Истории

«Мой сын переписывает книги вручную, как монах в Средневековье!» Почему в Беларуси незрячие школьники не обеспечены всеми учебниками

16-летняя незрячая Аня идет в одиннадцатый класс и готовится к худшему. Весь прошлый год она учила географию, историю, английский язык и физику на слух. Потому  что у нее не хватало новых учебников – учебники для слепых школьников, напечатанные шрифтом Брайля, в Беларуси издают редко. Например, физику для 11-го класса впервые за 20 лет выпустили только в этом году. Информатика Брайлем не издавалась еще ни разу. Незрячих школьников в Беларуси всего 96, но обеспечить их учебниками по всем предметам государство, судя по всему, не в состоянии. В Национальном институте образования говорят, что «всё идет по плану». Только планы по выпуску учебников для зрячих и незрячих почему-то сильно разнятся: в этом году зрячие школьники получат более 30 новых учебников, а слепые – всего восемь.

Чиновники объясняют, что печатать учебники для слепых – это дорого: один учебник шрифтом Брайля стоит порядка 900-2000 рублей, в зависимости от объема. Но мы выяснили: даже если бы позволял бюджет и такие учебники печатались, то незрячие дети всё равно получали бы их с опозданием в два года. Потому что в Беларуси процесс адаптации обычного учебника в брайлевский занимает несколько лет. За это время учебная программа очень часто успевает поменяться, и новые учебники для слепых выходят уже устаревшими.

В итоге незрячие дети, чтобы получить образование, в прямом смысле слова мучаются: учат геометрию и физику на слух или печатают под диктовку родителей вручную целые параграфы из обычных учебников – выдавливают буквы-точки на плотной бумаге, используя грифель с металлическим стержнем и трафарет. В прошлом году третьеклассник Паша, пока печатал стихотворение, уснул и упал со стула. «В двадцать первом веке ребенок переписывает книги, как монахи в Средневековье!» – возмущаются родители.

Так что же происходит?

Черчение без картинок

В сентябре Аня идет в 11-й класс. В школьной библиотеке ее уже предупредили: не будет русской литературы. Это значит, что книги в библиотеке имеются, только в них — старая программа. Половина текстов не совпадает. Так что раздавать эти книги детям просто нет смысла — львиную долю произведений ученикам придется искать в интернете. Повезет, если произведения есть в аудиоформате. Нет — нужно будет снова просить старших надиктовывать учебный материал. Так уж в Беларуси повелось: незрячие дети вплоть до выпуска из школы не могут готовиться к урокам самостоятельно.

На этом видео ученик минской школы № 188 для незрячих и слабовидящих детей Паша перепечатывает стишок, чтобы выучить его наизусть. Для этого ему нужен грифель, трафарет, специальная бумага и тот, кто ему диктует текст. Как правило, это родители. Брайлисты выдавливают буквы-точки на плотной бумаге, используя грифель с металлическим стержнем и трафарет. Этот пример — маленький отрывок. Когда речь идет о формулах и уравнениях, такое перепечатывание занимает в разы больше времени.
Видео: Сергей Силивончик, Имена

У старшеклассницы Ани больше всего проблем в прошлом году было с геометрией — построение фигур без примеров под пальцами никак не укладывалось в голове.

— Когда нам задают домашнее задание, учительница читает, с каких слов начинается упражнение. Называет страницу. Если на странице упражнения нет (а когда учебник старый, упражнения чаще всего нет), я просто пальцами вожу по всему учебнику и ищу. Очень редко мне разрешают сделать другое задание. Обычно говорят, чтобы мама нашла упражнение в обычном учебнике и на слух мне его продиктовала.

Всего в Беларуси семь специализированных образовательных учреждений для незрячих: в Жабинке, Езерище, Василевичах, Гродно, Молодечно, Шклове и Минске. Школа — только одна, в Минске. Остальные — школы-интернаты, где вместо родителей после уроков с детьми занимаются воспитатели. На фото: брайлевские учебники в Минской библиотеке для незрячих.    . Фото: Виктория Герасимова, Имена

Таким образом, домашнее задание «пожирает» всё свободное время и у родителей, и у детей. Аня говорит, что очень смутно пока представляет, как будет готовиться к экзаменам и ЦТ, ведь для брайлистов нет ни одного задачника или сборника билетов. Нет сборников диктантов или правил. И если зрячий ученик может взять в библиотеке стопку учебников из предыдущих классов, чтобы повторить материал, то слепому такой фокус провернуть очень сложно. Один тоненький плоскопечатный учебник по химии превращается в шесть толстенных томов, потому что шрифт Брайля объемный.

