Ольга Матылевич работает онкогинекологом 28 лет. Каждый год к ней попадает более 300 женщин с раком шейки матки. Треть из них — уже на 3-4 стадии. «А эта болезнь развивается около 10 лет. И ее можно полностью предотвратить, если вовремя вылечить предраковые изменения», — говорит Ольга Павловна. Но в Беларуси крайне мало специалистов, которые умеют лечить предопухолевые состояния.
ИМЕНА вместе с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) при поддержке Минздрава уже начали решать эту проблему. Три врача уже прошли обучение в Италии, которое организовали ИМЕНА. К 2021 году мы планируем организовать обучение еще 20 врачей. Потом этот курс передадут в Минздрав. За несколько лет может быть сформирована целая школа специалистов в этой области.
«У нас крайне мало специалистов, которые умеют лечить предрак»
— Около 1000 женщин в Беларуси каждый год узнают, что у них рак шейки матки. Почти 300 — умирает от этой болезни. Но рак шейки матки можно полностью предотвратить.
Каждая третья пациентка, которая попадает к нам — уже с 3-4 стадией рака. Лечение в таких случаях крайне сложное, длительное и не всегда эффективное. Часто у женщин возникают осложнения. Даже при хорошем исходе качество жизни женщины снижается, и она никогда больше не может иметь детей. У многих возникают проблемы в личной жизни.
Но рак шейки матки не возникает с «места в карьер», а развивается около 10 лет. Сначала в организм женщины попадает вирус папилломы человека. Потом под его влиянием постепенно начинаются предраковые изменения в клетках шейки матки: изменения первой, второй, третьей степени. А только потом начинается рак. Если эти предраковые изменения вовремя заметить и вылечить, рака не будет.
Но у нас крайне мало специалистов, которые умеют это делать. До 2018 года предраковые заболевания третьей степени в Беларуси лечили онкогинекологи. Их у нас — 55 человек на всю страну. Но онколог специализируется на раке. Лечение предраковых состояний — это целая наука, целый пласт, который требует специального изучения и особой подготовки специалистов. Но у нас этого не происходит.
С 2018 года предраковые состояния у нас должны лечить гинекологи — Минздрав подписал соответствующее постановление. И это очень большой шаг вперед. У нас в стране 2 500 гинекологов, в каждой крупной поликлинике есть специальные кабинеты патологии шейки матки, где есть необходимое оборудование, специалисты.
Есть государственные курсы, которые ведет потрясающий специалист. Но он один на всю страну, он не может научить всех
Но тут мы сталкиваемся с другой проблемой — гинекологи в нашей стране не чувствуют себя уверенно при лечении предрака. Для этого нужны системные знания. Надо уметь увидеть изменения на шейке матки, понимать, что делать в каждом конкретном случае. Одну и ту же степень изменений в клетках шейки матки можно лечить по-разному: надо учитывать возраст женщины, динамику этих изменений и многие другие факторы в комплексе.
В медуниверситете этому не учат. Есть государственные курсы, которые ведет потрясающий специалист. Но он один на всю страну, он не может научить всех. А как одновременно научить делать мини-операции группу людей из 30 человек? Чтобы рука не дрогнула, чтобы полностью извлечь поврежденную ткань, не оставив ни одной поврежденной клетки. Это очень важный навык, который необходим каждому такому специалисту. Для этого надо учить либо индивидуально, либо в очень маленьких группах. У нас пока такого нет.
Кроме того, знания надо постоянно обновлять. Сходить на курсы раз в пять лет — недостаточно. Постоянно появляются обоснованные научные данные, которые тут же перетекают в клинические рекомендации.
Недавно к нам пришла беременная женщина с предраковыми изменениями третьей степени. Еще 5-10 лет назад считалось, что в таком случае нужно прерывать беременность. Сейчас появились новые исследования, которые говорят об обратном. То есть женщина может спокойно доносить ребенка и даже рожать естественным способом. Но гинеколог может этого не знать. А даже если знает, он не уверен. У нас есть общие стандарты лечения, но там не прописаны такие конкретные клинические случаи. Да и невозможно в стандартах прописать абсолютно все.
Сначала нужно систематизировать знания врачей, создать школу гинекологов, которые бы были высоко подготовлены в данной области
И гинеколог гонит эту бедную беременную женщину в 30-градусную жару опять к нам — к онкологам. А вы подумайте, что чувствует женщина после фразы: «Вам нужно проконсультироваться у онколога». Многие пациентки переживают огромный стресс, после которого еще долго восстанавливаются. Она ночь не спит, а когда мы говорим, что у нее нет рака, она просто не может в это поверить. А этих проблем бы не было, если бы врачи-гинекологи на местах были уверены в своих знаниях. Либо у них была бы возможность созвать консилиум, посоветоваться с коллегами — специалистами в этой области.
Во многих странах есть ассоциации врачей, которые занимаются предраковыми состояниями. В той же Украине это есть. Специалисты в таких обществах делятся знаниями, пошагово прописывают алгоритм действий в разных ситуациях, собираются на коллегиумы в сложных случаях. В Италии, например, есть даже два вида центров, которые занимаются лечением предрака: одни занимаются стандартными случаями, другие — сложными.
