Истории

И снова танчики! Десять глухих айтишников из Минска запускают «военный» стартап и хотят завоевать мир

Собрано 10 379 из 22 422 рубля
Помочь

Девять месяцев назад Антон, Андрей, Лера и еще семеро глухих и слабослышащих людей взялись изучать ИТ-технологии, чтобы в будущем найти престижную работу. Сейчас студенты работают над своим первым стартапом, аналогов которому нет в мире, — VR-музеем Первой мировой войны. VR — виртуальная реальность, которая позволит посетителям музея и в окоп к солдатам забраться, и из винтовки пострелять, и на танке проехать, и архивные документы посмотреть. И все это не выходя из дома.

В июльский день в небольшом помещении на десять компьютерных столов душно. Кипит работа. Антон увлеченно прорисовывает колеса у объемной модели бронированной машины, Андрей занят архитектурными формами огромного здания, Илья набирает на клавиатуре сложные коды.

Молодые люди что-то обсуждают между собой, спорят. Но при этом слышно, как работает вентилятор. Все участники проекта — глухие или слабослышащие. Между собой они общаются жестами, а со слышащими людьми — с помощью мессенджеров. Проблемы со слухом ничуть не мешают им работать над проектом, аналогов которому пока нет ни в одной стране — VR-музеем Первой мировой войны.

Лера гуляет по виртуальному музею, а Илья и Антон наблюдают за ее прогулкой на мониторе. Фото: Катерина Кузьмичева, Имена

Задумка с виртуальным музеем Первой мировой войны появилась пару месяцев назад. Нынешние школьники не очень-то хотят учиться по простым учебникам. А в VR-музей ну точно зайдут, считают разработчики проекта. Проект будет полезен и людям с ограниченными возможностями, которым физически затруднительно посещать музеи и выставки. 

Это серьезная работа, которая, уверен преподаватель школы Максим Молнар, должна привлечь внимание крупных заказчиков и работодателей. И это поможет молодым людям приблизиться к мечте — открыть собственную ИТ-компанию и расширить проект по обучению слабослышащих людей на всю Беларусь.

С чего всё начиналось

В прошлом году в ИT-школу Myfreedom пришел Максим Молнар — глухой парень, который начал осваивать азы ИT вместе со слышащими учениками. Он не слышал того, что говорили преподаватели, но они записывали для него ключевые понятия, и парень разбирался с ними самостоятельно. Максим окончил курс с отличными результатами и пришел к руководителю школы Елене Динман с предложением запустить курс 3D-моделирования для людей с инвалидностью по слуху.

Максиму 23 года. Он родился в Борисове, а учился в Минске — в школе № 14 для детей с нарушением слуха. После школы Максим не захотел идти на завод и поступил в Академию искусств в Москве, но проучился только полтора года, бросил и решил заниматься саморазвитием. Фото: Катерина Кузьмичева, Имена

Школа предоставила Максиму помещение и компьютеры. Он записал видеообращение к глухим и слабослышащим и запустил его в интернет.

В первую группу записались десять человек. Так Максим стал преподавателем. Дважды в неделю группа собиралась в школе, после занятий получала «домашку». Студенты изучали инструменты профессионального 3D-моделирования, фотореалистичной визуализации в VRay, учились базовой анимации. Кроме дизайнерских навыков, Максим учил их работать в команде и искать нужную информацию самостоятельно. Словом, учил учиться.

В марте ИТ-школа для слабослышащих запустила еще и онлайн-курсы, на которые записались около 50 человек. С ними Максим занимается удаленно. Отправляет задания по почте, потом разбирает ошибки.

Курс для неслышащих белорусов бесплатный. Фото: Катерина Кузьмичева, Имена

— Сейчас мы на пороге выпуска, — рассказывает Максим. — Хочу, чтобы наши выпускники стали хорошими сотрудниками, которые способны сами принимать решения и справляться с проблемами.

Снежинки, шторы и бутылка

Антону Коротышевскому 20 лет, он учится в Минском государственном колледже электроники по специальности техник-программист. Но давно увлекается дизайном, поэтому и пришел на курсы 3D-графики. Любимое занятие — придумывать дизайн авто.