Паша: «Печатал, печатал, заснул, упал»

Проблема Ани — не уникальная. Так же переписывают учебники ученики Минской специализированной школы № 188. Вот Паша, про которого мы уже рассказывали в Именах, тоже жалуется на нехватку новых книжек. Говорит, печатать Брайлем дольше, чем писать обычной гладкой прописью — одна страница текста у Паши занимает полчаса.

Дело в стоимости книг — неподъемные 300 рублей за один том, а один учебник — это пять-семь томов

Алена рассказывает, что долгое время не переживала из-за того, что «сын переписывает книги, как монахи в Средневековье». Всё изменилось, когда однажды Паше задали выучить на память стихотворение, которого не было в учебнике. Мальчик нашел его в аудиоформате и так долго его перепечатывал, что заснул и упал со стула. Алена забила тревогу, созвонилась с другими родителями из параллели и узнала, что у большинства из них проблемы с учебниками такие же.

— В нашем случае, чтобы было время переписывать учебники, Паше нужно бросать музыкальную школу и хор, а мне заниматься вечерами только домашними заданиями с Пашей, — говорит Алена. — А у меня еще двое сыновей, им тоже нужно внимание — и на кружки отвезти, и выполнение домашнего задания проконтролировать. Паша выходит из дома в 6.40 утра, а возвращается в 19.15. Даже для взрослого нагрузка большая, ему отдохнуть и пообщаться с братьями реально некогда, не то что листы, недостающие  в учебниках, писать от руки в 21-м веке.

В прошлом году третьеклассник Паша, пока печатал стихотворение, уснул и упал со стула. Фото: Виктория Герасимова, Имена

Решать эту проблему Алена вместе с другими родителями пыталась через директора школы. Но до директора в итоге дошли единицы. Почти все побоялись задавать вопросы открыто. Алена говорит, поход закончился тем, что учителя попросили к директору больше не ходить, мол, их за это лишают премии.

Родители незрячих детей в принципе не очень охотно общаются на эту тему. «Имена» общались с четырьмя семьями из разных городов, все подтвердили проблему, но попросили не называть ни фамилий, ни места жительства. «Не хочу, чтобы у ребенка были проблемы с оценками и аттестатом», — говорит мама старшеклассницы. «Да, есть проблемы с учебниками, зато нас в Италию возят каждый год, — объясняет мама семиклассника. — Пойдем жаловаться, и этого не будет».

Не стала скрывать своего имени только Алена, мама Паши.

— Учебники — это забота государства, — уверена Алена.— В Минске школа для незрячих одна. Учеников-брайлистов в нашем классе — всего три, вместе с Пашкой. Чтобы всех этих детей обеспечить, нужны не такие уж большие деньги. 

Дорого и трудоемко

Но не всё так просто. В Советском Союзе книги шрифтом Брайля печатали в Москве на все 15 республик. «Печатали одновременно и Брайлем, и плоскопечатно. Разрыва в программе не было, потому что программа в СССР была единой и не менялась», — говорит Татьяна Белинская, заведующая редакцией по выпуску книг шрифтом Брайля в издательстве «Народная асвета». Потом, когда Союз развалился, дети в Беларуси остались ни с чем. Первые отечественные книги для незрячих напечатала в 1996 году типография «Красная звезда» — единственная типография в стране, которая занимается печатью книг для слепых.

Список художественной литературы, которая издается шрифтом Брайля, — 228 наименования на русском языке и 18 на белорусском. Остальное— аудиоформат. Фото:  Виктория Капская, Имена

Сегодня издание учебников берут на себя два белорусских издательства: «Народная асвета» и «Адукацыя i выхаванне». Оба работают по госзаказу. Учебники от них поступают напрямую в школы, пара экземпляров идет в специализированные библиотеки. Купить что-то в магазине, сверх школьной программы, — нельзя. Вся линейка книг — исключительно школьные учебники и серия «Школьная библиотека». Ничего для вузов, ничего для внеклассного саморазвития, ничего для взрослых незрячих людей. Почему? Татьяна Белинская говорит, что дело в стоимости книг — неподъемные 300 рублей за один том. Держим в голове, что вся книга, как правило, состоит из четырех-семи томов. Сумма внушительная.

