Глеб, Семен и Леша — типичные дети с аутизмом из Беларуси. Большая часть их жизни прошла дома. Не было у них ни друзей, ни развлечений, ни перспектив. Трое мужчин: Андрей, Дмитрий и Антон — типичные успешные взрослые в нашей стране. Они привыкли быть на виду, добиваться любых целей и строить новые планы. Однажды в воскресенье утром они стали тренерами для этих мальчишек. Потому что хотят, чтобы дети с аутизмом жили полноценной жизнью.
21 июня пройдет «Минский триатлон» — самая крупная спортивная гонка по этому виду спорта в Беларуси. Проводится она по международным стандартам IronMan. 2000 человек будут бежать, плыть и ехать на велосипеде дистанции, которые выберут. Среди них будут знаменитости, белорусские и зарубежные спортсмены и просто любители спорта. Будут там и дети, в том числе, дети с аутизмом.
Организаторы «Минского триатлона» решили поддержать ребят с аутизмом. Часть средств, вырученных от этого мероприятия, они направят в поддержку проекта ИМЕН «Уроки для детей с аутизмом».
А еще помогут ребятам с аутизмом подготовиться к этой гонке.
— Это гонка! Хэ! Гонщик!
Ничего больше не слышно. Мальчишки так увлеченно крутят педали, что гул от велотренажеров заглушает все звуки, кроме их энергичных возгласов.
Тренировка в самом разгаре. Дети уже поскакали на фитболах, повисели на шведской стенке, проверили на прочность все тренажеры. А сейчас все начали сначала и взялись за дело уже серьезно.
После великов пойдут на беговую дорожку и тренажер для гребли: на триатлоне нужно будет ехать на велосипеде, бежать и плыть. Так что готовиться нужно основательно.
«У него мощность на уровне сильнейших триатлонистов страны»
Дмитрий помогает Семену освоить беговую дорожку.
— Шаг старайся не затягивать, длинными шагами не бежим. Здесь корпус уже не наклоняй, держи ровно. Голову не наклоняем, ровненько держим корпус, ровненько. Нравится тебе большими шагами бежать?
Семен не отвечает.
— Он вас не слышит! — говорит тренеру мама Семена.
— Как это не слышит?
— Длинные фразы он воспринимает как шум. Говорите коротко, например: «Спину ровно». И не давайте ему смотреть в зеркало, а то он уходит в себя, в свой мир.
Тренер становится перед беговой дорожкой на уровне глаз Семена, заслоняет собой зеркало.
— Семен, смотри на меня. Голову подними! Спину ровно!
Юноша смотрит на тренера. Потом поднимает голову, выпрямляет спину. И бежит как надо.
Семену 16 лет, и у него аутизм. Он ходит в школу, а в свободное время — на занятия в инклюзив-театре «i». В театре Семен уже второй год, здесь его впервые в жизни поняли и приняли.
— Я не умею плавать, не бегаю большие дистанции, а на велосипеде катался лет 10 назад
Театр работает уже шестой год. За это время педагоги научились правильно взаимодействовать с детьми с аутизмом, находить подход к каждому. В итоге они собрали уникальный опыт, к ним за консультациями стали обращаться педагоги со всей Беларуси и даже из других стран. Тогда в театре поняли, что нужно дать возможность получить доступ к этим знаниям всем педагогам страны.
Так появился новый проект «Уроки для детей с аутизмом». В нем будет 108 видеоуроков и 10 дополнительных видеороликов о нюансах поведения разных детей с аутизмом. Если этот проект получится реализовать, педагоги всей страны — в школах, на кружках и спортивных секциях — смогут научиться взаимодействовать с детьми с аутизмом. А дети с аутизмом смогут жить обычной жизнью.
Минские триатлонисты узнали об этом проекте и решили помочь.
— Мы хотим, чтобы дети с аутизмом имели те же возможности, что и остальные дети. Гуляли, учились, участвовали в тех же соревнованиях, ходили на те же кружки. Поэтому решили поддержать этот проект — объясняет Дмитрий Толкачев, организатор «Минского триатлона».
Дмитрий — директор национальной сборной по триатлону, 10 лет тренировал белорусских триатлонистов, его воспитанники 34 раза становились абсолютными чемпионами Беларуси. А сегодня он — тренер Семена. И в восторге от своего нового воспитанника.
— Вы посмотрите, что он творит! У него мощность на уровне сильнейших триатлонистов страны! Он — талант!
Дмитрий всерьез взялся за Семена. Говорит, у юноши есть все шансы пройти дистанцию до конца уже в этом году, а в будущем из него может получиться отличный спортсмен. Семен слышит такое впервые. Он любит спорт, но с ним никогда всерьез не занимались тренеры. После нескольких неудачных попыток мама просто перестала водить его в спортивные секции. Из-за того, что взрослые обращали внимание только на диагноз, с которым не могли справиться, огромный талант ребенка оставался незамеченным.
Андрей не умеет плавать, но будет участвовать в гонке ради Леши и еще сотен детей с аутизмом.
Андрей Ткачев, тренер по фитнесу, 21 июня впервые в жизни будет участвовать в триатлоне.
— Я не умею плавать, не бегаю большие дистанции, а на велосипеде катался лет 10 назад. Но мне предложили поучаствовать, чтобы поддержать ребят с аутизмом. Я ввязался только поэтому.