Антон моделирует бронеавтомобиль времен Первой Мировой войны. Фото: Катерина Кузьмичева, Имена

— Вначале я думал, что научиться 3D-моделированию будет очень сложно. А когда получил первое задание, оказалось, что это очень интересно. Знаете, какое задание у меня отняло полторы недели? Сделать снежинки в 3D. Еле сделал! — улыбается парень.

18-летняя Лера Савинская в этом году окончила в ИT-школе Myfreedom курсы по фотографии. А потом мама уговорила ее пойти на ИТ-курсы для неслышащих.

— В самом начале я была абсолютно незнакома с программой 3D Max, поэтому было трудно. Задания были разные — сделать шторы, бутылку, ручку, печку. Учила полигоны и текстуры (элементы, из которых состоит 3D-модель. — Прим. «Имена»). А когда поняла принцип, стало легче. Тем более, что Максим всегда объяснял, если я чего-то не понимала, — говорит Лера.

Лера признается, что ее всегда увлекал дизайн одежды, но вот шить она не любит. А в 3D можно сделать любые наряды. Сегодня она может справиться практически с любым заданием. Даже с моделью робота-трансформера. Фото: Катерина Кузьмичева, Имена

Андрей Игнатенко учится в Белорусской художественной академии искусств и занимается творчеством.

На курсы его пригласил Максим, и Андрей почти сразу понял, что 3D-графика — это его.

«Когда выполнял задания, вообще не чувствовал сложности. Когда было трудно, еще раз перечитывал теорию и разбирался. Я прямо чувствовал, как мой уровень растет», — говорит Андрей. Фото: Александр Васюкович, Имена

Глухих и слабослышащих ребят не очень-то и хотят трудоустраивать. Непонятно, почему. Видимо, белорусское общество пока только на пути к тому, чтобы снять все ограничения

В том, что его студенты — люди способные, преподаватель Максим Молнар убедился после первого успешного проекта: когда они помогли другим, слышащим студентам ИТ-школы разработать мобильное приложение «3D-организм» для уроков анатомии. Направляешь на картинку камеру мобильного телефона, из картинки «выходит» 3D-объект, например, сердце. Его можно увеличить, покрутить, посмотреть, как оно работает.

— После этого мы поняли, что сможем сделать что-то действительно серьезное, — говорит Максим, — ведь каждый новый проект выводит нас на новый уровень. Навык — это самый ценный ресурс в жизни.

VR-музей

— Проект состоит из двух частей. Первая часть — сам музей, куда зрители могут зайти в VR-очках, взять в руки ружье и пострелять, сесть в машину или танк времен Первой мировой войны. Виртуальный экскурсовод будет рассказывать, что происходило в те годы в этих местах. Вторая часть — квестовая, небольшая игра, — рассказывает Максим.

Будущая библиотека музея, где можно будет почитать книги, посмотреть фото и документы о Первой мировой войне. Скриншоты предоставлены авторами проекта.

Для того, чтобы попасть в виртуальный музей, нужен компьютер с процессором Intel 5-i или лучше; оперативной памятью 8ГБ или выше; видеокартой 980 и лучше; шлем или очки виртуальной реальности. Очки по ценам доступнее, например, VR-очки для смартфона в белорусских интернет-магазинах стоят от 30 рублей. А хороший шлем стоит более тысячи долларов. Пока не все могут его себе позволить, но за такими технологиями будущее, считает Максим.

Виртуальная экскурсия с полным погружением будет доступна зрителям, у которых есть очки или шлем виртуальной реальности. Но создатели проекта хотят сделать и обычные онлайн-экскурсии, которые будут доступны без всяких дополнительных гаджетов.

Таким будет интерьер будущего музея. Здесь разместят 3D-экспонаты и интерактивные выставки.  Скринштоты предоставлены авторами проекта.

— Свой дипломный проект слабослышащие студенты делают под руководством менторов из VR-индустрии, из гейм-дизайна, привлекли также исторических консультантов, — рассказывает Елена Динман, руководитель ИТ-школы Myfreedom. — Менторы подтягивают студентов до такого уровня, чтобы на выходе получился очень профессиональный продукт.