В 1998-м тиражи учебников в Беларуси достигали 200 штук на каждый предмет. Сейчас выпустили новую физику — 28 экземпляров 

Издатель говорит, цена оправдана, ведь процесс создания книг Брайлем — трудоемкий и бюрократизированный. Сначала выходит новый учебник для зрячих детей, скажем, в сентябре. Только зимой на те же учебники закладывается бюджет. В Национальном институте образования методисты начинают адаптировать содержание учебника для зрячих под Брайль. Одна тоненькая книга по алгебре превращается в семь томов Брайлем. Все иллюстрации проходят жесткий отбор: информативные увеличивают и переносят на пластик (эти рисунки попадают в приложение в конце учебника). Лишние, те, что для красоты, удаляют. То же касается таблиц и схем. Их либо переписывают понятным текстом, либо превращают в объемные иллюстрации. Готовят макеты. К процессу привлекают педагогов, которые работают с незрячими детьми. Все этапы работы проходят проверки и согласования. После всех комиссий институт объявляет тендер на печать. Это тоже занимает какое-то время.

В издательстве начинается своя работа. Адаптированный текст переносят на страницы. Делают разметку. Вычисляют, сколько томов в итоге получится. Дальше — вычитка, редактура, работа с типографией, с художниками. Снова согласовывание. Над книгами трудятся пять зрячих редакторов и один незрячий. В итоге еще около года уходит на редактуру, подготовку к печати и печать тиража. И слепые дети всегда отстают зрячих минимум на год или два. Как этот процесс можно ускорить? 

Татьяна Белинская говорит, что было бы хорошо отменить тендер и работать с одним издательством. А еще — отдать всю адаптацию учебников на откуп одному издательству. Так, говорит, было бы в разы быстрее. 

В Минске брайелистам помогает специальная городская библиотека для слепых, недалеко от Оперного театра. Тут можно попробовать найти то, чего недостает в школе. Минус — книги тут обычно в одном или двух экземплярах. Зато есть почти вся литература. Чего нет Брайлем, можно отыскать в коллекции на дисках и кассетах. От классики до фантастики. На фото: Кристина Мацуева. Школу окончила 23 года назад, но до сих пор приходит в библиотеку за художественной литературой. В университет Кристина не поступила — не хватило подготовки. Теперь большую часть времени проводит дома.  Фото: Вика Герасимова, Имена

— Раньше, скажем в 1998-м, тиражи особых учебников в Беларуси достигали 200 штук на каждый предмет. Сейчас выпустили новую физику — 28 экземпляров. А сколько ресурсов на нее потрачено! Она же сложнющая. И что мы видим? Из-за того, что программа опять поменялась, этот учебник снова придется перепечатывать. Одиннадцатилетка, потом двенадцатилетка, потом назад. Как тут успеешь? Это настоящая беда, — говорит Татьяна Белинская.

«Каждый крутится, как может»

Родители, ученики, учителя и руководство специализированных школ для слабовидящих и незрячих детей принимают проблему с учебниками как данность. И каждый находит свое решение.

Ирина работает библиотекарем в Минской школе для незрячих № 188. Она предлагает родителям брать новые плоскопечатные книги заранее и делать с них копии на будущий год.

— В этом году программа второго класса кардинально поменялась. Опять. Я давала родителям будущих второклашек новые обычные учебники, чтобы они за лето успели их себе перепечатать Брайлем. Вручную или, может, у кого-то есть печатная машинка, — рассказывает Ирина. — В одиннадцатом классе нету брайлевской литературы. Ни русской, ни белорусской. История еще не пришла. В первом классе нет белорусского языка. В третьем — «Литературное чтение» такое старое, что не соответствует уже никаким нормам. У книг Брайля есть особенность: крепления слабые, книги объемные. А дети — слепые, у них книги падают часто, рвутся.

