Минчанка Ольга ехала по трассе М1, когда заметила птицу, которая медленно опускалась на обочину встречной полосы. Девушка сразу поняла, что с ней что-то не так. Опыта спасения диких животных не было, но смотреть как умирает раненая птица было выше ее сил.
— Машин вокруг не было, я съехала на обочину и вышла, — вспоминает Ольга. — Птица то испуганно прыгала, то замирала на месте, но взлететь не могла. До этого случая я была уверена, что одобряю естественный отбор в живой природе, что популяции он только на пользу. Но когда животное, сбитое машиной, лежит на обочине и медленно умирает, я не могу смотреть равнодушно и хочу помочь. Оказалось, что это может стать серьезным нарушением закона.
В машине нашелся плед, девушка бережно завернула в него птицу и отправилась на поиски ветеринара, который сможет оказать пострадавшей первую помощь. Пока Ольга сидела в очереди в ветеринарной клинике, она успела наплакаться, переживая за нового знакомца, и даже придумала ему имя — Яша. Знакомые подсказали — можно обратиться за помощью в «Сирин». Центр помощи диким животным «Сирин» не имеет государственного финансирования и существует исключительно за счет волонтерской помощи и благотворительных пожертвований.
«Пусть ваш звонок зафиксируют — тогда есть шанс доказать, что вы не браконьер»
Животный мир Беларуси — собственность государства, изъятие животного из живой природы — преступление, караемое штрафами. Этот постулат твердо должен знать каждый сердобольный человек, которому «птичку жалко». Руководитель центра «Сирин» Ирина Трояновская поясняет:
- Если произошло ДТП с участием животного — вызывайте ГАИ, как при любом дорожно-транспортном происшествии.
- Если же вы нашли сбитое или раненое животное, можно сразу звонить в ГАИ или МЧС из любой точки Беларуси. Сотрудники этих структур сами передадут животных природоохранному ведомству и возьмут на себя ответственность за их судьбу.
- В случае ДТП с участием животного вам, возможно, придется заплатить штраф. Но все-таки лучше вызвать ГАИ, чем уехать с места происшествия. В противном случае размер штрафа будет значительно больше. Особенно если разговор идет, например, о зубре. Хотя есть вариант, что причиной ДТП послужило неадекватное поведение животного, — тогда можно избежать штрафа. Вы позвоните куда-нибудь, пусть ваш звонок зафиксируют, чтобы было подтверждение, что вы не браконьер. Даже если у вас не получится добиться какого-то результата.
Если придерживаться буквы закона, то спасение дикого животного, оказание ему необходимой медицинской помощи — задача госструктур.
— В реальности чаще всего оно до их действий не доживает, — констатирует Ирина.
Такие случаи не редкость: достаточно пролистать сводку новостей, чтобы наткнуться на очередной несчастный случай на трассе. Иногда в таких ДТП гибнут люди. Но животные страдают гораздо чаще. Об одном из последних таких случаев сообщал 11 февраля информационный портал Гродно: возле города вблизи деревни Стриевка автомобиль столкнулся с зубром. У машины в результате столкновения был помят капот и крыша. Автомобиль с места происшествия эвакуировали сразу же, а раненый зубр пролежал на обочине всю ночь.
— Очень часто людям не хочется бросать животное на верную погибель, они его подбирают и отвозят в сельсовет или ветеринарную службу этого района. По закону это уже нарушение! Специалисты госструктуры обязаны составить акт изъятия дикого животного из естественной среды обитания и указать причину, по которой это произошло. Однажды в «Сирин» привезли лебедей, подобранных где-то под Слуцком. Спасители лебедей отвезли птиц на районную ветеринарную станцию. Ехали просто за осмотром ветеринара, скорее всего, даже не подозревали о необходимости составления какой-то официальной бумаги. По счастливому стечению обстоятельств у истории получилось такое хорошее завершение. Но это идеальный вариант.
— А неидеальные какие?
— Бывает по-разному. Иногда люди подбирают животное и сразу привозят нам. Кто-то оставляет больное животное дома, чтобы выхаживать самостоятельно. Кто-то отвозит в частную ветеринарную клинику: там его могут осмотреть и оказать ему помощь, но никаких официальных бумаг не выдадут. По закону оказывать помощь диким животным могут лишь государственные ветеринарные клиники. Остальные не могут это делать без специального разрешения Министерства природы.
«Значит, ему плохо, если он милый!»