Мы общаемся с Андреем, другими тренерами и организаторами. К нашей группе подходит 12-летний Леша и говорит:
— Дядя Андрей, покажите мне, пожалуйста, как правильно надо делать!
Леша, как и Семен, ребенок с аутизмом. У него хорошая физическая подготовка. Например, в бассейн мальчик стал «ходить», когда ему было шесть месяцев. Умеет играть в футбол, ездить на велике. Но все это делает вместе с мамой. Мама записывала Лешу на разные секции: на карате, танцы, теннис и много куда еще. Но через какое-то время кружки приходилось бросать: на Лешу кричали, доводили до слез либо просто сажали в уголок и не занимались с ним. Даже для индивидуальных занятий, которые стоят в три раза дороже, тренеры не находили время.
В этом году Леша пришел в студию театра «i». Тут к нему нашли подход, и мальчик сразу нашел друзей. А теперь благодаря этой студии оказался здесь, на тренировке, где его не прогоняли, а ждали.
— Леша, пойдем на тренажере для гребли потренируемся.
— Вы меня приглашаете?
— Конечно.
Леша старается изо всех сил. Сосредотачивается, работает активно, быстро и долго. От нагрузки краснеет.
— Смотри, руки надо до конца доводить, не до середины.
Леша так вас не поймет, — включается мама Леши. И добавляет, что Леше сложно понимать объяснения, но если показать, сразу все усвоит. А потом предупреждает, что у мальчика низкий болевой порог: он не почувствует, что устал, не остановится сам.
Андрей кивает и меняет подход.
— Леша, смотри на меня. Надо делать вот так. И не спеши. Медленнее.
Леша замедляется, повторяет за тренером.
«С ними можно гонять на велике как с любыми детьми»
Семилетнему Глебу больше всего понравился велотренажер. Правда, в зале под его рост великов не нашлось. Но Глеба это не смущало: мальчик буквально прилип к одному из велотренажеров, забрался на раму и стал пробовать крутить педали. Его сестра Соня, которая пришла на тренировку вместе с ним, пыталась помочь брату. Девочка учила мальчика ставить ноги на педали, но Глеб ничего не понял. Возню детей заметил Антон Дмитриев и стал им помогать.
Антон — успешный бизнесмен. Триатлоном занимается уже четвертый год. И опыт общения с детьми с аутизмом у него тоже есть. Потому знал, что в первую очередь нужно выяснить у родителя, как правильно взаимодействовать с ребенком.
— Они подскажут, на что обращать внимание и как себя вести. С детьми с аутизмом нужно быть более внимательным, вот и все. И они совершенно классные. С ними можно играть и гонять на велике как с любыми другими детьми. И сегодня я здесь, потому что хочу это донести до других людей.
Антон быстро нашел общий язык с Глебом, хоть ребенок пока почти не разговаривает. Для детей с аутизмом очень важна среда: они тянутся за остальными, перенимают привычки и навыки других людей. Глеб ходит в детский сад при центре коррекционного развития. В этой группе детского сада у Глеба мало возможностей для развития — никто из детей в группе не говорит. Зато есть специалисты: логопед и дефектолог, которые с ним могут работать.
Мама Глеба рассказала, что до поступления в этот сад много раз пыталась найти нужных специалистов за пределами центра. Но все отказывались: говорили, что не знают, как работать с мальчиком.
Даже для индивидуальных занятий, которые стоят в три раза дороже, тренеры не находили время
Несколько месяцев назад Глеб начал ходить театр «i». Там педагоги спокойно и уверенно занимаются с мальчиком — они знают, что делать. Проблема не в том, что Глеб такой сложный. Проблема в том, что педагоги не знают, как найти подход к нему. Если бы у них были нужные знания, ребенок мог бы ходить в обычный детский сад и быстрее бы развивался.
Что можете сделать вы?
Участники «Минского триатлона» впечатлились, когда узнали об «Уроках для детей с аутизмом» и решили поддержать этот проект и словом, и делом, и рублем. Они будут продолжать тренировать мальчишек и общаться с ними. Часть денег от «Минского триатлона» организаторы перечислят проекту.
- Вы тоже можете помочь! Нажимайте кнопку «Помочь», оформляйте ежемесячную подписку (автоматическое списание средств с карты в поддержку проекта) или делайте разовый перевод. Всего 5-10 рублей от нас всех — и таких ребят, как Леша, не будут выгонять из спортивных секций. Такие ребята, как Семен, смогут проявить свои таланты. А такие, как Глеб, смогут пойти в обычный сад или школу.
- А еще у нас есть предложение для бизнеса. Приходите 21 июня на триатлон своими командами. За каждый километр, который пробегут ваши сотрудники, перечисляйте ту сумму, которую посчитаете нужной. Это принесет пользу вам: сотрудники подружатся между собой, вы сможете выступить в своем едином корпоративном стиле, а мы обязательно про вас расскажем в своих соцсетях.
- Также вы сможете стать благотворительным спонсором дистанций. Каждый километр, который преодолеют все участники дистанций, вы можете конвертировать в один белорусский рубль и передать в поддержку проекта.
Если у вас есть вопросы или вы хотите получить индивидуальное предложение, пишите по адресу: [email protected]