По хорошему, книги шрифтом Брайля надо обновлять чаще, чем книги для зрячих. Ведь с каждым годом чтения выпуклые точки на листах стираются и становятся невнятными. Разбирать слова становится сложнее. К тому же делают книги для незрячих из хрупкого материала — полистирола, который рвется и треплется быстрее, чем бумага. Фото: Виктория Герасимова, Имена

Учитель химии в школе № 188 Надежда Гвардеенко печатает карточки с формулами для детей сама, вручную. Говорит, была бы рада и учебники всем напечатать, но тогда пришлось бы ночевать на работе. Надежда рассказывает, что много лет в Минске из-за нехватки новых учебников химию учили на слух: «Можно сидеть и плакать, что тебе чего-то не хватает. А можно работать и развиваться», —  уверена учительница. И вспоминает, что один учебник по органической химии, который остался еще с советского времени, хранила до тех пор, пока тот не рассыпался.

Недавно вышел новый учебник по химии. Надежда его редактировала и теперь очень переживает, что из-за того, что программа опять поменялась, учебник снова раньше времени устареет.

В издательстве «Народная асвета» говорят, что был один только случай, когда поступил запрос на издание сборников для подготовки к ЦТ: «Позвонила девушка из Брестского облисполкома. Решили заказать учебники для подготовки к тестированию по русскому языку. Краткий практикум по русской орфографии в трех книгах. Тираж — 75 экземпляров. Прислали нам оригинал. Мы составили калькуляцию — 16286 рублей. Больше нам из Бреста не звонили», — говорит заведующая по выпуску Татьяна Белинская. Фото: Виктория Герасимова, Имена

Учитель математики и завуч школы № 188 Светлана Рачинская рассказывает, что ситуация терпимая. Вспоминает, как без учебников по математике для старших классов учила выпускников.

— Когда чего-то не хватает, мы можем созвониться с другими школами и обменяться. По английскому как-то печатали тексты все вместе — и родители, и учителя. Но мы всё понимаем. Это дорогостоящий процесс. Что, ради трех переставленных тем заново Брайлем книги выпускать? — спрашивает Светлана.

Есть свое решение и у руководства. Федор Филипович, заместитель директора по учебной работе в Молодечненской специальной общеобразовательной школе-интернате уверен, что перекладывать на государство свои проблемы — пустое. Главное для специальных школ — найти хорошего спонсора и много работать. Англичане, например, подарили Молодеченской школе аппарат для рельефной печати, который превращает всё, нарисованное на листе, в объемное изображение. Так незрячие дети могут пощупать бабочку, машину, карту — что угодно.

Самая частая мысль, которую высказывают наши герои — да, есть проблема, но может быть и хуже. Например, в Казахстане после развала СССР вообще нет учебников для незрячих. Фото: Виктория Герасимова, Имена

— А потом мы стали партнерами с Академией наук, — говорит Федор Михайлович. — Они разрабатывают программу синтезатора речи, который преобразовывает текст в голос. Наши дети эту программу тестировали, и теперь самые первые получают возможность пользоваться ею в учебе.

В Минской школе для незрячих тоже, говорят, есть принтер, который печатает шрифтом Брайля. Зачем тогда детям печатать куски книг от руки — непонятно. Мама Паши Алена утверждает, что родителям пользоваться принтером никто не предлагает. Это подтверждают и другие родители незрячих детей. Директор школы № 188 Алексей Пятница от комментариев отказался.

Может ну его, этого Брайля?

По данным Национального института образования, в Беларуси обучается всего 96 незрячих детей. Именно этот институт планирует, каким образом всех этих детей обеспечить брайлевскими учебниками. Заместитель директора по научно-методической работе института Валентина Гинчук говорит, что всё идет по плану.

Спрашиваем, знают ли в институте, что слепые дети в школах недополучают знаний из-за свистопляски со школьной программой? Валентина Гинчук не отвечает. Зато заверяет, что институт изучает опыт других стран «в издании учебной литературы для детей с нарушениями зрения в формате DAISY, что переводится как «Цифровые говорящие книги». И в целом государство выступает за то, чтобы внедрять в школы IT-технологии.

Действительно, во всем мире есть множество электронных приспособлений, чтобы облегчить жизнь незрячим людям: электронные пишущие машинки (от 4 000 $), портативные дисплеи (около 2 500 $), читающие сканеры (около 3 000 $). Есть аудиокниги, Google talk, компьютерные квесты для незрячих и 3D-принтеры, в конце концов. Может, Брайль — не нужен вовсе?

