В мае этого года к издателю Алесю Калоше обратились из Министерства образования, чтобы он помог создать аудиоучебники для незрячих школьников. В Беларуси всего 96 таких детей, но учебников им постоянно не хватает. «Имена» уже несколько раз рассказывали про Аню, Пашу и Ваню из минской школы № 188, которые переписывают книги, как монахи в Средневековье. Слушают, как диктует мама, и «печатают» руками в специальной тетради. Проблему давно нужно решать! Алесь взялся. Он уже десять лет записывает аудиокниги и специальным образом озвучивает выставки и фильмы так, чтобы их могли воспринимать незрячие. Аудиоучебники — один из возможных выходов для таких школьников.
Алесь сделал для Министерства «пробник» — записал с актерами фрагмент хрестоматии по истории. Запись чиновникам понравилась. Но в бюджете денег на это пока нет. Как и на учебники специальным шрифтом Брайля. В Беларуси, как оказалось, их печатать долго и дорого — 1500 рублей в среднем стоит один учебник. Поэтому Алесь теперь сам ищет фандрайзера и спонсоров, которые помогут проекту. План — озвучить все школьные учебники и выложить в интернет в свободном доступе.
Алесь Калоша — главред радио для инвалидов по зрению и аудиожурнала для незрячих «Товарищ». Алесь вместе с двумя коллегами-журналистами каждый день рассказывает слушателям о том, как люди с инвалидностью живут в других странах.
Полтора года назад он создал некоммерческую организацию «МоцАрт», чтобы приобщить незрячих к кинематографу, живописи и литературе. «Культура как способ социализации, реабилитации и развития», — говорит Алесь. «МоцАрт» — единственный проект в Беларуси, который профессионально занимается аудиодескрипцией фильмов. Аудиодескрипция — объяснение того, что происходит на экране, которое начитывает диктор в промежутки между диалогами. «МоцАрт» также озвучивает картины. Например, сделали аудиогид по картинам Национального художественного музея в Минске и музея Марка Шагала в Витебске.
Алесь записал первую аудиокнигу на белорусском языке — наши народные сказки. Перевел в аудиоформат подборку классиков белорусской литературы, участвовал в озвучке Евангелия на белорусском. Текст читал Юрий Жигимонт, ведущий передачи «Путешествия дилетанта».
Давно пора помочь слепым детям
Алесь рассказывает, что в мае этого года к нему обратились из Министерства образования. Предложили записать аудиоверсию хрестоматии по истории для средней школы. Озвучить для детей с нарушениями зрения учебник и выложить в открытом доступе на сайт Минобра. Проект казался идеальным: дети получат учебник, а государство сэкономит — не будет тратить внушительные суммы на издание книг шрифтом Брайля. Одна такая книга обходится в сумму от 900 до 2000 рублей. К тому же эти учебники издают в лучшем случае на год позже обычных. Как мы писали в августе этого года, физику для 11-го класса впервые за 20 лет выпустили только в этом году. Информатика Брайлем не издавалась ни разу.
Алеся пригласили на встречу, где обсуждали, как лучше сделать книгу. Изначально планировали записать хрестоматию в формате mp3, чтобы незрячие дети и их родители могли легко все скачать и слушать с обычного плеера. Алесь предложил разбить запись на множество фрагментов для навигации — незрячему ребенку сложно перематывать большие куски текста, он не видит, где на аудиодорожке расположен курсор.
Проект казался идеальным: дети получат учебник, а государство сэкономит
Потом вместе с командой артистов из Белорусского театра армии Алесь записал небольшой фрагмент — первую главу:
— Методисты были в восторге. Но потом, когда речь зашла о финансировании, и я озвучил, что один такой учебник будет стоить 200 долларов, мне ответили, что нет, с такими деньгами ничего не получится. Пока деньги в бюджет не заложены, учебников не будет. Теперь вот ждем, когда они появятся.