По ее словам, VR-музей Первой мировой войны в Беларуси — это стартап, который позволит ученикам приобрести навыки, которые соответствуют запросам рынка. Авторы проекта создают бизнес-инкубатор, чтобы слабослышащие люди могли быть не только исполнителями заказов, но и делать собственный продукт, заниматься проектной деятельностью.   

— После презентации нашего виртуального музея мы рассчитываем подключить инициативу из других стран. Идея в том, чтобы сделать огромный VR-музей Первой мировой войны, в котором будут воссозданы события тех лет, происходившие в разных странах, — говорит Елена Динман. — Такого проекта еще никто никогда не делал. Наш стартап можно будет монетизировать и продавать как часть большого проекта.

Студентам Myfreedom.Connect купили шлем виртуальной реальности за счет средств, которые собрали читатели «Имен». Для того, чтобы успешно завершить дипломный проект, ИТ-школе для слабослышащих нужны очки виртуальной реальности (еще минимум две пары). Это поможет студентам тестировать свои разработки и в офисе, и дома. И они очень расчитывают на помощь спонсоров.  Фото: Катерина Кузьмичева, Имена

Работа над стартапом ведется практически круглосуточно. Те студенты, у которых нет дома мощных компьютеров, приходят работать в ИТ-школу. Остальные творят удаленно под руководством Максима Молнара.

Сейчас его студенты воссоздают то, что происходило в годы Первой мировой войны в Мядельском районе, возле Нарочи.

— Для этого нужно серьезно изучить архивные документы и фотохронику: знать точные название оружия, машин, как выглядят окопы, форма солдат и т. п. Чтобы построить ландшафт, тоже нужны точные исторические данные, — рассказывает Максим. — Я раздаю задания, студенты изучают документы и создают будущие экспонаты музея.

Максим находит фотографии и карты, на основе которых моделлеры создают ландшафт и экспонаты будущего музея. Скриншот предоставлен авторами проекта.

Чтобы сделать 3D-модель броневика или танка времен Первой мировой войны, по словам Максима, опытному моделлеру нужно около пяти дней, новичку — вдвое больше. А для создания персонажа требуется еще больше времени. В музее же будут сотни объектов и персонажей, которые должны максимально точно показывать картину того, что происходило в Беларуси в годы Первой мировой.

Модель станкового пулемета Максима образца 1910 года. Скриншот предоставлен авторами проекта.

— При этом каждый из студентов делает именно то, что ему по вкусу. Антон, который увлекается авто, моделирует машины и танки. Андрей моделирует интерьер будущего музея с помощью информации из гугла. Он отличный художник, чувствует цвет и имеет отличный вкус. Илья — программист-самоучка — работает над кодом проекта, создает контроль над VR, интерфейс, настройки, в общем, все игровые движки. Лера будет заниматься костюмами будущих персонажей, — рассказывает Максим.

Один из экспонатов музея — бронеавтомобиль «Остин-Путиловец», который строили в Великобритании для Русской армии. По словам Антона, самым сложным при его создании было подобрать цвет, потому что все фотографии черно-белые, а сохранившиеся в российских музеях бронеавтомобили давно перекрашены. Скриншот предоставлен авторами проекта.

Шаг к мечте

Команда ИТ-школы работает всего девять месяцев и уже выполняет мелкие заказы, которые поступают от игровых и ИТ-компаний. К примеру, студенты разрабатывают игровые модели.

Хотелось бы, чтобы слышащие работали с нами, сотрудничали, общались

— Однако мы столкнулись с тем, что ребят не очень-то и хотят трудоустраивать. Непонятно, почему, — признается Елена Динман. — Ведь люди с нарушениями слуха хорошо обучаемы, общаться с ними легко с помощью мессенжеров, большинство слышащих людей так и делают в повседневной жизни. Видимо, белорусское общество пока только на пути к тому, чтобы снять все ограничения. На примере VR-музея мы хотим показать, что слабослышащие готовы работать над большими проектами и тем самым привлечь компании. Мы же ведем переговоры с американской ИТ-компанией, чтобы парни могли работать на аутсорсинге. Возможно, получится создать свою сильную ИТ-компанию. Когда есть успешный пример, это притягивает людей.

