В поселке Тарасово, который негласно называют «Минской Рублевкой», есть один неприметный домик. Он стоит на территории православного храма, но служители церкви здесь почти не бывают. Это вотчина Ольги Залеской и Людмилы Бурак — женщин, которые день за днем учат молодых людей с диагнозом «умственная отсталость» готовить и мыть посуду, говорить «спасибо» и «пожалуйста» незнакомым. Диаконический Дом социального служения — единственное в Беларуси негосударственное «учреждение», где уже 13 лет существует программа социализации для людей с особенностями психофизического развития. Фотограф Юлия Шабловская два месяца провела в Тарасово и сняла историю о первых несмелых шагах на пути во взрослую жизнь.
— А моя мама думала, что у вас есть сынок.
— Нет, сына у меня нет, — отвечаю не без удивления.
— И что, вообще никогда не будет?
— Я не знаю. Не умею предсказывать будущее. А ты? — мой собеседник опускает глаза в пол.
— И я. Простите, что спрашиваю…
— А за что ты извиняешься? Если интересно — не бойся, спрашивай. Это право каждого: задать вопрос и получить на него ответ.
Вова, высокий и любознательный парень. Он один из участников программы социальной поддержки молодых людей с ментальными особенностями развития в Тарасово. Когда-то Вовина мама не побоялась доверить своего особенного сына педагогам с отважными убеждениями. Мол, человек с умственной неполноценностью может себя обслуживать, пользоваться общественным транспортом, жить отдельно, работать. Стоит только научить. И вот сегодня, спустя годы непрерывных стараний, многие из учеников действительно без сопровождения ездят по городу, ходят по магазинам, готовят. Людмила Бурак говорит, что это общая победа педагогов и родителей: не сработает ни одна программа социализации, если ребёнка не поддержат взрослые. И не важно, что по паспорту «ребенку» 30 лет. Из-за своего диагноза почти все ребята воспринимают реальность как дети, в лучшем случае как подростки.
Первую государственную программу социализации людей с особенностями психофизического развития в Беларуси запустили в 2011 году. Тогда при помощи шведских и польских партнеров на территории Богушевского дома-интерната для детей с особенностями психофизического развития построили «домики», в которых наиболее способные ребята готовились к восстановлению дееспособности. Это программа очень похожа на то, что делают в Тарасово: готовка и уборка, тематические познавательные занятия и «самостоятельная организация досуга». Существенное отличие лишь в психологии обучения. Педагоги дома предоставляют ребятам реальную независимость в действиях и решениях, а это дает огромный стимул и возвращает веру в себя.
— Сейчас как начнет фамильничать…
— Настя, фамильярничать, — поправляю.
— Ой, и так добра!
Кроме групп «домашних» ребят из территориальных районных центров дом сотрудничает с домами-интернатами, в которых работают отделения самостоятельного проживания. Большинство «интернатских» воспитанников — сироты, которые живут там с ранних лет. Они быстро справляются с заданиями по дому, но теряются в разговоре с незнакомцами. «Домашние» в свою очередь активно знакомятся, обсуждают любимые фильмы и много рассказывают о себе. Кстати, ребенка из семьи дееспособности лишают крайне редко. Это случается только при весьма тяжелых формах психического заболевания.
— Ребята, сегодня все идем в душ! Завтра у нас праздник, будут гости. Нужно подготовиться к их приходу, — громко объявляю вечернее «задание». В течение двух месяцев я частенько бывала в доме «старшей». Людмила Бурак — единственный педагог в Тарасово. Она пенсионерка, ухаживает за своей 90-летней мамой и любит проводить время с внуками. Поэтому когда в Тарасово случается «заезд» без педагога из социального центра или дома-интерната, директору дома Ольге Залеской приходится искать дополнительную «няню на ночь» среди своих знакомых.
— Юля, подождите, мне нужно спросить разрешение у мамы. Вдруг я поскользнусь в душе и упаду.
— А дома как ты моешься?
— Меня мама в ванной моет.
Такие диалоги для Людмилы Сергеевны не новы. К сожалению, часто именно родители «тормозят» своих детей. Отсутствие мотивации, страх и сверхопека над ребенком-инвалидом — причины, по которым с детства многих ребят просто не обучают элементарным навыкам самообслуживания. Но в Тарасово не принято бездельничать. Здесь есть дежурные по столовой и ответственные за уборку в доме, все ходят на обязательные тематические занятия — «Выезд в город», «Общественный транспорт», «В кинотеатре», «В банке». Все это учит человека с ментальной инвалидностью чувствовать себя уверенно в социуме.
— Это похоть! — критически заявляет Женя, глядя в телевизор.
— Жень, разве любовь — это похоть?
— Это похоть! Даже батюшка об этом говорил.
— Жень, а что батюшка о любви рассказывал? — не сдаюсь.
— Это насилие! — Женя не намерен отступать.
— Жень, насилие — это когда через силу, а еще — побить обещают, — ищу новые аргументы.
— Все равно! Переключи!
Если здоровый человек осознает свои потребности, то люди с ментальной инвалидностью при возбуждении паникуют, ведут себя навязчиво и даже агрессивно. Людмила Бурак советует учить ребят понимать свое тело, а не запугивать «грехом», запрещать или «успокаивать» медикаментозно. Такое «лечение» не выход, это большой стресс для организма и психики. Для тех родителей и педагогов, которые не знают, как научить ребят слушать свое тело, в Тарасово готовы провести обучающий семинар на тему сексуального воспитания людей с инвалидностью. Методикой с белорусами поделились немецкие коллеги.
— И откуда вы ТАКИХ везете? — недовольно кривится женщина лет шестидесяти.
— В смысле? — недоумеваю.
— Ну, из «дома» какого-то что ли?
— Ну из «дома». А вам-то что?
— Да ничего. Теперь все понятно, — отрезала и отошла.
К сожалению, большинство людей с диагнозом «умственная отсталость» в Беларуси до сих пор живет в закрытых учреждения интернатного типа. Те, кто остался в семье, за небольшим исключением также остаются «невидимками» для нас. Наверное поэтому общество в большинстве не понимает, зачем нужны программы социализации, экспертизы и суды по вопросам дееспособности. Не сталкиваясь с такими людьми на улице, в магазине, на работе, мы ничего о них не знаем. Чем и как они живут? Чего они хотят? Есть ли у них способности или таланты к чему-нибудь? Каково их родителям? До приезда в Тарасово я не могла ответить на эти вопросы.
— Из-за болезни мозг ребят функционирует иначе. Если доступно не объяснить что такое права и обязанности, сами они не додумаются. Для этого и нужна программа. Да, многие все равно остаются в интернатах, продолжают жить под опекой родителей до смерти — так ведь комфортнее. Но есть и те, для кого Тарасово — это «путевка в жизнь», возможность выбора, — говорит Ольга Залеская.
Она и Людмила Бурак верят, что рано или поздно найдутся спонсоры, которые запустят в Тарасово годовую программу социализации с постоянным проживанием ребят в доме, трудовой терапией и творческими мастерскими. Территория позволяет разбить здесь небольшой огород, построить несколько теплиц. Но пока что дом еле сводит концы с концами, а государство лишь хвалит за успешный альтернативный подход в социализации.
Имена работают на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы делаем новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Имена — для читателей, читатели — для Имен. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!