Год назад мы с коллегами ездили на обучение в такой центр, где изучают и лечат сложные случаи предрака. Это обучение организовывали ИМЕНА. Каждая пациентка была интересна даже нам, онкологам. Каждый раз мы все искали баланс между «сохранить жизнь» и «сохранить качество жизни». Но это уже индивидуальный подход. Нам надо к этому стремиться. Но сначала нужно систематизировать знания врачей, создать школу гинекологов, которые бы были высоко подготовлены в данной области.
Хорошо, что ИМЕНА взялись за решение этой задачи. И взялись основательно: нашли специалистов, которые могут обучать врачей, подготовили программу обучения, где учли все, что нужно знать и уметь врачам. ИМЕНА — это уникальный проект, и я очень хочу, чтобы он жил.
«Женщина не должна полагаться на шанс»
— В Беларуси очень развита онкология как раздел медицины, есть квалифицированные врачи, современное оборудование и эффективные методики лечения. Но идеальная цель — сделать все, чтобы женщине не нужно было идти к онкологу, выявить и вылечить болезнь на ранней стадии. Для этого важно принять ряд мер.
Нужно улучшать диагностику. У женщин берут мазок на цитологию, которая должна показать, есть ли какие-то предраковые изменения в шейке матки. В большинстве случаев в Беларуси такие тесты проводят по методике, которой больше 100 лет. Ее чувствительность и информативность — невысокие и зависят от опыта и квалификации персонала.
Но есть более эффективные тесты. В Беларуси их уже начали внедрять, в основном платно или в небольших масштабах. Но если они будут доступны каждой женщине, которая пришла в поликлинику делать такой анализ, она может быть уверена в результатах.
Вторая важная проблема — отсутствие организованного скрининга, т. е. регулярного «запрограммированного» осмотра. Сейчас услуги по диагностике довольны доступны. Но происходит так: женщина раз в год может прийти в поликлинику, провериться. А может не прийти. Если придет, у нее могут выявить какие-то проблемы. А могут не выявить из-за недостатков теста или опыта у врача. Если эти проблемы выявят, она может попасть к знающему специалисту, который ей поможет. А может не попасть.
Женщина не должна полагаться на шанс. На каждом этапе система должна работать четко и слаженно. Всем без исключения женщинам определенного возраста должны предлагать тесты. Если все хорошо — один алгоритм работы. Если есть вопросы — другой алгоритм.
Скрининг, ранняя диагностика и доступ к лечению — основные условия снижения заболеваемости и смертности
Чтобы предотвратить большую часть рака и снизить смертность почти до нуля, нужна четко продуманная программа. Она включает оценку рисков, тщательное документирование анализов, создание баз данных. В этом случае и женщина, и ее врач хорошо понимают, какое исследование и когда нужно пройти.
И очень важно, чтобы современными алгоритмами пользовались врачи во всей стране. Сейчас в Минске у женщины больше шансов получить качественную и своевременную помощь. В регионах возникают проблемы самого разного характера. Там помощь менее доступна, у женщины нет возможности выбирать или платить за обследование. А профильные специалисты могут находиться в другом городе, и у женщины может просто не быть возможности доехать до него.
Скрининг, ранняя диагностика и доступ к лечению — основные условия снижения заболеваемости и смертности. Если у женщины выявили предраковые изменения, ей нужна квалифицированная помощь. Нужно больше обученных врачей, чтобы оказать такую помощь
Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) работает вместе с ИМЕНА, чтобы помочь Министерству здравоохранения уменьшить заболеваемость раком шейки матки и улучшить здоровье женщин в Беларуси. ИМЕНА — это важный участник проекта, благодаря ИМЕНАМ люди вовлекаются в конкретные действия, лучше узнают о проблемах, становятся участниками улучшений.
Друзья, ИМЕНАМ нужна ваша помощь!
Мы будем работать над тем, чтобы женщины в Беларуси не умирали от рака шейки матки. Но сейчас наша работа может остановиться.
ИМЕНА работают уже 4 года. Сегодня благодаря поддержке ИМЕН работают 18 проектов, которые помогают 9 000 людей: детям и взрослым с тяжелыми заболеваниями, женщинам, пострадавшим от насилия, детям-сиротам, людям с психическими расстройствами, бездомным.
Все это — результат вашей поддержки и вашего доверия нам! И только благодаря вашей поддержке мы сможем продолжать работать дальше. Помогите ИМЕНАМ!
Четыре года мы собирали всю нужную сумму благодаря вашим небольшим, но регулярным пожертвованием: 5-10-20 рублей в месяц. Мы просим вас помочь любой суммой: разово или оформить регулярное пожертвование (подписку) в поддержку ИМЕН. Без вашей поддержки — и финансовой, и моральной — мы просто не справимся. Если 2 600 человек оформят подписку, например, на 5 BYN, то ИМЕНА соберут всю сумму, нужную ежемесячно!
Нажимайте кнопку Помочь и выбирайте любой удобный для вас способ помочь ИМЕНАМ:
- оформить ежемесячную подписку — один раз в месяц с вашей карты будет списываться выбранная вами сумма в поддержку ИМЕН
- сделать разовый перевод через нашу платформу или систему ЕРИП
- сделать пожертвование с мобильного телефона с помощью USSD-запроса.