Издатели, учителя и сами незрячие уверены, что замены Брайлю пока в мире не придумали:

— Внедряются IT-технологии, но Брайль, мы считаем, вещь необходимая, — объясняет Михаил Антоненко, заместитель председателя центрального правления ОО «БелТИЗ» товарищества инвалидов по зрению. — У зрячих есть клавиатура, но их всё равно учат писать ручкой. Потому что чтение и письмо — это грамотность. Это дополнительный источник информации. Попробуй отними у зрячего возможность читать глазами и писать рукой!

Фото: Виктория Герасимова, Имена

Когда я учился в 1985 году в университете, помню, записывал все лекции на бобинные катушки. У каждого преподавателя я должен был получить разрешение, а преподаватель по истории ЦК КПСС запрещал и гнал вон. Сейчас всё проще — есть компьютер, плеер, интернет. Сможет ли незрячий человек усвоить материал и выучиться достойно — зависит от человека. Так же, как и у зрячих. Разница в том, что у людей, которые не видят, нет в Беларуси возможности нормально учиться и получать знания. Я знаю по опыту: слепой с сохраненным интеллектом может на рынке труда спокойно конкурировать со зрячим. Но дайте, дайте людям условия для того, чтобы получить образование и устроиться в жизни, —говорит Михаил Антоненко.

Михаил Антоненко считает, что в Беларуси у слепых людей нет возможности нормально учиться. Фото: Влад Борисевич, onliner.by

Но пока так: новые учебники для зрячих уже изданы и появятся на партах учеников первого сентября. Обсуждение плана издания этих же новых учебных пособий шрифтом Брайля только началось. Значит, появятся они через два года или около того. А пока дети снова будут учить геометрию на слух, а их родители по вечерам по три-четыре часа надиктовывать им параграфы из учебников для зрячих.

Что же получается? В стране уже много лет есть проблема, которая касается всего семи школ по всей стране. Но чиновники от образования не могут решить ее, а родители молчат и боятся громко заявить им об этой проблеме.

Хотя казалось бы: можно вести работу над учебниками для слепых и для зрячих параллельно и издавать учебники одновременно, как это делали во времена Советского Союза, тогда разрыва в программе не будет. 

Второй вариант — обеспечить школы для слепых техникой, на которой школьники смогут просто распечатывать шрифтом Брайля недостающие параграфы.

Почему ни один из этих вариантов за столько лет не внедрен, ведь в Беларуси всего семь школ, где учатся незрячие дети? Может, чиновники от образования, которые ответственны за обеспечение детей учебниками, их просто не видят? Возможно, вопрос в бюджете, но в Национальном институте образования сумму, которая выделяется на учебники шрифтом Брайля, не называют.

Журнал «Имена» работает на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы ищем новых героев и делаем новые истории. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен». Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!

Истории

«Хочу оставить ребенка!» Как бездомная Юля пытается вырастить сына

Истории

«Довели себя до ручки». Что происходит с людьми, которые отказывались лечиться от ВИЧ

Помогаем проекту Позитивное движение
Собрано 903 из 3515 рублей
Истории

Повелитель птиц. Биолог Денис из Малориты вместе с ушастыми совами спасает местный урожай от грызунов

Истории

«206 человек остались без дома!» Как живет поселок, где разорилось единственное предприятие

Истории

«ВИЧ — это выдумка». Врач-терапевт минской поликлиники отговаривает сдавать анализы на вирус

Помогаем проекту Позитивное движение
Собрано 903 из 3515 рублей
Истории

«Компьютер не знаю, телевизор не слышу». 60 глухих пенсионеров штурмуют Дворец культуры, чтобы просто узнать новости

Помогаем проекту Работа для глухих Myfreedom. Connect
Собрано 8820 из 22 422 рубля
Истории

Ваня прикован к постели, а нужный ему врач далеко. Тысячи детей в регионах Беларуси оторваны от помощи

Помогаем проекту Выездная служба Белорусского детского хосписа
Собрано 3119 из 76 640 рублей
Истории

«10 лет участвовал в задержаниях. Больше не хочу». Бывший ОМОНовец рассказал, почему белорусов спасет только солидарность

Истории

Будущие миллионеры? Белорусские школьники имеют все шансы разбогатеть на своих изобретениях

Истории

Оптимист. 10-летний мальчик из Слуцка скрывает от всех, что он слепой