Спасенная Ольгой птица оказалась канюком. Рентгеновский снимок показал, что у птицы поражены легкие, к тому же левое оказалось подбитым. Птица нуждалась в лечении и уходе, в живой природе она непременно погибла бы. Ольга купила лекарства, которые назначил ветеринар, и привезла канюка в «Сирин».
— Скорей всего, птицу зацепила фура, отсюда и травма, — предполагает Ирина Трояновская. — Плюс у него было что-то с позвоночником: не работали лапы, практически не работали крылья. Честно говоря, я думала, он не выживет.
Целую неделю Ирина выхаживала птицу дома. Через неделю канюк начал потихоньку вставать на лапы, махать крыльями. Но категорически отказывался самостоятельно есть. Еду в него приходилось запихивать принудительно. Но уже через две недели было ясно: птица будет жить! Канюк стал активным, и его перевезли в вольер. Вскоре волонтеры убедились, что хищная птица не утратила жизненных навыков и вполне способна охотиться на живую добычу.
— Тогда мы поняли, что он готов к выпуску, — улыбается Ирина. — Лечение и реабилитация заняли чуть больше месяца, и птица вернулась на волю. Хищные птицы не годятся на роль домашних питомцев: они же агрессивные! Беря раненых и больных животных, люди часто говорят: ах, он такой ручной, такой милый… Значит, ему плохо, если он такой милый! Погодите, когда ему полегчает, «мимимишность» как рукой снимет!
А не сходить ли на выпускной к… лебедям?
Центр помощи диким животным «Сирин» расположен примерно в 30 км от Минска, он арендует площадь под вольеры на территории фермерского хозяйства рядом с деревней Пианино Дзержинского района. Сюда можно приехать на экскурсию, предварительно договорившись о посещении. Средства, который центр зарабатывает на экскурсиях, идут на улучшение жилищных условий мохнатых и пернатых постояльцев и их пропитание.
Мы останавливаемся возле вольера, в котором неуклюже топчутся на месте темными, почти черными лапами два больших грязновато-серых лебедя.
— Как их зовут?
— Да никак, — пожимает плечами Ирина. — Какой смысл давать им имена? Они же готовятся к выпуску.
Ирина собирается выпустить лебедей на волю, когда реки окончательно освободятся от зимних оков, — а произойдет это ближе к апрелю. Лебеди в вольерах — совсем не воплощение грациозности. Они кажутся чуть ли не смущенными — словно им неловко перед людьми за собственную глупость. Обе птицы были спасены в Минске в районе книжного рынка на Даумана, обеих спасали сотрудники ГАИ.
— Сами виноваты, — сурово бросает Ирина, — никто не просил их запутываться в трамвайных проводах.
Строго говоря, в трамвайные провода врезался один из лебедей, второго нашли сидящим на дороге. К счастью, серьезных травм птицы не получили и сейчас чувствуют себя хорошо. Ирина Трояновская даже не знает, какого пола спасенные лебеди. Судя по тому, что периодически у них возникает желание построить в вольере гнездо, обе самки. Ирина обещает пригласить на выпуск лебедей всех желающих. Не пропустите!
Песец Полдень не станет шубой
Дикому животному место в дикой природе. Но есть и те, кто навсегда останется в вольере — из-за травмы уже не сможет жить в естественной для себя среде обитания. Тем, кто остается в «Сирине» на ПМЖ, придумывают имена. Это символично: давая животному имя, ты его словно «очеловечиваешь», одомашниваешь и, как следствие, сильнее к нему привязываешься. Тем, кто готовится к выпуску, человеческая привязанность ни к чему. Им нужна квалифицированная медицинская помощь, кормежка и временный приют.
А вот у белоснежного пушистого песца с черными глазками, черным носом и черным ошейником есть имя — Полдень. Однажды зверьку крупно повезло: звероферма, на которой он жил, разорилась. Пушистому любопытному зверьку не довелось узнать, что ему было уготовано пойти на шубку богатой модницы. Такая шубка и самому не помешает, должно быть, думает Полдень в сильные морозы. Тогда он сворачивается в клубок и прячет нос в теплую шерстку. Счастье есть! Полдень ужасно любопытен, но крайне застенчив. Время от времени он отправляется на прогулку — вот почему на нем ошейник.