В августе этого года «Имена» обращались за комментарием в Национальный институт образования. Там рассказали, что изучают опыт других стран «в издании учебной литературы для детей с нарушениями зрения в формате DAISY, что переводится как «Цифровые говорящие книги». И в целом государство выступает за то, чтобы внедрять в школы IT-технологии.
Намерения благие, планы хорошие. Но до сих пор слепые школьники зачастую делают физику, географию, историю, геометрию и химия на слух под мамину диктовку. Посмотрите, как это выглядит.
— Я не педагог. С педагогом Ваня мог бы делать уроки даже так, на слух, быстрее и продуктивнее, — говорит Таня, мама незрячего пятиклашки. — И я бы с радостью наняла репетитора. Но для детей-брайелестов в Минске я ни того, ни другого так и не нашла.
Проблему педагога-репетитора, наверное, могли бы решить аудиокниги.
Ждать, пока с неба упадет бюджет?
Алесь говорит, что понимает людей в Министерстве. Есть бюджет, и те 200 долларов на хрестоматию в бюджет заложены не были. Говорит, что с удовольствием сделал бы проект самостоятельно. Деньги можно искать и найти самому. По его расчетам, озвучить все учебники, которых не хватает, можно за 3000 долларов. Но без специалистов Института образования проект невозможно сделать профессионально. Алесь знает, как записывать аудиокниги. Знает, какие запросы у незрячих. У него есть аудиостудия, команда актеров, звукорежиссеров, аудиодескриптеров. Что нужно еще?
Во-первых, Алесь не знает, в каких учебниках дети нуждаются в первую очередь. Он хотел начать с записи с гуманитарных дисциплин, но специалисты-практики уверены, что первым делам стоит записывать учебники, которые не может «прочитать» программа-синтезатор речи. Это такой сканер, куда кладут обычную книгу, а аппарат сканирует страницу, переводит ее в текст, и этот текст зачитывает. Директор специальной общеобразовательной школы-интерната № 2 для детей с нарушениями зрения в городе Молодечно Наталья Глинская говорит, что читающее устройство хорошо читает книги по русскому языку, истории, литературе, но бесполезно в считывании специфической нетекстовой информации: схемы, графики, таблицы. Читай: физика, химия, алгебра, геометрия, астрономия, география. Кроме того машина часто не туда ставит ударение, может путать слова и интонации. И само собой, ее не унести домой, чтобы сделать уроки. Адаптированный аудиочебник решил бы проблему.
Во-вторых, нужно решить вопрос с авторскими правами на учебники. Нельзя просто так их взять, озвучить и выложить в Сеть. С этим может помочь Министерство. А также с информированием о том, что аудиоучебники готовы и доступны по такому-то адресу в интернете.
В-третьих, вместе с экспертами и Минобром нужно решить, в каком формате «писать» учебники. Идеальный вариант — формат для записи текстов для незрячих людей DAISY. Самое привлекательное в нем — продуманная навигация. Можно искать нужный отрывок по страницам, абзацам, предложениям, фразам и даже по словам. Минус в том, что DAISY-формат можно читать только с помощью специального плеера, который стоит около 200 долларов. С другой стороны, незрячих школьников в Беларуси — меньше ста человек. Вариант формата mp3 бюджетней и быстрее.
Деньги можно искать и найти самому. Но без специалистов Института образования проект невозможно сделать профессионально
Это те вопросы, которые не может решить команда энтузиастов, даже если найдет все деньги. Сейчас Алесь пишет заявки на гранты и пытается найти спонсоров на стороне. Ему в команду нужен фандрайзер и менеджер:
— Впервые в Беларуси мы решаем такие проблемы! Тяжело все успевать. И деньги найти трудно. Но если все это получится, будет круто, — говорит Алесь.
«Имена» работают на деньги читателей. Вы оформляете подписку на 3, 5, 10 рублей в месяц или делаете разовый платеж, а мы находим новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Выберите удобный способ перевода — здесь. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен»!