно. Те студенты, у которых нет дома мощных компьютеров, приходят работать в ИТ-школу. Остальные творят удаленно под руководством Максима Молнара.
Сейчас его студенты воссоздают то, что происходило в годы Первой мировой войны в Мядельском районе, возле Нарочи.
— Для этого нужно серьезно изучить архивные документы и фотохронику: знать точные название оружия, машин, как выглядят окопы, форма солдат и т. п. Чтобы построить ландшафт, тоже нужны точные исторические данные, — рассказывает Максим. — Я раздаю задания, студенты изучают документы и создают будущие экспонаты музея.
Чтобы сделать 3D-модель броневика или танка времен Первой мировой войны, по словам Максима, опытному моделлеру нужно около пяти дней, новичку — вдвое больше. А для создания персонажа требуется еще больше времени. В музее же будут сотни объектов и персонажей, которые должны максимально точно показывать картину того, что происходило в Беларуси в годы Первой мировой.
— При этом каждый из студентов делает именно то, что ему по вкусу. Антон, который увлекается авто, моделирует машины и танки. Андрей моделирует интерьер будущего музея с помощью информации из гугла. Он отличный художник, чувствует цвет и имеет отличный вкус. Илья — программист-самоучка — работает над кодом проекта, создает контроль над VR, интерфейс, настройки, в общем, все игровые движки. Лера будет заниматься костюмами будущих персонажей, — рассказывает Максим.
Шаг к мечте
Команда ИТ-школы работает всего девять месяцев и уже выполняет мелкие заказы, которые поступают от игровых и ИТ-компаний. К примеру, студенты разрабатывают игровые модели.
Хотелось бы, чтобы слышащие работали с нами, сотрудничали, общались
— Однако мы столкнулись с тем, что ребят не очень-то и хотят трудоустраивать. Непонятно, почему, — признается Елена Динман. — Ведь люди с нарушениями слуха хорошо обучаемы, общаться с ними легко с помощью мессенжеров, большинство слышащих людей так и делают в повседневной жизни. Видимо, белорусское общество пока только на пути к тому, чтобы снять все ограничения. На примере VR-музея мы хотим показать, что слабослышащие готовы работать над большими проектами и тем самым привлечь компании. Мы же ведем переговоры с американской ИТ-компанией, чтобы парни могли работать на аутсорсинге. Возможно, получится создать свою сильную ИТ-компанию. Когда есть успешный пример, это притягивает людей.
Создание своей собственной ИТ-компании для неслышащих людей — давняя мечта Максима. Еще в детстве он решил, что хочет стать творцом виртуального мира, в котором все будут равны. Где люди с инвалидностью смогут управлять своими руками и ногами, учиться, работать, заниматься своим любимым делом. Первый шаг для этого уже сделан.
— Хотелось бы, чтобы слышащие работали с нами, сотрудничали, общались, делились идеями, — говорит Максим. — Но для открытия своей компании нужны деньги, офис, менеджер, хорошие компы и еще много чего.
Как помочь
Только в Минске на учете состоит более 2,3 тысячи инвалидов по слуху. Людям с ограничением слуха трудно получить высокооплачиваемую работу — они трудятся на заводах или занимаются мелкой коммерцией — продают в электричках и на улицах брелоки, газеты, отвертки. Школа Myfreedom.Connect помогает своим выпускникам с поиском работы и заказов в ИT-сфере.
Журнал «Имена» собирает деньги на поддержку этого проекта. Всего надо собрать 22 422 рубля. Уже собрано 8 955 рублей. Эти деньги позволили на протяжении трех месяцев оплачивать работу куратора проекта и администратора, платить налоги, а также приобрести одну пару VR-очков, очень нужную ученикам школы для работы. Чтобы ИТ-школа для глухих и слабослышащих людей продолжала свою работу и развивалась, нужна ваша помощь. Ребятам необходим свой мощный компьютер, за которым они смогут работать в любое время. Сейчас им приходится подстраиваться под расписание занятий в школе, ведь в ней, кроме группы слабослышащих учеников, занимаются и другие группы.
Уже в сентябре школа Myfreedom.Connect планирует запустить несколько онлайн-групп, а также открыть одну группу для обучения слабослышащих людей в Борисове. Те студенты, которым вы помогаете прямо сейчас, в будущем будут преподавать в новых группах.
Нажав на кнопку «Помочь» в этом материале, вы можете перевести проекту любую доступную вам сумму. С вашей помощью люди, которых сегодня многие не слышат, смогут громко заявить о себе миру с помощью своих ИТ-стартапов и проектов.
Журнал «Имена» работает на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы ищем новых героев и делаем новые истории. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен». Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!