Заяц в «Сирине» всего один. Семерых его сородичей одного за другим благополучно выпустили в дикую природу, а этот почему-то решил, что мирное житье в вольере его вполне устраивает. Правда, недавно у него чуть было не появился ушастый сосед: в «Сирин» позвонил мужчина, который нашел на обочине сбитого зайца. Осмотр специалиста установил, что у зверька перелом челюсти. Мужчина и его жена были готовы выходить бедолагу самостоятельно, оплатить лечение и только потом передать животное в «Сирин». Ветеринар осмотрел ушастика в субботу и назначил операцию на понедельник. Но уже в воскресенье утром мужчина снова позвонил Ирине Трояновской и, плача в трубку, рассказал, что заяц умер. К сожалению, далеко не все истории заканчиваются хэппи-эндом.
Спасти центр «Сирин»!
Сегодня «Сирин» — это единственный центр помощи диким животным в Беларуси. Он помогает раненым и больным диким животным вернуться в привычную среду обитания. А тех, кто не сможет выжить на воле, оставляет у себя и продолжает кормить и заботиться о них. Строительство вольеров для новых обитателей, покупка лекарств и провианта для животных и птиц, зарплата сотрудников центра, оплата аренды — вот статьи расхода, требующие постоянных финансовых вливаний.
Сейчас в центре находится около 50 питомцев, в этом году 8 из них готовятся к выпуску на волю. К Ирине Трояновской постоянно поступают все новые и новые просьбы о помощи от людей, которые нашли раненое или больное животное. Зимой в центр передают как минимум одного пострадавшего в неделю.
Сотрудники центра лечат и спасают зверюшек, попавших в беду, но сегодня в спасении нуждается сам «Центр». Ирина Трояновская подчеркивает, что центр работает в рамках действующего законодательства. Природоохранные законы написаны для того, чтобы защитить животных мир нашей страны от браконьеров и незаконной торговли дикими животными. Но очень часто у сотрудников центра просто не было выбора: ситуации требовали экстренной помощи пострадавшим животным, когда на сбор необходимых документов не оставалось времени. В результате проверки деятельности центр получил несколько штрафов от природоохранных ведомств. В ближайшее время «Сирину» нужно выплатить штрафы и до конца марта достроить необходимые вольеры. В противном случае единственный в Беларуси центр помощи диким животным просто прекратит свое существование.
— Никаких обид на государство у нас нет, — подчеркивает Ирина. — Закон есть закон. Мы не собираемся обижаться или искать виноватых, нам нужно развиваться и двигаться вперед. Нужно работать и строить — и по возможности быстро!
Друзья, мы просим вас поддержать доброе дело! Этот тот случай, когда надо действовать быстро: ведь если «Сирин» закроется, его лохматые и пернатые обитатели останутся без крыши над головой. Неважно, сколько денег вы перечислите. Если у вас нет возможности пожертвовать крупную сумму, перечислите столько, сколько вы тратите на чашку кофе или на шоколадку. Нажимайте кнопку «Помочь», и вы спасете песца, лисицу, сов, лебедей, веселых енотов Пончу и Сережку и других обитателей центра. Жизнь питомцев «Сирина» в ваших руках!
Консультант Управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Железнова:
— Поверьте, мы только рады, что у нас есть люди, которые не безразлично проходят мимо, а готовы броситься на помощь раненому, больному, сбитому автомобилем животному. Но часто благие побуждения приводят к большим нарушениям. Случалось, люди подбирали сбитую на трассе лису и укладывали в машину рядом с ребенком, а животное было заражено бешенством. Поэтому изъятие животного из живой природы должно производиться все-таки специалистами. Вашим вкладом в спасение может быть звонок по телефонам 101 и 102. Дежурно-оперативные службы МЧС и МВД передадут информацию природоохранным ведомствам, и спасением животного займутся профессионалы. Приобретая машину или квартиру, человек знает, что необходимо оформить определенный пакет документов. Но когда дело касается изъятия или покупки дикого животного, ни у кого не возникает мыслей об оформлении документов. Может быть, это звучит жестко, но если система будет функционировать нормально и все будут осознавать ответственность за свои действия, через год-два мы придем к нормальному положению вещей.
Минприроды разработало проект постановления, определяющего порядок взаимодействия государственных и иных органов при выявлении животного, которое может представлять угрозу жизни и здоровью людей или находится в бедственном положении. Этот документ поможет упорядочить процедуру изъятия животного и четко распределить обязанности между сторонами. Документ уже прошел криминологическую экспертизу и направлен в Совет Министров.
Имена работают на деньги читателей. Вы присылаете 5, 10, 20 рублей, а мы делаем новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Имена — для читателей, читатели — для Имен. Нажимайте сюда и выбирайте удобный способ для перевода!