Модель самолета, которую дизайнеры выполняют под заказ. Фото: Катерина Кузьмичева, Имена

Создание своей собственной ИТ-компании для неслышащих людей — давняя мечта Максима. Еще в детстве он решил, что хочет стать творцом виртуального мира, в котором все будут равны. Где люди с инвалидностью смогут управлять своими руками и ногами, учиться, работать, заниматься своим любимым делом. Первый шаг для этого уже сделан.

— Хотелось бы, чтобы слышащие работали с нами, сотрудничали, общались, делились идеями, — говорит Максим. — Но для открытия своей компании нужны деньги, офис, менеджер, хорошие компы и еще много чего.

Как помочь

Только в Минске на учете состоит более 2,3 тысячи инвалидов по слуху. Людям с ограничением слуха трудно получить высокооплачиваемую работу — они трудятся на заводах или занимаются мелкой коммерцией — продают в электричках и на улицах брелоки, газеты, отвертки. Школа Myfreedom.Connect помогает своим выпускникам с поиском работы и заказов в ИT-сфере.

Журнал «Имена» собирает деньги на поддержку этого проекта. Всего надо собрать 22 422 рубля. Уже собрано 8 955 рублей. Эти деньги позволили на протяжении трех месяцев оплачивать работу куратора проекта и администратора, платить налоги, а также приобрести одну пару VR-очков, очень нужную ученикам школы для работы. Чтобы ИТ-школа для глухих и слабослышащих людей продолжала свою работу и развивалась, нужна ваша помощь. Ребятам необходим свой мощный компьютер, за которым они смогут работать в любое время. Сейчас им приходится подстраиваться под расписание занятий в школе, ведь в ней, кроме группы слабослышащих учеников, занимаются и другие группы.

Уже в сентябре школа Myfreedom.Connect планирует запустить несколько онлайн-групп, а также открыть одну группу для обучения слабослышащих людей в Борисове. Те студенты, которым вы помогаете прямо сейчас, в будущем будут преподавать в новых группах. 

Нажав на кнопку «Помочь» в этом материале, вы можете перевести проекту любую доступную вам сумму. С вашей помощью люди, которых сегодня многие не слышат, смогут громко заявить о себе миру с помощью своих ИТ-стартапов и проектов.

Журнал «Имена» работает на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы ищем новых героев и делаем новые истории. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен». Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!

Выберите сумму разового платежа или оформите подписку:
Истории

Одинокий Роналду. Климу из Бобруйска закон запрещает играть в футбол с пацанами

Истории

«Взяли и запретили помочь людям!» В Мингорисполкоме перепутали краудфандинг с попрошайничеством?

Помогаем проекту Клубный дом
Собрано 8493 из 39 468 рублей
Истории

Остаться в живых. Почему сотни белорусов вынуждены собирать с миру по нитке на лечение за рубежом?

Помогаем проекту Помощь Тане Овсяниковой (пока в Беларуси нет фондов помощи взрослым)
Собрано 6705 из 18 000 рублей
Истории

На особом контроле. Минчане с инвалидностью 10 лет доказывают государству, что имеют право быть родителями

Истории

«Отворачиваются даже друзья». Пять минчан показали, как возвращаются к жизни после психбольниц

Помогаем проекту Клубный дом
Собрано 8493 из 39 468 рублей
Истории

«Из ног текло так, что я подставляла тазики». Бывшая балетмейстер ставит на ноги больного старика

Помогаем проекту Патронажная служба
Собрано 5350 из 49 288 рублей
Истории

«Мы тут все уже на грани». Как в Минске спасают людей с психическими заболеваниями

Помогаем проекту Клубный дом
Собрано 8493 из 39 468 рублей
Истории

«Детям — питание за бюджет. Чиновникам — выговоры». Чем закончились проверки в десяти интернатах

Истории

«Имена» едут в Витебск! Покажем, что чувствуют белорусы, которым не повезло иметь свой дом и крепкое здоровье

Помогаем проекту Имена
Собрано 139 900 из 174 000 рублей
Истории

«Компьютер не знаю, телевизор не слышу». 60 глухих пенсионеров штурмуют Дворец культуры, чтобы просто узнать новости

Помогаем проекту Работа для глухих Myfreedom. Connect
Собрано 10 228 из 22 422 рубля